Мониторинг по биологии для 9 классов
материал по биологии (9 класс) на тему
Структура мониторинга соответствует КИМ ОГЭ. Задания в 2 вариантах, имеются критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_9.rar | 93.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания предметного мониторинга
по биологии в 9-х классах г. Ухты
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
При выполнений заданий 1 – 11 выберите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
- При изучении строения тканей растения используется метод
- микроскопирования 3) сравнительный
- экспериментальный 4) наблюдения
- Все организмы, обитающие на планете Земля, имеют
- одинаковое строение 3) одинаковый химический состав
- одинаковый генетический код 4) одни и те же органоиды в клетках
- Укажите правильный перечень процессов и явлений, характерных только для растений
- фотосинтез, активное перемещение в пространстве
- кровообращение, выделение, спорообразование
- дыхание, фотосинтез, испарение
- половое размножение, паразитизм, активное передвижение
- Человека относят к классу Млекопитающие, так как он
- имеет клеточное строение 3) обладает членораздельной речью
- имеет четырехкамерное сердце 4) имеет перегородку в виде диафрагмы
- Примером гуморальной регуляции деятельности организма может быть
- возобновление дыхания после погружения под воду
- задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта
- задержка дыхания при погружении под воду
- изменение глубины вдоха по воле человека
- Какое образование сердца препятствует обратному движению крови из левого желудочка в левое предсердие?
- двустворчатый клапан 3) межжелудочковая перегородка
- полулунный клапан 4) трехстворчатый клапан
- Какая из желез входит в состав пищеварительной системы?
- печень 2) надпочечник 3) щитовидная железа 4) гипофиз
- Какой из процессов служит примером условного торможения?
- человек перестает читать книгу и засыпает
- человек отрывается от чтения книги, отвечая на телефонный звонок
- человек выбирает книгу для чтения
- человек конспектирует текст книги
- Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни. По оси Х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси Y – температура тала больного (в Со).
На какие сутки развития болезни приходится максимальное увеличение температуры тела человека?
- первые 2) седьмые 3) десятые 4) тринадцатые
- В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определенная связь?
Объект | Процесс |
? | внутриклеточное пищеварение |
вакуоль | хранение питательных веществ |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в таблице?
- хромопласт 2) комплекс Гольджи 3) ЭПС 4) лизосома
- Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. процессы фотосинтеза и дыхания у растений идут только в светлое время суток.
Б. фотосинтез осуществляется зелеными пластидами – хлоропластами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 12 – 14 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.
- Ирга – высокий декоративный кустарник со сладкими, богатыми витаминами плодами. Листья ирги осенью расцвечиваются в оранжево-красные цвета.
Используя эти сведения, выберите из приведенного списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ирга – цветковое растение.
2) Иргу можно встретить в садах, парках и скверах.
3) Плоды ирги собраны в кисти.
4) Плоды ирги употребляют в пищу.
5) Растение хорошо переносит холод.
6) Родина ирги – Северная Америка.
13. Установите соответствие между примером приспособления организма и его видом. Запишите в ответ выбранные цифры.
Приспособление | Вид |
А) пестрое оперение рябчика Б) брачные игры шимпанзе В) строительство норы кроликом Г) суточная спячка у летучих мышей Д) яркая окраска у божьей коровки Е) мимикрия у мухи шмелёвки | 1) морфологический 2) поведенческий |
А | Б | В | Г | Д | Е |
14. Установите в правильном порядке пункты оказания первой помощи при химических ожогах второй степени. В ответ запишите последовательность цифр.
1) дать выпить пострадавшему минеральную воду, горячий чай, кофе
2) промыть обожженную поверхность холодной водой
3) до появления отека снять с пострадавшего кольца, часы и другие предметы
4) на место повреждения наложить суху4ю стерильную повязку
5) оценить обстановку и определить угрозу жизни пострадавшего.
15. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ полученную последовательность цифр.
В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зеленые пластиды – ________ (А) – обеспечивают процесс ________(Б) за счет наличия в их составе пигмента ______(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или желтый пигменты. Такие пластиды называют ______(Г).
Перечень терминов:
- хромопласт 5) вакуоль
- хлорофилл 6) дыхание
- лейкопласт 7) хлоропласт
- фотосинтез 8) каротин
А | Б | В | Г |
Часть 2.
Прочтите текст и выполните задание 16. Ответы записывайте четко и разборчиво.
У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового размножения. Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить — предросток. Нить ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские растения мха.
Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на других женские — яйцеклетки. При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота. Из зиготы развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры. Спора — это клетка с плотной оболочкой. Она служит для бесполого размножения.
У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки — спорангии со спорами. Созревшие споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка — заросток. Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.
На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы. Под заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам и оплодотворить их. Из зиготы развивается зародыш растения.
Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.
16. Используя содержание текста «Размножение споровых растений», ответьте на следующие вопросы.
- В каком органе мха происходит образование спор?
- Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых растений?
- Чем споры отличаются от гамет? Укажите не менее двух отличий.
17. Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на вопросы.
Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц в кладке | Доля выживших птенцов (%) |
1 | 100 |
2 | 95 |
3 | 90 |
4 | 83 |
5 | 80 |
6 | 53 |
7 | 40 |
8 | 35 |
9 | 32 |
- Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживания птенцов?
- Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
- Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?
Задания предметного мониторинга
по биологии в 9-х классах г. Ухты
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
При выполнений заданий 1 – 11 выберите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
- Что из перечисленного может стать объектом изучения ученого-зоолога?
- жизненный цикл гриба мукора 3) способ питания хищного растения
- строение мужской шишки сосны 4) жизнедеятельность дождевого червя
- Обеспечивают передачу наследственной информации
- хромосома 2) рибосома 3) комплекс Гольджи 4) клеточный центр
- Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению ветром?
- раскрытие цветков только ночью
- короткий цветонос и мощный кроющий лист
- редуцированный околоцветник
- крупные ярко окрашенные лепестки
- В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры
- речи и абстрактного мышления 3) регуляции произвольных движений
- регуляции вегетативных функции 4) кожного и мышечного чувства
- Нейрогуморальная регуляция деятельности организма контролируется
- гипоталамусом 2) мозжечком 3) корой мозга 4) спинным мозгом
- Сустав соединяет
- кости черепа 3) позвонки между собой
- кости голени и бедра 4) тазовые кости
- Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит
- желудке 2) тонкой кишке 3) толстой кишке 4) прямой кишке
- Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо
- давать команды и подкреплять её выполнение пищей
- давать пищу, после этого – команду
- многократно давать команду, ничем её не подкрепляя
- давать пищу и наблюдать за выделением слюны
9. Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси Х отложен возраст человека (в годах), а по оси Y— масса его тела (в кг).)
Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?
1) 10 кг 2) 20 кг 3) 30 кг 4) 40 кг
10. В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определенная связь?
Объект | Процесс |
ядро | ? |
клеточный центр | деление клетки |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в таблице?
- синтез АТФ 3) синтез белка
- выведение веществ из клетки 4) хранение информации
11.Верны ли суждения об обмене веществ в организме?
А. гуморальная регуляция обмена ве5ществ осуществляется через жидкие среды организма с помощью гормонов.
Б. процессы гуморальной регуляции обмена веществ человека подчинены нервной регуляции.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 12 – 14 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.
- Слизни – это наземные безраковинные брюхоногие моллюски, предпочитающие влажные места и обилие листвы. Часто встречаются в посадках капусты, листьями которой питаются.
Используя эти сведения, выберите из приведенного списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) дышат атмосферным воздухом
2) можно встретить в огороде
3) передвигаются с помощью подошвы
4) размножаются яйцами
5) служат одним из объектов питания хищных насекомых жужелиц
6) являются хозяевами многих паразитических червей.
13. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида. Запишите в ответ выбранные цифры.
Признак | Критерий вида |
А) наличие ротового отверстия Б) наличие присосок В) паразитирование в теле животного Г) питание тканями хозяина Д) тело листовидной формы Е) личинки живут в водной среде | 1) морфологический 2) экологический |
А | Б | В | Г | Д | Е |
14. Установите в правильном порядке пункты по остановке капиллярного и венозного кровотечения в области предплечья с помощью перевязочного индивидуального пакета. Запишите цифры ответа в правильной последовательности.
1) вскрыть перевязочный индивидуальный пакет
2) наложить давящую повязку
3) установить вид кровотечения
4) не прикасаясь к внутренней части марлевой подушечки, приложить её к раневой поверхности
5) освободить предплечье от одежды
6) при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
15. Вставьте в текст «Органы и системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ полученную последовательность цифр.
Орган – это ________(А), имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ________(Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются _______(В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ________(Г).
Перечень терминов:
- ткань 5) желудок
- часть тела 6) почка
- нерв 7) продукт обмена
- кишечник 8) непереваренный остаток пищи
А | Б | В | Г |
Часть 2.
Прочтите текст и выполните задание 16. Ответы записывайте четко и разборчиво.
ПАРАЗИТИЗМ
Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему,
складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные
или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами
является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина —
в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления
к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами
прикрепления — присосками, крючочками, шипиками, имеют высокую плодовитость.
В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты
утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например,
у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных
животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-
паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым
закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем
самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между
паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом
случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно
использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе
естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам,
в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
16. Используя содержание текста «Паразитизм», ответьте на следующие вопросы.
- Что паразит получает из взаимоотношений с хозяином?
- Какие приспособления к паразитическому образу жизни имеются у паразитов?
- В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти
паразитизм?
17. Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на вопросы.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Воздух | Содержание газов, % | ||
Кислород | Углекислый газ | Азот | |
Вдыхаемый | 20,94 | 0,03 | 79,03 |
Выдыхаемый | 16,30 | 4,00 | 79,70 |
Альвеолярный | 14,20 | 5,20 | 80,60 |
1) Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?
2) Концентрация какого газа изменяется максимально в процессе дыхания?
3) Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг знаний по биологии 8 класс
Задания составлены по содержанию разделов « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», « Животные». Тест включает разнообразные задания, ориентирующие учащихся на оперирование разл...
Мониторинг по биологии в 7 классе по темам:"Тип моллюски.Тип Иглокожие"
Представлены: протокол, таблица сформированности УУД, спецификация, анализ результатов выполнения работы, задания тестовой контрольной работы....
Задания с ответами и критерии оценки знаний промежуточного мониторинга по биологии в 7-9 классах
Материат используется при проведении мониторинга по биологии за 1 полугодие в 7,8,9 классах. Задания даны в 3-частях разной степени сложности....
Мониторинг по биологии для 11 класса
Материал мониторинга соответствует структуре КИМ ЕГЭ. Имеются ответы с критериями оценивания....
Мониторинг УУД курса биологии 5 класса
Мониторинг УУД курса биологии 5 класса...
Мониторинг усвоения программного материала по учебному предмету "Биология" 7 класс
Форма мониторинга усвоения программного материала адаптированной программы учебного предмета "Биология" обучающимися 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Мониторинг усвоения программного материала по учебному предмету "Биология" 8 класс
Форма мониторинга усвоения программного материала адаптированной программы учебного предмета "Биология" обучающимися 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...