Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной системы человеческого организма могли понимать важность в сохранении собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_uroka_gigiena_dyhaniya.docx | 31.87 КБ |
tehkarta_uroka_opora_i_dvizhenie.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «обобщающие уроки по курсу биологии 8 класс»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «обобщающие уроки по курсу биологии 8 класс».
Тема | Опора и движение |
Цели темы | Познакомить с аппаратом опоры и движения и выделить его значения. Изучить строение скелета человека, выделить особенности скелета всвязи с прямохождением и трудовой деятельностью. Показать строение и свойства костей. Изучить типы соединения костей в скелете. Сформировать знания о первой помощи (правила действий) при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Изучить строение мышц и их работу. Раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлексивный принцип координации движения. Показать значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения, роль двигательной активности. |
Основное содержание темы | Содержание темы включает: - аппарат опоры и движения, его значения, скелет человека; - строение и свойства костей; - типы соединения костей; - первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей; - мышцы, их строение и функции; - работа мышц; - обобщение «Движение – это жизнь». |
Тема урока | Движение – это жизнь. |
Цели | Формировать представление о здоровом образе жизни. Показать учащимся взаимосвязь активной физической деятельности человека, его здоровья от физических упражнений, правильно сформированной осанки и тренировки мышц. Возбудить интерес к сохранению своего здоровья, убедить учащихся об ответственности за свои поступки. |
Основное содержание темы, Термины и понятия | Содержание темы включает: выяснение роли движения в гармоничном развитии человека; значение физических упражнений; формулирование правил гигиены опорно-двигательной системы. Гиподинамия, осанка, искривление позвоночника, дистрофия, физическая форма. |
Планируемый результат |
Личностные умения. - проявление эмоционально-ценостного отношения к проблеме активная физическая деятельность и гармоничное развитие человека; - проявление творческого отношения к процессу формулирования решений к поставленным ситуациям про осанку, искривление позвоночника, плоскостопия. | Метапредметные умения. а) познавательные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать приобретенные знания при формулировании выводов. б) регулятивные: умение применять знания о гигиене опорно-двигательной системы в личной гигиене, сознавать о вреде малоподвижного образа жизни. в) коммуникативные: умение формулировать свои выводы на поставленные ситуации про осанку, искривление позвоночника, развития плоскостопия; умение взаимодействовать друг с другом, работая в группах при обсуждениях и формулировании ответов на поставленные вопросы. | Предметные умения. - использование знаний о строении и свойствах костей, физиология механизма сокращения мышечного волокна, о значении нагрузки на мышцы при работе, типах соединений костей в скелете для формулирования принятых решений на заданные ситуации и составление правил гигиены опорно-двигательного аппарата. |
Организация образовательного пространства. | ||
Межпредметные связи. Чтение текстов и использование материала по оказанию доврачебной помощь, знания физических законов в объяснении работы мышц. | Ресурсы. Раздаточный материал (тексты с ситуациями про неправильную осанку, искривление позвоночника, развитие плоскостопия), карточки-вопросы, подготовленное сообщение ученика о гиподинамии, лист-текст «Из чего складывается хорошая физическая форма». | Формы работы. Работа в парах, индивидуальная, групповая. |
Технология изучения темы. | ||
I этап. Самоопределение к деятельности. | ||
Цели деятельности. - мотивировать учащихся к изучению темы; - стимулировать проявления внутреннего мотива учащихся, желание узнать, почему важна физическая активность для поддержания здоровья своего организма. | Ситуативное задание. Учащимся выдаются карточки-вопросы, для работы в парах. Учащиеся совместно в парах отвечают на вопросы. В-1 1. Какой процесс возникает в мышечных волокнах в ответ на приходящие по нерву импульсы? 2. Каким образом проявляется возбуждение мышечных волокон? 3. Какой должна быть частота нервных импульсов для того, чтобы мышца длительное время не расслаблялась? 4. От чего зависит сила сокращения мышц? 5. Какие мышцы участвуют в выполнении произвольных движений? Где находятся высшие двигательные центры? В-2 1. Откуда мышцы получают энергию для сокращения? 2. Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой? 3. Какие условия работы препятствуют быстрому наступлению усталости? 4. Почему мышечная деятельность зависит от работы органов пищеварения, дыхания и кровообращения? 5. Почему активный отдых полезнее пассивного? | Планируемый результат. Личностный: - проявление интереса учащихся в понимании зависимости работы мышцы от её силы и тренировки. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Блок А. Ознакомление учащихся с высказываниями известных личностей о значении физической деятельности в сохранении здоровья и роли движения для организма. | ||
Цель деятельности. - показать учащимся значимость знаний о влиянии физической активности в развитии гармонии организма, сохранении здоровья. | Учебные задания. На доске слова Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения». Рассказ учителя и зачитывание высказываний знаменитых личностей о роли движения, учащиеся смотрят в раздаточном материале. Затем учитель задает учащимся вопросы: - Что же происходит в организме при физической работе? - Какова роль движения в гармоничном развитии человека? - Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями? Если у учащихся не получается ответить, предлагается материал (сведения от физиологов, врачей-ортопедов). | Планируемый результат. Познавательный: - учащиеся знакомятся с высказываниями известных личностей древнегреческих мыслителей, Л.Н.Толстого, М.В.Ломоносова. Регулятивный: - умение анализировать учащимися услышанную информацию; Предметный: - понимание значимости тренировок для развития мышечной системы, для работы сердца, поддержания эластичности кровеносных сосудов, улучшения координации деятельности органов со стороны центральной нервной системы. |
Блок Б. Заслушивание учащимися сообщения о гиподинамии, подготовленного одноклассником. | ||
Цель деятельности. - показать учащимся к чему может привести малая двигательная активность. | Учебные задания. Прослушивание сообщения «Гиподинамия». | Планируемый результат. Познавательный: - приобретение знаний о малоподвижном образе жизни (гиподинамии) о её влиянии на организм; Регулятивный: - делать для себя выводы о влиянии гиподинамии; Коммуникативный: - умение выслушивать сверстника, не перебивать, не мешать рассказу. |
Блок В. Работа с материалом урока. | ||
Цель деятельности. - дать учащимся самим доказать, что двигательная активность имеет большое значение в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы | Учебные задания. Вниманию класса предлагаются описания ситуаций, в которых имеются сведения о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата у подростков. К каждой ситуации предлагается несколько вопросов. Учащиеся организуются в обсуждение проблемы по группам (темы: ситуация 1 – неправильная осанка, ситуация 2 – неправильная походка, ситуация 3 – искривление позвоночника, ситуация 4 - плоскостопие). | Планируемый результат. Познавательный: - учащиеся понимают значение правильной осанки, походки для здоровья человека; - знакомятся с причинами искривления позвоночника; Регулятивный: - умение учащихся анализировать ситуацию, принимать решение; Коммуникативный: - умение обсуждать группе поставленную ситуацию, совместно единственный ответ на вопрос. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | ||
Цели деятельности. - вызвать интерес к сохранению своего здоровья; - содействовать развитию навыка анализа поставленной ситуации и формирование вывода-решения; -представить результат своей деятельности. | Варианты задания. Учащиеся зачитывают свои ситуации и отвечают на поставленные вопросы. Ответственный от группы записывает на доске правила гигиены опорно-двигательного аппарата. Затем сравнивают с правилами специалистов.
| Планируемый результат. Личностный: - проявление ценностного отношения к сохранению здоровым опорно-двигательный аппарат; Познавательный: - представление учащимся о здоровом образе жизни; Предметный: - умение выбрать главное решение из заданной ситуации об осанке, нагрузке на позвоночник, о развитии плоскостопия использовать в создании правил гигиены опорно-двигательного аппарата; Регулятивный: - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; Коммуникативный: - умение работать согласованно в группе и в паре; - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
IV этап. Рефлексивная деятельность. | ||
Цели деятельности. - научить учащихся соотносить полученный результат с поставленной ситуативной задачей; - оценить результат своей деятельности, оценить результат учебной деятельности. | Самоанализ ученика. Закончить предложения. Для меня важно знать влияние физической активности на опорно-двигательный аппарат, потому что … Чтобы сохранить здоровым организм мне нужно … Самооценка ученика. Закончить предложение. Я доволен(льна)…своим вкладом в принятие решения группой на поставленную ситуативную задачу. | Результат деятельности. Заполняется учителем. |
Цели деятельности. - соотнести полученный результат с поставленными целями; - оценить результат своей деятельности. | Самоанализ и самооценка учителя. Цели темы: - сформировать представления о здоровом образе жизни; - показать зависимость физической активности человека и его здоровья от физических упражнений, правильной осанки, правильно тренированных мышц; - возбудить интерес к сохранению здоровым свой опорно-двигательный аппарат; - развить у учащихся произвольное внимание, умение анализировать, делать выводы; - научить использовать приобретённые умения при создании правил гигиены опорно-двигательного аппарата и формулирование решений на поставленные задачи-ситуации. Планируемые ключевые умения темы Личностные: - проявление позитивного отношения к процессу создания правил гигиены и обработки решения. Познавательные: -умения использовать знания при формулировке решения и ответов на заданную ситуацию. Регулятивные: - умение соотносить учебные действия с известными знаниями. Предметные: - умение писать правила гигиены. | Результат деятельности. Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка. Обобщающий урок по теме "Класс птиц"
Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс Задачи:обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц‚ их поведении‚ многообразии и развитии;развивать познавательную активность ...
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...
Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)
Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...
Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»
Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания по теме класс Рыбы, особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...
Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"
P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...
Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"
Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе по биологии"...