Роль ИКТ в формировании УУД в соответствии с требованиями ФГОС
статья по биологии на тему
В соответствии с требованиями ФГОС учитель на уроке уже на является единственным источником знаний, его цель создать условия для активного поиска необходимой информации. С этой целью на уроках использую разнообразные педагогические технологии, особенная роль принадлежит ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ikt_v_formirovanii_uud.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ИКТ в формировании УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС учитель на уроке перестает быть единственным носителем знания, его цель создать необходимые условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, поиска информации. Для достижения данной цели использую разнообразные педагогические технологии, среди которых центральная роль отводится ИКТ.
В своём выступлении я расскажу, как использую возможности ИКТ для формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ИКТ. На уроках использую различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, 3D моделей, справочный материал, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний на различных этапах урока.
Например, на этапе открытия нового знания: для мотивации, целеполагания, создания проблемной ситуации на слайде мультимедийной презентации располагаю какие-либо иллюстрации, данные, модели. С этой же целью можно продемонстрировать видеофрагмент, анимацию в любом случае у детей формируется умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебного занятия, это и есть регулятивные УУД. Я упомянула мультимедийные презентации. Думаю, сегодня уже ни один учитель не обходится без них, они наиболее удобны, так как полностью соответствуют содержанию урока. Часто даю детям самостоятельно готовить презентации, работая над ними, у детей формируются все виды УУД, поскольку им приходится искать и выделять необходимую информацию, формулировать выводы, выстраивать собственное мировоззрение, а затем при демонстрации презентации в классе- умение выступать перед аудиторией.
Для понимания протекания биологических процессов незаменимую роль играют анимации. Например, в 5 классе изучаем тему «Деление клетки», для детей это очень сложный материал, поэтому наряду с другими приёмами использую анимацию, которая очень четко демонстрирует весь процесс. Применение анимации способствует формированию предметных учебных действий.
Благодаря наличию в кабинете нетбуков использую на уроках электронные учебные модули. На портале Федерального центра информанционно - образовательных ресурсов размещены модули трех типов. Работая с информационными модулями учащиеся имеют возможность получить дополнительную информацию в виде объяснения новых понятий, знакомства с биографией ученых, просмотра активных иллюстраций.
Получая самостоятельно информацию, дети работают в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета. Всё это позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика. Здесь безусловно формируются предметные действия- изучение биологических процессов, объектов; познавательные -ребенок самостоятельно находит необходимую информацию, анализирует, сравнивает; регулятивные - планирует алгоритм выполнения задания.
Контрольные модули включают разнообразные задания: на сопоставление терминов и изображений, последовательность явлений, группировку, знание понятий, они имеют различную степень сложности. Пройдя контрольный модуль, ученик сразу получает результат своей работы, видит, в каких вопросах допустил ошибки, процент выполнения задания. Вопросы контрольных модулей построены таким образом, что требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации, что способствует развитию логического мышления. В данном случае можно говорить о формировании регулятивных УУД.
Большой процент времени при изучении биологии отводится практической части. Много лабораторных работ проводим с использованием микроскопов, если раньше ребята работали в парах, то сейчас индивидуально. Одна из самых больших сложностей, при проведении работ с традиционными микроскопами, не возможность понять, что же в действительности видят ученики. Здесь на помощь пришел цифровой микроскоп. Изображение с него вывожу на экран, и у учащихся появляется возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране, в результате реальную помощь приходится оказывать только некоторым учащимся.
Но не все лабораторные работы можно провести с натуральными объектами, есть эксперименты, которые в реальности невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам. Используя практические модули, стала проводить виртуальные эксперименты, они позволяют учащимся проводить любые опыты и получить результаты, избежав нанесения вреда организмам. Наряду с другими УУД, формируются личностные - умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды.
При работе с интерактивной доской использую 3D модели, благодаря которым дети могут рассмотреть объект, понять особенности его строения, интерактивные плакаты, на которых можно подсвечиванием выделить часть рисунка и зафиксировать на нём внимание детей. При выполнении подписей к рисунку учеником класс контролирует работу, дети вступают в дискуссию. Выполнение заданий для закрепления и проверки знаний, а так же интерактивные игры, как фрагмент урока и ли весь урок при обобщении материала.
Таким образом, применение ИКТ позволяет развивать универсальные учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».
В материале рассмотрен пример формирования УУД на уроке биологии, расписан по экаждому этапу урока....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование)....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....
Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...
Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию иде...
Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС
В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требован...