Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники- 6-й класс – 1 час в неделю (35 часов).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
Учебник И.Н. Пономаревой, , О.А. Корнилова, В.С. Кучменко , Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_6kl_1ch.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии ФГОС 6кл
Пояснительная записка
Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники- 6-й класс – 1 час в неделю (35 часов).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
Учебник И.Н. Пономаревой, , О.А. Корнилова, В.С. Кучменко , Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Цели программы:
- обеспечить понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формированние познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека..
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Учебно-тематическое планирование.
Количество часов
Всего 35 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии.
Учебник «Биология»,И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; Москва «Вентана-Граф», 2013г
Краткое содержание тем курса.
ВВЕДЕНИЕ.
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).
Клеточное строение растений. Правила работы с микроскопом .Строение клетки кожицы лука.
Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл .Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей.
Органы цветковых растений. Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. Виды корней.Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень .Зоны корня. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки. Строение почки. Виды почек. Функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Строение цветка. Соцветия. Функции плода. Виды плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений. Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты. Фосфор. Калий. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Размножение растений: половое и бесполое.
Основные отделы царства растений. Основные признаки водорослей, мхов, папоротников. Голосеменные и покрытосеменные растения .Двудольные и однодольные растения.
Историческое развитие и многообразие растительного мира. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира .Приспособления к условиям существования. Центры происхождения культурных растений.
Бактерии. Строение бактериальной клетки, значение бактерий.
Природные сообщества. Фитоценоз. Естественные природные сообщества. Роль растений в круговороте веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
задачи | Содержание образования | Приемы и способы деятельности |
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы; | Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества. | Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа. |
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты. | Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями. Внешнее строение корневища и клубня. | Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу. |
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. | Знакомство с цветковыми и споровыми растениями. Строение растительной клетки. Строение семени. Строение корня. Строение почки. Строение листа. Строение стебля. Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия. Отдел Мохообразные. Папоротникообразные. Отдел Голосеменные. Строение бактерий. Плесневые грибы. | Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, дополнительной литературой. |
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; | Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природное сообщество. Приспособленность растений | Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование. |
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек. | Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества. | Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания. |
Предметно - информационная | Деятельностно - коммуникативная |
|
|
Ценностно - ориентационная | |
|
6 класс
Поурочное планирование ФГОС (1час)
№ урока | Тема урока по биологии | Номер параграфа | Лабораторные работы |
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | §1 | |
2. | Многообразие жизненных форм растений.. | §2 | |
3. | Клеточное строение растений. Свойство растительной клетки... | §3 | |
4. | Ткани растений... | §4. Подгот к контр раб. | |
5. | Подведем итоги по теме.»Наука о растениях ботаника». | стр26-27 | |
6. | Семя, его строение и значение. | §5 | Лаб.раб.№1Изучение строение семени фасоли. |
7. | Условия прорастания семян. | §6 | |
8. | Корень, его строение и значение. | §7 | Лаб.раб.№2 Типы корневых систем. |
9. | Побег, его строение и развитие. | §8 | Лаб. раб.№3 Строение вегетативных и генеративных почек. |
10. | Лист, его строение и значение. . | §9 | |
11. | Стебель, его строение и значение. | §10 | Лаб.раб.№4Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. |
12. | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | §11 | |
13. | Плод. Разнообразие и значение плодов | §12Подгот к контр раб. | |
14. | Подведем итоги по теме «Органы растений» | Стр 71-73 | |
15. | Минеральное питание растений и значение воды. | §13 | |
16. | Воздушное питание растений –фотосинтез. | §14 | |
17. | Дыхание и обмен веществ у растений. | §15 | |
18. | Размножение и оплодотворение у растений. | §16 | |
19. | Вегетативное размножение и его использование человеком. | §17 | Лаб.раб.№5.Черенкование комнатных растений. |
20. | Рост и развитие растений. | §18. Подг к контр раб. | |
21. | Подведем итоги по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений». | Стр101-103. | |
22. | Систематика растений , ее значение для ботаники. | §19 | |
23. | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | §20 | |
24. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | §21 | Лаб.раб.№6 «Изучение внешнего строения моховидных растений.» |
25. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика. | §22 | |
26. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | §23 | |
27. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | §24 | |
28. | Семейства класса Двудольные. | §25 | |
29. | Семейства класса Однодольные. | §26 | |
30. | Историческое развитие растительного мира. | §27 | |
31. | Разнообразие и происхождение культурных растений. | §28,29Подг к контр . | |
32. | Подведем итоги по теме «Многообразие растительного мира» | Стр 155-158 | |
33 | Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме. | §30 | |
34 | Совместная жизнь организмов в прирдном сообществе. | §31 | |
35 | Смена природных сообществ. Подведем итоги.Летнее задания. | §32 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические учебные пособия:
1. Программа по биологии ФГОС.И.Н. Пономарева,В.С.Кучменко,О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова,Л.Н.Симонова. Алгоритм успеха Издательский центр « Вентана-Граф » 2014г
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Учебник "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" для 6 класса (М., "Вентана-Граф", 2013 г.).
Оборудования и приборы:
Таблицы, гербарии, микроскопы, микропрепараты, растения биологического кабинета, муляжи, натуральные объекты, видеофильмы.
Дидактический материал: Индивидуальные карточки-задания
. 3. Образовательные диски:
УМК: уроки биологии Кирилла и Мефодия 6 класс2014 г.
Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»
Список литературы.
Литература, использованная для подготовки программы:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
"Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 20013г.)
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М. Дрофа, 2013 г.
Литература для учащихся:
- Жизнь растений, т1-6. М. 2001 г
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
"Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2013г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...