Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе по биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 75.61 КБ |
Презентация к уроку | 183.78 КБ |
Индивидуальный лист ответов | 49.35 КБ |
тест | 26.07 КБ |
Раздаточный материал | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о биосфере, ее структуре и функциях, с целью их дальнейшего применения при изучении различных экосистем.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить знания о биосфере, ее структуре и функциях, показав взаимосвязь всех ее составляющих;
- продолжить формирование научного мировоззрения и логического мышления;
Развивающие:
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- закрепление навыков работы с дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
- формирование информационных компетенций учащихся;
Воспитательные:
- формирование целостного отношения к природе;
- развитие коллективизма, доброжелательности, взаимопомощи, толерантности;
- формирование основ экологической культуры.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Возникновение и развитие жизни на Земле привело к образованию биосферы- оболочки, состав, структура и энергетика которой определены деятельностью организмов. С экологической точки зрения биосфера представляет собой глобальную экосистему, которая объединяет все водные и наземные биоценозы нашей планеты и в которой постоянно происходит круговорот веществ и передача энергии. Экосистема – очень широкое, безранговое, гибкое понятие: от капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, озера, Мирового океана.
3.Выполнение учащимися устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.
Сегодня на уроке мы конкретизируем и обобщим некоторые понятия темы.
- Назовите все известные вам уровни организации живого?
- Изучение какого уровня мы с вами завершаем?
- Что такое биосфера? (Оболочка Земли, населенная живыми организмами)
- Где располагается биосфера на планете Земля?
- Что является структурным элементом биосферы? (биоценоз)
- Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
Перечень терминов
1) биосфера 2) продуцент 3) редуцент 4) консумент
5) агроценоз 6) биогеоценоз 7) популяция 8) хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
- Перечислите и охарактеризуйте этапы эволюции биосферы? (зарождение жизни в воде, возникновение почвенной и организменной среды обитания, выход организмов на сушу, появление человека, возникновение ноосферы)
- Любая экосистема, биоценоз – это совокупность компонентов живой и неживой природы. Назовите экологические факторы неживой природы, приведите примеры?
Биотические, абиотические, антропогенные.
Выполним несколько заданий на знание экологических факторов:
- К биотическим компонентам экосистемы относят
А) газовый состав атмосферы Б) состав и структуру почвы
В) особенности климата и погоды Г) продуцентов, консументов, редуцентов
- Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
А) антропогенные Б) абиотические В) биотические Г) климатические
3. К абиотическим факторам относят
А) конкуренцию растений за поглощение света Б) влияние растений на жизнь животных
В) изменение температуры в течение суток Г) загрязнение окружающей среды человеком
4. Совокупность всех факторов, воздействующих на организм, называют
А) абиотическими Б) биотическими В) антропогенными Г) экологическими
5. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
В 6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.
1) наводнение 2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры 4) хищничество
5) недостаток света 6) образование микоризы.
- Любой организм живет в окружении множества других и вступает в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями.
Объясните, что такое симбиоз? Приведите примеры.
Рассмотрим несколько видов взаимодействия:
А) кедровка и кедр Б) львы и гиены В) пчела и цветковые растения
Г) белка и лось Д) лишайники
Определите к какому из видов взаимодействия они относятся?
- Хотя взаимоотношения и различны, но многие из них сводятся к обеспечению себя пищей. С этим связано формирование трофических связей или цепей питания.
Составьте пищевую цепь любого биоценоза по схеме, назовите звенья цепи:
1 вариант: 2 вариант:
4. Контроль знаний.
Учащиеся решают тестовое задание, составленное по материалам ОГЭ; сдают работы на проверку.
5.Формирование выводов по изученному материалу.
- Почему биосферу можно назвать крупнейшей экосистемой? (Потому что в ее состав входят все экосистемы Земли и потому что она является целостной, то есть существует при наличии всех своих компонентов.)
Учащиеся формулируют выводы по результатам изучения материала. Оценивают степень усвоения материала.
6. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, собирает работы, выполненные на листках, выставляет оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют _______(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. ________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль ________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами. Перечень терминов 1) биосфера 2) продуцент 3) редуцент 4) консумент 5) агроценоз 6) биогеоценоз 7) популяция 8) хищник А Б В Г
Выбрать один верный ответ: К биотическим компонентам экосистемы относят А) газовый состав атмосферы Б) состав и структуру почвы В) особенности климата и погоды Г) продуцентов, консументов , редуцентов . Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы А) антропогенные Б) абиотические В) биотические Г) климатические. 3. К абиотическим факторам относят А) конкуренцию растений за поглощение света Б) влияние растений на жизнь животных В) изменение температуры в течение суток Г) загрязнение окружающей среды человеком. 4. Совокупность всех факторов, воздействующих на организм, называют А) абиотическими Б) биотическими В) антропогенными Г) экологическими.
Установите соответствие: 5. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. А) повышение давления атмосферного воздуха Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. A Б В Г Д
Выбор нескольких верных утверждений: 6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические. 1) наводнение 2) конкуренция между особями вида 3) понижение температуры 4) Хищничество 5) недостаток света 6) образование микоризы
Составьте пищевую цепь любого биоценоза по схеме, назовите звенья цепи: 1 вариант: 2 вариант:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный лист ответов учащегося __________________________ (1 вариант)
Задание 1 (Работа с текстом)
А | Б | В | Г |
Задание 2. (тестовые задания)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
A | Б | В | Г | Д | |||||
Задание 3. (работа со схемой)
Проверка знаний.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
A | Б | В | Г | Д | Е | ||||||||||
Индивидуальный лист ответов учащегося __________________________ (2 вариант)
Задание 1 (Работа с текстом)
А | Б | В | Г |
Задание 2. (тестовые задания)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
A | Б | В | Г | Д | |||||
Задание 3. (работа со схемой)
Проверка знаний.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
A | Б | В | Г | Д | Е | ||||||||||
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Биосфера»
1 вариант
Выберите один верный ответ:
1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:
- экосистемой 2) биосферой 3) ноосферой 4) видом
2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:
- абиотические факторы 3) живые организмы
- антропогенные факторы 4) биологические ритмы
3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:
- ослабляет конкуренцию между видами
- изменяет среду их обитания
- способствует удлинению цепей питания
- влияет на сезонные изменения в природе
4. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека:
- применение удобрений
- эрозия, засоление
- создание в степи лесополос
- чередование выращиваемых культурных растений
6. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:
- биогеоценозом 2) агроценозом 3) биосферой 4) опытной станцией
7. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
- животные 2) бактерии 3) грибы 4) растения
8. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:
- непериодическим 3) абиотическим
- антропогенным 4) биотическим
Выберите несколько правильных утверждений:
9. В состав биосферы входят:
А. растения Б. биокосное вещество В. живое вещество
Г. Бактерии Д. биогенное вещество Е. косное вещество
10. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
А. освещённость Б. влажность
В. наличие парниковых газов Г. температура воздуха
Д. поедание животными друг друга Е. наличие дороги
Установите соответствие:
11. Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ | ТИП ОТНОШЕНИЙ |
A) жук-плавунец и малёк рыбы | 1) паразит — хозяин |
Б) щука и карась | 2) хищник — жертва |
В) человек и чесоточный зудень | |
Г) лисица и мышь | |
Д) свинья и свиной цепень | |
Е) бактерия и бактериофаг |
Тест по теме «Биосфера»
2 вариант
Выберите один верный ответ.
1. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:
- защитить биосферу от загрязнения
- повысить продуктивность агроценозов
- ускорить круговорот веществ в биосфере
- замедлить круговорот веществ в биосфере
2. Впервые название «Биосфера» было дано:
- К Линнеем 2) Ж.Б. Ламарком 3) В.И. Вернадским 4) В.Н. Сукачевым
3. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:
- биосферой 2) биогеоценозом 3) биосферой 4) заказником
4. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)
- абиотические факторы 3) антропогенные факторы
- ограничивающие факторы 4) живое вещество
5. Биосфера существует в основном за счет:
- космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии
- внутрипланетарной тепловой энергии
- космической энергии
- энергии Солнца
6. Верхняя граница биосферы ограничена:
- высотой полета птиц 2) высотой обнаружения спор
3) озоновым слоем 4) не имеет верхней границы
7. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
- изменении атмосферного давления
- регулировании численности популяции промысловых животных
- сокращении биоразнообразия
- создании новых сортов растений и пород животных
8. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:
- животных, включая человека 3) растений и человека
- растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек
- Выберите несколько правильных утверждений:
9. Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) влажность и температура 2) количество хищников
3) количество видов конкурентов 4) количество паразитов
5) распашка земель 6) посадка кустарников и деревьев
10. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к биотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
А. освещённость Б. сокращение численности насекомых
В. наличие парниковых газов Г. температура
Д. поедание животными друг друга Е. распространение вирусной инфекции
Установите соответствие:
11. Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ГРУППА |
A) образуют органические вещества из неорганических | 1) продуценты |
Б) потребляют готовые органические вещества | 2) консументы |
В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ | |
Г) принадлежит к растительноядным животным | |
Д) являются первым звеном цепи питания | |
Предварительный просмотр:
Обобщение знаний по теме
«Экосистемный уровень организации живого. Биосфера»
Блок А.
- Назовите все известные вам уровни организации живого?
- Изучение какого уровня мы с вами завершаем?
- Что такое биосфера?
- Где располагается биосфера на планете Земля?
- Какие структурные элементы входят в её состав?
Задание 1.(работа с текстом)
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
Перечень терминов
1) биосфера 2) продуцент 3) редуцент 4) консумент
5) агроценоз 6) биогеоценоз 7) популяция 8) хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
- Перечислите и охарактеризуйте этапы эволюции биосферы?
Задание 2. (тестовые задания)
- К биотическим компонентам экосистемы относят
А) газовый состав атмосферы Б) состав и структуру почвы
В) особенности климата и погоды Г) продуцентов, консументов, редуцентов
- Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
А) антропогенные Б) абиотические В) биотические Г) климатические
3. К абиотическим факторам относят
А) конкуренцию растений за поглощение света Б) влияние растений на жизнь животных
В) изменение температуры в течение суток Г) загрязнение окружающей среды человеком
4. Совокупность всех факторов, воздействующих на организм, называют
А) абиотическими Б) биотическими В) антропогенными Г) экологическими
5. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
В 6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.
1) наводнение 2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры 4) хищничество
5) недостаток света 6) образование микоризы
Обобщение знаний по теме
«Экосистемный уровень организации живого. Биосфера»
- Назовите все известные вам уровни организации живого?
- Изучение какого уровня мы с вами завершаем?
- Что такое биосфера?
- Где располагается биосфера на планете Земля?
- Какие структурные элементы входят в её состав?
Задание 1.(работа с текстом)
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
Перечень терминов
1) биосфера 2) продуцент 3) редуцент 4) консумент
5) агроценоз 6) биогеоценоз 7) популяция 8) хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
- Перечислите и охарактеризуйте этапы эволюции биосферы?
Задание 2. (тестовые задания)
- К биотическим компонентам экосистемы относят
А) газовый состав атмосферы Б) состав и структуру почвы
В) особенности климата и погоды Г) продуцентов, консументов, редуцентов
- Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
А) антропогенные Б) абиотические В) биотические Г) климатические
3. К абиотическим факторам относят
А) конкуренцию растений за поглощение света Б) влияние растений на жизнь животных
В) изменение температуры в течение суток Г) загрязнение окружающей среды человеком
4. Совокупность всех факторов, воздействующих на организм, называют
А) абиотическими Б) биотическими В) антропогенными Г) экологическими
5. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.
1) наводнение 2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры 4) хищничество
5) недостаток света 6) образование микоризы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист - кто из них важнее?" Обобщающий урок по биологии, 6 класс.
Тип урока: обобщающий. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист. Задачи урока: обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и по...
Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...
Обобщающий урок по биологии 7 класс "Позвоночные животные"
Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов. Данная тема ...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...
Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»
Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания по теме класс Рыбы, особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...
Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.
Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...