Конспект урока по природоведению в коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_v_prirode.docx | 59.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Вода в природе" в 5 классе
Цели урока:
– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.
Оборудование:
– карточки–тесты,
– глобус,
– плакат с ребусом и свойствами воды,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка,
Подготовка урока:
На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь.
Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1.1. Беседа.
– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые (ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь, глина, ложка)
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.
1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам. Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.
1 группа
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
2 группа (Завьялова, Зубков)
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
- Самооценка работы. На слайдах даны правильные ответы. Проверьте себя. И поставьте оценки.
0 ошибок – оценка 5
2 ошибки – оценка 4
3 ошибки – оценка 3
- Выставили себе оценки.
- Давайте немного отдохнем. (физминутка для глаз) (видео)
II. Постановка цели урока.
- Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Из нефти делают что? Зачем нужен каменный уголь? А природный газ зачем необходим?
- Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.
- “Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?” (Вода).
•В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
- Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
- Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
- А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)
Сегодня на уроке мы поговорим о воде.
Тема нашего занятия – “Вода в природе”.
- Записываем в тетради. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).
III. Объяснение нового материала.
3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.
- Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).
- А вода необходима только человеку?
- Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.
Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода.
- Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.
3.2. Сколько воды на планете Земля?
Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).
Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.
Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. А вы знаете, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду).
- На глобусе – это материки или суша. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?
На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).
3.3. Бережное отношение к воде.
- Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
- Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные.
- Воду надо беречь!
- А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
IV. Физкультминутка с Крошем
3.4. Вода в природе.
Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).
3.5. Три состояния воды.
Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).
Какое же вещество вода: жидкая, твердая или пар?
Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.
На доске и в тетрадях рисуется схема.
Вода
Газообразная Твердое жидкое
Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?
Интересно, а вода может менять свое состояние? Например из жидкого в твердое? Или из пара в твердое?
Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!
3.6. Свойства воды.
Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.
На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.
Какое слово зашифровано? Как догадались?
Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.
Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)
Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).
Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.
Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).
Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.
Вывод: Следовательно, вода прозрачная.
Опыт № 3. Беру сахар, соль. Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)
Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.
Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?
Вывод: Вода без запаха и без вкуса.
4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42) [1].
Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.
Где в природе встречается вода?
О каких свойствах воды вы узнали?
5. Подведение итогов урока.
О чем мы говорили на уроке?
В каких трех состояниях можно встретить воду?
Какими свойствами обладает вода?
6. Домашнее задание.
Оценки
Стр. 31-36 читать, ответы на вопросы.
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит | |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит | |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит | |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит | |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит | |
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________ ископаемые. | ||||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: белого цвета, рассыпается, им модно писать? Обведи правильный ответ. | ||||
А) уголь | Б) торф | В) нефть | Г) мел | |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. | ||||
А) цвет | Б) прочность | В) горючесть | Г) блеск | |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: без запаха и цвета, с помощью него готовят еду, ? Обведи правильный ответ. | ||||
А) природный газ | Б) глина | В) известняк | Г) железная руда | |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. | ||||
А) мрамор | Б) торф | В) каменный уголь | Г) гранит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование по природоведению в коррекционной школе VIII вида, 5 класс
Календарно-тематическое планирование по природоведению в коррекционной школе VIII вида, 5 класс...
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".
Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....
Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».
Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Значение закаливания организма".
конспект урока СБО в коррекционной школе 8 вида...
Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»
Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IIIV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»Задачи:- закрепить знания учащихся о лиственных деревьях;- познакомить учащихся с ди...