Мониторинг УУД курса биологии 5 класса
проект (5 класс)

Филимонова Мария Сергеевна

Мониторинг УУД курса биологии 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_uud_kursa_biologii_5_klassa.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Свердловская СОШ 2

Мониторинг УУД курса биологии 5 класса

(самообразование учителя на 2017-2018 гг)

                                                             

                

г.п. Свердловский, 2018г

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»(УУД)

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Примеры типовых заданий по формированию \ оценке УУД

Название задание

Предмет (ты), в рамках изучения которых можно предъявлять данное задание

Направленность на формирование \ оценку конкретного действия (группы действий) в определенном виде (видах) УУД

Описание задания

Форма выполнения задания (тип сотрудничества, тип коммуникации)

Критерии оценивания

Интервью

Любые предметы

Формирование и оценка коммуникативных УУД (постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

В паре один из учащихся выступает в роли журналиста, другой – в роли известной личности, как исторической (в этом случае предлагается журналисту представить себя путешествующим на машине времени), так и современной. Это может быть ученый, писатель, политический деятель, спортсмен и т.п. Журналисту предлагается составить 10 вопросов, которые должны учитывать конкретные обстоятельства жизни, сферу занятий интервьюируемой личности. Если задание ориентировано на формирование УУД, то необходимо в парах поменяться ролями. В случае, когда задание используется для оценки УУД, каждый работает в той роли, которая была определена по жребию.

Работа в парах, устная коммуникация по ролям

1. Грамотность формулировки вопросов по содержанию и по форме:  соответствие содержания вопроса предполагаемым обстоятельствам интервью, отсутствие провокационных и неопределенных вопросов, краткая и ясная формулировка вопроса

2. Соответствие ответа сути заданного вопроса.

3. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют

4. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Любой предмет

Оценка личностных УУД (действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, умение выделить нравственные аспекты поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  ориентация в социальных ролях)

 

Учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего

ученика.

2. Считаешь ли ты себя хорошим учеником?

3. Если нет, то чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Фронтальный письменный опрос

Адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость,

выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению)

Уровни рефлексивной самооценки:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни.

4. Даёт адекватное определение отличий (соответствий) себя и «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость

2. Называет успеваемость и поведение

3. Даёт характеристику по нескольким сферам; даёт адекватное определение задач

саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»;

1 — нет ответа;

2 — называет достижения;

3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Совместное рисование

Любые предметы, где предполагается работа с текстом и его отображение в знаково-символической форме

формирование \ оценка коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе

организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.

Инструкция: учащиеся знакомятся с ... (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Если задание направлено на формирование УУД, то после завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?

3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?

4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?

5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Совместно – распределенная деятельность в парах

Критерии

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла —

создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют

принципиального значения);

• умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга,

аргументировать свои предложения и т. д.;

• взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют; • взаимопомощь по ходу рисования;

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.)

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно

обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию

Критерии оценки

Любые предметы, связанные с интеллектуальными видами учебной работы

Формирование регулятивных УУД - осознание критериев оценки выполнения учебных заданий

Учащимся предлагается индивидуально ранжировать в порядке значимости критерии оценивания успешности выполнения учебных заданий, расположив их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д. Затем каждому учащемуся предлагается самому оценить одну из последних работ. На основании индивидуальных ответов проводится обсуждение критериев в группе и вырабатывается единая позиция, которая представляется классу в целом.

Индивидуальная и работа в малых группах

  • обоснованность избранных в качестве ведущих критериев оценивания работы;

умение связать критерии оценивания работ с теми целями, которые ставят учащиеся в учебной деятельности

Схемы и задачи

Математика, физика, химия, информатика

Формирование\ оценка действий моделирования и  преобразования модели

Учащимся даны на одном листе тексты с различными задачами, на другом - схемы к этим задачам Нужно найти правильную схему к каждой задаче. Если задачей является формирование действия, то имеет смысл предложить учащимся «ловушку» в виде отсутствующей схемы или текста задачи и если она обнаружена предложить учащимся самим доопределить ситуацию (придумать схему или составить текст задачи)

Фронтальная или индивидуальная работа

  • правильность соотнесения тестов задач со схемами
  • обнаружение «ловушки»
  • наличие собственного варианта действий в ситуации «ловушки» (в случае составления текста задачи)

1.Задание. «Любимые передачи»                                                                                      

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).                                                                                                                

Возраст: 13-15 лет.                                                                                                 

Учебная дисциплина: биология (Здоровый образ жизни).                                            

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.                        

Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи, посвящённые навыкам ЗОЖ.                                     

1 этап. Подготовительный. На нём обсуждаются вопросы организации исследования, определяется функция каждого участника                                   

2 этап.Учащиеся  составляют план исследования:                                                           

- фомулирование вопросов,                                                                                    

 -обсуждение вопросов,                                                                                                     

-формы представления вопросов,                                                                            

-опредлить сроки сбора информации                                                                     

-проанализировать собранную информацию                                                               

- сделать выводы                                                                                                                

 -подготовить презентацию                                                                                                      

 -представить презентацию классу.                                                     

 Дополнительное задание. Каждой группе написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует выполнять моральную норму» (привести 5 аргументов в пользу того, что моральную норму следует выполнять) Телеканал назвал моральные нормы: гигиена, забота о здоровье, соблюдение правил  ЗОЖ.                                                                                                      

 Время работы групп – 10 минут

Задание 2. «Придумай заголовок»                                                                                

Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий, умений работать с текстом, формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Возраст: 13-15 лет.                                                                                                

Учебная дисциплина: биология .                                                                           

 Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.                        

Описание задания:Учащимся предлагается текст, которыый  должен  быть новым, небольшим по объему (до 1 страницы).                                                           

 Инструкция для учащихся: прочитайте текст, выделите его основную идею. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий  идею текста. Затем аргументируйте свое предложение. Разбейте текст на абзаца по смыслу ,придумайте заголовок, аргументируйте своё предложение

Каждая клетка животных, растений, грибов отграничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10нм), что её можно увидеть только через электронный микроскоп. Наружная плазматическая мембрана осуществляет ряд функций, необходимых для жизнедеятельности клетки: защищает цитоплазму от физических и химических повреждений, делает возможным контакт и взаимодействие клеток в тканях и органах, избирательно обеспечивает транспорт в клетку питательных веществ и выведение конечных продуктов обмена. Столь сложным функциям соответствует и строение плазматической мембраны. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков. Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщу, погружены на разную глубину в липидной слой или располагаются  на внешней и внутренней поверхности мембраны. К некоторым белкам, находящимся на наружной поверхности, прикреплены углеводы. Белки и углеводы на поверхности мембран у разных клеток неодинаковы и являются своеобразными указателями типа клеток.Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Различаются они составом, соотношением липидов и белков, их расположением в структуре мембран.

 

Пояснение:

   

      Введение ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД.  Предлагаю вашему вниманию анкету по определению уровней сформированности УУД, которой может воспользоваться не только психолог, но и учитель.  Ее можно использовать как одну из методик или в дополнение к ним.

      Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р.  Битяновой, в основе которой лежит непосредственное  наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики.

      Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также  увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у уч-ся в первую очередь,  что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности.  Для наглядности можно использовать цветное заполнение ячеек.

Условные обозначения:

да+                                                                                                

не всегда +\-

нет -

Мониторинг УУД уч-ся 5 класса при обучении биологии

№ пп

Познавательные УУД.

1

  • Умение характеризовать объекты живой природы.

2

  • Умение объяснять биологические понятия и термины

3

  • Умение классифицировать и систематизировать объекты живой природы

4

  • Овладение методами исследования живой и неживой природы

5

  • Понимание необходимости здорового образа жизни. Осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы.

6

  • Умение искать  и овладевать необходимой информации

7

  • Умение выбирать  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

8

Умение строить логические цепи рассуждений

9

  • Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

10

  • Умение сравнивать объекты живой и не живой природы

        Коммуникативные УУД.

1

Правильное использование биологической терминологии и символики.

2

Исследовательские и проектные действия парные, групповые.

3

Развитие потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.

4

Развитие способностей открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

5

Правильное использование биологической терминологии и символики.

6

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для занятий

7

 Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать

8

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться

9

Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним

10

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять

Личностные УУД

1

Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания

2

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

3

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

4

Демонстрирует сформированность учебно-познавательной  мотивации

5

Знает основные моральные нормы

6

 Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения

7

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

8

 Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.

9

При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ),  способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс)

10

Демонстрирует сформированость самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,)

Регулятивные УУД

1

Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения

2

Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения

3

Понимает требования учителя и старается их выполнять

4

При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления

5

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу

6

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

7

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

8

Может осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

9

Контролирует свои эмоции

10

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности,

Обработка результатов (общая):

1)+ высокий уровень (3 балла)-зеленый сектор

2)+\- средний уровень (2 балла)-желтый сектор

3)- низкий уровень (1 балл)-красный сектор

Обработка результатов (по каждой сфере):

Низкий уровень: ниже 13 баллов

Средний уровень: 13-23 балла

Высокий уровень:  23-30 баллов

 

Список использованной литературы:

1. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли».  Система заданий. М. «Просвещение», 2010

2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006

3. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

4. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал  «Биология в школе», №8, 2010

5. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал  «Биология в школе», №7, 2011

6. И.Г. Литвинская «Технологические приемы повышения эффективности обучения». Журнал «Справочник заместителя директора школы», №9, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг знаний по биологии 8 класс

Задания составлены по содержанию разделов « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», « Животные». Тест включает разнообразные задания, ориентирующие учащихся на оперирование  разл...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Мониторинг ЗУН по биологии учащихся 6-8 классов коррекционной школы VIII вида

Лист мониторинга, отражающий общеучебные ЗУН по биологии учащегося коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Мониторинг обученности по биологии - I полугодие, 7 класс

Тематические задания по биологии животных. Диагностическая работа за I полугодие для учащихся 7-х классов...

Входной мониторинг образовательных достижений учащихся по химии для 8 класса.За курс 7 класса.

Входная диагностическая работа по химии для учащихся 8 класса, второй год обучения химии. Работа составлена в двух вариантах, рассчитана на 40 минут один урок!...