«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
план-конспект занятия по теме

Утинова Ольга Сергеевна

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПР

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закрепление представле­ний о речных и морских рыбах. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Рыбы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными в роде и числе, состав­ление простых предложений и распространение их прилагатель­ными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.;).

Коррекционно-развивающие: Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_podvodnomu_miru._morskie_i_rechnye_ryby.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о речных и морских рыбах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.; актуализация словаря антонимов).

Коррекционно-развивающие: Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход:

Оргмомент – поздороваться с гостями. Вспомнить тему недели. О чем мы говорили на прошлом занятии?

Вводная часть

 Звуки воды, плеск.

Логопед: 

- Слышите, кто-то  плещется?

Ребята, посмотрите,

Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.

- Может ей кого – то жалко?

- Может ей на солнце жарко?

- Может ветер шаловливый напугал морскую рыбу?

- Может рыба хочет пить,

Может нам пойти спросить?

(перед детьми рыбка, запутавшаяся в сетях)

Золотая Рыбка : К Вам из сказки приплыла я,

Там царицею была.

Рыбка я непростая,

Рыбка я золотая!

В море плавала, ныряла,

В сети крепкие попала.

Логопед: Ребята, поможем рыбке? Чтобы вызволить рыбку из сети, нужно распутать слова в предложениях, распутаем слова – распутаются сети, которые держат рыбку.

Основная часть

1. «Распутай слова»

-рыба, реке живет, в, Это правильно сказано? Как нужно переставить слова, чтобы получилось верно и понятно? (Рыба живет в реке)
-рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)
-рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)

Золотая рыбка: Спасибо за помощь ребята!

Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Все попасть туда мечтают!

-А вы хотите отправиться со мной в путешествие в подводный мир? Я покажу вам свои владения, и вместе мы узнаем много нового и интересного. Только далеко я заплыла и дорогу домой забыла…

Логопед: Как узнать дорогу в замок рыбки? Ответы детей

 – нам поможет карта. Обычно, когда не знают куда идти, то смотрят карту. Это нарисованное  изображение верного пути.

2. Игра на внимание -  ищем карту. Посмотрите внимательно вокруг. Место, где находится карта обозначено зеленым кружочком. (по группе расклеены кружки разных цветов) Находим карту в сундучке.

 Карта: на берегу яблоня, речка, море.

3. Подбор родственных слов.

Логопед- Посмотрите, на берегу реки растет яблоня Она  не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи, используя слово рыба:

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …
(рыбы)

Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …
(рыбка)

Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая…
(рыбешка)

Выплывает, корм ища
Пребольшая …
(рыбища)

Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой...
(рыбак)

Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с”(дети отрабат. произнош. звука) яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.

Золотая рыбка: Куда мы отправляемся дальше – посмотрим на карту. Путь лежит через речку, правильно!

4. «Подвижная игра на речке». Дети образуют  круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом  в центр круга.

(веселая музыка марш)

Логопед: Вставайте и повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять  Шагают на месте.,  К речке мы идем гулять.

Мы хотим увидеть рыбок, ,  И лягушек  и улиток.          Всматриваются в даль, рука-козырек, выполняя пружинку

В речке будем мы купаться,           Плыть, руки перед собой   

 И нырять, и кувыркаться. Нос зажать, присесть-встать

Быстро поплывем, как рыбки,          Обеими руками имитируют

Все движенья – без ошибки.             плавание «брасом».

Мы по берегу потом    Как улитки поползем.      Идут по кругу в полуприседе, руки на колени

Как лягушки мы поскачем,                 Прыгают на двух ногах по кругу

Словно легкий, звонкий мячик.        друг за другом, руки на поясе.

(Музыка подводного царства)

Логопед-Закрываем глазки, попадаем вместе с золотой рыбкой на дно реки. Как вы думаете кого мы там встретим? Слайд 1(1-ый клик)

Дети- На дне реки мы встретим рыб.

Логопед: Какие рыбы живут в реке? – речные (обобщ. понятие проговариваем вместе)

5. «Части тела рыб». 

Логопед: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Отвечаем по очереди.

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей, жабры». Из частей составляется картинка, и выводится на большой экран

Логопед: Для чего нужны хвост и плавники? (Что рыбы могли плавать, передвигаться в воде.)

Логопед: Для чего рыбам нужны жабры? (Чтобы дышать). Мы с вами дышим воздухом. А чем рыба дышит под водой? – Ответы детей. Тоже воздухом. В воде есть воздух. Как нам его увидеть, как это проверить?

Логопед: Золотая рыбка знает как можно увидеть воздух в воде.

Рыбка проводит эксперимент : опускает кусочек пластилина в стакан с водой.

Рыбка: Ребята, посмотрите, что появилось на пластилине? Пузырьки. Это пузырьки воздуха. Значит в воде тоже есть воздух, рыбы им дышат, и мы его увидели!

6. На экране речные рыбы.

Логопед: Ребята, давайте рассмотрим речных рыб, назовем их. (Дети перечисляют рыб. На кажд. Слайде отдельная рыба. )

7. «Скажи наоборот»

Логопед- Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. (на слайдах все речные рыбы)

- у сома большая  голова .А у окуня? Дети: У окуня маленькая голова.

- у ерша острые спинные плавники.  А у сома? Дети: У сома закругленные, тупые плавники.

 - У щуки хвост длинный. А у карася ? Дети: У карася короткий хвост.

 - А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У карася она крупная. А у щуки? Дети: У щуки чешуя мелкая.

8.  Изменение окончаний существительных по падежам

Логопед: Речные рыбы хотят с нами поиграть. ( слайды)

Сл. 8.Кто спрятался за водоросли? (щука)

Слайд  9 Кто плавает в реке ?(карась, щука).

Слайд 10  Кого не стало? (карася)

Слайд11          Посмотрите, сколько рыбы плавает в реке, найдите 2-х одинаковых.   -Кому мы нашли пару (окуню)

Слайд 12  -Кем вы любуетесь? (ершом)

   -О ком мы будем сегодня говорить? О рыбах

Физкульминутка.

Логопед: Как называется человек, который ловит рыбу? Ответы детей.  А давайте посмотрим какие вы рыболовы. Ведущий обводит «удочкой» по кругу, в котором стоят дети. Дети  проговаривают-«Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок!» Кого задевает становится ведущим.

Логопед: Теперь отдохнем и подышим как рыбы. Золотая рыбка нас научит.

Дыхательная гимнастика: «Дышим как рыбы»

Золотая рыбка- Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Дети: Жабрами)

(вдох носом- выдох ртом).

А как и чем дышит рыба без воды? (Дети: Ртом)

(вдох ртом – выдох ртом)

Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами)

(Вдох носом - выдох ртом)

Как правильно нужно дышать, когда мы говорим? (Делать вдох носом - выдох ртом)

9. Музыка Шум морского прибоя

Логопед: Слышите, это шумит море. Значит замок Золотой рыбки совсем рядом.

Логопед: Мы в подводном морском царстве.(слайд)-Давайте посмотрим, кто здесь живет.(слайды, дети называют рыб)


Логопед: -Какие  рыбы живут в море? –морские.  А могут речные рыбы жить в море? Почему? Правильно, потому что  в море вода соленая,  а речные рыбы живут  в пресной воде. (нов. слово проговариваем несколько раз хором).

10.Дифференциация морские-речные рыбы

 Слайд Логопед: Посмотрите ребята,  в море заплыли несколько речных рыб. Если им не помочь, они погибнут в  соленой морской воде! Давайте отправим их обратно в речку.

11. Игра «Один-много»

Логопед: Золотая рыбка разрешила нам порыбачить в своих владениях. Возьмем удочки и поймаем по одной рыбке.

-Какую рыбку поймал Сережа, Катя? (Я поймал…)

-Полюбуемся своим уловом и отпустим рыбу обратно в море. Каждый, перед тем, как отпустить рыбку в море скажет про свой улов «один-много» .Дети: Одна акула, много акул, одна камбала, много камбалы…

Дети садятся обратно на стульчики.

Золотая рыбка:

К Вам из сказки приплыла я,

Там царицею была.

Рыбка я непростая,

Рыбка я золотая!

В море плавала, ныряла,

С вами, дети, поиграла.

А теперь пора расстаться,

По домам нам возвращаться.

Волшебная ракушка вот,

Домой она перенесет!

Логопед:

Положите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем, снова домой мы попадем!

Итоговая часть

Логопед: Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают.) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!

Учитель-логопед  ГОУ «Люльпанский детский дом для детей-сирот

и  детей, оставшихся без попечения родителей VIIвида»

Утинова О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речные рыбы.

В статье предложен речевой материал по развитию связной речи, формированию предпосылок экологического сознания....

Конспект фронтального занятия в 1 классе. «Аквариумные, речные рыбы. Животный мир океанов»

Составлен на основе логопедических занятий и заданий для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, Н.Э. Теремковой....

Презентация к уроку биологии на тему "Речные рыбы" (VIII вид обучения)

Презентция предназначена для использования на уроках естествознания в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями (VIII вид обучения)...

Презентация к уроку в 5 классе по ОБЖ "Морской и речной транспорт"

Вопросы для обсуждения на уроке:Спасательные средства применяемые при авариях на морском и речном транспорте. Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если ч...

Конспект фронтального логопедического занятия "Речные рыбы"

Тема: «Речные рыбы»Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».Задачи:Образовательные:1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).2. ...

Конспект занятия по развитию речи РЕЧНЫЕ РЫБЫ

Конспект занятия по формированию ЛГК  у детей старшей логопедической группы  по теме РЕЧНЫЕ РЫБЫ....