рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС Сонин Н. И.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса составлена на основе: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ). - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897). - Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. - Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7- го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.doc | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Славгорода Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МУМО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «СОШ №13» |
Протокол №1 | Н.А. Скрипко | И.Н. Бабанин |
от «28 » августа 2017 г. | «29 » августа 2017 г. | Приказ от 30.08.17г № |
Рабочая программа
основного общего образования по биологии
(предметная область «Естественно-научные дисциплины») 2017-2018 учебный год
Класс: 7
Разработчик программы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.
Учитель биологии: Шевлякова Т. И.
Квалификационная категория высшая
г. Славгород
2017 год
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по биологии 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса составлена на основе: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ). - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897). - Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. - Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7- го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение строения, жизнедеятельности, распространенности и экологии представителей основных царств живых организмов
Задачи программы:
- Рассмотреть общую характеристику систематических групп, изучить разнообразие видов и особенности их жизнедеятельности;
- продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;
- развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
- осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.
Планируемые результаты:
В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация:
- Строение клеток различных прокариот.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация:
- Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы:
- Строение плесневого гриба мукора*.
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2. Лишайники (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация:
- Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (16 ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация:
- Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (3 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные работы
- Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3. Высшие споровые растения (5 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация:
- Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,
- различные представители мхов, плаунов и хвощей,
- схемы строения папоротника;
- древние папоротниковидные,
- схема цикла развития папоротника,
- различные представители папоротниковидных.
Практические работы:
- Изучение внешнего строения мха*.
- Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения голосеменных,
- цикл развития сосны,
- различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Схема строения цветкового растения;
- строения цветка,
- цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),
- представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения покрытосеменных растений*.
- Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (37 ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация:
- Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные работы:
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация:
- Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки,
- представители различных групп одноклеточных.
Практические работы:
- Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация:
- Типы симметрии у многоклеточных животных,
- многообразие губок.
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация:
- Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.
- Биоценоз кораллового рифа.
- Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (3 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация:
- Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
- Различные представители ресничных червей.
- Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные работы:
- Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация:
- Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
- Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные работы:
- Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация:
- Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей.
- Различные представители типа Кольчатые черви.
Практические работы:
- Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (3 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
- Различные представители типа моллюсков.
Практические работы:
- Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация:
- Схема строения речного рака.
- Различные представители низших и высших ракообразных.
- Схема строения паука-крестовика.
- Различные представители класса Паукообразные.
- Схемы строения насекомых различных отрядов.
Практические работы:
- Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
- Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация:
- Схема строения ланцетника.
- Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация:
- Многообразие рыб.
- Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация:
- Многообразие амфибий.
- Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация:
- Многообразие пресмыкающихся.
- Схемы строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Многообразие птиц.
- Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация:
- Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.
- Многообразие млекопитающих.
- Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные работы:
- Изучение строения млекопитающих*.
- Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (2 ч)
Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация:
- Модели различных вирусных частиц.
- Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
- Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Заключение (1 ч)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Личностные результаты обучения
— развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Из них | |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | ||||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | Определяют и анализируют понятия: биология, уровни организации, орган, организм биосфера .анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. | |||
1. | Раздел 1. Царство Прокариоты. | ||||
1.1. | Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. | ||
Всего | 3 | ||||
2. | Раздел 2. Царство Грибы | Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» Практическая работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Обобщение по теме «Царство Грибы» - тренировочные задания (тест) | ||
2.1. | Общая характеристика грибов | 3 | Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразии и месте в системе органического мира. | ||
2.2. | Лишайники | 1 | Дают хар- ку лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, с их ролью в природе и практическим значением. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. | ||
Всего | 4 | ||||
3. | Раздел 3. Царство Растения | ||||
3.1. | Общая характеристика растений | 2 | Характеризуют основные черты царства Растений, особенностями строения, жизнедеятельности растительного организма, а также с основными систематическими категориями. Определяют понятия: « фотосинтез», « пигменты», « низшие», «высшие растения». | ||
3.2. | Низшие растения | 2 | Дают хар- ку низшим растениям – водорослям, Выявляют распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями. | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей» | |
3.3. | Высшие растения | 4 | Раскрывают особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов. Выявляют признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями; сравнивают их между собой и с водорослями. Проводят сравнение в строении организации мхов по сравнению с водорослями. | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов» Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника» | |
3.4. | Отдел Голосеменные растения | 2 | Дают общую характеристику строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными; работают с гербарным материалом Голосеменных сравнивают их между собой и с Папоротниковидными, делают выводы о более сложной организации Голосеменных. | Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | Обобщение по теме « Отдел голосеменные растения» тренировочные задания (тест) |
3.5. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | Дают общую характеристику строения о наиболее сложной организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными; работают с гербарным материалом и таблицами Цветковые растения. Объясняют их более высокую организацию по сравнению с Голосеменными растениями. | Лабораторная работа «Изучение строения покрытосеменных растений» Практическая работа « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | Обобщение по теме «Отдел покрытосеменные растения» тренировочные задания (тест) |
Всего | 16 | ||||
4. | Раздел Животные | ||||
4.1. | Общая характеристика животных | 1 | Характеризуют животный организм как целостная система. Распознают уровни организации: клетки, ткани, органы и системы органов животных. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и роль животных в них. | Практическая работа Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях | |
4.2. | Подцарство Одноклеточные | 2 | Дают хар-ку типу Споровики. Знакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, с их основными типами (Споровики, Инфузории), многообразием видов, со средой обитания и приспособленностью к жизни в ней основных представителей. | Лабораторная работа Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. | |
4.3. | Подцарство Многоклеточные животные | 1 | Характеризуют многоклеточные организмы, анализируют типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. | ||
4.4. | Тип Кишечнополостные | 3 | Характеризуют особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных; узнают изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы. | Лабораторная работа Изучение плакатов и таблиц отражающих, ход регенерации у гидры. | Обобщение по теме «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» тренировочные задания (тест) |
4.5. | Тип Плоские черви | 2 | Дают общую хар-ку вида Плоские черви. Устанавливают особенности строения, жизнедеятельности Плоских червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; Знакомятся с многообразием видов; Распознают черты приспособленности к паразитизму. | Лабораторная работа Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня. | |
4.6. | Тип Круглые черви | 1 | Дают хар-ку особенностям организации Круглых червей как более сложноорганизованных по сравнению с Плоскими червями, устанавливают многообразие их видов, рассматривают черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму; распознают на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивают червей разных типов, раскрывают особенности строения и жизнедеятельности человеческой аскариды, связанные с паразитизмом. |
Лабораторная работа Жизненный цикл человеческой аскариды | |
4.7. | Тип Кольчатые черви | 3 | Дают хар-ку особенностями организации Кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими и Круглыми червями, , проводят сравнительный анализ более сложной организации Кольчатых червей по сравнению с Плоскими червями. Оценивают значение вторичной полости-целома. | Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя | |
4.8. | Тип Моллюски | 2 | Дают хар-ку особенностями строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, устанавливают происхождение Моллюсков | Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков | |
4.9. | Тип Членистоногие | 7 | Дают хар-ку типа Членистоногие. Выясняют особенностями строения членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, с многообразием видов, объединённых в классы; | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | Обобщение по теме «Тип Членистоногие» тренировочные задания (тест) |
4.10. | Тип Иглокожие | 1 | Дают характеристику иглокожим – донными морскими животными, их многообразию, особенностям строения, жизнедеятельности, их роли в водных природных сообществах | ||
4.11. | Тип Хордовые. Бесчерепные животные | 1 | Дают характеристику особенности строения и жизнедеятельности Хордовых. Дают их классификацию, а также ознакомятся с бесчерепными как низкоорганизованными животными этого типа. | ||
4.12. | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Хар-зуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие, лучеперые; приспособленность к среде обитания. Оценивают экологическое значение и хозяйственное. | Лабораторная работа « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | |
4.13. | Класс Земноводные | 2 | Дают хар-ку особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде. Выявляют прогрессивные черты организации Земноводных по сравнению с рыбами; | Лабораторная работа « Особенности внешнего строения лягушки связанные с её образом жизни» | Обобщение по теме «Класс Земноводные» тренировочные задания (тест) |
4.14. | Класс Пресмыкающиеся | 2 | Дают хар-ку особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающимся, связанных с жизнью на суше и размножение. Выявляют прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными; результаты заносят в таблицу. | Практическая работа Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи. | |
4.15. | Класс Птицы | 4 | Дают характеристику основным особенностям организации птиц; знакомятся с происхождением птиц. Выявляют признаки строения птиц как высокоорганизованных позвоночных; находят признаки усложнения в строении нервной системы, органов чувств; | Лабораторная работа « Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни» | Обобщение по темам « Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы» тренировочные задания (тест) |
4.16. | Класс Млекопитающие | 4 | Оценивают экологическое значение и хозяйственное в природе и жизни человека. Называют экологические группы и отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны и др.и их приспособленность к разнообразным средам обитания. | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения млекопитающих, связанные с их образом жизни» Практическая работа « Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | Обобщение по теме « Класс Млекопитающие» тренировочные задания (тест) |
Всего | 38 | ||||
5. | Раздел 5. Вирусы | 2 | Дают представление о Вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний | ||
6. | Заключение | 1 | |||
7. | Резервное время | 3 | |||
ИТОГО | 67 + 3 резерв | 23 | 8 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 7 класс
№ | Тема урока. | Тип урока | Вид контроля | Планируемые образовательные результаты изучения раздела | Информационные ресурсы | Домашнее задание | Дата |
Раздел ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | |||||||
1-3 | Многообразие живых организмов. | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Познавательные УУД. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 5-10 | |
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | |||||||
4 | Общая характеристика бактерий. | изучение новых знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Регулятивные УУД. Объясняют роль бактерий в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями). Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | Учебник, стр. 12-16 до слов «В природе бактерии распространены...» | |
5 | Строение бактерий | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 12-16 | ||
6 | Многообразие и значение бактерий. | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 16-20 | ||
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (4 час) | |||||||
7 | Общая характеристика грибов. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознают и описывают внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называют способы питания многоклеточных грибов. Выделяют особенности царства Грибы. Регулятивные УУД. Объясняют роль грибов в природе и в жизни человека. Приводят примеры шляпочных грибов, произрастающих в Алтайском крае. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 21-25 | |
8 | Плесневые грибы. лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Строение плесневого гриба мукора» | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 26-28, 29-31. | ||
9 | Шляпочные грибы. Лаб. раб. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 28-29 | ||
10 | Лишайники. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение лишайника. Регулятивные УУД. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 32-36 | |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов) | |||||||
11-12 | Общая характеристика царства Растения. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 38-39 | |
13 | Строение и жизнедеятельность водорослей. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения водорослей». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей». | Познавательные УУД. Давать определение термину низшие растения. Регулятивные УУД. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 40-43 | |
14 | Значение и многообразие водорослей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 43-49 | ||
15 | Отдел Моховидные. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения мхов». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения мхов». | Познавательные УУД. Давать определение термину. высшие споровые растения. Регулятивные УУД. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 50-56 | |
16 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 50-56 | |
17-18 | Отдел Папоротниковидные. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения папоротников». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения папоротников». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение папоротников. Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 61-65 | |
19 | Отдел Голосеменные растения. Лаб. раб. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Познавательные УУД. Давать определение термину «голосеменные растения». Выделять особенности голосеменных растений. Регулятивные УУД. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 66-72 | |
20 | Происхождение и особенности строения голосеменных. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 66-72 | ||
21 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Лаб. раб. «Изучение строения покрытосеменных растений». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения покрытосеменных растений». | Познавательные УУД. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 73-77 | |
22 | Систематика отдела Покрытосеменные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 77-79 | ||
23 | Семейства класса Двудольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН |
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 81- 84 | ||
24 | Семейства класса Однодольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН |
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 80, сообщения о цветковых растениях | ||
25 | Многообразие, распространение покрытосеменных. Лабораторная работа « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Лабораторная работа « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | С73-80 | ||
26 | Обобщение по теме Отдел покрытосеменные растения | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | С73-80 | ||
ЖИВОТНЫЕ (38 часов) | |||||||
27 | Общая характеристика Царства Животные. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 87-88 | |
28 | Общая характеристика простейших. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Регулятивные УУД. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 89-91 | |
29 | Многообразие и значение простейших. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 92-98 | ||
30 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть признаки многоклеточных животных. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 99-103 | |
31 | Особенности строения кишечнополостных. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Регулятивные УУД. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 104-107 | |
32 | Многообразие и распространение кишечнополостных. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 108-111 | ||
33 | Обобщение по теме Тип Кишечнополостные. | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 108-111 | |||
34 | Общая характеристика типа Плоские черви. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 112-113 | |
35 | Многообразие и значение плоских червей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 114-118 | ||
36 | Общая характеристика типа Круглые черви. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Регулятивные УУД. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 119-124 | |
37 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Регулятивные УУД. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 119-124 | |
38 | Многообразие кольчатых червей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 127-131 | ||
39 | Обобщение по теме Кольчатые черви | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 127-131 | |||
40 | Общая характеристика типа Моллюски. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 132-134 | |
41 | Многообразие и значение моллюсков. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 135-142 | ||
42 | Особенности организации членистоногих. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | Познавательные УУД. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 143 | |
43-44 | Класс Ракообразные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Регулятивные УУД. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 144-150 | |
45 | Класс Паукообразные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Регулятивные УУД. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 151-157 | |
46 | Общая характеристика насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Алтайском крае. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 158-164 | |
47 | Размножение и развитие насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 164-165 | ||
48 | Значение и многообразие насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 165-169 сообщения | ||
49 | Тип Иглокожие | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть особенности строения типа иглокожие и приводить примеры представителей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | сообщения | |
50 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 176-177, 170-175 | |
51 | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб Регулятивные УУД. Объяснять происхождение рыб, роль костных рыб в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр.178-184. | |
52 | Костные рыбы. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Оборудование | С 185-188 сообщения | ||
53 | Общая характеристика земноводных. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 189-196 | |
54 | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 196-199 | ||
55 | Общая характеристика пресмыкающихся. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Регулятивные УУД. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 200-205 | |
56 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр.206-207 | ||
57 | Общая характеристика птиц. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение птиц. Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 208-216 | |
58 | Экологические группы птиц. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 218-225 сообщения | ||
59 | Роль птиц в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 216-217,226 | ||
60 | Обобщение по теме Класс Птицы | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 208-216 | |||
61 | Общая характеристика млекопитающих Лаб. раб. «Изучение строения млекопитающих» | изучение новых знаний | Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих» | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение млекопитающих. Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 227-231 | |
62 | Внутреннее строение млекопитающих. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 232-239, сообщения | ||
63 | Многообразие млекопитающих Лабораторная работа « Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | Комбинированный | Лабораторная работа «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 240-246 | ||
64 | Обобщение по теме Класс Млекопитающие. | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | сообщения | |||
ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) | |||||||
65 | Общая характеристика вирусов. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Регулятивные УУД. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | С.250-251 | |
66 | Значение вирусов. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 251-253 сообщения | ||
67 | Заключение | ||||||
68-70 | Резервное время 3 час |
Планируемые результаты обучения.
Достижение учащимися следующих личностных результатов:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. реализация установок здорового образа жизни;
3. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать. строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения укусах животных,
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и от
дыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа по биологии по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....
Рабочие программы по биологии по линии Сонина
Рабочие программы по биологии 5-9 класс(По учебнику Сонина), 10-11класс по учебнику Беляева...