"Морские рыбы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе. Тема "Моские рыбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii_morskie_ryby.docx | 431.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии
в 8 классе по теме « Морские рыбы»
Цель:
Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о классификации рыб (морские и речные (пресноводные), подразделение их на мирных и хищных.
- Рассказать о практической значимости морских рыб;
- Познакомить с особенностями морских рыб.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;
- Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;
- Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.
На уроке учащиеся должны
Узнать:
Особенности внешнего строения и образа жизни трески и океанической сельди.
Научиться:
Отличать треску и сельдь от других рыб
Оборудование:
- Презентация
- Карточки
Тип урока.
- Комбинированный с презентацией
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Ученики.
Да!
Учитель.
Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
Кто дежурит сегодня по классу?
Какое сегодня число?
Кто отсутствует сегодня на уроке?
Ребята, вы обратили внимание, у нас сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и отвернитесь, и больше не отвлекайтесь на уроке.
А сейчас закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я ученик, я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, я уверен в себе, я отвечаю на вопросы полными ответами». Откройте глаза. Я вам всем желаю успеха на уроке и вы тоже пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. (дети желают удачи)
Спасибо.
- Повторение
Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы разделены все представители животного мира.
Ответы детей: позвоночные и беспозвоночные.
Учитель:
Позвоночные это –
Беспозвоночные это –
Учитель: Как одним словом назвать щуку, окуня, карпа, карася?
Дети: Рыбы
Учитель: Почему рыб относят к классу позвоночных?
Дети: Потому что они имеют скелет.
Учитель: Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим.
- Каких рыб называют речными?
- Какая река протекает в нашем селе?
- Какая вода в реке Кокша?
- Назовите речных рыб, живущих в реке Кокша?
- Где живет окунь?
- Чем питается окунь?
- Где живет щука?
- Чем питается щука?
- Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред?
Закончи предложения:
- Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ
- Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ.
- Окраска тела …
- Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ, А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАЛЬКА
- Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ.
- Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО
- Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ
Учитель:
Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами?
Ответы детей:
Где еще могут обитать рыбы?
Ответы детей: в морях и океанах.
Учитель: А как называют рыб, живущих в морях и океанах?
Дети: Морские рыбы.
- Сообщение темы урока. Правильно, рыбы еще живут в морях и океанах. Откройте тетради, запишите число 13 октября .
Тема нашего сегодня урока «Морские рыбы».
Мы познакомимся на уроке с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете составив из букв слово:
Растке - треска
Ьдесль – сельдь
Запишите в тетради Треска и сельдь - морские рыбы.
- Физминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно морское.
5. Изучение нового материала
Треска имеет удлиненное тело, постепенно сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до бурой с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна.
Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг.
В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском и Белом морях и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м. , т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки.
Треска хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками.
Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57% ), из которого получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу.
Океаническая сельдь обитает в России в Баренцовом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды.
Собственно сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год. Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой.
Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство. https://youtu.be/3aNyvkr3lSc
Сельдь — самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион.
Откройте учебник на странице 58
1). Прочитайте в учебнике о местах обитания:
- трески
- сельди, и покажи их на карте.
2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди.
Чтение вслух.
Запишите в тетради новые слова.
Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах.
Треска
Океаническая сельдь
Рыбьи стаи – КОСЯКИ.
- Первичное закрепление нового материала
Сравнительная таблица: треска и сельдь океаническая.
Вопросы | треска | сельдь |
вес, длина | Вес-40 кг, длина- 1,5 м | Длина- 35 см |
места обитания | Балтийское, Баренцево, Белое моря, моря Дальнего Востока | В северных морях: Баренцевом и Белом. |
образ жизни | придонный | Сельди живут стаями (косяками), состоящими из сотен тысяч рыб |
чем питается | Прожорливый хищник: питается рыбами, преимущественно сельдью. | Мелкими водными животными и водорослями |
где происходит размножение | В Норвежском море. Самка выметывает икринки на глубине. Морскими течениями икринки переносятся в Баренцево море, на восток. | В Норвежском море. Самка выметывает икринки на мелководье. |
особенности развития мальков | Мальки трески кормятся мелкими водными животными и через 2-3 года вырастают во взрослых рыб. | Вышедшие из икринок личинки переносятся течением к берегам Баренцева и Беренгова морей. |
А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?
Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.
Ответы: неправильно, потому что : 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.
Учитель:
Молодцы, заметили и объяснили ошибку.
- Рефлексия. ( Подведение итогов занятия)
Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог
Вспомните тему урока?
Что нового узнали на уроке?
С какими рыбами познакомились на уроке?
Вы довольны своей работой на уроке?
Оценки за работу на уроке сегодня получают:
8. Информация о домашнем задании. Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы
«Морские рыбы» и заполнить таблицу
Треска и океаническая сельдь
Название животного | Форма тела | Части тела | Место обитания | Хищник или нет | Значение для человека |
Треска | |||||
Сельдь |
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Ребята, я вам задала прочитать дома дополнительный материал – любой из 5 рассказов о редких морских рыбах. О какой рыбе читал Сережа?
Слайд №1
Ответ:
Что тебя больше всего поразило?
Ответ:
А ты, Дима, о какой рыбе прочитал?
Слайд №2
Ответ:
Дай этой рыбе характеристику несколькими словами.
Ответ:
(Поговорить о всех 5 рассказах)
Учитель: Интересно было услышать мнения ребят?
Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков карася, окуня, плотвы, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.
Ответы: неправильно, потому что : 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.
Учитель: Молодцы, заметили и объяснили ошибку. (4 мин.)
Рефлексия.
(ТРКМ, рефлексивная технология)
Слайд №4
Оценки за урок я поставлю по результатам ваших работ. А за работу на уроке сегодня получают оценки:
Домашнее задание: читать стр.- 58 и ответить на вопросы.
ФИ______________________________________________________
Закончи предложения:
Речной окунь живет__________________________________________________________
Питается окунь _____________________________________________________________
Окраска тела________________________________________________________________
Из икринки развиваются _____________________________________________________
Щука живет_________________________________________________________________
Форма тела у щуки___________________________________________________________
Щука питается______________________________________________________________
ФИ______________________________________________________
Закончи предложения:
Речной окунь живет__________________________________________________________
Питается окунь _____________________________________________________________
Окраска тела________________________________________________________________
Из икринки развиваются _____________________________________________________
Щука живет_________________________________________________________________
Форма тела у щуки___________________________________________________________
Щука питается______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы Пр. р. Разделка сельди и подача к столу»
Раздел: кулинария 6 класс...
Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»
Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...
Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.
Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...
Тема: Питание. Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.(7 класс)
Цель урока:Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу. Задачи:Образовательные:Ознакомить учащихся со способами первично...
«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о ...
Презентация к уроку естествознания в 9 классе VIII вида на тему "Морские рыбы"
Презентация к уроку естествознания (биологии) для обучающихся с особыми образовательными потребностями, обучающимися по программе VIII вида в 9 классе на тему "Морские рыбы"...
Конспект урока по биологии "Морские рыбы" ОВЗ
Задачи урока:Личностные: сформировать у учащихся представление о морских рыбах, их образе жизни, строении тела, размножении, о пользе приносимой человеку.Регулятивные: способствовать развитию познават...