«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
план-конспект занятия по теме
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПР
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о речных и морских рыбах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.;).
Коррекционно-развивающие: Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_podvodnomu_miru._morskie_i_rechnye_ryby.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о речных и морских рыбах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.; актуализация словаря антонимов).
Коррекционно-развивающие: Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход:
Оргмомент – поздороваться с гостями. Вспомнить тему недели. О чем мы говорили на прошлом занятии?
Вводная часть
Звуки воды, плеск.
Логопед:
- Слышите, кто-то плещется?
Ребята, посмотрите,
Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.
- Может ей кого – то жалко?
- Может ей на солнце жарко?
- Может ветер шаловливый напугал морскую рыбу?
- Может рыба хочет пить,
Может нам пойти спросить?
(перед детьми рыбка, запутавшаяся в сетях)
Золотая Рыбка : К Вам из сказки приплыла я,
Там царицею была.
Рыбка я непростая,
Рыбка я золотая!
В море плавала, ныряла,
В сети крепкие попала.
Логопед: Ребята, поможем рыбке? Чтобы вызволить рыбку из сети, нужно распутать слова в предложениях, распутаем слова – распутаются сети, которые держат рыбку.
Основная часть
1. «Распутай слова»
-рыба, реке живет, в, Это правильно сказано? Как нужно переставить слова, чтобы получилось верно и понятно? (Рыба живет в реке)
-рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)
-рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)
Золотая рыбка: Спасибо за помощь ребята!
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Все попасть туда мечтают!
-А вы хотите отправиться со мной в путешествие в подводный мир? Я покажу вам свои владения, и вместе мы узнаем много нового и интересного. Только далеко я заплыла и дорогу домой забыла…
Логопед: Как узнать дорогу в замок рыбки? Ответы детей
– нам поможет карта. Обычно, когда не знают куда идти, то смотрят карту. Это нарисованное изображение верного пути.
2. Игра на внимание - ищем карту. Посмотрите внимательно вокруг. Место, где находится карта обозначено зеленым кружочком. (по группе расклеены кружки разных цветов) Находим карту в сундучке.
Карта: на берегу яблоня, речка, море.
3. Подбор родственных слов.
Логопед- Посмотрите, на берегу реки растет яблоня Она не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи, используя слово рыба:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …(рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой... (рыбак)
Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с”(дети отрабат. произнош. звука) яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.
Золотая рыбка: Куда мы отправляемся дальше – посмотрим на карту. Путь лежит через речку, правильно!
4. «Подвижная игра на речке». Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.
(веселая музыка марш)
Логопед: Вставайте и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять Шагают на месте., К речке мы идем гулять.
Мы хотим увидеть рыбок, , И лягушек и улиток. Всматриваются в даль, рука-козырек, выполняя пружинку
В речке будем мы купаться, Плыть, руки перед собой
И нырять, и кувыркаться. Нос зажать, присесть-встать
Быстро поплывем, как рыбки, Обеими руками имитируют
Все движенья – без ошибки. плавание «брасом».
Мы по берегу потом Как улитки поползем. Идут по кругу в полуприседе, руки на колени
Как лягушки мы поскачем, Прыгают на двух ногах по кругу
Словно легкий, звонкий мячик. друг за другом, руки на поясе.
(Музыка подводного царства)
Логопед-Закрываем глазки, попадаем вместе с золотой рыбкой на дно реки. Как вы думаете кого мы там встретим? Слайд 1(1-ый клик)
Дети- На дне реки мы встретим рыб.
Логопед: Какие рыбы живут в реке? – речные (обобщ. понятие проговариваем вместе)
5. «Части тела рыб».
Логопед: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Отвечаем по очереди.
Дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей, жабры». Из частей составляется картинка, и выводится на большой экран
Логопед: Для чего нужны хвост и плавники? (Что рыбы могли плавать, передвигаться в воде.)
Логопед: Для чего рыбам нужны жабры? (Чтобы дышать). Мы с вами дышим воздухом. А чем рыба дышит под водой? – Ответы детей. Тоже воздухом. В воде есть воздух. Как нам его увидеть, как это проверить?
Логопед: Золотая рыбка знает как можно увидеть воздух в воде.
Рыбка проводит эксперимент : опускает кусочек пластилина в стакан с водой.
Рыбка: Ребята, посмотрите, что появилось на пластилине? Пузырьки. Это пузырьки воздуха. Значит в воде тоже есть воздух, рыбы им дышат, и мы его увидели!
6. На экране речные рыбы.
Логопед: Ребята, давайте рассмотрим речных рыб, назовем их. (Дети перечисляют рыб. На кажд. Слайде отдельная рыба. )
7. «Скажи наоборот»
Логопед- Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. (на слайдах все речные рыбы)
- у сома большая голова .А у окуня? Дети: У окуня маленькая голова.
- у ерша острые спинные плавники. А у сома? Дети: У сома закругленные, тупые плавники.
- У щуки хвост длинный. А у карася ? Дети: У карася короткий хвост.
- А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У карася она крупная. А у щуки? Дети: У щуки чешуя мелкая.
8. Изменение окончаний существительных по падежам
Логопед: Речные рыбы хотят с нами поиграть. ( слайды)
Сл. 8.Кто спрятался за водоросли? (щука)
Слайд 9 Кто плавает в реке ?(карась, щука).
Слайд 10 Кого не стало? (карася)
Слайд11 Посмотрите, сколько рыбы плавает в реке, найдите 2-х одинаковых. -Кому мы нашли пару (окуню)
Слайд 12 -Кем вы любуетесь? (ершом)
-О ком мы будем сегодня говорить? О рыбах
Физкульминутка.
Логопед: Как называется человек, который ловит рыбу? Ответы детей. А давайте посмотрим какие вы рыболовы. Ведущий обводит «удочкой» по кругу, в котором стоят дети. Дети проговаривают-«Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок!» Кого задевает становится ведущим.
Логопед: Теперь отдохнем и подышим как рыбы. Золотая рыбка нас научит.
Дыхательная гимнастика: «Дышим как рыбы»
Золотая рыбка- Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Дети: Жабрами)
(вдох носом- выдох ртом).
А как и чем дышит рыба без воды? (Дети: Ртом)
(вдох ртом – выдох ртом)
Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами)
(Вдох носом - выдох ртом)
Как правильно нужно дышать, когда мы говорим? (Делать вдох носом - выдох ртом)
9. Музыка Шум морского прибоя
Логопед: Слышите, это шумит море. Значит замок Золотой рыбки совсем рядом.
Логопед: Мы в подводном морском царстве.(слайд)-Давайте посмотрим, кто здесь живет.(слайды, дети называют рыб)
Логопед: -Какие рыбы живут в море? –морские. А могут речные рыбы жить в море? Почему? Правильно, потому что в море вода соленая, а речные рыбы живут в пресной воде. (нов. слово проговариваем несколько раз хором).
10.Дифференциация морские-речные рыбы
Слайд Логопед: Посмотрите ребята, в море заплыли несколько речных рыб. Если им не помочь, они погибнут в соленой морской воде! Давайте отправим их обратно в речку.
11. Игра «Один-много»
Логопед: Золотая рыбка разрешила нам порыбачить в своих владениях. Возьмем удочки и поймаем по одной рыбке.
-Какую рыбку поймал Сережа, Катя? (Я поймал…)
-Полюбуемся своим уловом и отпустим рыбу обратно в море. Каждый, перед тем, как отпустить рыбку в море скажет про свой улов «один-много» .Дети: Одна акула, много акул, одна камбала, много камбалы…
Дети садятся обратно на стульчики.
Золотая рыбка:
К Вам из сказки приплыла я,
Там царицею была.
Рыбка я непростая,
Рыбка я золотая!
В море плавала, ныряла,
С вами, дети, поиграла.
А теперь пора расстаться,
По домам нам возвращаться.
Волшебная ракушка вот,
Домой она перенесет!
Логопед:
Положите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем, снова домой мы попадем!
Итоговая часть
Логопед: Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают.) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!
Учитель-логопед ГОУ «Люльпанский детский дом для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей VIIвида»
Утинова О.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы Пр. р. Разделка сельди и подача к столу»
Раздел: кулинария 6 класс...
Речные рыбы.
В статье предложен речевой материал по развитию связной речи, формированию предпосылок экологического сознания....
Конспект фронтального занятия в 1 классе. «Аквариумные, речные рыбы. Животный мир океанов»
Составлен на основе логопедических занятий и заданий для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, Н.Э. Теремковой....
Презентация к уроку биологии на тему "Речные рыбы" (VIII вид обучения)
Презентция предназначена для использования на уроках естествознания в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями (VIII вид обучения)...
Презентация к уроку в 5 классе по ОБЖ "Морской и речной транспорт"
Вопросы для обсуждения на уроке:Спасательные средства применяемые при авариях на морском и речном транспорте. Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если ч...
Конспект фронтального логопедического занятия "Речные рыбы"
Тема: «Речные рыбы»Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».Задачи:Образовательные:1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).2. ...
Конспект занятия по развитию речи РЕЧНЫЕ РЫБЫ
Конспект занятия по формированию ЛГК у детей старшей логопедической группы по теме РЕЧНЫЕ РЫБЫ....