Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии. 9 Класс. По программе И.Н. Пономаревой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 525 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса
.
п. Козулька
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии.
Цели и задачи изучения предмета :
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В тексте программы используется система условных обозначений:
Л.р- лабораторная работа;
К.Р-контрольная работа
П.Р.- практическая работа
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 5-9 классов (базовый уровень) авторов: Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Симоновой Л.В./ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой/ (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
Рабочая программа по биологии для 9 класса реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: РКПМЧ, информационно-коммуникационных, проектных, исследовательских. В процессе освоения учебного материала используются разные методы и формы обучения, но особое внимание уделяется частично – поисковому и исследовательскому методам, индивидуальной, парной, групповой формам обучения.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа разработана на основе базисного учебного плана. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) из них 4 часа на лабораторные работы; 3 часа на практические работы; 3 часа на контрольные работы. Срок реализации программы 1 год.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание тематического плана
Тема 1. Введение в основы общей биологии (3часа)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Экскурсия
Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)
Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Л.Р. «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток"
К.Р. «Основы учения о клетке»
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Л.Р. «Рассматривание делящихся клеток растений под микроскопом»
К.Р. «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (12 часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний
П.Р. «Решение генетических задач»
П.Р. «Решение генетических задач. Генетика пола»
П.Р. «Решение генетических задач сцепленные с полом»
Л.Р. «Изучение изменчивости у организмов»
Л.Р. «Выявление генотипических и фенотипических изменений у растений »
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6часов)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
К.Р. по теме «Селекция организмов»
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Тема 7. Учение об эволюции (11 часов)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Саратовской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Л.Р. «Приспособленность организмов к среде обитания»
К.Р. «Учение об эволюции»
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Тема 9. Основы экологии (11 часов)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Саратовской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Саратовской области. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Саратовской области экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Саратовской области при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Саратовской области. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
К.Р. по теме «Основы экологии»
10. Заключение (1ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ раздела | Содержание | Кол-во часов | В том числе контрольных работ |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | |
2 | Основы учения о клетке | 9 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 13 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 6 | 1 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | |
7 | Учение об эволюции | 11 | 1 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | |
9 | Основы экологии | 11 | 1 |
10 | Заключение | 1 | |
ИТОГО | 70 | 3 |
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | 9а | 9в | 9г | |
Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа) | |||||
1 | Биология - наука о живом мире. | ||||
2 | Общее свойство живых организмов | ||||
3 | Многообразие форм живых организмов. Экскурсия | ||||
Тема 2. Основы учения о клетке (9 часов) | |||||
4 | Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | ||||
5 | Химический состав клетки | ||||
6 | Белки и нуклеиновые кислоты | ||||
7 | Строение клетки | ||||
8 | Л.Р. Органоиды клетки | ||||
9 | Обмен веществ - основа существования клетки | ||||
10 | Биосинтез белков и жиров в клетке . | ||||
11 | Биосинтез углеводов. Фотосинтез. | ||||
12 | Обеспечение клеток энергией | ||||
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов) | |||||
13 | Типы размножения | ||||
14 | Л.Р. Деление клетки. | ||||
15 | Образование половых клеток. Мейоз | ||||
16 | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез | ||||
17 | Обобщение темы "Типы размножения. онтогенез." | ||||
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (13 часов) | |||||
18 | Из истории развития генетики. | ||||
19 | Основные понятия генетики | ||||
20 | Генетические опыты Менделя | ||||
21 | Дигибридное скрещивание. | ||||
22 | П.Р. Решение генетических задач | ||||
23 | Сцепленное наследование генов и кроссенговер | ||||
24 | Взаимодействие генов и их множественное действие | ||||
25 | Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом. | ||||
26 | П.Р. "Решение задач на II и III закон" | ||||
27 | Наследственная изменчивость | ||||
28 | Л.Р. "Типы изменчивости" | ||||
29 | П.Р. решение генетических задач | ||||
30 | Наследственные болезни человека | ||||
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6 часов) | |||||
31 | Генетические основы селекции организмов | ||||
32 | Особенности селекции растений. | ||||
33 | Особенности селекции животных | ||||
34 | Основные направления селекции микроорганизмов | ||||
35 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | ||||
36 | К.Р по теме «Селекция организмов» | ||||
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов) | |||||
37 | Представления о возникновении жизни на Земле | ||||
38 | Современные гипотезы возникновении жизни на Земле | ||||
39 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота | ||||
40 | Этапы развития жизни на Земле | ||||
41 | Семинар по теме «Происхождение жизни» | ||||
Тема 7. Учение об эволюции (11 часов) | |||||
42 | Идея развития органического мира в биологии | ||||
43 | Основные положения теории Дарвина | ||||
44 | Современные представления об эволюции органического мира Л.Р №6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | ||||
45 | Вид, его критерии и структура | ||||
46 | Процессы видообразования | ||||
47 | Макроэволюция - результат микроэволюции | ||||
48 | Основные направления эволюции | ||||
49 | Основные закономерности биологической эволюции | ||||
50 | Ученые -эволюционисты | ||||
51 | Обобщение темы учение об эволюции | ||||
52 | К.Р. по теме «Учение об эволюции» | ||||
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов) | |||||
53 | Место человека в системе органического мира. | ||||
54 | Доказательства эволюционного происхождения человека | ||||
55 | Этапы эволюции человека | ||||
56 | Человеческие расы | ||||
57 | Человек как житель биосферы | ||||
58 | Семинар по теме антропогенез | ||||
Тема 9. Основы экологии (11 часов) | |||||
59 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | ||||
60 | Законы действия экологических факторов | ||||
61 | Приспособленность организмов к действиям факторов среды | ||||
62 | Биотические связи в природе | ||||
63 | Популяция. Функционирование популяции и динамика ее численности | ||||
64 | Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера | ||||
65 | Развитие и смена биоценозов | ||||
66 | Основные законы устойчивости живой природы | ||||
67 | Рациональное использование природы и ее охрана | ||||
68 | Обобщение темы основы экологии | ||||
69 | К.Р. по теме «Основы экологии» | ||||
Тема 10. Заключение (1 час) | |||||
70 | Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. |
Информационно - методическое обеспечение
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:
Программа:
Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Т.Е.Лощилиной, Ижевского П.В. «Биология. 11 кл.: Базовый уровень:» (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)
Учебник:
Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 224 с. : ил.
Тетрадь с печатной основой:
Козлова Т., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень: 11 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.- 112 с.
Методические пособия для учителя:
1) Пономарева И.Н. Биология. 11 класс. Методическое пособие.- М. : Вентана-Граф, 2011.- 96 с.
2) Программы курса биологии 10-11 классов (базовый уровень). Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова, Л.В. Ижевский П.В / Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой/ М., "Вентана- Граф", 2009
3) Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа. 2006;
Электронные пособия
1) Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
2) Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 11 кл.». Создан на основе УМК под редакцией проф. И. Н. Пономаревой и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой «Биология, 10 кл.» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик «1С», 2009;
3) Серия «Электронные уроки и тесты», Биология в школе. Наследование признаков; Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. Разработчик – «Просвещение-МЕДИА»; «Новый Диск», YDP Interactive Publishing, 2007;
4) Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 11 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Литература для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.
4) Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Кострома, 1996.
5) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.
6) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
7) Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.
8) Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб. 1998.
9) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
Литература для обучающихся:
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
- Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
- Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
- Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
- Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
- Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
- Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
- Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасов Л.П. Общая биология. Дидактические материалы: 10-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 240 с.;
2) Биология: школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 576 с.: ил. – («Универсальное учебное пособие»);
3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение, 2002 (Проверь свои знания)
4) Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2005. – 171 с..
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Адреса электронных ресурсов:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.
http://www.college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
http://www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников
http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
http://www.nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции
Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используется серия мультимедийных уроков, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Практическая работа
Тема: Решение генетических задач
Цель: Научиться решать задачи по генетике
Оформление задач
- Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
- Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
- При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
- Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).
- Под генотипом всегда пишут фенотип.
- Гаметы записывают, обводя их кружком (А).
- У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
8. Фенотипы и типы гамет пишутся строгопод соответствующим генотипом.
9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ | ААВв
| АаВВ
| АаВв
|
Ав | ААВв
| ААвв
| АаВв | Аавв
|
аВ | АаВВ | АаВв
| ааВВ
| ааВв
|
ав | АаВв
| Аавв
| ааВв
| аавв
|
11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).
Пример решения и оформления задач
Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.
Дано: А – зелёная окраска а – полосатая окраска Р ♀АА х ♂аа | Решение: 1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа
|
F1 и F2 - ?_ |
2. Записываем схему скрещивания.
Р ♀АА х ♂аа
зел пол
G
F1 Аа
100%
Зел.
Р ♀Аа х ♂Аа
зел зел
G
F2 АА Аа Аа аа
зел зел зел пол
25% 25% 25% 25%
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Ответ: F1 Аа 100% зел; F2 АА , Аа, аа
- Закрепление
Решить задачу.
- Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом
а) АА б) аа в) Аа
2. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных серых мышей? Если серая окраска является доминантным признаком, чёрная окраска – рецессивным.
- Домашнее задание.
Выучить алгоритм решения задач, генетические термины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...