Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Цель урока:

1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .

2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека на примере рыб Якутии, личную ответственность за состояние окружающей среды.

3. Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: таблицы: внешнее,  внутреннее строение костных рыб, карточки-рисунки по теме, мультимедийный экран, проектор, фильм Море, презентация «Рыбы Якутии», магнитная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока85 КБ
Office presentation icon Приложение1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Городского округа «Жатай»

Методическая разработка

Обобщающий урок по биологии в 7 классе

по теме «Надкласс Рыбы»

Потапова Вера  Спиридоновна,                                                                                                                                                        

учитель химии, биологии

Жатай – 2015 год

Цель урока:

1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .

2.Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека на примере рыб Якутии, личную ответственность за состояние окружающей среды.

3.Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: таблицы: внешнее,  внутреннее строение костных рыб, карточки-рисунки по теме, мультимедийный экран, проектор, фильм Море, презентация «Рыбы Якутии», магнитная доска.

Ход урока

1.Организационная часть:

Здравствуйте, ребята. Мы закончили изучение темы класс Рыбы, сегодня нам предстоит вспомнить общую  характеристику, внешнее и внутреннее строение рыба, также изучить виды, обитающие в нашей красивейшей реке Лена и способы их охраны .

2.Обобщение пройденного материала:

Фронтальный опрос:

  •  Сколько всего видов рыб обитает во всех водоемах Земли?
  •  В какой среде живут рыбы? Назовите приспособительные особенности?
  •  Какое бесчерепное животное имеет хорду в течение всей жизни?
  •  Какой тип симметрии имеют рыбы?
  • Из каких отделов состоит тело рыбы?
  •  Как называется защитный покров тела рыбы?
  •  Как можно определить возраст рыбы?
  •  Как называется орган дыхания у рыб?
  • Какую роль играет боковая линия?
  • Что включает пищеварительная, выделительная, кровеносная и нервная системы?
  • Как называется личинка рыб?
  • Все ли рыбы откладывают икру?
  • Какие функции выполняет плавательный пузырь?
  • Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне и почему?
  • Как называется поведение рыб во время размножения?

Выберите правильный ответ

-  Акула – костная рыба (нет); 

-  Хвостовой плавник – непарный плавник (да); 

-  Скат – обитатель толщи воды (нет); 

 -  Омуль – рыба, обитающая в озере Байкал (да) 

-  Щука – травоядная рыба (нет); 

-  Тело акулы покрыто чешуей (нет); 

-  У осетра красная икра (нет); 

-  Самая грозная и свирепая рыба – тунец (да); 

-  Есть рыбы, которые умеют летать (да); 

-  Рыбы имеют большое промысловое значение (да); 

-   Рыбы отряда Лососевые и Осетровые находятся под охраной (да)

 

Группа рыб

Число видов

Представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Хрящевые

450

Акулы,

скаты,

химеры

Тело покрыто чешуёй, имеющей зубообразные выросты, покрытые эмалью. Жаберных щелей 5-7 пар. Хвостовой плавник неравнолопастной

Скелет хрящевой, хорда сохраняется всю жизнь. Плавательного пузыря нет

Костно-хрящевые

25

Осетры,

белуга,

стерлядь,

севрюга

Есть жаберные крышки. Вдоль тела 5 рядов бляшек. Хвостовой плавник неравно-лопастной

Скелет костно-хрящевой. Хорда сохраняется всю жизнь. Есть плавательный пузырь.

Двоякодышащие

5

Австралийский рогозуб, чешуйчатники

Чешуя крупная, костная. Хвостовой плавник однолопастной

Имеют легкие, сохраняется хорда, позвонки не развиваются

Кистепёрые

1

Латимерия

Плавники похожи на лопасти, покрыты крупной чешуей

Скелет в основном хрящевой, есть хорда, плавательный пузырь развит плохо

Костные

Отряд Осетрообразные

Отряд Сельдеобразные

Отряд Лососеобразные

отряд Карпообразные

Отряд Окунеобразные

Около 20 тыс

Карась,

кета,

щука,

гальян,

окунь,

голец

Чешуя мелкая, хвостовой плавник однолопастной или равнолопастной

Скелет костный, плавательный пузырь есть, хорда сохраняется только между позвонками

Беседа с классом и заполнение таблицы:

А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из документального фильма море Море и насладиться удивительной красотой обитателей коралловых рифов (5мин).

3.Информация учащихся о наиболее распространенных рыбах Якутии (сообщения)

Учитель: Рыболовство – древнее занятие местного населения. Ареалами распространения рыб являются море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, тысячи озёр Якутии, а также Вилюйское водохранилище. Общее число озёр в Якутии с площадью от одного га и более составляет 708 844, их общая площадь – 7399, 3 тысяч га, то есть 2, 4 % от площади республики. В них обитают карась якутский и гольян озёрный. От вылова неполовозрелых рыб, перелова на промыслах, а также от фактора беспокойства и вылова во время нереста заметно снизилось количество ценных видов рыб: нельмы, осётра, чира, омуля и муксуна.
Рыбы Якутии можно условно разделить на морские, речные и озёрные. Некоторые виды предпочитают обитать в смешанных, слабосоленых водах на стыке речных и морских вод. Во время нереста, поднимаясь вверх по течению, они мечут икру в пресных, чистых, холодных водах верховьев рек на крупнозернистых песках или в мельчайшем гравии.
Рыбы Якутии представлены 93 видами и подвидами. Из них пресноводные рыбы представлены 42 видами.

Какие виды рыб реки Лена вы знаете? (беседа с классом)

Вывод: В бассейне р. Лена обитают – 38, р. Яна – 31, р. Колыма – 30, р. Индигирка – 29, р. Анабар – 26, р. Алазея – 22 вида и подвида пресноводных рыб. Очень ценны такие виды рыб как нельма, осётр, чир, омуль и муксун. Из озёрных рыб славятся караси, которые водятся в многочисленных озёрах Якутии. Особенно крупны и жирны караси озер Ниджили, Дженкюдэ, Кюндядя, Некюе и др. В голодные годы карасевые озёра спасли от смерти много человеческих жизней.

Сообщения учащихся: Нельма- полупроходная пресноводная крупная рыба семейства сиговых, распространена в бассейнах рек Северного Ледовитого океана, достигает длины до 1,5 м веса 50кг.В отличие от лососевых, окраска лишена темных пятнышек. Нижняя челюсть сильно выдается вперед и круто загибается вверх. Распространена в бассейне Северного Ледовитого океана.  Длина до 1,3м, весит до 50кг. Нерест осенью. Плодовитость 125—420 тыс. икринок. Икра развивается между камнями в течении всей зимы. Хищник с первого года жизни. Питается корюшкой, ряпушкой, молодью сигов, а также молодью карповых и окунёвых рыб. Ценная промысловая рыба; объект разведения. Основные места обитания — опресненные участки низовий рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. (слайд1)
Сибирский осётр или хатыс – оседлая рыба, зимующая в речных руслах. Рыло удлиненное, рот нижний с толстыми губами. Он набирает вес и упитанность непрерывно, половая зрелость у самок наступает через 15 лет при весе в 1,5кг и длине 70 см, а у самцов в 15-18 лет при длине тела в 60см и весе 1 кг. Средний вес около 2кг, но встречаются особи и до 40кг.Питается ракообразными, личинками насекомых, моллюсками и рыбой.(Слайд2)

Налим – рыба необычная, не терпит тёплые воды. Тело удлиненное, сзади сжатое, покрытое слоём слизи. Голова приплюснутая, хвост сжат с боков. На голове три усика. Обычная длина половозрелых особей 45 – 90 см, а масса – 1 – 4кг. Отдельные экземпляры могут достигать до 20 кг и 150 см длины. Предельный возраст 24 года.(слайд3)

Карась. Высоко ценятся вкусовые качества рыбы. Удивительно пластичен в зависимости от изменчивости природной среды озёр. Темпы роста, внешний вид, упитанность, цвет, время и порционность икрометания, скорость, с которой карась уплывает от хищников или зарывается в ил, уловистость при сетевом и неводном лове и другие качества в каждом озере сугубо индивидуальны. Длина тела 45см, масса до 2750г. Половую зрелость достигает в 3 – 6 возрасте. (слайд 4)

Щука. Одна из наиболее распространенных пресноводных рыб. Заселяет места со значительными глубинами и благополучным кислородным режимом. Им свойственны суточные кормовые миграции в её подходах к берегам, которые следуют за перемещениями своих жертв. Основной способ охоты – подкарауливание с последующим быстрым броском. Щуки держатся по одной.(слайд 5)

 Сибирская ряпушка (янская популяция) большую часть своей жизни проводит в нижней части дельты реки Яны и опресненных участках моря. В летний период нагуливается  в Янском заливе, совершая значительные миграции и осваивая кормовые ресурсы шлейфа. После распаления льда в дельте ряпушка заходит в заливные озера и протоки, где активно питается. Из озер и проточек выходит со спадом воды в реке. Нерестовая миграция начинается с середины августа. Основные нерестилища ряпушки в реке Яне находятся на участке русла от 150 до 240 километров.(слайд 6)

Муксун- основной ареал вида в реках бассейна Северного Ледовитого океана от реки Кары на западе до реки Колымы на востоке. Зимой муксун всех возрастных групп обитает в реке. Весной, по мере распреснения приморских участков речным стоком,  муксун начинает осваивать кормовые угоды морского побережья. Нерест не ежегодный. Нерестующие в этом сезоне самцы и самки в первой декаде августа заходят с приморья в дельту и начинают подниматься по реке от 120 до 250 километров от устья. Муксун нерестится вместе с ряпушкой и нерест заканчивается до ледостава. (слайд7)

 Сибирский елец распространен повсеместно, количественно преобладает в верхнем и особенно в среднем течении. В низовьях Лены встречается редко и не является там объектом промысла. По образу жизни елец типичная речная рыба. Отдельными крупными стаями на участках с чистым песчаным или каменистым дном (слай8)

Пелядь в бассейне Лены особенно многочисленна в низовье, включая дельту. Пелядь встречается вверх по Лене до города Олекминска, обладает хорошим ростом. Питается пелядь организмами планктона и бентоса. (слайд 9)

 Чир обитает преимущественно в нижнем течении, изредка поднимается до Якутска. Еще выше отмечен в озерах рек Черендей и по Олекме. Высокий темп роста и отличные вкусовые качества чира позволяют рекомендовать его в качестве объекта промышленного вылова. Распространен чир практически по всем рекам бассейна Северного Ледовитого океана от Волонги до Чукотки и Аляски, встречается в реках Анадырь и Пенжина. В море чир выходит редко. Максимальный возраст чиров - 13-16 лет. Как правило, это крупная рыба, длиной 36-60 см и массой 5-6 кг, предельные размеры достигают 75 см и массы 10-12 кг. На откорм выходит в море, но иногда встречается в солоноватой воде с соленостью 9 – 15%. Взрослый чир питается в основном личинками хиромонид, моллюсками, олигохетами, личинками придонных ракообразных. Для нагула использует пойменные озера, где часто остается в изоляции в течение нескольких лет. Наиболее интенсивно набирает вес летом в низовьях рек. На нерест выходит в октябре – ноябре, во время ледостава и после него. Зрелого возраста достигает в 6 – 8 лет. Вес зрелой особи 1 – 1,5кг, длина 40-50см. Молодь чира питается зоопланктоном, когда чуть подрастает – переходит на питание бентосными организмами.(слай10)

Гольян. В Якутии водится четыре вида гольяна. Самая мелкая распространенная стайная рыба. Гольяны – самые выносливые к зимнему недостатку кислорода. Ведут придонный образ жизни. Свойственны суточные передвижения. Зимуют в ямках, впадая малоподвижное состояние. Предельный возраст – 6 лет. К пятилетнему возрасту достигают 12 см. и 40 гр. веса.(слайд11)

 Хариус. В реке Лена обитают две его формы – верхнеленская и нижнеленская, характеризующиеся различиями в окраске тела, форме, размерах спинного плавника и рисунке на нем, а также в ряде морфологических признаков.(слайд12)

 Ерш распространен от истоков до дельты включительно. Запасы не используются. В связи с этим следует указать, что ерш по жирности превосходит карася в 4 раза, окуня в 3 раза, щуку и плотву в 2 раза, а по содержанию в печени витамина А превосходит в 5 раз треску.(слайд13)

Некоторые особо ценные виды занесены в Красную книгу Якутии: сибирский осетр, нельма (уэльская популяция), горбуша, кета, арктический голец, ленский пескарь.(таблицы  с названиями на  магнитной доске)

Учитель: Наиболее важное промысловое  значение имеет нижнее течение и дельтовые участки реки Лена. Через них проходят миграционные пути проходных и полупроходных видов. Особое  значение приобретает дельта реки Лена как места нагула и места формирования нерестовых стад нельмы, ряпушки, омуля и муксуна. Население Якутии ведет в основном промысел пресноводных рыб. Особой популярностью у местного населения заслуженно пользуются сиговые виды. Такие виды как нельма, чир, муксун, омуль, ряпушка, тугун являются неотъемлемой частью праздничного стола якутян.

По своим вкусовым качествам эти виды рыб занимают, бесспорно, лидирующее положение среди других видов.

Лена – кормилица

 До революции  рыболовство было основным видом хозяйственной деятельности. Особенно активно рыбный промысел развивался в низовьях рыбных рек, которые входили в Верхоянский и Колымский округа. В конце 19 века в Колымском округе добывалось до 9 тысяч тонн, в Верхоянском более 1 тысяча тонн. в нижних округах до 600 тонн рыбы. В 1898 году в Верхоянском округе, Жиганском, Усть-Янском, и части Элгетского улуса было заготовлено 8208 кг. икры и 152 кг клея, а в Колымском округе заготовлено икры 16,5 и 23,8 тонн соответственно. В начале 20 века в низовьях Лены заготавливалось до 2,2 тонн икры сиговых рыб и до 1,3 тонн рыбьего жира  В1912 году в низовьях Лены вылов рыбы составил 2750 тонн, в основном,сиговых видов рыб. Спустя четыре года в 1917 году нельма, муксун, омуль и ряпушка составили 97% от общего вылова рыбы. Та же картина наблюдалась и в 1924 году, с которого началось становление и развитие рыбной промышленности в советский период.

Мы живем на берегу красавивейшей сибирской реки. Многие из вас хорошо знают местные виды рыб, а любительская рыбалка является увлечением многих родителей.

А какие правила вылова рыбы? (беседа с учащимися)

Вывод: В связи со все возрастающими потребностями человека в пищевых продуктах, усовершенствованием методов и орудий лова, с ухудшением экологического состояния многих водоемов рыбные запасы значительно уменьшились и продолжают уменьшаться. Поэтому рыбу необходимо не только охранять, но и заботиться о ее воспроизводстве. Сегодня у нас существует Государственная инспекция по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, которая устанавливает определенные ограничения добычи рыбы. Кроме того, она ведет борьбу с браконьерами, то есть лицами, добывающими рыбу недозволенными способами, в заповедных зонах или в запрещенное время.

Меры по охране рыбных богатств (беседа с учащимися)

Вывод :Полностью запрещены и строго караются законом хищническое истребление рыб с помощью взрывчатых и ядовитых веществ, перекрывание рек сетями, применение бредней и т.д. Нерестилища рыб объявлены заповедными зонами, проводятся работы по спасению рыбьей молоди и переселению из мест нерестилища в их среду обитания. За вылов ценных видов рыб без лицензии установлены большие штрафы и уголовная ответственность.

Учитель: 20 сентября якутской транспортной прокуратурой утвержден обвинительный акт по уголовному делу против Петра Михайлова, обвиняемого в незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов с причинением крупного ущерба. Установлено, что 30 июля этого года на заливе Неелово моря Лаптевых, в районе поселка Тикси, 44-летний местный житель, машинист муниципальной котельной Пётр Михайлов, не имея соответствующий разрешений, на надувной резиновой лодке установил две рыболовные сети. Спустя два дня он был задержан сотрудниками транспортной полиции.В сетях оказалось 34 рыбы ценных и особо ценных пород, в том числе: осётр сибирский - 5 особей, муксун - 2 особи, нельма - 2 особи, сиг-пыжьян - 20 особей, чир - 2 особи, омуль - 1 особь. Между тем, рыболовство всех видов водных биоресурсов (кроме добычи плотвы, окуня, ельца, гольяна) в заливе Неелово моря Лаптевых запрещено. Причиненный Михайловым в результате незаконного вылова рыбы ущерб составил 52 тысячи рублей. Уголовное дело расследовано отделом дознания Северо-Восточного линейного управления МВД РФ на транспорте. Надзор за расследованием осуществлялся Якутской транспортной прокуратурой. За совершение указанного преступления Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.

Запомните:  штраф за незаконно пойманного осетра составляет  8 тысяч 750 рублей. Возможна конфискация судна и возбуждение уголовного дела (в зависимости от количества выловленной рыбы).

Спасти для  наших  потомков и обеспечить  сохранение биоразнообразия видов  нашего уникального  по  своим  характеристикам  региона является  нашей главной задачей.

 Конституция РФ стоит на страже природы. Ст. 9 " Природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народа", ст. 58 " Каждый должен охранять природу и окружающую среду"(слайд 16)

4.Рефлексия: ребята, кому понравился урок и кто будет заботиться и рассказывать о сохранении ценных видов рыб и правилах рыбалки –поднимите карточку с изображением веселой рыбки, у кого настроение не улучшилось - с изображением грустной.

5. Объявление оценок.

6. Домашнее задание: подготовка к тесту  по теме «Надкласс Рыбы».

Источники:

1.В. М.Константинов. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В. М.Константинов, В. Г.Бабенко, В. С.Кучменко: под ред. Проф. В.М. Константинова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 304 с.

2.В. С.Кучменко, С. В.Суматохин. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 176 с. втор:

3 Андрияшев А.П. Название: Рыбы Северных морей СССР Издательство: АН СССР Год: 1954г.

4. http://natursciences.area7.ru   

5. http://allrefs.net/c29/2e0ht/

6. http://news.ykt.ru 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Республика Саха (Якутия) МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» Подготовил: Потапова Вера Спиридоновна, учитель химии, биологии

Слайд 15

Конституция РФ стоит на страже природы. Ст. 9 " Природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народа", ст. 58 " Каждый должен охранять природу и окружающую среду"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка обобщающего урока - экскурсии в 8 классе по УМК "Английский в фокусе" «По зеленой тропе в глубины истории».

Данный урок -экскурсия содержит интересный материал по экологии Пушкина и множество интересных фактов из его истории...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...

Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.

Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...

Контрольная работа по биологии 7 класс по теме :Надкласс Рыбы.

Контрольная составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Имееет три уровня оценивания результата,подходит для детей разного уровня обучаемости.Часть А базовый уровень_удовлетворительно.Часть В повыше...