Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Обобщающий урок для учащихся 7 класса.
Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви».
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить понятия: окончательный, промежуточный хозяин, финна, цикл воспроизведения; гермафродиты;
Развивающие:
Развить умение описывать жизненные циклы, характеризовать каждый из типов червей;
Развить умение работать в группе, умение обобщать и систематизировать полученные знания
Воспитательные:
Воспитать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
Таблицы: «Аскарида», «Плоские черви», «Многообразие паразитических червей» - 1 шт.
Сигнальные карточки (красные и синие)
Раздаточные материал: карточки с заданиями на группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchii_urok_chervi.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок «Смотр знаний» по теме «Черви»
Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви».
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить понятия: окончательный, промежуточный хозяин, финна, цикл воспроизведения; гермафродиты;
Развивающие:
- Развить умение описывать жизненные циклы, характеризовать каждый из типов червей;
- Развить умение работать в группе, умение обобщать и систематизировать полученные знания
Воспитательные:
- Воспитать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Таблицы: «Аскарида», «Плоские черви», «Многообразие паразитических червей» - 1 шт.
- Сигнальные карточки (красные и синие)
- Раздаточные материал: карточки с заданиями на группы.
Ход урока:
- Организационный момент:
Проговорить цель и план урока. «Сегодня мы с вами на уроке поиграем в игру «Смотр знаний», в течении которой обобщим ваши знания по темам: Плоские, Круглые и Кольчатые черви.
Разделить учащихся на три группы. Раздать сигнальные карточки.
Проговорить правила игры:
- Каждая группа в течении урока должна будет отвечать на поставленные вопросы, если знает правильный ответ или готова ответить поднимает красную карточку, если не знает ответа, то синюю.
- За правильные ответы будут насчитываться баллы, в конце урока по количеству набранных баллов, будут выставлены оценки.
- При ответе без поднятия сигнальной карточки, ответ не засчитывается.
- Нельзя выкрикивать и шуметь в течении урока, за это будут сниматься баллы у всей группы.
- Актуализация знаний:
План игры: «Смотр знаний»
- Конкурс «Визитная карточка»
- Конкурс «Пищеварительная цепочка»
- Конкурс «Подумай»
- Конкурс «Вопрос – Ответ»
- Конкурс «Обсудим?»
Конкурс «Визитная карточка»
Задание: каждой группе необходимо после 2 минутного обсуждения назвать особенности какого – либо типа червей:
1 группа – рассказывает об особенностях Круглых червей
2 группа – об особенностях Плоских червей
3 группа – об особенностях Кольчатых червей.
Рассказ составляют по плану, рассказывает один ученик из группы в течении 2 минут, остальные могут дополнять. Максимум – 5 баллов.
План рассказа:
- место обитания;
- внешнее строение;
- особенности внутреннего строения кратко (кожно-мускульный мешок, дыхание, нервная система)
- размножение;
- питание;
Конкурс «Пищеварительная цепочка»
Задание: каждой группе необходимо после минутного размышления, расположить правильно органы пищеварения (начиная ротовым отверстием), которые написаны на карточках и подобрать из трех написанных на карточках червей , именно того, у которого данная пищеварительная система. Затем один из учащихся прикрепляет эти карточки в правильном порядки на доску. Максимум – 5 баллов.
1 группа – органы пищеварения ( глотка, рот, кишка, желудок, зоб, пищевод, анальное отверстие) типы червей (круглые, кольчатые, плоские)
Правильный порядок: кольчатые черви – рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка, анальное отверстие.
2 группа – органы пищеварения (рот, глотка, кишечник, кожно-мускульный мешок) типы червей (круглые, плоские, кольчатые)
Правильный порядок: плоские черви – рот, пищевод, желудок (кожно-мускульный мешок – лишнее)
3 группа – органы пищеварения (глотка, кишечник, рот с тремя губами, анальное отверстие) и типы червей (круглые, плоские, кольчатые)
Правильный порядок: круглые черви – рот с тремя губами, глотка, пищевод, кишечник, анальное отверстие.
Конкурс «Подумай»
Задание: каждая группа получает карточку, на которой дано задание. Максимум 8 баллов. Каждая группа получает карточку с заданием для коллективной работы (на один вопрос отвечает один ученик).
Вопросы на карточках:
- рассказать о цикле развития данного червя;
- ответить на вопрос: «Кто является окончательным и промежуточным хозяином этого паразита?»
- перечислить все пути возможного заражения им;
- перечислить основные приспособления червя к выживанию.
1-я группа - печеночный сосальщик;
2-я группа - бычий цепень;
3-я группа - аскарида;
Конкурс «Вопрос – Ответ»
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек: синие они поднимают при ответе – нет; красные – при ответе да.
Вопросы:
- Может ли человек быть для печеночного сосальщика промежуточным хозяином? (нет- синяя)
- Человеческая аскарида – гермафродит? (Нет – синяя)
- Может ли человек быть для цепня промежуточным хозяином? (нет – синяя)
- Может ли человек быть основной хозяином для эхинококка? (нет – синяя)
- Аскарида вызывает заболевания легких (да – красная)
- Вопросами борьбы с паразитизмом занимался ученый К. И. Скрябин (да – красная)
- У дождевого червя кровеносная система незамкнута (Нет – синяя)
- Планария дышит всей поверхностью тела (Да – красная)
- Аскарида имеет присоски, которыми прикрепляется к стенкам желудка хозяина ( нет – синяя)
- Может ли человек быть основным хозяином бычьего цепня? (да – красная)
- Может ли свинья быть промежуточным хозяином для аскариды? (Нет – синяя)
Конкурс «Обсудим?»
Задание: учащимся предлагаются вопросы для обсуждения, по теме «Заболевания, вызываемые паразитическими червями» после минутного размышления учащиеся по очереди отвечают на поставленные вопросы, остальные внимательно слушают и дополняют. За каждый правильный ответ 5 баллов.
Вопросы для обсуждения по теме
«Заболевания, вызываемые паразитическими червями»:
1.Чем опасны для человека паразитические черви?
2.Какие заболевания вызываются паразитическими червями?
3.Какие существуют меры профилактики заражения?
- Подведение итогов урока и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока - экскурсии в 8 классе по УМК "Английский в фокусе" «По зеленой тропе в глубины истории».
Данный урок -экскурсия содержит интересный материал по экологии Пушкина и множество интересных фактов из его истории...
Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....
Методическая разработка обобщающего урока по георграфии 8 класс "Внутренние воды России"
Тема урок: «Внутренние воды России»Цели урока: - образовательные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить номенклатуру, определить уровень приобр...
Методическая разработка обобщающего урока математики в 6 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 6-го класса в качестве обобщающего урока после прохождения тем: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", " Сра...
Методическая разработка обобщающего урока в 5-м классе
Игровые технологии, уроки-соревнования, работа в команде при работе с младшими школьниками очень эффективны, вызывают интерес у учащихся, способствуют лучшему усвоению материала. В игровой форме легче...
Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"
P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...
Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе "Квадратные корни"
Презентация и раздаточные материалы для обобщающего урока алгебры 8 класса по теме "Квадратные корни"...