презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме
Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_urokam_ekologii_i_biologii.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: Цель : Познакомиться с организменной средой жизни. Задачи: Выяснить особенности среды Узнать способы классификации паразитов Ознакомиться с представителями и их адаптациями к среде
В течении или части жизненного цикла многие виды гетеротрофных организмов обитают в других живых организмах, тела которых служат для них средой, значительно отличающейся от внешней по своим свойствам. Картофель, пораженный фитофторой Пораженные грибом головней колос и зерновка
Особенности организменной среды
Использование одними живыми организмами других в качестве среды обитания – очень древнее и широко распространенное явление в природе. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Чем выше организация хозяев, чем больше степень дифференцированности их тканей и органов, тем более разнообразные условия они могут предоставить своим сожителям.
Например птицы. Разнообразие мельчайших существ, живущих на них, поистине ошеломляюще. Практически в любых органах птицы можно обнаружить разнообразных паразитических червей.
Паразитизм - явление столь всеобщее, что единственные живые существа, не подверженные нападению паразитов, это те паразиты, которые представляют собой последнее звено длинной цепи питания. Однако чем ниже на эволюционной лестнице находится та или иная группа живых организмов, тем больше она включает видов паразитов. Некоторые группы низших животных,особенно это касается плоских червей, нематод и некоторых членистоногих, состоят исключительно из паразитических форм. Нематоды
Несколько паразитирующих видов есть и среди высших цветковых растений. Заразиха Повилика европейская Классический пример - виды рода ( Rafflesia ), у которых вегетативное тело - это нити, напоминающие гифы гриба, погруженные в ткани питающего растения. Снаружи развиваются лишь огромные (до 1 м в диаметре) цветки. Раффлезия Арнольди
Между паразитами и хозяевами в процессе эволюции возникли сложные взаимоотношения. Различные их оттенки отражают пути возникновения паразитизма. Первый путь - простое « квартирантство ». Нередко более мелкий организм поселяется в жилище более крупного или вблизи него и со временем переходит на тело хозяина, а затем и внутрь, переключаясь на питание за счет его жизни или соков и таким образом причиняя ему вред. Животное-паразитоид наездник, откладывающий яйца в тлю (1); Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска беззубки (2)
Второй путь перехода к паразитизму - через хищничество. Так, хищник при нападении на крупную добычу, которую не может уничтожить и съесть сразу, при определенных условиях проникнув внутрь тела хозяина и найдя там благоприятную среду, может превратиться в паразита. Организм хозяина для паразита становится средой обитания. Третий путь - случайное проникновение будущего паразита в организм хозяина. Например, крупные животные могут заглатывать с пищей мелкие формы, некоторые из них не погибают, а, приспосабливаясь к новым условиям, превращаются в паразитов.
Человеческая аскарида 1-самец, 2-самка Бычий цепень
В ряде случаев паразиты сами становятся средой обитания других видов - возникает явление сверхпаразитизма, или гиперпаразитизма . Например, для паразита капустной белянки наездника ( Apanteles glomeratus ) известно более 20 видов вторичных паразитов из перепончатокрылых. Явления сверхпаразитизма в растительном мире сравнительно редки.
Отличают:
Особенности строения и жизнедеятельности Паразиты обитают в специфических условиях внутренней среды хозяина. С одной стороны, это дает им ряд экологических преимуществ, а с другой - затрудняет осуществление их жизненного цикла по сравнению со свободноживущими видами. Редуцированность органов и систем органов (у ленточных червей отсутствует пищеварительная система и редуцирована нервная)
Тело многих эндопаразитов покрыто плотной оболочкой – кутикулой (бычий цепень) Преимущественно анаэробный тип обмена веществ Синхронизация их жизненных циклов с сезонным развитием растений-хозяев, позволяющая осуществить заражение хозяина в нужный момент
Повышенная способность к размножению, выработка сложных жизненных циклов, использование переносчиков и промежуточных хозяев Весьма тонкая биохимическая специализация - выработка определенного набора ферментов, облегчающего проникновение в тело хозяина и использование поступающих от него веществ
Выводы Отношения между паразитом и хозяином в растительном и животном мире определенным образом уравновешены. Очевидно, паразит не может размножаться до такой степени, чтобы привести к вымиранию популяции хозяина и лишить себя "кормовой базы". Паразиты, так же как и свободноживущие виды, имеют сложную систему приспособлений к своей среде обитания. Их строение и организация отражают специфику этой среды. Развиваются сходные типы приспособлений у представителей разных групп, ведущих паразитический образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Гипотезы возникновения жизни"
Материал презентации соответствует программе (Авторская линия В.В. Пасечника, базовый уровень).На уроке биологии в 9 кл " Гипотезы возникновения жизни" обучающиеся знакомятся с ...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...
презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".
Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока....
Презентация к уроку биологии в 8 классе "Внутренняя среда организма"
Презентация к уроку биологии в 8 классе "Внутренняя среда организма"....
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Презентация подготовлена для изучения темы "Внутренняя среда организма" в 8 классе. По ходу урока раскрываются основные понятия темы: лимфа, кровь, тканевая жидкость, резус-фактор, правила п...
технологическая карта урока Биология 9 класс "Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека."
Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков....