Урок биологии в 5 классе "Свойства живого"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Свойства живого" в соответстии с требования ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_5_klass_fgos.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
Морозова Л.Г.
учитель биологии
МБОУ «Школа-гимназия»
г. Ярцева Смоленской области
Тема урока «Свойства живого»
Цель урока: сформировать понятие о свойствах живого.
Задачи урока:
- углубить и расширить знания о признаках (свойствах) живой природы;
- продолжить работу по формированию биологических терминов;
- формировать умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- учить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов;
- развивать самостоятельную деятельность; умения работать в группе;
- развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения ИКТ.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: научиться давать определение понятиям «обмен веществ между организмом и окружающей средой», «организм», «орган»; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; характеризовать органы живого организма и их функции
метапредметные:
- познавательные – работать с различными источниками информации; классифицировать, сравнивать факты и явления; анализировать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей
- регулятивные – планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
-коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание единства живой природы и необходимости ее охраны
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Устная оценка учителя | |
2. Проверка домашнего задания | 1. Устный опрос 2. Работа по карточкам. 3. Работа у доски. | Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Один ученик перечисляет культурные растения указывая их использование человеком. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник. | |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | - Назовите представителей живой и неживой природы. (слайд 2) - Скажите, чем отличается живая природа от неживой? Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. - Назовите известные вам признаки живых тел (питание, дыхание, передвижение …). - Заполните кластер «Свойства живых организмов» (слайд 4) - Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки? (существуют еще какие-то признаки) - Именно о них и пойдет речь на нашем уроке. | Выдвигает проблему | Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают презентацию, отмечают живые и неживые организмы. Заполняют кластер, работают в парах. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в парах. | Устная оценка учителя |
4. Изучение нового материала. 5.Самостоятельная работа учащихся | - Ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях) - У нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше. - Где и как узнать! (учебник стр. 9-11) - Используя учебник, заполните кластер полностью - Проверим перечисленные признаки живого (слайд 5) | Организует работу Используя учебник, заполните кластер полностью | Работа с учебником и тетрадями Работа с учебником с. 9-11 | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
6. Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка | Мы топаем ногами, | Учащиеся выполняют движения | Устная оценка учителя | |
7. Изучение нового материала | Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение свойственным живым существам – организмам. (слайд 6). Живые организмы очень разнообразны. (слайд 7). - чем отличаются друг от друга живые организмы? -в чем сходство всех живых организмов? (слайд 8) Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу. (слайд 9) - назовите органы животного и растения, которые изображены на слайде 6. Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные –дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам. Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света. При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа. | Найдите в учебнике определение понятий: рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и запишите в тетрадь Найдите в учебнике определение организма, запишите определение себе в рабочую тетрадь. Найдите в учебнике определение органа, запишите определение себе в рабочую тетрадь | Учащиеся рассматривают примеры, предложенные в учебнике. Устно отвечают на вопросы. Делают вывод. Находят определения и записывают их в тетрадь. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
8. Закрепление знаний | - Ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали? - Какие аргументы можно привести, доказывая, что комок глины - неживой объект? (слайд 10) - Как вы себе представляете такой признаках живых организмов, как клеточное строение? (размножение и развитие, раздражимость). (обсуждение) | Учитель задает вопросы | Данные понятия повторяются при демонстрации слайдов. | Учитель оценивает учащихся отметкой | |
9. Рефлексия | Ребята сегодня на уроке мы с вами выделили свойства живого, что такое орган и организмы. Достигли вы этой цели? (слайд 6 и 9) Закончите предложение: На уроке я работал... Я узнал... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение.. | Учитель задает вопросы | Устные ответы учащихся | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
10. Домашнее задание | § 2, читать, стр. 8-12 Творческое задание (по выбору) - Фоторепортаж «Признаки живых организмов» - Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов» (слайд 15) | Устно объясняет домашнее задание | Записывают задание в дневник |
Список литературы
1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
2. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: методическое пособие. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/Сост. Н.А. Богданов.- М.: ВАКО, 2014г
Интернет-ресурсы
1.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-44003
2.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-31663
3. http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"
Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,...
Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс
В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...
Урок «Биология – наука о живой природе».
Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...
План урока Биология -наука о живой природе
План урока Биология -наука о живой природе...