Мониторинг по биологии для 9 классов
материал по биологии (9 класс) на тему

Кузнецова Ирина Васильевна

Структура мониторинга соответствует КИМ ОГЭ. Задания в 2 вариантах, имеются критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_9.rar93.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания предметного мониторинга

по биологии в 9-х классах г. Ухты

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

При выполнений заданий 1 – 11 выберите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

  1. При изучении строения тканей растения используется метод
  1. микроскопирования                    3) сравнительный
  2.  экспериментальный                   4) наблюдения                        
  1.  Все организмы, обитающие на планете Земля, имеют
  1. одинаковое строение                   3) одинаковый химический состав            
  2. одинаковый генетический код    4) одни и те же органоиды в клетках              
  1. Укажите правильный перечень процессов и явлений, характерных только для растений
  1. фотосинтез, активное перемещение в пространстве                              
  2. кровообращение, выделение, спорообразование
  3. дыхание, фотосинтез, испарение
  4. половое размножение, паразитизм, активное передвижение
  1. Человека относят к классу Млекопитающие, так как он
  1. имеет клеточное строение           3) обладает членораздельной речью
  2. имеет четырехкамерное сердце   4) имеет перегородку в виде диафрагмы
  1. Примером гуморальной регуляции деятельности организма может быть
  1. возобновление дыхания после погружения под воду                                        
  2. задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта
  3. задержка дыхания при погружении под воду                                
  4. изменение глубины вдоха по воле человека
  1.  Какое  образование сердца препятствует обратному движению крови из левого желудочка в левое предсердие?
  1. двустворчатый клапан                3)  межжелудочковая перегородка
  2. полулунный клапан                    4) трехстворчатый клапан
  1. Какая из желез входит в состав пищеварительной системы?
  1. печень            2) надпочечник         3) щитовидная железа          4) гипофиз
  1. Какой из процессов служит примером условного торможения?
  1.  человек перестает читать книгу и засыпает                          
  2. человек отрывается от чтения книги, отвечая на телефонный звонок  
  3. человек выбирает книгу для чтения                            
  4. человек конспектирует текст книги
  1. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни. По оси Х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси Y – температура тала больного (в Со).

 C:\Users\Администратор\Desktop\media\image1.jpeg 

 

                 

           

На какие сутки развития болезни приходится максимальное увеличение температуры тела человека?

  1. первые             2) седьмые              3) десятые          4) тринадцатые                        
  1. В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определенная связь?

Объект

Процесс

?

внутриклеточное пищеварение

вакуоль

хранение питательных веществ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в таблице?

  1. хромопласт              2)  комплекс Гольджи         3) ЭПС             4) лизосома
  1. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. процессы фотосинтеза и дыхания у растений идут только в светлое время суток.

Б. фотосинтез осуществляется зелеными пластидами – хлоропластами.

      1)  верно только А                             3) верны оба суждения

      2)  верно только Б                              4) оба суждения неверны

 

Ответом к заданиям 12 – 14 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.

  1. Ирга – высокий декоративный кустарник со сладкими, богатыми витаминами плодами. Листья ирги осенью расцвечиваются в оранжево-красные цвета.

Используя эти сведения, выберите из приведенного списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

       1) Ирга – цветковое растение.                                

       2) Иргу можно встретить в садах, парках и скверах.

       3) Плоды ирги собраны в кисти.                        

       4) Плоды ирги употребляют в пищу.

       5) Растение хорошо переносит холод.                  

       6) Родина ирги – Северная Америка.

13. Установите соответствие между примером приспособления организма и его видом.     Запишите в ответ выбранные цифры.

Приспособление

Вид

А) пестрое оперение рябчика

Б) брачные игры шимпанзе

В) строительство норы кроликом

Г) суточная спячка у летучих мышей

Д) яркая окраска у божьей коровки

Е) мимикрия у мухи шмелёвки

1) морфологический

2) поведенческий

А

Б

В

Г

Д

Е

14.  Установите в правильном порядке пункты оказания первой помощи при химических ожогах второй степени. В ответ запишите последовательность цифр.

       1) дать выпить пострадавшему минеральную воду, горячий чай, кофе                                    

       2) промыть обожженную поверхность холодной водой

       3) до появления отека снять с пострадавшего кольца, часы и другие предметы                        

       4) на место повреждения наложить суху4ю стерильную повязку

       5) оценить обстановку и определить угрозу жизни пострадавшего.              

15.   Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ полученную последовательность цифр.

         В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зеленые пластиды – ________ (А) – обеспечивают процесс ________(Б) за счет наличия в их составе пигмента ______(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или желтый пигменты. Такие пластиды называют ______(Г).

Перечень терминов:

  1. хромопласт             5) вакуоль
  2. хлорофилл              6) дыхание
  3. лейкопласт             7) хлоропласт
  4. фотосинтез             8) каротин

А

Б

В

Г

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задание 16. Ответы записывайте четко и разборчиво.  

      У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового размножения. Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить — предросток. Нить ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские растения мха.

      Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на других женские — яйцеклетки. При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота. Из зиготы развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры. Спора — это клетка с плотной оболочкой. Она служит для бесполого размножения.

      У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки — спорангии со спорами. Созревшие споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка — заросток. Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.

    На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы. Под заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам и оплодотворить их. Из зиготы развивается зародыш растения.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.

16. Используя содержание текста «Размножение споровых растений», ответьте на следующие вопросы.

  1. В каком органе мха происходит образование спор?
  2. Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых растений?
  3. Чем споры отличаются от гамет? Укажите не менее двух отличий.

17.   Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке

Доля выживших птенцов (%)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

  1. Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживания птенцов?
  2. Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
  3. Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

Задания предметного мониторинга

по биологии в 9-х классах г. Ухты

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

При выполнений заданий 1 – 11 выберите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

  1.  Что из перечисленного может стать объектом изучения ученого-зоолога?
  1. жизненный цикл гриба мукора       3)   способ питания хищного растения
  2. строение мужской шишки сосны   4)   жизнедеятельность дождевого червя
  1.  Обеспечивают передачу наследственной информации
  1. хромосома      2)  рибосома      3) комплекс Гольджи       4)  клеточный центр
  1. Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению ветром?
  1. раскрытие цветков только ночью
  2. короткий цветонос и мощный кроющий лист
  3. редуцированный околоцветник      
  4. крупные ярко окрашенные лепестки
  1. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры
  1. речи и абстрактного мышления            3) регуляции произвольных движений
  2. регуляции вегетативных функции        4) кожного и мышечного чувства
  1. Нейрогуморальная регуляция деятельности организма контролируется
  1. гипоталамусом     2) мозжечком     3) корой мозга           4) спинным мозгом
  1. Сустав соединяет
  1. кости черепа                                3) позвонки между собой
  2. кости голени и бедра                  4) тазовые кости                                              
  1.  Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит
  1. желудке         2) тонкой кишке       3) толстой кишке     4) прямой кишке
  1. Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо
  1. давать команды и подкреплять её выполнение пищей                            
  2. давать пищу, после этого – команду
  3. многократно давать команду, ничем её не подкрепляя
  4. давать пищу и наблюдать за выделением слюны

        9.  Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24  лет (по оси Х отложен возраст человека (в годах), а по оси Y— масса его тела (в кг).)

C:\Users\Администратор\Desktop\media\image1.jpeg

Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?

1) 10 кг        2) 20 кг        3) 30 кг        4) 40 кг

10. В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбца имеется определенная связь?

Объект

Процесс

ядро

?

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в таблице?

  1. синтез АТФ                                        3)  синтез белка    
  2. выведение веществ из клетки          4) хранение информации

11.Верны ли суждения об обмене веществ в организме?

А. гуморальная регуляция обмена ве5ществ осуществляется через жидкие среды организма с помощью гормонов.

Б.  процессы гуморальной регуляции обмена веществ человека подчинены нервной регуляции.

1)  верно только А                            3)  верны оба суждения

2)  верно только Б                            4)  оба суждения неверны

Ответом к заданиям 12 – 14 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.

  1. Слизни – это наземные безраковинные брюхоногие моллюски, предпочитающие влажные места и обилие листвы. Часто встречаются в посадках капусты, листьями которой питаются.

Используя эти сведения, выберите из приведенного списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

       1) дышат атмосферным воздухом                

       2)  можно встретить в огороде

       3) передвигаются с помощью подошвы                        

       4) размножаются яйцами

       5) служат одним из объектов питания хищных насекомых жужелиц                          

       6) являются хозяевами многих паразитических червей.

13.  Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида. Запишите в ответ выбранные цифры.

Признак

Критерий вида

А) наличие ротового отверстия

Б) наличие присосок

В) паразитирование в теле животного

Г) питание тканями хозяина

Д) тело листовидной формы

Е) личинки живут в водной среде

1) морфологический

2) экологический

А

Б

В

Г

Д

Е

14. Установите в правильном порядке пункты по остановке капиллярного и венозного кровотечения в области предплечья с помощью перевязочного индивидуального пакета. Запишите цифры ответа в правильной последовательности.

       1) вскрыть перевязочный индивидуальный пакет                          

       2) наложить давящую повязку

       3) установить вид кровотечения        

       4) не прикасаясь к внутренней части марлевой подушечки, приложить её к раневой поверхности

       5) освободить предплечье от одежды

       6) при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение.                              

15. Вставьте в текст «Органы и системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ полученную последовательность цифр.

     Орган – это ________(А), имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ________(Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются _______(В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ________(Г).

Перечень терминов:

  1. ткань                5) желудок
  2. часть тела        6) почка
  3. нерв                  7) продукт обмена
  4. кишечник        8) непереваренный остаток пищи

А

Б

В

Г

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задание 16. Ответы записывайте четко и разборчиво.

 

ПАРАЗИТИЗМ

         Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему,
складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные
или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

        Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами
является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина —
в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

       Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления
к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами
прикрепления — присосками, крючочками, шипиками, имеют высокую плодовитость.
В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты
утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например,
у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных
животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-
паразитов отсутствуют органы пищеварения.

       Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым
закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем
самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между
паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом
случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно
использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе
естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам,
в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

16. Используя содержание текста «Паразитизм», ответьте на следующие вопросы.

  1. Что паразит получает из взаимоотношений с хозяином?
  2. Какие приспособления к паразитическому образу жизни имеются у паразитов?
  3. В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти
    паразитизм?

17. Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на вопросы.

                         Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Воздух

Содержание газов, %

Кислород

Углекислый газ

Азот

 Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

 Выдыхаемый

16,30

4,00

79,70

 Альвеолярный

14,20

5,20

80,60

1) Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2) Концентрация какого газа изменяется максимально в процессе дыхания?

3) Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг знаний по биологии 8 класс

Задания составлены по содержанию разделов « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», « Животные». Тест включает разнообразные задания, ориентирующие учащихся на оперирование  разл...

Мониторинг по биологии в 7 классе по темам:"Тип моллюски.Тип Иглокожие"

Представлены:  протокол, таблица сформированности УУД, спецификация, анализ результатов выполнения работы, задания тестовой контрольной работы....

Задания с ответами и критерии оценки знаний промежуточного мониторинга по биологии в 7-9 классах

Материат используется при проведении мониторинга по биологии  за 1 полугодие в 7,8,9 классах. Задания даны в 3-частях разной степени сложности....

Мониторинг по биологии для 11 класса

Материал мониторинга соответствует структуре КИМ ЕГЭ. Имеются ответы с критериями оценивания....

Мониторинг УУД курса биологии 5 класса

Мониторинг УУД курса биологии 5 класса...

Мониторинг усвоения программного материала по учебному предмету "Биология" 7 класс

Форма мониторинга усвоения программного материала адаптированной программы учебного предмета "Биология" обучающимися 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мониторинг усвоения программного материала по учебному предмету "Биология" 8 класс

Форма мониторинга усвоения программного материала адаптированной программы учебного предмета "Биология" обучающимися 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...