Состав и структура сообщества
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Мелешкина Елена Михайловна

Конспект урока биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_i_struktura_soobshchestva.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Состав и структура сообщества.

(урок биологии в 9-м классе)

Цель:   Изучить состав и структуру сообщества

Задачи:

образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;

развивающая: продолжить формирование умений и  навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;

воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере.

Тип урока: комбинированный

Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Обеспечение занятия:

  • книги: Каменский А.А. «Биология. Введение в общую биологию и экологию» учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2011; «Русские народные сказки и былины»,М.:Терра, 1999 (сказка «Лягушка   царевна»)
  • таблицы: «Ярусная структура лиственного леса»;

                             «Водный биоценоз».

  • мультимедийная презентация:
  • раздаточный материал для учащихся – карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания.

Ход и методика проведения урока

1. Организация учащихся (1-2 минуты)

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний (5-7 минут)

Понятийная разминка: вид, критерий вида, популяция, экология, систематика, сообщество, биотоп, экосистема, биосфера.

Фронтальный опрос по вопросам:

1. Продолжите фразу “Для меня Земля – это…

2. Приведите примеры природных сообществ из раннее изученных разделов.

3. Какие признаки вы можете предложить для характеристики понятия «природное сообщество»

3. Изучение нового материала (20-25минут)

Постановка задач урока.  Определение темы урока.

По ходу урока уч-ся заполняют таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

… Поля и пестрые цветы,

И с гор струящиеся воды –

Отдельно взятые черты

Всецельно дышащей природы:

Какая вас связала нить,

Одна другой светлей и краше?

Каким законом объяснить

Родство таинственное наше?

А. Толстой

Зачитываю эпиграф к уроку, беседую с детьми о том,  почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

1.Видовое разнообразие биоценозов

(беседа с учащимися)

  Виды – средообразователи (экологические доминанты):

  • это основное ядро БГЦ, состоящее из оседлых видов, именно эти виды создают БГЦ, определяют его внешний вид;
  • это самые многочисленные виды;
  • лучше других видов приспособлены к данным условиям.

Например, в дубраве – дуб.

 Второстепенные виды – находят для себя подходящие условия только в определенные сезоны.

Например, в лиственном лесу к зиме исчезают виды, питающиеся листвой, насекомыми.

(учащиеся делают запись в тетради).

2.Морфологическая и пространственная структура БГЦ.

 Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника

(Учащиеся делают запись в тетради)

   Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.

Набор жизненных форм, их соотношение определяют морфологическую структуру БГЦ.

Например, планктон – совокупность организмов, живущих во взвешенном состоянии и не способных противостоять течениям; бентос – обитатели дна.

    Различные жизненные формы определенным образом пространственно обособленны друг от друга.

Это обособление характеризует пространственную структуру БГЦ. Особенно наглядно это проявляется в явлении ярусности. Любое растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, в которых располагаются наземные или подземные части растений.  Животные также распределяются ярусами.

   Экологическая ниша – положение вида в БГЦ. Это понятие более широкое, чем место обитания, включает в себя не только, где живет вид, но и что он там делает, как влияет на жизнь всего БГЦ. .

Беседа по прочитанному материалу.

Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц);

учащиеся называют различные биоценозы

Учитель:  все, приведенные вами примеры верные и  очень разные, но есть в  них и  общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно?  Как виды связаны между собой? (выслушиваются мнения учеников)

Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз,  иметь  строгие границы или законы их размещения?

      Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее,  что мнение не верно, но обязательно  в конце урока мы возвращаемся к такому мнению,  и учащийся сам исправляет свои ошибки).

  • Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается  опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
  • Каковы особенности водного биоценоза? (ответ сопровождается  опорой на таблицу);
  • Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
  • Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?

( Как правило, учащиеся не затрудняются  с ответами, но корректирую и дополняю ответ ученика) 

3.Трофическая структура БГЦ.

   По характеру питания выделяют 3 группы организмов в БГЦ:

Продуценты – производители органического вещества.

Консументы – потребители органического вещества.

Редуценты – разрушители органического веществ.

(Учащиеся делают запись в тетради)

 Цепи питания. 

Задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.

 Свирепый волк с кормящею волчат

                                       Волчицей – гроза невинных стад;

                                       Орел, стремясь из-под небес стрелою

                                       Грозит голубке смертью злою;

                                       Голубка ж, как овца должна,

                                        Кормясь губить ростки и семена.

                                        Охотнице сове средь ночи темной

                                        Не жаль певца любви и неги томной,

                                        А соловей съедает светляка,

                                        Не посмотрев на прелесть огонька.

                                                    Светляк же, ночи светоч оживленный,

                                        Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Цепь питания – это перенос энергии от ее источника – растений через ряд организмов путем поедания одних видов другим. Таким образом, цепи питания – трофические связи между видами, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем.

Учитель:  Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (читается фрагмент сказки «Лягушка царевна»  учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают).

  • Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов)
  • Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
  • Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева направо и объясняет, почему именно так (передача энергии), предупреждая распространенную ошибку учеников.
  • Ученики составляют коллективные цепи питания по рядам и выстраиваются перед доской, комментируя свою роль в данной цепи.

(Для этого заранее раздаются карточки каждому ученику с названием участников биоценоза; причем в одном варианте так, чтобы один из учеников был необходимым звеном  для составления нескольких цепей одновременно. Это будет переходом к понятию «сеть питания»).

 Практическая работа в группах.

Задание.

1 группа. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.

(В момент построения цепей и сетей питания учащиеся перемещаются по классу, выстраиваются, тем самым решается проблема физкультминутки.)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии)

Учитель:                          Ну что же, подведем баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Отчетливей увидел.

Она система потому,

Что в ней  по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идет своей дорогой.

и кто системе служит –

Живет себе, не тужит.

Вот на зеленый стебелек

садится пестрый мотылек,

попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! -

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их помет

Питанье травушке дает.

4. Закрепление материала (7-10 минут)

  • Давайте вернемся к словарю сегодняшнего урока (на доске вывешивались основные понятия урока, по мере их изучения) и вспомним, что означает каждый термин.
  • Возвращаемся к эпиграфу урока, комментируем, что хотел сказать автор.
  • Учитель делает основные выводы о том, что пищевые отношения самые важные, но не единственные между живыми организмами, но об этом речь пойдет на следующем уроке.

Запасной ход: если остается время можно предложить учащимся Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров  в данной местности?».   Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.

Однажды англичане

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

 Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

Подумай-те немножко –

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Логика рассуждений:

  1. Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.
  2. Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.
  3. Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.
  4. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
  5. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
  6. Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

5. Рефлексия (3-5 минут)

Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя возвращаются к  своим высказываниям, мнениям, высказанным  в течение урока, комментируют их, уточняют, исправляют ошибки, оценивают свою работу на уроке и полученные ими знания.

Общие выводы урока.

  1. Биогеоценоз – это устойчивая, саморегулирующаяся экологическая система.
  2. Второстепенные виды создают разнообразие БГЦ, это необходимое условие его существования. Чем больше второстепенных видов в БГЦ, тем он устойчивее к неблагоприятным условиям.
  3. Благодаря ярусности каждый вид занимает удобное для себя место, уменьшается конкуренция в БГЦ.
  4. Цепи питания могут перекрещиваться, образуя сети питания. Почти все виды животных, за исключением очень специализированных в пищевом отношении, используют не один какой-нибудь источник пищи, а несколько.

 Благодарю учеников за сотрудничество. Говорю о том, что совместно с учениками сегодня были распутаны «невидимые нити природы», которые воедино соединяют все живые организмы нашей уникальной планеты, и потеря хотя бы одного звена может обернуться экологической катастрофой.

Выставление оценок

Домашнее задание.

По учебнику А.А.Каменского параграф 5.2, выучить термины по теме.

Задание. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

Дополнительный материал к уроку

Отрывок из сказки «Лягушка – царевна»

«Указала Баба-яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.

Вдруг откуда  ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.

Гладь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.

Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при  такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»

К сообщению учащегося

Человек самое могущественное из живых существ.  С одной стороны общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, но с другой – разум отдельных людей, и, к сожалению, таким не мало, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития. В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров.

Хулиганы воробьишки – превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет – воробье свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.

А потом пришла беда – отворяйте ворота!

все посевы, урожай насекомые сожрали.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащут мошек и червей.

Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев из чужих вести краев.

Если все с плеча рубить, можно дело загубить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"

Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....

тест Состав и структура сообщества 9 класс

Работа выполняется после изучения параграфа Состав и структура сообщества по учебнику Биология 9 класс авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов...

Урок биологии в 11 классе «Структура сообществ»

В материале представлен празвернутый план-конспект урока в 11 классе, его можно использовать и для проведения урока в 9 классе. Урок разработан по программе В.В. Пасечника...

"Сообщество. Структура сообщества"

 Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...

Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс

Разработка урока на основе программы  по экологии автора В.В.Пасечник.  Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...

презентация к уроку "Состав и структура природного сообщества" 9 класс

Интересно, доступно и понятно о трудном. Задания для практической работы....

технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....