"Сообщество. Структура сообщества"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса на данном уроке предпологается использование элементов разных технологий:
- технологии развития критического мышления (организация работы учащихся с различными источниками информации; организация коллективной, индивидуальной самостоятельной деятельности на уроке; в структуре урока прослеживаются стадии вызова, осмысления, рефлексии);
- информационных (сопровождение этапов урока компьютерной презентацией);
- здоровьесберегающих (правильное распределение времени на этапах урока, элементы двигательной активности, эмоциональной разрядки).
Таким образом, методы и приемы, используемые на уроке способствуют формированию у обучащихся следующих компетенций: общекультурных, здоровьесберегающих, коммуникативных, информационных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soobshchestvo.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК БИОЛОГИИ 9 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ А.А. КАМЕНСКОГО, Е.А. КРИКСУНОВА, В.В. ПАСЕЧНИКА «СООБЩЕСТВО. СОСТАВ И СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА».
Ондар Кара-Кат Викторовна
МБОУ Хор-Тайгинская СОШ
Сут-Хольского кожууна РТ,
учитель биологии
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить причины видового разнообразия.
развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, предметно-речевые навыки, познавательный интерес.
воспитательная: воспитывать дружелюбию, доброте, чувства бережного отношения к своему здоровью и природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация на слайдах, картинки животных и растений, словари.
Ход урока:
- Организационный момент
Добрый день!
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь пора начинать
( учащиеся садятся за парты)
На Вас надеюсь, я, друзья,
Ведь мы хороший, дружный класс
И всё получится у нас.
- Изучение новой темы
Сегодня у нас урок изучения новой темы. Как вы уже заметили, класс разделился на группы. Надеюсь, на ваше взаимное сотрудничество и будем работать дружно, активно.
Название темы мы узнаем, выполнив следующее задание.
(на доске повешен ватман с заданием)
3 | 5 | 7 | 8 | 1 | 4 | 9 | 6 | 2 | 10 |
о | щ | с | т | с | б | в | е | о | о |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
с | о | о | б | щ | е | с | т | в | о |
По порядку возрастания чисел из букв составляем слово.
Молодцы! С помощью задания мы узнали новое слово. И это слово… (сообщество)
Тема нашего урока «Сообщество. Состав и структура сообщества». Открываем учебники и тетради. В учебнике страница 149, §5.4. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях)
План изучения новой темы (на доске записан план урока)
- Что такое сообщество?
- Видовое разнообразие сообщества.
- Морфологическая структура сообщества.
- Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на слайде (учащиеся сами формулируют задачи).
- Молодцы! Правильно. Мы сегодня на уроке узнаем, что такое сообщество или биоценоз, познакомимся с видовым разнообразием сообщества, узнаем про морфологическую структуру сообщества.
Все дружно приступаем к изучению 1-го вопроса новой темы. А с собой мы возьмем О (осанку), У (улыбку), Н (настроение), В (веру в свои силы).
(на магнитной доске повешены буквы О, У, Н, В).
Чтобы узнать, что такое сообщество мы немножко поработаем со словарями и компьютером на интернете. Найдите из словарей и интернета что такое сообщество (учащиеся работают словарями и компьютером).
Определение сообщества.
Сообщество – это совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда. Изображение на слайде «Биоценоз пруда»
О составе сообщества судят, прежде всего, по видовому разнообразию.
Видовое разнообразие – число разных видов растений и животных, образующих биоценоз. Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система. Например: изменения климата или иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.
Факторы, влияющие на видовое разнообразие
- Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает)
На слайде изображены сообщество тундры и тропического леса.
вопрос к учащимся «Как вы думаете почему?»
- Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) вопрос к учащимся «Как вы думаете почему?»
- Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем большее количество видов составляют его) вопрос к учащимся «Как вы думаете почему?»
Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу) вопрос к учащимся «Как вы думаете почему?»
- Наличие видов-средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой). Почему?
Морфологическая структура
Любые сообщества обладают некоторыми признаками. К таким признакам относят соотношение организмов с определенными типами внешнего строения, т.е. жизненными формами.
На странице 152 есть определение жизненной формы. Какая из групп находит первой определение.
Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.
Теперь, внимательно смотрим на картинку, и находим какие жизненные формы растений, вы видите (демонстрация картинки леса).
Правильно, деревья, кустарники и травы.
(по группам раздаются картинки дерева, кустарника, травы, учащиеся составляют характеристику жизненной форме и выбирают растения, которые относятся к данной жизненной форме).
Жизненные формы водных организмов (по местообитанию) учащиеся по группам читают жизненные формы из слайда
- Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).
- Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению (рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)
- Бентос – организмы, обитающие на дне водоема.
Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)
Демонстрация животных на слайдах, учащиеся сами находят способы передвижения животных.
- Прыгающие (сильно развиты задние ноги)
- Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).
- Плавающие (есть перепонки между пальцами).
- Летающие.
- Ползающие (конечности редуцированы).
- Лазающие (цепкие конечности).
Физкультурная минутка
Мы славненько поработали, теперь немножко отдохнем. Все положили ручки на парты и встали за края парт. Я вам буду показывать картинки животных, а вы должны своими движениями показывать передвижение животных.
Тигр, голубь, обезьяна, коала, корова, утка, змея.
Теперь медленно садимся.
Сейчас улыбнитесь друг к другу. Подарите и мне свою улыбку. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Будьте всегда жизнерадостными, улыбчивыми, добрыми. Недаром улыбку сравнивают Солнцем. Когда на улице ясно, светло в душе хорошо, а когда пасмурно нам как-то нехорошо. И Вы дарите всегда своим близким, учителям, взрослым свои улыбки.
- Закрепление
- Работа с рисунками (учащимся раздаются картинки, учащиеся определяют название животного и способ передвижения животных).
- Тестовая работа (учащимся раздаются задания на листочках)
- Задание на соответствие
Жизненная форма | Организмы |
А. Лазающие Б. Ползающие В. Бегающие |
|
(проверка выполнения работ)
Если останется время - игра «Ты мне, я тебе» (учащиеся друг другу задают вопросы).
- Итог урока
Сегодня на уроке, с какой темой мы познакомились?
Во время урока хорошо работали … (выставление оценок в журнал).
- Рефлексия
Итак, достигли ли мы цели урока?
- Домашнее задание
1. Прочитать тему в учебнике § 5.4 стр. 149-154
2. Нарисовать биоценоз леса или пруда.
3. Задание по выбору
а) Сочинение « Жизнь в тропическом лесу».
б) С помощью дополнительной литературы найти названия растений и животных озера Сут-Холь и определить их жизненные формы.
- Вывод
Как удивительна наша природа. Вы все знаете про этих животных и растений, и наверное не знали к каким жизненным формам они относились.
И наш урок мне хочется закончить следующими словами:
«Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть из него нам некуда»
Антуан де Сент Экзюпери.
« Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все на век объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся».
Н.Старшинов.
Так давайте сохранить наше богатство, наше достояние – родную природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест Состав и структура сообщества 9 класс
Работа выполняется после изучения параграфа Состав и структура сообщества по учебнику Биология 9 класс авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов...
Урок биологии в 11 классе «Структура сообществ»
В материале представлен празвернутый план-конспект урока в 11 классе, его можно использовать и для проведения урока в 9 классе. Урок разработан по программе В.В. Пасечника...
Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс
Разработка урока на основе программы по экологии автора В.В.Пасечник. Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Методическая разработка урока по теме "Структура сообщества". 11 класс
Данный урок позволяет продолжить формирование представления о структуре экологического сообщества; познакомить с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры ...
Состав и структура сообщества
Конспект урока биологии в 9 классе...
Занятие "Структура сообщества"
Конспект занятия содержит основные определения и понятия, такие как структура сообщества, описание трофической структуры типичных сообществ....