Урок «Биология – наука о живой природе».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2urok.doc | 54.5 КБ |
2urokl.ppt | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Биология – наука о живой природе».
Цели.
Предметные результаты:
сформировать умение объяснять значение живых организмов в жизни человека.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Диалог Антошки и биолога на с. 36. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Какова роль биологии в жизни современного человека? Составление плана (роль биологии). 1 3 2. – Вспомните, что вы уже знаете из начальной школы. Учитель фиксирует на доске факты, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1 – Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий»? разных царств? (§2, 4–5.) – Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? (4-й класс.) – Чем может, а чем не может питаться человек? (Жизненный опыт.) | Учебник, иллюстратив-ный материал по экологии и физиологии человека, посвящённый здоровому образу жизни. | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
II. Совместное открытие знаний. | Учитель просит ребят открыть учебник на с. 36–40. 1 По мере изучения роли биологии в жизни людей рядом с вопросом на доске фиксируются свойства живого. Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание. 2 1. Группа №1. – С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни. – Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше? – Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния? – Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»? Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку. 1 3 2. Группа №2. – С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей. 1 2 – Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне? – Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы: Какие вещества должна включать пища человека? Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы? Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему? Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1 3. Группа №3. – Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. 3 – Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4. 1 2 2 3 – Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать? Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье. 4. Группа №4. – Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу? 1 2 2 3 Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху. Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. 3 | Коммуникативные УУД 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные УУД 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. 2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). 3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.) Регулятивные УУД 3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | |
III. Самостоятельное применение знаний. | Вопросы на с. 40. Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 1–2 задания на необходимом и 1–2 задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму. 2 | Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. ТОУУ | |
IV. Итог урока. | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? – Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антошка: Я, конечно, люблю нашу собаку, да и всех живых существ. Но знание пестиков и тычинок сейчас старомодно. Ныне век компьютеров, роботов, искусственных материалов. Биолог: Какую бы сложную технику ни изобрёл человек, она никогда не заменит нам живой природы. Биология в ХХI веке станет одной из самых важных наук. КАКОЙ ВОПРОС МЫ БУДЕМ ОБСУЖДАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?
Какова роль биологии в жизни современного человека? ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ НА УРОКЕ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий», разных царств? Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? Чем может, а чем не может питаться человек?
ПЛАН УРОКА ГРУППА 1 (рис . 5.1) Докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни. ГРУППА 2 (рис . 5.1, 5.2, 5.3) К ак живые организмы обеспечивают нас пищей ? Какие вещества должна включать пища человека? ГРУППА 3 (рис. 5.4) Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. Сформулируйте правила здорового образа жизни. ГРУППА 4 (рис . 5.5, 5.6) Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?
ОТВЕТ НА ВОПРОС УРОКА К акова роль биологии в жизни современного человека? МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ СХЕМЫ БИОЛОГИЯ достичь гармонии с живой природой сохранить необходимую для жизни человека окружающую среду накормить людей сохранить здоровье
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Как знание биологических закономерностей позволяет повысить качество жизни человека? В каких жизненных ситуациях мы пользуемся биологическими знаниями? Какие технические изобретения человек «подсмотрел» у живой природы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 5, три задачи из задачника-практикума на выбор .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме: "Биология – наука о живой природе"
Конспект к первому уроку в 6 классе.Классический урок на изучение нового материала....
Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс
В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
План урока Биология -наука о живой природе
План урока Биология -наука о живой природе...
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"
Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа...