Состав и структура сообщества
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока биологии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_i_struktura_soobshchestva.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Состав и структура сообщества.
(урок биологии в 9-м классе)
Цель: Изучить состав и структуру сообщества
Задачи:
образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;
воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере.
Тип урока: комбинированный
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Обеспечение занятия:
- книги: Каменский А.А. «Биология. Введение в общую биологию и экологию» учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2011; «Русские народные сказки и былины»,М.:Терра, 1999 (сказка «Лягушка царевна»)
- таблицы: «Ярусная структура лиственного леса»;
«Водный биоценоз».
- мультимедийная презентация:
- раздаточный материал для учащихся – карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания.
Ход и методика проведения урока
1. Организация учащихся (1-2 минуты)
Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний (5-7 минут)
Понятийная разминка: вид, критерий вида, популяция, экология, систематика, сообщество, биотоп, экосистема, биосфера.
Фронтальный опрос по вопросам:
1. Продолжите фразу “Для меня Земля – это…
2. Приведите примеры природных сообществ из раннее изученных разделов.
3. Какие признаки вы можете предложить для характеристики понятия «природное сообщество»
3. Изучение нового материала (20-25минут)
Постановка задач урока. Определение темы урока.
По ходу урока уч-ся заполняют таблицу:
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
… Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?
А. Толстой
Зачитываю эпиграф к уроку, беседую с детьми о том, почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
1.Видовое разнообразие биоценозов
(беседа с учащимися)
Виды – средообразователи (экологические доминанты):
- это основное ядро БГЦ, состоящее из оседлых видов, именно эти виды создают БГЦ, определяют его внешний вид;
- это самые многочисленные виды;
- лучше других видов приспособлены к данным условиям.
Например, в дубраве – дуб.
Второстепенные виды – находят для себя подходящие условия только в определенные сезоны.
Например, в лиственном лесу к зиме исчезают виды, питающиеся листвой, насекомыми.
(учащиеся делают запись в тетради).
2.Морфологическая и пространственная структура БГЦ.
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника
(Учащиеся делают запись в тетради)
Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.
Набор жизненных форм, их соотношение определяют морфологическую структуру БГЦ.
Например, планктон – совокупность организмов, живущих во взвешенном состоянии и не способных противостоять течениям; бентос – обитатели дна.
Различные жизненные формы определенным образом пространственно обособленны друг от друга.
Это обособление характеризует пространственную структуру БГЦ. Особенно наглядно это проявляется в явлении ярусности. Любое растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, в которых располагаются наземные или подземные части растений. Животные также распределяются ярусами.
Экологическая ниша – положение вида в БГЦ. Это понятие более широкое, чем место обитания, включает в себя не только, где живет вид, но и что он там делает, как влияет на жизнь всего БГЦ. .
Беседа по прочитанному материалу.
Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц);
учащиеся называют различные биоценозы
Учитель: все, приведенные вами примеры верные и очень разные, но есть в них и общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно? Как виды связаны между собой? (выслушиваются мнения учеников)
Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз, иметь строгие границы или законы их размещения?
Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее, что мнение не верно, но обязательно в конце урока мы возвращаемся к такому мнению, и учащийся сам исправляет свои ошибки).
- Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
- Каковы особенности водного биоценоза? (ответ сопровождается опорой на таблицу);
- Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
- Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?
( Как правило, учащиеся не затрудняются с ответами, но корректирую и дополняю ответ ученика)
3.Трофическая структура БГЦ.
По характеру питания выделяют 3 группы организмов в БГЦ:
Продуценты – производители органического вещества.
Консументы – потребители органического вещества.
Редуценты – разрушители органического веществ.
(Учащиеся делают запись в тетради)
Цепи питания.
Задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.
… Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицей – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь губить ростки и семена.
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…
(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).
Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).
Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.
Цепь питания – это перенос энергии от ее источника – растений через ряд организмов путем поедания одних видов другим. Таким образом, цепи питания – трофические связи между видами, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем.
Учитель: Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (читается фрагмент сказки «Лягушка царевна» учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают).
- Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов)
- Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
- Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева направо и объясняет, почему именно так (передача энергии), предупреждая распространенную ошибку учеников.
- Ученики составляют коллективные цепи питания по рядам и выстраиваются перед доской, комментируя свою роль в данной цепи.
(Для этого заранее раздаются карточки каждому ученику с названием участников биоценоза; причем в одном варианте так, чтобы один из учеников был необходимым звеном для составления нескольких цепей одновременно. Это будет переходом к понятию «сеть питания»).
Практическая работа в группах.
Задание.
1 группа. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.
(В момент построения цепей и сетей питания учащиеся перемещаются по классу, выстраиваются, тем самым решается проблема физкультминутки.)
В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии)
Учитель: Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает.
4. Закрепление материала (7-10 минут)
- Давайте вернемся к словарю сегодняшнего урока (на доске вывешивались основные понятия урока, по мере их изучения) и вспомним, что означает каждый термин.
- Возвращаемся к эпиграфу урока, комментируем, что хотел сказать автор.
- Учитель делает основные выводы о том, что пищевые отношения самые важные, но не единственные между живыми организмами, но об этом речь пойдет на следующем уроке.
Запасной ход: если остается время можно предложить учащимся Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?». Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.
Однажды англичане Заметили в тумане – Известно, что у англичан На островах всегда туман, - Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, | Что больше всех на свете Заботятся о кошках… Подумай-те немножко – И вот загадка решена. Ответ – у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши, что едят? – Зерно. Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум. |
Логика рассуждений:
- Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.
- Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.
- Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.
- Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
- Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
- Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
5. Рефлексия (3-5 минут)
Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя возвращаются к своим высказываниям, мнениям, высказанным в течение урока, комментируют их, уточняют, исправляют ошибки, оценивают свою работу на уроке и полученные ими знания.
Общие выводы урока.
- Биогеоценоз – это устойчивая, саморегулирующаяся экологическая система.
- Второстепенные виды создают разнообразие БГЦ, это необходимое условие его существования. Чем больше второстепенных видов в БГЦ, тем он устойчивее к неблагоприятным условиям.
- Благодаря ярусности каждый вид занимает удобное для себя место, уменьшается конкуренция в БГЦ.
- Цепи питания могут перекрещиваться, образуя сети питания. Почти все виды животных, за исключением очень специализированных в пищевом отношении, используют не один какой-нибудь источник пищи, а несколько.
Благодарю учеников за сотрудничество. Говорю о том, что совместно с учениками сегодня были распутаны «невидимые нити природы», которые воедино соединяют все живые организмы нашей уникальной планеты, и потеря хотя бы одного звена может обернуться экологической катастрофой.
Выставление оценок
Домашнее задание.
По учебнику А.А.Каменского параграф 5.2, выучить термины по теме.
Задание. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
Дополнительный материал к уроку
Отрывок из сказки «Лягушка – царевна»
«Указала Баба-яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Гладь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»
К сообщению учащегося
Человек самое могущественное из живых существ. С одной стороны общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, но с другой – разум отдельных людей, и, к сожалению, таким не мало, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития. В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров.
Хулиганы воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет – воробье свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда – отворяйте ворота!
все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"
Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....
тест Состав и структура сообщества 9 класс
Работа выполняется после изучения параграфа Состав и структура сообщества по учебнику Биология 9 класс авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов...
Урок биологии в 11 классе «Структура сообществ»
В материале представлен празвернутый план-конспект урока в 11 классе, его можно использовать и для проведения урока в 9 классе. Урок разработан по программе В.В. Пасечника...
"Сообщество. Структура сообщества"
Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...
Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс
Разработка урока на основе программы по экологии автора В.В.Пасечник. Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...
презентация к уроку "Состав и структура природного сообщества" 9 класс
Интересно, доступно и понятно о трудном. Задания для практической работы....
технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)
к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....