Конспект урока по природоведению в 5 классе:" Экология.Охрана природы".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487 Выборгский район г. Санкт – Петербург
Конспект урока по природоведению в 5-в классе
учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны
Данный урок подготовлен с целью формирования экологической культуры учащихся.
Дата урока: 15.05.2017г
Тема: «Охрана природы. Экология».
Цель:
обобщение и расширение представлений об охране природы, её экологических проблемах .
Задачи:
Образовательные:
· закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
· закрепление представления о человеке как части природы;
· сформировать представления учащихся об экологии природы, её роли в жизни человека, учить основам экологической грамотности;
· расширение знаний учащихся об экологических проблемах,
· расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу;
Развивающие:
· развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы,
· воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Воспитательные:
· обучать правильному поведению в природе;
· выявлять случаи негативного отношения человека к природе;
Коррекционные:
· развивать мышление, связную речь, память, воображение;
· развивать внимание и наблюдательность;
· развивать умение слушать, вступать в диалог.
Место урока в системе уроков: заключительный
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Вид: продуктивный, проблемный, презентация.
Форма организации: групповая, парная, коллективная.
Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, обобщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).
Форма урока: комбинированный
Методические приемы: закрепление, обобщение изученного материала
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,
групповая.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока:
УМК:
Учебник:
И.В.Романов, Р.А.Петросова. «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», -3 изд., стереотип. - М.: Дрофа,2012. Природоведение 5 класс. Москва. Дрофа. 2011.
Методическая литература для учителя
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007Н.В. Виноградова, О.Т.
Дидактический материал: Плакаты
Компьютерная презентация
Средства наглядности:
раздаточный материал: карточки с изображением объектов природы, с текстом кроссворда, тесты;
презентация к уроку
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы по предмету, картины: Продукты; Одежда; Жилища;
· Схема «Почва».
· Красная книга России.
· Рассказ «Воскресенье в лесу».
· Разрезные карточки «Мудрые мысли».
· Природоохранные знаки.
· Тестовая работа
Технологии обучения:
- наблюдение, распознавание и описание;
- здоровьесберегающие;
- групповая; - игровая;
- компьютерные средства обучения
- вопросы репродуктивного характера;
Межпредметные связи: природоведение, биология, география, литература.
«Сохранить природу – сохранить жизнь».
/ Роберт Рождественский/
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Приветствие учащихся 5-в класса!
Обращение к детям:
Сегодня у нас необычный урок, урок повторения. Мы с вами вспомним, о чём говорили на уроках природоведения .
- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению, и покажите нам.
- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
II. Мотивация
Учитель:
Что мы изучали на уроке природоведения? (природу)
– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)
– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)
Игра: «Живая, неживая природа».
(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)
– Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.
Слова: солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.
III. Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)
Да! Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».
По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.
Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом. Мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!
IV. Сообщение темы урока.
Охрана природы.Экология.
Учитель: «Почему надо охранять природу».
Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Задание №1. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели
3. в) буду наблюдать издали
4. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно
б) расспрошу об этом учительницу
в) не пойду
5. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
в) закопал бы в землю
6. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
Учитель: обсудим ответы на вопросы теста.
Молодцы! Постарались определить правильные решения на данные ситуации в природе.
Мы сегодня продолжим говорить о природе, и будем учиться её охранять.
Что даёт природа человеку?
Задание №2. Разгадывание кроссворда
(каждому раздать листочек с кроссвордом без ответов)
Как можно назвать одним словом, то, что нарисовано на картинке? (показ картинок)
1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
5. Загадка:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(Вода)
(Сделать анализ самостоятельной работы с кроссвордом, как справились ?)
Учитель: ( фронтальная беседа с учащимися)
Что такое воздух? (смесь газов)
Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)
Обобщение учителя.
Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно её сберечь!.
Как охранять воздух?
– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)
Как охранять воду?
Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)
Обобщение учителя.
Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планет, только 0,6% пригодна для питья.
Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!
Учитель:
Загадка о почве.
Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.
«Есть чудесная кладовая. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)
Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).
Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.
«Как охранять почву?» (правильно её обрабатывать, не допускать её разрушения)
Зачем нужно охранять почву? (питает растения)
Как охранять растения.
Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)
В Красную книгу занесены: (открытки –растения из Красной книги)
· подснежник Борткевича;
· лапчатка волжская;
· адонис весенний;
· ландыш майский;
· эдельвейс;
Как охранять животных.
В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)
Да! Раньше жили такие животные:
Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.
В Красную книгу занесены:
русская выхухоль
· снежный барс;
· амурский тигр;
· красный волк
· зебра Грэви;
· панда
Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.
Здоровьесберегающая пауза:
Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик)
Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).
Учитель:
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу?
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Учитель:
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
· Не включать громкую музыку.
· Не вырывать грибы.
· Не ломать ветки.
· Не разводить костры.
· Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
· Не трогать яйца птиц.
· Не брать диких животных домой.
· Не разрушать муравейники.
· Не уничтожать ужей.
· Не рвать охапками цветов.
Учитель:
Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
Игра «Мудрые мысли».
(работа в парах)
Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.
· ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
· ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
· ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
· ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
· ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
Учитель:
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)
V. Закрепление материала
Вопросы викторины: «Друг и недруг природы»
(раздать каждому листочек )
Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, поставить знак «+», если нет поставить знак «-«.
· Посадка деревьев.
· Вырубка лесов.
· Охота на редких животных.
· Сбор первоцветов.
· Строительство очистных сооружений на заводах.
· Разведение костров в лесу.
· Выброс дыма заводами.
· Создание заповедников.
· Выброс газов автомобилями.
· Использование солнечной энергии.
· Сбор макулатуры.
(фронтальная проверка ответов на вопросы)
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
VI. Итог урока.
Учитель:
Демонстрация природоохранных знаков.
Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)
Демонстрируются знаки с комментариями.
Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Берегите природу», «Это счастье радоваться чудесам».
Рефлексия.
– Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
– С каким словом познакомились? (экология)
– Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
Домашнее задание.
1. Придумать свои природоохранные знаки, которые могут помочь природе. Нарисовать их на альбомных листах. На следующем уроке мы оформим выставку «Будь природе другом!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание экологической культуры у учащихся в общении с окружающим миром | 359.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487 Выборгский район г. Санкт – Петербург
Конспект урока по природоведению в 5-в классе
учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны
Данный урок подготовлен с целью формирования экологической культуры учащихся.
Дата урока: 15.05.2017г
Тема: «Охрана природы. Экология».
Цель:
обобщение и расширение представлений об охране природы, её экологических проблемах .
Задачи:
Образовательные:
- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- сформировать представления учащихся об экологии природы, её роли в жизни человека, учить основам экологической грамотности;
- расширение знаний учащихся об экологических проблемах,
- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу;
Развивающие:
- развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы,
- воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Воспитательные:
- обучать правильному поведению в природе;
- выявлять случаи негативного отношения человека к природе;
Коррекционные:
- развивать мышление, связную речь, память, воображение;
- развивать внимание и наблюдательность;
- развивать умение слушать, вступать в диалог.
Место урока в системе уроков: заключительный
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Вид: продуктивный, проблемный, презентация.
Форма организации: групповая, парная, коллективная.
Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, обобщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).
Форма урока: комбинированный
Методические приемы: закрепление, обобщение изученного материала
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,
групповая.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока:
УМК:
Учебник:
И.В.Романов, Р.А.Петросова. «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», -3 изд., стереотип. - М.: Дрофа,2012. Природоведение 5 класс. Москва. Дрофа. 2011.
Методическая литература для учителя
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007Н.В. Виноградова, О.Т.
Дидактический материал: Плакаты
Компьютерная презентация
Средства наглядности:
раздаточный материал: карточки с изображением объектов природы, с текстом кроссворда, тесты;
презентация к уроку
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы по предмету, картины: Продукты; Одежда; Жилища;
- Схема «Почва».
- Красная книга России.
- Рассказ «Воскресенье в лесу».
- Разрезные карточки «Мудрые мысли».
- Природоохранные знаки.
- Тестовая работа
Технологии обучения:
- наблюдение, распознавание и описание;
- здоровьесберегающие;
- групповая; - игровая;
- компьютерные средства обучения
- вопросы репродуктивного характера;
Межпредметные связи: природоведение, биология, география, литература.
«Сохранить природу – сохранить жизнь».
/ Роберт Рождественский/
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Приветствие учащихся 5-в класса!
Обращение к детям:
Сегодня у нас необычный урок, урок повторения. Мы с вами вспомним, о чём говорили на уроках природоведения .
- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению, и покажите нам.
- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
II. Мотивация
Учитель:
Что мы изучали на уроке природоведения? (природу)
– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)
– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)
Игра: «Живая, неживая природа».
(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)
– Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.
Слова: солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.
III. Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)
Да! Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».
По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.
Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом. Мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!
IV. Сообщение темы урока.
Охрана природы.Экология.
Учитель: «Почему надо охранять природу».
Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Задание №1. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
- Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу - Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели - в) буду наблюдать издали
- Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно
б) расспрошу об этом учительницу
в) не пойду - После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
в) закопал бы в землю - Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
Учитель: обсудим ответы на вопросы теста.
Молодцы! Постарались определить правильные решения на данные ситуации в природе.
Мы сегодня продолжим говорить о природе, и будем учиться её охранять.
Что даёт природа человеку?
Задание №2. Разгадывание кроссворда
(каждому раздать листочек с кроссвордом без ответов)
Как можно назвать одним словом, то, что нарисовано на картинке? (показ картинок)
- Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
- Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
- Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
- Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
- Загадка:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(Вода)
(Сделать анализ самостоятельной работы с кроссвордом, как справились ?)
Учитель: ( фронтальная беседа с учащимися)
Что такое воздух? (смесь газов)
Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)
Обобщение учителя.
Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно её сберечь!.
Как охранять воздух?
– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)
Как охранять воду?
Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)
Обобщение учителя.
Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планет, только 0,6% пригодна для питья.
Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!
Учитель:
Загадка о почве.
Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.
«Есть чудесная кладовая. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)
Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).
Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.
«Как охранять почву?» (правильно её обрабатывать, не допускать её разрушения)
Зачем нужно охранять почву? (питает растения)
Как охранять растения.
Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)
В Красную книгу занесены: (открытки –растения из Красной книги)
- подснежник Борткевича;
- лапчатка волжская;
- адонис весенний;
- ландыш майский;
- эдельвейс;
Как охранять животных.
В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)
Да! Раньше жили такие животные:
Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.
В Красную книгу занесены:
русская выхухоль
- снежный барс;
- амурский тигр;
- красный волк
- зебра Грэви;
- панда
Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.
Здоровьесберегающая пауза:
Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик)
Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).
Учитель:
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу?
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Учитель:
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
- Не включать громкую музыку.
- Не вырывать грибы.
- Не ломать ветки.
- Не разводить костры.
- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
- Не трогать яйца птиц.
- Не брать диких животных домой.
- Не разрушать муравейники.
- Не уничтожать ужей.
- Не рвать охапками цветов.
Учитель:
Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
Игра «Мудрые мысли».
(работа в парах)
Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.
- ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
- ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
- ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
- ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
- ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
Учитель:
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)
V. Закрепление материала
Вопросы викторины: «Друг и недруг природы»
(раздать каждому листочек )
Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, поставить знак «+», если нет поставить знак «-«.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
(фронтальная проверка ответов на вопросы)
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
VI. Итог урока.
Учитель:
Демонстрация природоохранных знаков.
Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)
Демонстрируются знаки с комментариями.
Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Берегите природу», «Это счастье радоваться чудесам».
Рефлексия.
– Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
– С каким словом познакомились? (экология)
– Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
Домашнее задание.
- Придумать свои природоохранные знаки, которые могут помочь природе. Нарисовать их на альбомных листах. На следующем уроке мы оформим выставку «Будь природе другом!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида
Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В ...
Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"
Урок раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....
Конспект урока по природоведению. Профессии.
Познакомить учащихся с названиями основных профессий людей и их деятельностью....
Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"
Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....
Конспект урока по природоведению в коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"
Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"...
Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»
Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями....