Урок биологии в 5 классе "Свойства живого"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Морозова Людмила Григорьевна

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Свойства живого" в соответстии с требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_5_klass_fgos.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Морозова Л.Г.

  учитель биологии

МБОУ «Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Тема урока «Свойства живого»

                Цель урока: сформировать понятие о свойствах живого.

   Задачи урока:

- углубить и расширить знания о признаках (свойствах) живой природы;

- продолжить работу по формированию биологических терминов;

- формировать умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить   нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- учить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов;

- развивать самостоятельную деятельность; умения работать в группе;

- развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения ИКТ.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: научиться давать определение понятиям «обмен веществ между организмом и окружающей средой», «организм», «орган»; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; характеризовать органы живого организма и их функции

метапредметные:

- познавательные – работать с различными источниками информации; классифицировать, сравнивать факты и явления; анализировать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей

- регулятивные – планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

-коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения

личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание единства живой природы и необходимости ее охраны


Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1.  Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради,  дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания

1. Устный опрос

2. Работа по карточкам.

3. Работа у доски.

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Один ученик перечисляет культурные растения указывая их использование человеком.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

-  Назовите представителей живой и неживой природы. (слайд 2)

-  Скажите, чем отличается живая природа от неживой?

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы.                                    

- Назовите известные вам признаки живых тел

 (питание, дыхание, передвижение …).

- Заполните кластер «Свойства живых организмов» (слайд 4)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки) 

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Выдвигает проблему

Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают презентацию, отмечают живые и неживые организмы.

Заполняют кластер, работают в парах.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в парах.

Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала.

5.Самостоятельная работа учащихся

- Ребята, сформулируйте тему и  задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

- У нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

- Где и как узнать! (учебник стр. 9-11)

- Используя учебник, заполните кластер полностью

- Проверим перечисленные признаки живого (слайд 5)

 Организует работу

Используя учебник, заполните кластер полностью

Работа с учебником и тетрадями

Работа с учебником с. 9-11

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

6. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь писать начнем.

Учащиеся выполняют движения

Устная оценка учителя

7. Изучение нового материала

Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение свойственным живым существам – организмам. (слайд 6).

Живые организмы очень разнообразны. (слайд 7).

- чем отличаются друг от друга живые организмы?

-в чем сходство всех живых организмов? (слайд 8)

Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу. (слайд 9)

- назовите органы животного и растения, которые изображены на слайде 6.

 Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные –дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам.

Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света.

При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа.

Найдите в учебнике определение понятий: рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и запишите в тетрадь

Найдите в учебнике определение организма, запишите определение себе в рабочую тетрадь.

Найдите в учебнике определение органа, запишите определение себе в рабочую тетрадь

Учащиеся рассматривают примеры, предложенные в учебнике.

Устно отвечают на вопросы. Делают вывод.

Находят определения и записывают их в тетрадь.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Закрепление знаний

- Ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

- Какие аргументы можно привести, доказывая, что комок глины - неживой объект? (слайд 10)

- Как вы себе представляете такой признаках живых организмов, как клеточное строение? (размножение и развитие, раздражимость).

(обсуждение)

Учитель задает вопросы

Данные понятия повторяются при демонстрации слайдов.

Учитель оценивает учащихся отметкой

9.  Рефлексия

Ребята сегодня на уроке мы с вами выделили свойства живого, что такое орган и организмы. Достигли вы этой цели? (слайд 6 и 9)

Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение..

Учитель задает вопросы

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя. Делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

10. Домашнее задание

§ 2, читать, стр. 8-12

Творческое  задание (по выбору)

- Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

- Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов» (слайд 15)

Устно объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневник

Список литературы

1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.                    

2. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: методическое пособие. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.                    

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/Сост. Н.А. Богданов.- М.: ВАКО, 2014г

Интернет-ресурсы

1.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-44003

2.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-31663

3. http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"

Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,...

Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс

В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...

Урок «Биология – наука о живой природе».

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...

План урока Биология -наука о живой природе

План урока       Биология -наука о живой природе...