Рабочая программа по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс В.В. Пасечник. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_biologiya_5_kl.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Северная основная общеобразовательная школа
«Утверждено»
директор школы:
_____________ Архипова Т.И
« »___________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Биология»
основного общего образования
по примерной программе основного общего образования
5 класс.
Базовый уровень.
Срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Составитель: учитель биологии Иванова А.К.
с. Северное 2015 г
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
2. Авторская программа основного общего образования по биологии, 5 класс, авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год,
4.Учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М: Дрофа, 2014 – 141с
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биология. 5 — 9 классы
Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Учебное содержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч,, 1час в неделю (6 класс);
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс ).
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях, органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих оргазмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов их индивидуальном и историческом развитии, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения.
Изучение биологии по предлагаемой программе предлагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растения. животных. Отличительные признаки живого и неживого. Среды обитания. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на вые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями
в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
- экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов, водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «биология» , экология, биосфера, «царства живой природы, экологические факторы
— отличать живые организмы от неживых
— пользоваться простыми инструментами и оборудование
— характеризовать среды обитания
— характеризовать экологические факторы
— проводить фенологические наблюдения
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами
— определять существенные признаки объекта
Раздел 1. Клеточное строение организмов 10 часов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма , ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку, рост, развитие, деление клетки. Понятие «Ткань»
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии 2 часа
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы 5 часов
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объкты. (трутовик)- ..
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять сообщения на основе обобщения материала и дополнительной литературы
Раздел 4. Царство растения 9 часов
Растения. Ботаника; Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, связь со средой обитания.. Роль в биосфере. Охрана растений. основные группы (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли, многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие, среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники. Хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания. Роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы :
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение цветкового растения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений,
— основные группы растений (водоросли мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные„цветковые ). Их строение и многообразие;
-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя
- Сравнивать прсдставителей разных групп растений, делать выводы
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в
другую.
Личностные результаты обучения
— Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— знание правил поведения в природе;
— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
- воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
- умение отстаивать свою точку зрения
- критическое отношение учащихся к своим поступкам
- умение слушать и слышать другое мнение.
Резервное время 3 ч
Распределение часов по темам
Название раздела | Количество часов | |
По программе | По КТП | |
Введение | 6 часов | 6 |
Клеточное строение организмов | 10 часов | 10 |
Царство Бактерии | 2 часов | 2 |
Царство Грибы | 5 часов | 5 |
Царство растения | 9 часов | 10 |
Лабораторные и практические работы
1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями
в природе.
2.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
3.Изучение клеток растения с помощью лупы.
4.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом
5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника.
6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
8.Строение плодовых тел шляпочных грибов.
9.Строение плесневого гриба мукора.
10.Строение дрожжей.
11.Строение зелёных водорослей.
12.Строение мха (на местных видах).
13. Строение спороносящего хвоща.
14.Строение спороносящего папоротника.
15.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
16.Строение цветкового растения
Календарно – тематическое планирование
уроков биологии
Класс – 5
Учитель – Иванова Анна Константиновна
Количество часов - 35, в неделю 1 час
Лабораторных работ -16.
Планирование составлено на основе:
1.Федерального государственного общеобразовательного стандарта
2.Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы:
В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М. «Дрофа», 2012 г
3.Учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М: Дрофа, 2013 – 141с
4.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Дрофа, 2014.
TEMATИЧEСКОE ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч,1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание | Деятельность ученика | Домашнее задание |
Введение 6 ч ( по программе 6ч) | ||||
1. Биология — наука о | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия: «биология», | П1 | |
2.Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации,. Техника безопасности в кабинете биологии. | Определяют понятия: «методы иссле- | П 2 | |
3.Царства | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен | Определяют понятия: «царство Бакте- | П 3 | |
4.Основные среды обитания живых организмов, | Водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; | Определяют понятия водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | П 4 | |
5.Экологические факторы | Абиотические, биотические, антропогенные факторы. их влияние на живые организмы | Анализируют, сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом | П 5 | |
6. Экскурсия Л р и п р №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями | «Многообразие живых организмов. Среды обитания. Экологические факторы | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневники наблюдений | ||
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение - экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов, водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «биология» , экология, биосфера, «царства живой природы, экологические факторы — отличать живые организмы от неживых — пользоваться простыми инструментами и оборудование — характеризовать среды обитания — характеризовать экологические факторы — проводить фенологические наблюдения — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами — определять существенные признаки объекта | ||||
Клеточное строение организмов 10 часов | ||||
7.Увеличительные приборы Л. р №2 Лупа и световой микроскоп. Л. р №3 Изучение клеток растения с помощью лупы. | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. | определять понятия: «клетка»,лупа, микроскоп | П 6 | |
8.Строение клетки | Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма , ядро, вакуоли, | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | П 7 | |
9 Л. р.№4.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Изучение строения клеток кожицы чешуи лука. | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схема тически изображают их | ||
10.Пластиды Л. р. №5 Приготовление микропрепаратов плодов томата, рябины, | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Приготовление микропрепаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выполняют лабораторную работу | П 7 | |
11.Химический состав клетки | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих. в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | П 8 | |
12.Жизнедеятельность клетки Л. р. №6 Приготовление микропрепарата листа элодеи | Жизнедеятельность клетки, дыхание , питание.
| Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности, объясняют их результаты. Отрабатывают имение готовить микропрепараты, и работать с микроскопом. | П 9 | |
13.Рост и развитие клетки | Рост и развитие клетки. Демонстрация: Схемы , таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности, объясняют их результаты. | П 9 | |
14.Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация: Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | П 9 | |
15.ткани растений Л. Р. №7 Рассматривание микропрепаратов растительных тканей. | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | Определяют понятие ткань. Выделяют признаки разных видов тканей. Отрабатывают имение работать с микроскопом и определять различные ткани растений на микропрепаратах | П 10 | |
16.Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материала- | ||
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. | ||||
Царство Бактерии 2 часов | ||||
17.Бактерии, | Бактерии, особенности строения и | Выделяют существенные признаки | П 11 | |
18.Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности | Определяют понятия: «клубеньковые | П 12 | |
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактерий и грибов; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; -составлять сообщения на основе обобщения материала и дополнительной литературы | ||||
Царство Грибы 5 часов | ||||
19.Грибы, Роль в природе и для человека | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности -. Многообразие грибов. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и для человека | П 13 | |
20.Шляпочные грибы Л. Р. №8 Строение плодовых тел | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Различают на таблицах и живых объектах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | П 14 | |
21.Плесневые грибы и дрожжи Л. Р. №9, Строение гриба мукора Л. Р. № 10 Строение дрожжей | Плесневые грибы и дрожжи. Особенности строения. Роль в жизни человека | Готовят микропрепарат и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей, сравнивают увиденное с рисунками учебника | П 15 | |
22.Грибы-паразиты | Грибы-паразиты, их роль в природе и жизни человека | Определяют понятие гриб-паразит, объясняют роль в природе и жизни человека | П 16 | |
23.Обобщающий урок «Грибы» | Систематизация и обобщение понятий. контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, Различать съедобные и ядовитые грибы. оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, тетрадями, дидактическими материалами, заполняют таблицы, готовят сообщения о многообразии грибов (учебник, доп. литература) | ||
Раздел 4. Царство Растения 10 часов (9 ч) | ||||
24.Ботаника — наука | Общая характеристика растительного | Определяют понятия: «ботаника, «ни- | П 17 | |
25.Водоросли, их многообразие, строение, | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, | Выделяют существенные признаки во- | П 18 | |
26.Роль водорослей в | Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека. охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе | П 18 | |
27.Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | П 19 | |
28.Мхи, Л. р :№12 Строение мха (на местных видах)., | Высшие споровые растения. Мхи, , плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Охрана.
| Выполняют лабораторную работу. Вы деляют существенные признаки высших споровых растении. Сравнивают разные группы, находят на таблицах и гербариях. объясняют роль в природе и жизни человека. | П 20 | |
29. Плауны, хвощи папоротники, Л. р №13 Строение хвоща, Л. р №14 Строение папоротника(на усмотрение учителя) | папоротники, хвощи. их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Охрана. | П 21 | ||
30.Голосеменные растения Л. р №15 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. . | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растении. Описывают представителей с использованием живых образцов, таблиц и гербариев. Объясняют роль в природе и жизни человека | П 22 | |
31.Покрытосеменные растения Л. р №16 Строение цветкового растения | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растении. Описывают представителей с использованием живых образцов, таблиц и гербариев. Объясняют роль в природе и жизни человека | П 23 | |
32.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия палеонтология, палеоботаника, риниофиты. Характеризуют основные этапы развития растительного мира. | П 24 | |
33.Обобщающий урок «Растения» | Систематизация и обобщение понятий, подведение итогов за год | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира; -находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, | ||
Резерв 1 урок | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Весенние явления в жизни растений и животных | |||
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений, — основные группы растений (водоросли мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные„цветковые ). Их строение и многообразие; -особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя - Сравнивать прсдставителей разных групп растений, делать выводы - Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; -находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Личностные результаты обучения — Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; — знание правил поведения в природе; — понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; - воспитание в учащихся любви к природе; - признание права каждого на собственное мнение; - готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы - умение отстаивать свою точку зрения - критическое отношение учащихся к своим поступкам - умение слушать и слышать другое мнение. |
Список литературы
Учебно-методический комплект:
- Учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М: Дрофа, 2013 – 141с
- 4.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2005.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 1998.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Для учителя:
А.А. Калинина Универсальные поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Вако, 2007.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
2. Авторская программа основного общего образования по биологии, 5 класс, авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год,
4.Учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М: Дрофа, 2013 – 141с
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Цель: изучить устройство лупы и светового микроскопа.
изучить правила работы с ними
Инструктивная карточка:
А. Устройство ручной лупы
Рассмотрите ручную лупу. Найдите ее части. зарисуйте
Устройство светового микроскопа
- Рассмотрите рисунок в учебнике стр 32..
- Изучите микроскоп. Найдите все части микроскопа.
- Подпишите части микроскопа на рисунке
- Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом
А.поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
Б направить зеркалом свет в отверстие предметного столика
В.поместить на предметный столик микропрепарат, закрепить предметное стекло зажимами
Г.пользуясь винтом, опустите тубус вниз на расстояние 1-2 см от микропрепарата
Д.глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета
Е. работайте аккуратно
Ж.. после работы убрать микроскоп в футляр
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме:
Приготовление микропрепарата кожицы лука.
Цель: научиться готовить микропрепарат. Работать с микроскопом
- Настроить микроскоп
- Взять чистое предметное стекло
- На предметное стекло капнуть каплю воды
- От лука с помощью препаровальной иглы отделить кусочек тоненькой прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука . Поместить этот кусочек в каплю воды на предметное стекло и расправить кончиком иглы
- Накрыть препарат тонким покровным стеклом, придерживая препаровальной иглой.
- Рассмотреть под микроскопом на разном увеличении.
- Окрасить препарат раствором йода.
- Рассмотреть окрашенный препарат микроскопом . найти темную полоску вокруг клетки – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму. В цитоплазме найдите ядро (темное, небольшое) и вакуоль с клеточным соком (она отличается по цвету от цитоплазмы)
- Зарисовать 2-3 увиденные клетки, подписать части клеток (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: .Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках плодов томатов, шиповника.
Цель: научиться готовить микропрепарат. Работать с микроскопом
Инструктивная карточка:
- В каплю воды на предметном стекле иглой перенести частицу мякоти
- Кончиком иглы разделить мякоть на клетки и накрыть покровным стеклом
- Рассмотреть микропрепарат, отметить окраску
- Зарисовать увиденное
- Сравнить клетки мякоти плода с клетками кожицы чешуи лука
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Цель: изучить на готовых микропрепаратах строение растительных тканей. Работать с микроскопом
Инструктивная карточка:
- Настроить микроскоп
- Рассмотреть предложенные микропрепараты
- Найти покровную, основную, образовательную, проводящую ткани.
- Отметьте особенности каждой ткани.
- Заполните таблицу
Название ткани | Выполняемая функция | Особенности строения |
6.сделайте рисунки (по желанию)
Вывод: особенности строения тканей связаны с ………… ……….
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Цель: изучить строение шляпочных грибов.
- Рассмотреть рисунки и муляжи шляпочных грибов.
- Сделайте рисунок и подпишите части гриба
- Сравните плодовые тела пластинчатых и трубчатых грибов
- Заполните таблицу
Название гриба | Окраска шляпки | Строение шляпки | Ножка (пенек) |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
по теме: «Строение зеленой водоросли спирогиры»
Цель. Изучить строение нитчатой водоросли спирогиры; доказать, что она относится к низшим растениям — многоклеточным зеленым водорослям.
Оборудование. Микроскоп, микропрепараты спирогиры.
Инструктивная карточка
- Рассмотрите под микроскопом микропрепарат спирогиры и изучите рисунок учебника на с. 38.
- Напишите, сколько клеток у спирогиры, как они расположены, какой имеют цвет.
3. Подпишите части клетки спирогиры — ядро, оболочку, цитоплазму, вакуоль, хроматофоры
3. Сравните талломы спирогиры и ламинарии. Укажите их сходство и различие.
Сходство:
Различие:
Вывод. Спирогира является представителем зеленых водорослей, фотосинтез в ее клетках происходит в , содержащих пигмент цвета —
Таллом спирогиры образован клеток, расположенных в виде __________________.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
по теме: «Строение мхов»
Цель. Изучить особенности строения мхов.
Оборудование. Микроскоп, лупа, мхи кукушкин лен и сфагнум, микропрепараты мхов
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите растения кукушкина льна и сфагнума с помощью лупы. Найдите побеги, ризоиды, спорангии.
2.Зарисуйте и подпишите части растения
3.Рассмотрите микропрепараты листьев мхов под микроскопом. Найдите у сфагнума зеленые хлорофиллоносные клетки и бесцветные водоносные клетки.
4. Заполните таблицу. Сравните моховидные.
Признаки для сравнения | Изучаемые объекты | |
Кукушкин лен | Сфагнум | |
Наличие побегов | ||
Наличие корней | ||
Ветвление побегов | ||
Наличие ризоидов | ||
Место образования спор | ||
Особенности строения клеток листьев |
Вывод. У всех мхов есть , но отсутствуют
Их споры созревают в
Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что:
а) ;
б) ;
в)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14
по теме: «Строение папоротника»
Цель. Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты споровых растений.
Оборудование. Гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), натуральный объект, лупа.
Инструктивная карточка
- Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии.
- Зарисуйте и подпишите части папоротника
3. Заполните таблицу.
Признаки для описания | Отдел |
Щитовник мужской | |
Наличие корней | |
Наличие побегов | |
Особенности строения листьев | |
Место образования спор | |
Способ размножения | |
Места произрастания |
Вывод. Папоротники относят к высшим _...............................................
растениям, так как у них есть ……………..
■ Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15
по теме: «Строение и многообразие голосеменных растений.»
Цель. Изучить особенности строения голосеменных растений.
Оборудование. Побеги и шишки сосны и ели. Гербарии лиственницы, пихты, сосны сибирской, Коллекция шишек голосеменных растений, линейка
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите листья сосны, ели, лиственницы, сосны сибирской, их расположение на побеге. Опишите приспособления у листьев к уменьшению испарения воды.
Листья у большинства хвойных:
А………….;
Б. снаружи покрыты ………..;
2.Зарисовать расположение иголок у сосны, ели, лиственницы, сосны сибирской
3.Рассмотрите шишки, сравните их форму и размеры.
4.Найдите семена, рассмотрите их
5.Зарисуйте шишки и семена растений
Вывод. Хвойные растения не сбрасывает листья- хвою на зиму ( исключение…….).
Семена лежат на чещуйках.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16
по теме:
«Строение покрытосеменных растений»
Цель. Выявить характерные черты классов покрытосеменных
растений.
Оборудование. Гербарии тюльпана и петуньи, модели их
цветков.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите гербарии и модели цветков.
2. Заполните таблицу. (+ или -)
Органы растения | Класс | Класс |
петунья | тюльпан | |
корень | ||
листья | ||
стебель | ||
цветок | ||
Плоды с семенами |
Сделайте рисунок цветка тюльпана, подпишите органы
Вывод. Тюльпан и петунья относятся к ……………. растениям, т.к. они имеют:
а)…………………………
б) ……………………
в) ……………………
г) ………………………
д) ………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...