Рабочая программа по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_biologiya_6_kl.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Северная основная общеобразовательная школа
«Утверждено»
директор школы:
_____________ Архипова Т.И
« »___________ 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Биология»
основного общего образования
по примерной программе основного общего образования
6 класс.
Базовый уровень.
Срок реализации 2016 – 2017 учебный год
Составитель: учитель биологии Иванова А.К.
2016 год
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биология. 5 — 9 классы
Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Учебное содержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч,, 1час в неделю (6 класс);
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс ).
В 6 классе учащиеся узнают о строении и разнообразии покрытосеменных растений;
Учащиеся получают сведения о классификации покрытосеменных растений,
Углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии растений, о значении этих оргазмов в природе и жизни человека.
Учащиеся получают общие представления о природных сообществах
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов их индивидуальном и историческом развитии, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения.
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
По программе | По КТП | ||
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | (14 часов) | 14 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | (10 часов) | 10 |
3 | . Раздел 3. Классификация растений | (6 часов) | 6 |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | (3 часа) | 3 |
ИТОГО | 33 | 33 | |
Резервное время | 2 | 2 |
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени —2 часа.
Тема урока | содержание | Виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Метапредметные результаты | М-тех обеспечение |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||
Лабораторная работа 1
Лабораторная работа 2 | Строение семян. | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Натуральные объекты Презентация строение семян Лабораторное оборудование |
|
| Натуральные объекты Презентация «строение семян» Лабораторное оборудование | |||
Лабораторная работа 3 |
|
| Натуральные объекты. гербарии Презентация «Корень» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 4 |
|
| Натуральные объекты Презентация «Корень» микропрепарат Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
|
|
| Натуральные объекты Презентация «Корень» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 5 |
|
| Натуральные объекты Презентация «Побег» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 6 7. экскурсия |
|
| Натуральные объекты. гербарии Презентация «Лист» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 7 |
|
| Натуральные объекты. микропрепараты Презентация «Лист» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 8 |
|
| Натуральные объекты,гербарий Презентация Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование микропрепарат | ||
Лабораторная работа 9 | Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа 9 |
| Натуральные объекты, гербарий Презентация «Побег» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 10 |
|
| Натуральные объекты,гербарий Презентация «Цветок. Соцветия» Модель цветка Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 11 |
|
| Натуральные объекты, гербарий Презентация «Цветок. Соцветия» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 12 |
|
| Натуральные объекты, гербарий, коллекция Презентация «Плоды. Семена» Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Натуральные объекты, гербарий, коллекции Презентация «Плоды. Семена» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) | |||||
|
|
|
| Учащиеся должны уметь: | Презентация «Питание растений» Диск «Биология. Живой организм» |
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 13 |
|
| Презентация «Транспорт веществ» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 14 |
|
| Презентация Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
|
|
| Презентация «Размножение растений» Диск «Биология. Живой организм» | ||
22. |
|
| — объяснять роль различных видов размножения у растений; | Презентация «Размножение мхов, хвощей, папоротников, голосеменных» Натуральные объекты | |
|
|
| Презентация «Размножение покрытосеменных растений» Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
Лабораторная работа 15 |
|
| Презентация «Размножение покрытосеменных растений» Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) | |||||
|
|
| Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: Личностные результаты обучения | Презентации «семейства покрытосеменных растений» Гербарии . определители растений. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум . биология 6-11классы |
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) | |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...