Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а так же научные методы и пути познания человеком природы.
В программе прописаны требования к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); примерных программ по учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2012; авторской учебной программы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №2» г. Усолье - Сибирское
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни» (концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos5-7_klass.rar | 275.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс.»
№ | Дата /фактичекская | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Предметные умения | Личностные и метапредметные умения | Вид контроля | Домашнее задание | |
метапредметные | личностные | ||||||||
1 | 1-я неделя сентября | Многообразие живых организмов. Уровни организации живого | Вводный урок | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника. | Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Называть уровни живой природы. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные УУД: слух | Познавательный интерес к естественным наукам Понимание значимости научного исследования природы | Фронтальный | Стр. 5-7 |
2 | 1-я неделя сентября | Ч.Дарвин и происхождение видов. | Комбинированный урок. | Биография Ч.Дарвина. основные положения учения Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов. | Знать биографию Дарвина. называть движущие силы эволюции, перечислять результаты эволюции. | Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах Познавательные УУД. | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Фронтальный | Стр.6-9 |
3 | 1-я неделя сентября | Многообразие живых организмов и их классифик | Комбинированный урок. | Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы. | Давать определение вида, называть основные систематические категории, отличать естественную систему от искусственной | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Понимание научного значения классификации живых организмов | Фронтальный | Стр.9-10 |
ация | |||||||||
4 | 2-я неделя сентября | Общая характеристика бактерий. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Фронтальный | Учебник, стр. 11-16 до слов «В природе бактерии распространены...» |
5 | 2-я неделя сентября | Многообразие и значение бактерий. | Комбинированный урок. | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Индивидуальный | Учебник, стр. 16-17. |
6 | 2-я неделя сентября | Подцарство оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение | Комбинированный урок. | Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения. | Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. . | по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Тематический, тестовый | Учебник стр. 18-20 |
7 | 3-я неделя сентября | Общая характеристика грибов. Л\р №1 « Строение | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Индивидуальный | Учебник, стр. 22-25. |
плесневого гриба мукора». | |||||||||
8 | 3-я неделя сентября | Многообразие грибов Л\р№2 «Строение шляпочных грибов» | Комбинированный урок. | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Липецкой области.. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Приводить примеры шляпочных грибов, Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | Фронтальный | Учебник, стр. 26-30. | |
9 | 4-я неделя сентября | Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Самостоятельно Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Тестовый, репродуктивный частично-поисковый | ||
10 | 4-я неделя сентября | Лишайники. | Комбинированный урок. | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп Познавательные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Регулятивные УУД Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы | Понимание роли пред-ставителей царства Гри-бы в природе и жизни че-ловека. Осознание необходимо-сти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. | Фронтальный | Учебник, стр. 32-36., сделать коллекцию лишайников |
11 | 1-я неделя октября | Общая характеристика царства Растения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. | Индивидуальный | Учебник, стр. 38-39. |
12 | 1-я неделя октября | Строение и жизнедеятельность водорослей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. | Давать определение термину. низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. | Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами | Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека | Тестовый, | Учебник, стр. 40-42. |
13 | 2-я неделя октября | Значение и многообразие водорослей. | Комбинированный урок. | Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели..Составлять план решения проблемы П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем Познавательные УУД: | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству | Тестовый, | Учебник, стр. 43-49. |
14 | 2-я неделя октября | Отдел Моховидные.Особенности строения и жизнедеятельности Л./Р. «Особенности строения и жизнедеятельности» № 3-4 | Комбинированный урок. | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа3 «Строение мхов» | Давать определение термину. высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cvшу | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками : | Представление о размножении как главном свойстве живого, обес-печивающем продолжение рода Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | Фронтальный | Учебник, стр. 50-56. |
15 | 3-я неделя октября | Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевидные. Л.Р. №5 « Особенности строения и жизнедеятельности» | Комбинированный урок. | Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение. Значение в природе и в жизни человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни человека. | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и в жизни человека Сравнивать хвощи и плауны. | Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокл. | Осознание важности растений в природе и жизни человека Познавательный интерес к естественным наукам | Тестовый, | учебник, стр. 57-60. |
16 | 3-я неделя октября | Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности Л./р.№6 «Строение папоротника» | Комбинированный урок. | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека. | Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Тестовый, | Учебник, стр. 61-65 | |
17 | 4-я неделя октября | Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек сосны | Комбинированный урок. | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.» | Давать определение термину «голосеменные растения Распознавать растения отдела Голосеменные растения Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Индивидуальный | Учебник, стр. 67-68. |
18 | 4-я неделя октября | Многообразие голосеменных. | Комбинированный урок. | Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области. Значение в природе и жизни человека. | Приводить примеры голосеменных растений Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Фронтальный | Учебник, стр. 69-71 |
19 | 2-я неделя ноября | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Индивидуальный | Учебник, стр. 73-77. |
20 | 2-я неделя ноября | Размножение покрытосеменных. | Комбинированный урок. | Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное). | Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Фронтальный | Учебник, стр.77-79. |
21 | 3-я неделя ноября | Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных. | Комбинированный урок. | Признаки класса Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства. | Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству. | Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами | Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека Познавательный интерес к естественным наукам | Индивидуальный, фронтальный | Учебник, стр. 81. |
22 | 3-я неделя ноября | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые | Комбинированный урок. | Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. | Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейств Крестоцветные и пасленовые. Определять принадлежность растений к этим семействам. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения | Индивидуальный, фронтальный | Учебник, стр. 81. |
23 | 4-я неделя ноября | Семейства класса Однодольные растения. | Комбинированный урок. | Признаки однодольных растений. Признаки семейства Злаки.. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. | Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения Познавательный интерес к естественным наукам | Индивидуальный, фронтальный | Учебник, стр. 80. |
24 | 4-я неделя ноября | Многообразие растений. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | Тематический, тестовый | Учебник, стр. 82 |
25 | 1-я неделя декабря | Общая характеристика Царства Животные. | Вводный урок | Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных. | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Фронтальный | Учебник, стр. 88. |
26 | 2-я неделя декабря | Общая характеристика простейших. | Комбинированный урок. | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Понимание научного значения классификации живых организмов | Индивидуальный, | Учебник, стр. 89 -91 |
27 | 2-я неделя декабря | Многообразие и значение простейших | Комбинированный урок. | Строение и жизнедеятельность. Типы питания | Выделять особенности одноклеточных животных | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Индивидуальный, | Учебник, стр. 92 -98 |
28 | 3-я неделя декабря | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | Комбинированный урок. | Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Индивидуальный, | Учебник, стр. 99-103. | |
29 | 3-я неделя декабря | Особенности строения кишечнополостных | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Фронтальный | Учебник, стр. 104-106. |
30-31 | 4-я неделя декабря | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры. | Описывать процессы жизнедеятельности. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Фронтальный, тестовый | Учебник, стр. 106-108. |
32 | 4-я неделя декабря | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | Комбинированный урок. | Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Фронтальный, тестовый | Учебник, стр.108- 111 |
33 | 2 неделя января | Общая характеристика типа Круглые черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). | Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Фронтальный | Учебник, стр. 112-113. |
34 | 3 неделя нваря | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | Комбинированный урок. | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп Познавательные УУД средства достижения цели. Составлять план решения проблемы | Понимание роли пред-ставителей царства Гри-бы в природе и жизни че-ловека. Осознание необходимо-сти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. | Фронтальный | Учебник, стр. 125-126, |
35 | 4неделя января | Многообразие кольчатых червей. | Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. | Определять принадлежность кольчатых червей к классам Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. | Фронтальный | Учебник, стр. 127-131. |
36 | 4неделя января | Проверочная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» или письменная работа | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами | Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Тематический, тестовый. | |
37 | 1-я неделя февраля | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие Познавательные УУД: | Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству Представление о размножении как главном свойстве живого, обес-печивающем продолжение рода | Фронтальный | Учебник, стр. 132-134. |
38 | 1 неделя февраля | Многообразие и значение моллюсков. | Комбинированный урок. | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Осознание важности растений в природе и жизни человека | Индивидуальный, тестовый | Учебник, стр. 135-142. |
39 | 2я неделя февраля | Происхождение членистоногих и особенности организации. | Комбинированный урок. | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естественным наукам | Фронтальный | Учебник, стр. 143. |
40 | 2 неделя февраля | Класс Ракообразные. | Комбинированный урок. | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение. | Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | тестовый | Учебник, стр. 144-150. |
41 | 3я неделя февраля | Класс Паукообразные. | Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Фронтальный | Учебник, стр. 151-157. |
42 | 3я неделя февраля | Общая характеристика насекомых. Л/Р №8« Внешнее строение насекомого | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. | Распознавать и описывать строение насекомых Называть системы органов, органы и их функции.. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Фронтальный | Учебник, стр. 158-164. |
43 | 4я неделя февраля | Размножение и развитие насекомых. | Комбинированный урок. | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Фронтальный | Учебник стр. 164-165. |
44 | 4я неделя февраля | Значение и многообразие насекомых. | Комбинированный урок. | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Липецкой области. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Умение проводить биологическое исследование К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Индивидуальный, | Учебник, стр. 165-168 |
45 | 1-я неделя марта | Проверочная работа по теме «Тип членистоногие» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами | Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека | Тематический, тестовый | - |
46 | 1-я неделя марта | «Общая характеристика иглокожих. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естественным наукам | Фронтальный | Учебник, стр. 170-175. |
47 | 2-я неделя марта | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные Л/р №9 «Особенности внешнего строения рыб».. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения | Индивидуальный, | Учебник, стр. 176 |
48 | 2-я неделя марта | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | Комбинированный урок. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения | Фронтальный | Учебник, стр. 177,-183. |
49 | 3-я неделя марта | Костные рыбы. | Комбинированный урок. | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения | Тематический, тестовый | Учебник, стр. 185-188. |
50 | 3-я неделя марта | Общая характеристика земноводных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | Фронтальный | Учебник, стр. 189-195. |
51 | 4-я неделя марта | Размножение и развитие земноводных.Многообразие и роль в природе и жизни человека. | Комбинированный урок. | Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | Тематический, тестовый | Учебник, стр. 195-198. |
52 | 1-я неделя апреля | Общая характеристика пресмыкающихся. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | Фронтальный | Учебник, стр. 196-200. |
53 | 2-я неделя апреля | Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека. | Комбинированный урок. | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Тематический, тестовый | Учебник, стр. 201-206 |
54 | 2-я неделя апреля | Общая характеристика птиц. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Фронтальный | Учебник, стр. 204-210. |
55 | Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. | Комбинированный урок | Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Особенности, связанные с полетом. | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | Индивидуальный, | Учебник, стр. 210-217. | |
56 | 3-я неделя апреля | Экологические группы птиц. | Комбинированный урок | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Индивидуальный, | Учебник, стр. 217-224. |
57 | 3-я неделя апреля | Роль птиц в природе и жизни человека. | Комбинированный урок. | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Индивидуальный, | Учебник, стр. 225, презентации | |
58 | 4-я неделя апреля | Проверочная работа по теме «Класс Птицы» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Тематический, тестовый | |
59 | 1-я неделя мая | Общая характеристика. млекопитающих«Строение скелета млекопитающих» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие Объяснять происхождение млекопитающих.. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Фронтальный | Учебник, стр. 227- | |
60 | 1-я неделя мая | Внутреннее строение млекопитающих. | Комбинированный урок. | Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ. | Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Фронтальный | Учебник, стр. 228-237. |
61 | 2-я неделя мая | Размножение и развитие млекопитающих. | Комбинированный урок. | Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие. | Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. | Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | Индивидуальный, | Учебник, стр. 238-239 |
62 | 2-я неделя мая | Многообразие млекопитающих. | Комбинированный урок. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Индивидуальный, | Учебник, стр. 240-246. |
63 | 3-я неделя мая | Проверочная работа по теме «Класс Млекопитающие » | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки | Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Тематический, тестовый | ||
64 | 3-я неделя мая | Общая характеристика вирусов. | Комбинированный урок. | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. | Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | тестовый | Учебник, стр. 250-253. | |
65 | 4-я неделя мая | Многообразие живых организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | тестовый | Презентации | |
66 | Многообразие живых организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | тестовый | Презентации | ||
67 | Многообразие живых организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | тестовый | Презентации | ||
68 | Многообразие живых организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | тестовый | Презентации | ||
69-70 | Многообразие живых организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | тестовый | Презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...