«Подготовка птиц и животных к зиме».
методическая разработка по биологии на тему

Егина Вера Федоровна

Закрепление и обобщение  знаний у обучающихся, воспитанников с отклонениями в здоровье о подготовке птиц и животных к зиме. Развитие устной связной речи. Формирование навыков выразительного чтения. Привитие любви к окружающей нас природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ptits_i_zhivotnyh_k_zime.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Подготовка птиц и животных к зиме».

Цель: Закрепление и обобщение  знаний у обучающихся, воспитанников с отклонениями в здоровье о подготовке птиц и животных к зиме. Развитие устной связной речи. Формирование навыков выразительного чтения. Привитие любви к окружающей нас природе.

Послушайте загадку и скажите, в какое время года это бывает?

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает –

Когда это бывает?    (Осенью).

По перечисленным признакам назовите осенние месяцы:

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?  (Сентябрь).

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются лица,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.-

Что за месяц к нам явился?  (Октябрь).

Поле чёрно – белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи.  (Ноябрь).

Чтение стихотворения: «Осень в природе».

У осени немало срочных дел.

Лесное царство ей проверить нужно:

Какперелётные – летят на юг ли дружно?

А кто остался, досыта ль поел?

Должна медведям подыскать берлоги,

В шубейки зимние зверей переодеть,

У зайцев испытать на скорость ноги,

Деревьев корни листьями согреть,

У хомячка проверить кладовую,

Узнать, не запустил ли дятел нос,

Отправить барсука на   боковую

И приказать, чтоб лес зимой не рос,

Проверить, сколько ягоды осталось,

И небо напоследок протереть…

Добавить осени деньков хотя бымалость!..

Нет, снег уже пошёл! Никак ей не успеть.

Чтение стихотворения «Осень».

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море,

Улетает до весны.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихойчёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Назовите  признаки осени.

Игра «Да и нет».

  1. Осенью цветут цветы?
  2. Осенью растут грибы?
  3. Тучи солнце закрывают?
  4. Колючий ветер прилетает?
  5. Туманы осенью плывут?
  6. Ну, а птицы гнёзда вьют?
  7. А букашки прилетают?
  8. Звери норки закрывают?
  9. Урожай все собирают?
  10. Птичьи стаи улетают?
  11.  Часто -  часто льют дожди?
  12. Достаём ли сапоги?
  13. Солнце светит очень жарко?
  14. Можно детям загорать?
  15.  Шапки, куртки надевать?

Ведущий.

На территории области отмечено более 300 видов и подвидов птиц. В самом начале осени многие птицы собираются в стаи. Птицы -  великие  путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где они родились, туда, где проводят зиму. Одни улетают за тысячи километров в дальние страны, другие недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на  родину.

Ведущий.

Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Первыми улетают от нас на юг быстрокрылые стрижи. Подметить отлёт стрижей не так уж трудно: нужно с начала августа каждое утро проверять, носятся ли в воздухе эти птицы или их уже нет.

- Почему стрижи улетают так рано от нас? В воздухе ещё достаточно комаров, мошек, мух, жуков?

Ученик.

Стрижи охотятся высоко в воздухе. В начале осени воздух у земли ещё тёплый, но чем выше, тем он становится холоднее. С первыми похолоданиями насекомые высоко в воздухе уже не летают, и добычи для стрижей уже нет. Вслед за стрижами улетают иволги, кукушки, ласточки, потому что они тоже питаются насекомыми.

Ученик.

Взрослые кукушки улетают на юг, когда отложат яйца. Молодые кукушки улетят позже, самостоятельно. Улетают они не стаями, а поодиночке. Летят они ночью за многие тысячи километров к месту своих зимовок, а весной возвращаются туда, где они вывелись.

Ученик.

Дрозды, перепелы, куропатки и другие перелётные птицы улетают позднее, так как питаются растительной пищей.

Ведущий.

Журавли летят клином (углом).Цапли и гуси шеренгой. Утки выстраиваются в линию или в дугу.  Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей.

Ведущий.

Обычно птицы во время перелёта делают не более 200 километров в сутки. Но в отдельных случаях они способны пролетать без остановки через огромные пространства. Золотистая ржанка перелетела на Гавайские острова, расположенные в 3300 километров от ближайшего берега. Туда же прилетают некоторые кулики. Они летят со скоростью 26 метров в секунду и покрывают это расстояние за 36 часов. Даже такие плохие летуны, как коростели, пролетают до 6000 километров.

Ученик.

Пытаясь выяснить, каким образом птицы безошибочно находить дорогу во время перелёта, учёные проделали опыт. Скворцов и городских ласточек, пойманных около их гнёзд, на самолётах их увозили на большие расстояния

в закрытых клетках в места, которые не лежали на линии их обычных путей  и были им незнакомы. Птицы, выпущенные там, возвращались обратно к своим гнёзда.

Ведущий.

Но не все птицы улетают на юг. Холодно и слякотно в обнажённых лесах. А вот кому поздняя осень не безвременье – синицам.

Ученик.

Стайками перелетают по просекам, опушкам леса, на гарях. Свист, щебет, весёлый гомон. Думаешь, их зима не страшит? Страшит, как же! Потому и заняты сейчас заготовками.  Они запасают корма на зиму. Бойкая с хохолком на голове синица – гренадёрка про запас прячет гусениц, коконы, яички бабочек. Запас он кармана не тянет. Зимой, в лютую стужу и бескормицу, гренадёрка и крохотному яичку будет рада. Многие синицы подбирают с земли осыпавшиеся семена елей, сосен и носят в щели, под кору деревьев.

Ученик.

Что за шум? Что за писк? Что за суета среди деревьев? Это бойкая птичья стайка путешествует по лесу. Птички в этой стайке разные. Трудное время легче сообща пережить. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? Пищуха! Её назвали так потому, что она всё время попискивает.

Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щёлки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Найдёт птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Ученик.

К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей.! Мал королёк, да зато на голове у него корона,  словно у короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки. Гнёздышко королька маленькое и помещается на кончике ветки. Королёк за год поедает от 8 до 10

миллионов насекомых, причём уничтожает таких мелких насекомых, которых не замечают другие птицы. Яички откладывает размером с горошину. Свои негромкие песни поёт даже в жестокие , зимние морозы.

Ученик.

Зимородок -  стремительная голубовато – зелёная птичка с длинным клювом, красивейшая птица на берегах рек и озёр области. Зимородок не вьёт гнёзд, а выкапывает в высоком берегу круглый, полутораметровый тоннель. Питаются подножным кормом и рыбой, которую ловят стремглав бросаясь в воду.

Ученик.

Сойка – красивая пестрая птица. Поющая сойка подражает голосам других птиц и самым разнообразным звукам. Она поедает ягоды, хлебные злаки, семена, орехи. Из орехов делает большие запасы, складывая их в дупла или под мох между корнями у основания деревьев. Ест вредных насекомых, их личинки и яйца, дождевых червей, мышей. Сойка нападает на насекомоядных птиц, поедает их яйца и птенцов так же беспощадно, как и сорока.

Ученик.

Рябчик – небольшая птица: вес 350 – 500 граммов. Самки и самцы серо – рябенькие, но у самцов чёрное пятно под клювом. Головы украшены маленькими хохолками. Корм осенью и зимой – ольховые и берёзовые почки, различные семена и ягоды.

Ведущий.

Как же зимуют насекомые? Осенью многие насекомые умирают. Но весной они появляются вновь. Откуда же они берутся.

Ученик.

Умирают лишь взрослые насекомые. Яйца, личинки куколки остаются зимовать. У кузнечика зимуют яйца, у стрекоз – личинки, у бабочки – капустницы – куколки.

Ученик.

Кузнечики откладывают свои яички в почву, чтобы укрыть их от морозов. Личинки стрекоз зимуют в водоёмах, где живут и летом. Куколки капустниц висят на стволах деревьев, заборах, стенах домов, прикреплённых прочной шёлковой нитью.

Ученик.

У бабочки – боярышницы зимуют гусеницы. Причём несколько гусениц (иногда довольно много, от 10 до 70) устраивают себе общее зимнее гнездо. В начале осени они оплетают шёлковыми нитями 2 – 4 листа боярышника или другого растения, на котором живут. Со временем листья высохнут и оторвутся от ветки, но не упадут – гусеницы прочно «пришили» их к веточкам. Забравшись в общее гнездо, каждая гусеница строит свой собственный «домик» - кокон из шёлка.

Ученик.

Не все взрослые насекомые осенью умирают. Многие зимуют в разных укромных местах, впадая в оцепенение. Бабочки крапивница и лимонница летают до поздней осени. Потом они прячутся в дупла и под кору деревьев, на чердаки, в сараи. Сидят они неподвижно со сложенными крыльями. Некоторые бабочки, как и птицы,  улетают на юг, даже в Африку. Среди этих бабочек репейница и адмирал. Репейницы летят стаями, а лимонницы поодиночке.

Ученик.

Муравьи уползают в глубокие подземные камеры своего муравейника и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.

Ученик.

Пчёлы собираются в улье в тесный, копошащийся клубок. Так и проводят зиму, постепенно поедая запасы мёда, внутри клубка пчёл очень тепло – как летом в жаркий день. Ульи на зиму можно не уносить в зимовники, а оставлять на свежем воздухе.

Ученик.

Осы своё гнездо строят из грубой бумаги. Они сами делают её из мягкой древесины и древесной коры. В осином гнезде зимой пусто. Куда же подевалась шумная, беспокойная семья ос? Почти все осы живут только до осени. С приходом холодов умирают. Зимовать остаются только молодые самки, которые появляются на свет в конце лета. Они улетают из гнезда и прячутся где  – нибудь  по одиночке. Весной каждая начнёт строительство нового гнезда.

Ученик.

До осени живут и семьи шмелей. Молодые самки прячутся на зиму в почве, во мху, в соломе. Весной вылетают и начинают искать место для нового гнезда.

Ученик.

Божья коровка на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на самом деле она страшный хищник. Хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро передвигая свои маленькие ножки в поисках еды. Её еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у неё хороший. За день она съедает до двухсот тлей,  а личинка божьей коровки съедает до 400тлей. Зимуют в куче листвы или в помещениях человека. Но некоторые улетают в тёплые края.

Ведущий.

Давным  – давно жила девушка мастерица по имени Арахана, которая создавала такие красивые ткани, что отважилась вызвать на состязание по ткацкому искусству богиню Афину и выткала ткань лучше богини. И тогда разгневанная богиня превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину. По -  гречески «арахана» значит «паук». Вот и дали это имя арахнид – всем паукам, которые не относятся к насекомым, это особая группа животных. Одно из многих отличий: у насекомых шесть ног, а у пауков восемь.

Ученик.

Пауки приносят большую пользу, уничтожая огромное количество насекомых, особенно мух. Нить паутины по крепости не уступает шёлку. Если сделать стальную проволоку, такой же толщины, как и паутинная нить,

то окажется, что паутина крепче. Зимуют они в коконе, закрытом с обеих сторон.

Ведущий.

Ящерицы и змеи проводят зиму под кучами корней, под корнями деревьев, в подвалах домов. Чем глубже промерзает почва в зимнее время, тем ниже они спускаются в поисках пустот. В одном месте может собраться на глубине полтора метров несколько сотен этих животных.

Сценка «Приключения барсучонка Тёпы».

Ведущий.

Топ – топ – топ!

Слышите? Как вы думаете, кто это? Ну, конечно, это барсучонок Тёпа. Куда он идёт?

- Тёпа, Тёпа, ты куда тёпаешь так поздно?

Барсучонок.

- Хочу узнать , кто как спит. Ведь скоро зима, и мне придётся сто дней и сто ночей  лежать в норе и спать.

Ведущий.

Пошёл барсучонок вдоль лесной опушки, а навстречу ему заяц.

Заяц.

- Ты куда, барсук?

Барсучонок.

- Бегу в большой лес, хочу разузнать, как спят лесные жители.

Заяц.

- Мы, зайцы, зимой и летом всё скачем. Беги вон к той сосне. Там живёт белка со своей семьёй.

Ведущий.

Подошёл Тёпа к сосне и давай стучать лапой – коротышкой по стволу.

Белка.

Кто стучит?

Барсучонок.

- Это я, барсучонок Тёпа. Хочу посмотреть, как белки спят.

Белка.

- Полезай сюда – покажу.

Ведущий.

Еле – еле добрался Тёпа до беличьего гнезда. Перешагнул порог и видит: на тёплой подстилке из мха и липового лыка лежат, прижавшись к друг другу, бельчата, пушистыми хвостиками прикрылись.

Тёпа.

- И сколько они так будут спать?.

Белка.

- Всю ночь, а на заре -  поднимутся и будут гулять до самого вечера. Мы, белки,  по долгу не спим, некогда нам. Дела.

Тёпа.

- Хорошо! Не так как унас у барсуков: всю ночь добывай себе еду,днём спи, а потом ещё всю зиму спи.

Ведущая.

 - Попрощался барсучонок с белкой и пошёл по лесной дороге.

Видит: на ветке большой осины сидит старая сова, во все глаза глядит, головой вертит во все стороны.

Барсучонок.

- Сова, сова! Ты, что не спишь так поздно?

Сова.

- Я днём выспалась,  а теперь мышей ловлю: и людям помогаю, и мне пища. Ты мне не мешай.

Ведущий.

Только ступил барсучонок на боковую тропинку , как вдруг наткнулся на что – то колючее. Всмотрелся, видит – ёжик.

Тёпа.

 - Ты что тут делаешь? Путаешься под ногами.

Ёжик.

Мышей ловлю.

Тёпа.

- А почему не спишь?

Ёжик.

- Ты разве не знаешь, что ёжи спят днём? К утру я вернусь домой, свернусь в клубок и буду спать до самого вечера.

Ведущая.

И этот спит как сова днём и засеменил дальше.а тут лес кончился. На высоком дереве увидел аиста.  Аист стоял на одной ноге, засунув клюв под крыло, и крепко спал. И как он на одной ноге стоит? Что он вторую ногу ушиб? Вдруг увидел на ветке галку. Она тоже, как и аист спала на одной ноге.

- Стук, стук, стук! – ударил барсучонок лапой – коротышкой по стволу.

Галка.

- Кто тут?

Барсучонок.

- Скажи мне, пожалуйста, галка, тебе удобно спать на одной ноге? Разве на двух не лучше? Или так спят все птицы?

Галка.

На одной ноге спят многие птицы. Нам так лучше. Сон наш короткий и чуткий. Чуть что – просыпаешься. Крепкий сон на двух ногах не для нас: того гляди в беду попадёшь.

Тёпа.

- Спасибо за объяснение,  Извини, что разбудил.

Барсучиха – мать.

- Ты где путешествовал?

Тёпа.

Побывал у многих зверей и птиц. Узнал,  кто как спит. Никто так долго не спит, как мы.

Барсучиха – мать.

- Мал ты ещё, Тёпа, не понимаешь многого. Медведь вон какой большой и сильный – хозяин леса, но и он спит всю зиму в берлоге. А у нас, у бурундуков, лапы короткие, мигом в снегу завязнем. Да и шубы у нас не очень – то тёплые, того и гляди замёрзнем. С голоду зимой можно пропасть. Очень хорошо, что мы можем долго спать зимой.

Закончи предложение. Узнаем, что вы знаете о животных.

  1. Лиса охотится в одиночку, а волк (стаей).
  2. Белка запасы на зиму делает, а заяц (нет).
  3. Зайца от врагов спасают длинные ноги , а ежа (колючки).
  4. Медведь спит до весны, а ёж (тоже спит до весны).
  5. У медведицы медвежата появляются зимой, а у волчицы (весной).
  6. Белка  летом рыжая, а зимой (серая).
  7. У лисы шерсть мягкая, а у волка (жёсткая).

Ведущий.

Бурундуки многочисленны в лесу, где есть ягодники и кустарники. Они умело лазают по деревьям и кустарникам, быстро бегают по земле.  Внешность бурундука безупречна : серовато – рыжая шубка расчерчена пятью полосками, а продольные полоски придают фигуре стройность.

Ученик.

Бурундук  - один из обладателей защёчных мешков. Чем богаче урожай кедровых орешков, тем активнее запасает их бурундук. Носит их в защёчных мешках в кладовую за километр. Запасает до 8 километров. Запасает до 8 килограммов орешков. Живут в неглубоких норах. Ведут дневной образ жизни. Зиму проводит в спячке, но с перерывами. Из 160 дней, которые он проводит в норе, он бодрствует 32 дня. За эти дни съедает 150 граммов, то есть 4 грамма за день. Зимой имеет температуру тела 8 – 10 градусов, а летом – 37 – 38 градусов. Летом делает 57 вдохов и выдохов в минуту, а зимой 3 – 4   раза в минуту.  Остальные запасы поедаются весной.

Ведущий.

Барсуки живут целыми колониями. Запасов на зиму не делают. Норы делают глубиной до 5 метров. Очень чистолюбивые животные. Любят сухую мягкую постель, для этого нагребают сухие листья.

Ученик.

В лесных речках и озёрах живут бобры, строят свои хатки или делают норы в берегах; питаются растительной пищей. Зимой не впадает в спячку, отсиживается в своей хатке. Делает зимние запасы продуктов, натаскивает под лёд ветки ивы, осины, корневища кувшинок. Проголодался, нырнул под лёд, тут тебе и еда. Своими резцами бобр осину толщиной с руку валит за 2 -3 минуты. Его пища осиновая кора – до 100 килограммов, болотные травы  - 230 килограммов. На зиму запасают до 80 кубометров.

Ученик.

Сурок – труженик. Поговорку «спит, как сурок» слышал каждый.многие думают, что зверёк лентяй и лежебока. Внешность у него «ленивая» - большой и неуклюжий. ..В степи, где живут сурки, можно увидеть земляные холмы высотой около метра и до 18 метров в поперечнике! На поверхности -  холм, а под поверхностью – нора до 7 метров глубиной. Ходов в этой норе очень много, и их общая длина достигает до 60 метров. Внутриустлана травой, специально просушенной на солнышке. В сентябре сурки забираются внору, и самец, идущий вслед за семейством, затыкает вход в нору земляной пробкой.  Сурки спят глубоко и крепко, снижая чистоту дыхания и температуру тела от 37 градусов до 8 – 10 градусов.  Спящего сурка невозможно разбудить, его можно брать в руки, держать в тепле – зверёк не проснётся.

Скажи «Да или нет».

Бродит по лесу лисица,

 Ищет,  чем бы поживиться.

Съест лиса жуков у пня?

Юрких ящериц в траве?

А лягушек на болоте?

 А птенцов из птичьих гнёзд?

А зайчат, что под кустом?

Мышей – полёвок? Щук? А крыс?               (Съест всё, кроме щук).

Ученик.

Лисы к зиме меняют шубку на более тёплую и пушистую.Осенью все лисы разбредаются по лесу  и живут  поодиночке. В стаи никогда не собираются.  Питаются мышевидными грызунами. В её рационе они  занимают 90%, хотя,могут есть всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль. У лисы очень острый слух, зоркий глаз, Удивительное чутьё.   Писк мыши под снегом она слышит за 100 метров. Чтобы насытиться, ей надо поймать до двадцати мышей.

Ведущий.

Лиса – хозяйка плохая,  грязнуля.  В норе и возле норы валяются объедки. Где поест там и устроит туалет. Поэтому около норы зловоние и грязь.

Ученик.

Зайцы, как и лисы меняют свою шубку на более тёплую, белую, которая помогает прятаться зимой от врагов. Главная защита – быстрые ноги. Выделения  сально – потовых желёз на лапках зайцев выдают его хищникам, но они же и помогают ему во время погони за ним, так как предохраняют густую шерсть ступни зайца от налипания снега или влажной земли, что способствует быстроте бега. Питается злаками и бобовыми, сеном, обгладывает кору молодых осинок и ив. Зимой  откапывает из под снега молодую зелень.

Ведущий.

Косым зайца называют зря: глаза у него большие, тёмные.зайцы вовсе не трусливы. Если какой – то пернатый хищник настигает зайца, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или  лисице удаётся схватить его за шерсть со спины или сзади, тогда на помощь зайцу приходит одна интересная особенность его организма. Кусок кожи, схваченной за шерсть, легко отрывается и остаётся в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнажённая часть тела не кровоточит и быстро заживает, покрываясь новой шерстью. Зайчиха малышей приносит три раза в год. Зайчат первого выводка называют «настовиками», потому что они появляются, когда на снегу появляется наст. Летних зайчат называют «колосовиками», а последний приплод -  «листопадниками», потому что они рождаются осенью, когда с  деревьев  опадает листва. У зайцев особое воспитание: родился зайчонок, мать его один раз накормила и убегает, так как боится привлечь своим запахом врагов. Пройдёт несколько дней и зайчонок выбежит из под куста и начнёт жить самостоятельно.

Ведущий.

Осенью белка утепляет своё гнездо или дупло. Она не задумываясь займёт сорочье гнездо, а хозяев пусти по миру. Старые вороньи гнёзда для неё находка: подновит, надстроит крышу.может сплести из прутьев отличный дом у ствола на высоте 5 – 14 метров. Внутри дома отделка стен из мха, лишайника, травы шерсти.  Снаружи шарообразное беличье гнездо замаскировано листьями.  Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды – у белки обычно: до пяти.

Ученик.

На зиму запасает грибы, особенно белые, подберёзовики, маслята. Сушит их, надевая на сучки. Некоторые белки собирают до 2000 грибов! Шишки сосен и елей надевает на ветви. Шишки белка потрошит профессионально – за 80 секунд оставит от шишки голый стерженёк.на еловую она потратит 4 минуты. Прыжки белки – это почти полёт, управляемый пушистым хвостом. Белка может спрыгнуть на землю прямо с верхушки дерева. Так она спасается от хищников. А от хищных птиц спасается, бегая по спирали вокруг ствола.

Ученик.

У медведя осенью много забот.Во – первых он линяет. Во – вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, медведю нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени. В это время для них много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, можно и медку диких пчёл отведать. Накопит медведь жиру, можно и спать ложиться. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живут медведи до пятидесяти лет.

Ведущий.

Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно много птиц погибает в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Многие птицы держаться вблизи человеческого жилья.  Очень важно, чтобы в кормушке, которую ты устроил для птиц, всегда был корм. Он спасёт жизнь многим пернатым друзьям. А птицы отблагодарят нас за это. Ведь прилетая к кормушке, они осматривают соседние деревья, кустарники и отыскивают на них насекомых, которые приносят людям вред.

ВедущийМы не только должны помогать птицам, но и бережно относится ко всей живой и неживой природе.

Стихотворение Н. Красиьникова «Гость в лесу».

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьёв:

У них домище

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал.

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил.

Литература.

  1. Гайдина Л. И.,  Изучаем «Окружающий мир» с увлечением/Л. И. Гайдина/ – М.: 5 за знания, 2007. – 224с. -  Методическая библиотека.
  2. Исаенко Л. А., Естествознание/Л. А. Исаенко/ - М.: Просвещение, 1971.  – 148 – 151с.
  3. Дмитриева Н. Я. , Естествознание/Н. Я. Дмитриева/ - М.: Просвещение, 1994. – 26 – 31с.
  4. Нуждина Т. Д., Мир животных и растений/Т. Д. Нуждина/ - Ярославль: «Академия развития»: Энциклопедия для малышей «Чудо всюду», 1997. – 55 – 71с.
  5. Плешаков А. А., Природа/А. А. Плешаков/ - Вентана – Граф: «Методическое пособие»,1994. – 75 – 87с.
  6. Плешаков А. А. , Мир вокруг нас/А. А. Плешаков/ - Волгоград: Поурочное планирование, 2002. – 52с.
  7. Решетникова Г. Н., Окружающий мир/Г. Н. Решетникова/ - Волгоград: Занимательные материалы, 2008. – 103 – 110с.
  8. Соловьёв Л. И. , Краеведческие игры/Л. И. Соловьёв/ - Кемерово: Учебное пособие, 2004. – 204 – 208с.
  9. Тарабарина Т., И учёба, и игра: Природоведеиие/Т. И. Тарабарина/ - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Животный мир зимой"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-диффе...

«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Урок "Иб-аразындағы мал-хустар" ("Домашние птицы и животные")

Урок  хакас тiлiн пiлбинчеткен угренчiлерге....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Подготовка к сочинению по теме "Зима"

Урок развития речи по подготовке к сочинению по теме "Зима".Интегрированный урок (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство)...