Рабочие программы по биологии по линии Сонина
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочие программы по биологии 5-9 класс(По учебнику Сонина), 10-11класс по учебнику Беляева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_10-11_kl._belyaev.docx | 108.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
Сиренькинская СОШ
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________Осипова Е.Н. Протокол № __1_ от «__25__»____08________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ Сиренькинская СОШ _____________ МаксимоваМ.Н. «__26__»_____08_______2015г. | «Согласовано» Директор МБОУСиренькинская СОШ _____________ Файзетдинов Т.М. Приказ№___ от «_28_»__08___2015 г. |
Рабочая программа
по биологии в 10-11 классах
(базовый уровень)
учителя Халимовой Г.М.
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1__от «_27_»__08_____2015 г.
2015г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Общая биология в 10-11 классах» составлена на основе. следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», приказ №273/ФЗ от 29.12.2012г;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, приказ Минобразования России от 5 марта 2004г;
- Примерной образовательной программы среднего полного общего образования по биологии, 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2006г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сиренькинская СОШ» приказ №83 от 20 августа 2013года;;
- Учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2015-2016 учебный год;
- Локального акта «Положение о рабочей программе МБОУ «Сиренькинская СОШ» приказ №77 от 19.06.2013г;
- Годового календарного учебного графика МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2015-2016 учебный год;
- Расписания уроков школы на 2015-2016 учебный год;
- Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования» №253 от 31 марта 2014 года.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета»
Курс рассчитан на 70 учебных часов в течение года (2 часа в неделю) в 10 классе и на 1 час в 11 классе. Биология 1 час включен как компонент образовательного учреждения на углубление и расширение знаний учащихся по биологии.
Общая характеристика учебного предмета Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
* освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
* ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
* овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
* воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
* приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами
физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
* основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
* особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
* особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
* причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
* объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
* изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
* распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
* сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
* определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
* анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
* проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
* соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
* оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебный комплекс для учащихся: Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений . / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2006
Литература для учителя:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru
Мультимедийные пособия:
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Примечания: курсивом выделены, изменения, внесенные автором рабочей программы.
Календарно – тематическое планирование 10 класс (УМК Сонин Н.И.)
Цели изучения предмета.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:
- знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;
- умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||
1. | Раздел1. Клетка-единица живого-23 часа
Введение.Краткая история развития биологии. Предмет и задачи, методы общей биологии. | 1 | Вводный урок. Урок повторения и обобщения знаний. | Биология как наука. Роль биологи-ческих теорий, идей, гипотез в форми-ровании научного мировоззрения. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдви-жение гипотезы, осуществление экс-перимента, доказательство теории. Объект изучения биологии – биологи-ческие системы. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. | Определять место биологии в систе-ме естественных наук. Называть вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее ста-новления. Описывать методы познания жи-вых организмов. Выделять объект биологического исследоания. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. | Устная и письменная работа с учебником | Стр3-4 | 3.09 | |||||||||||
2 | Химический состав клетки. Неорганические соединения. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний. | Жизнь. Уровни организации живой материи. Свойства живого. Иерархический (многоуровневый) принцип построения живой природы. Цитология - наука о клетке. Предмет и задачи цитологии. Клетка - объект изучения цитологии. Клеточная тео-рия. М. Шлейден и Т. Шванн –осново-положники клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении сов-ременной естественнонаучной картины мира. Факты: Методы изучения клетки; световая и электронная микроскоп | Давать определение понятию жизнь. Объяснять проявления иерархичес-кого принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделения на уровни организации. | Устный опрос | Стр4-7 | 5.09 | |||||||||||
3 | Биополимеры. Углеводы и липиды. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Буферность. Биоэлементы. Гидро-фильные вещества. Гидрофобные вещества. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение и биологические функции молекул во-ды и неорганических веществ. Меха-низм обеспечения буферности Факты: Последствия потери воды для организма. Анабиоз.. | Определять принадлежность биол. объекта к уровню организации жизни | Устный опрос | Повт-ть по учебнику 9 кл. материал об истории изучения кл. | 10.09 | |||||||||||
4-5 | Биополимеры. Белки, их строение. Функции белков. Лабораторная работа: наблюдение клеток растений и животных под микро-скопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Денатурация .Полипептид. Ренатура-ция. Ферменты. Молекулы белка живых клеток Строение молекулы белка. Функции белков. Свойства: Активность в водных растворах. Большой поверхностный заряд. Термолабильность. ия | Давать определение понятию цито-логия. Называть положения совре-менной клеточной теории. Описание клетки как объекта изуче-ния цитологии. Объяснять роль кле-точной теории в формировании естественнонаучной картины мира. | Устный опрос | Подготовить сообщение | 12.09. 17.09 | |||||||||||
6-7 | Биополимеры Нуклеиновые кислоты. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ген Антикодон Генетический код. Кодон .Нуклеиновые кислоты. Моле-кулы ДНК, РНК. Модель Уотсона и Крика. Функции ДНК и РНК. Комплементарность. Антипараллель-ность. Виды РНК: транспортная, информа-ционная, рибосомальная. Свойства генетического кода: трип-летность, вырожденность, однознач-ность. Расположение знаков препина-ния. Правило Чаргаффа. | Давать определение ключевым поня-тиям. Объяснять единство органичес-кого мира на основе сопоставитель-ного анализа состава химических элементов. Развернуто обосновывать зависи-мость функций воды в клетке от строения ее молекул. | Устный опрос | Пар1 | 19.09 24.09 | |||||||||||
8 | АТФ и другие органические соединения | 1 | Комбиниро-ванный урок | Характеризовать значение макро- и микроэлементов, воды и минераль-ных солей | Устный опрос, письменная работа | 26.09 | |||||||||||||
9 | Обобщающий урок по теме: «Химическая организация клетки» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование по теме «Клетка» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требова-ниям к уровню подготовки). | Устный опрос, письменная работа | ||||||||||||||
1.10 | |||||||||||||||||||
10 | Клеточная теория | 1 | Комбиниро-ванный урок | Устный опрос, письменная работа | Пар7 | 3.10 | |||||||||||||
11 | Цитоплазма и ее органоиды. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Устный опрос, письменная работа | Пар | 8.10 | |||||||||||||
11 | Ядро. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Сравнивать строение раститель-ной и животной клеток. | Устный опрос, письменная работа | Пар5 Подготовить сообщение | 10.10. | ||||||||||||
12 | Прокариоты и эукариоты Лабораторная работа: приготовление и описание микропре-паратов клеток растений. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эукариоты Экзоцитоз. Эндоцитоз Цитоплазма, мембранные (ЭПС, ком- плекс Гольджи, митохондрии, лизо-сомы) и немембранные компоненты (рибосомы, клет.центр, цитоскелет). Мембранный транспорт: диффу-зия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Ме-ханизм пино- и фагоцитоза. Жидкост-но-мозаичная модель строения. Прокариоты. Эукариоты. Органоиды прокариотической клетки – клеточная стенка, мембрана, нуклеоид, кольцев-ая ДНК (плазмида), рибосома. Разнообразие прокариот . Форма клеток бактерий, распространение и значение. Спорообразование | Давать определения ключевым поня-тиям. Называть функции органоидов эука-риотической клетки, описывать их значение в жизнедеятельности клет-ки. | Устный опрос, письменная работа | Пар11 | 15.10 | |||||||||||
13 | Фотосинтез. | 1 | Автотрофы Тилакоиды Фототрофы Фотосинтез. Локализация специфи-ческих ферментов в мембранах хлоропластов. Особенности органи-зации тилакоидов. Свет - источник энергии для реакций. | Давать определение ключевым поня-тиям. Описывать типы питания организмов. Объяснять роль фотосинтеза | Устный опрос, письменная работа | Пар11 | 17.10 | ||||||||||||
14 | Световая и темновая фаза фотосинтеза | 1 | Биологическое и экологическое значение фотосинтеза.Световые и темновые реакции фотосинтеза. | Характеризовать световую и темновую фазы фотосинтеза. Устанавливать связь между строе-нием хлоропластов и фотосинтезом. Объяснять экологический аспект фотосинтеза на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Устный опрос, письменная работа | Пар11,12 | 22.10 | ||||||||||||
15 | Обеспечение клеток энергией. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Диссимиляция Гпиколиз Катаболизм Молекулы АТФ. Строение и функ-ции. Локализация специфических ферментов в мембранах митохондрий. Роль лизосом в подготовительном этапе. Потребность живых организмов в кислороде. Энергетический обмен. Этапы энер-гетического обмена: подготовитель-ный, бескислородной, кислородный. | Давать определение ключевым понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене ве-ществ и энергии Характеризовать этапы диссимиля-ции. Устанавливать связь между строе-нием митохондрий и клеточным дыханием. Объяснять потребность большинства организмов в кислороде. | Устный опрос, письменная работа | Пар12 | 24.10. | |||||||||||
16 | Биологическое окисление при участие кислорода | 1 | Комбиниро-ванный урок. | Кариоплазма. Диплоидный набор. Гаплоидный набор. Гомологичные хромосомы .Кариотип. Хромосома. Центромера Объект: клеточное ядро: ядерная обо-лочка, ядерный сок, ядрышко, хром-атин. Хромосомы. Их строение и функции. Значение постоянства числа и фор-мы хромосом в клетках. | Давать определения ключевым поня-тиям. Доказывать, что ядро - центр управ-ления жизнедеятельностью клетки. Устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра.Прогнозировать последствия для клетки потери ядра и возможность самостоятельного су-ществования ядра вне клетки. Харак-теризовать строение и функции хро-мосом. Сравнивать хромосомы эука-риот и бактерий, кариотип мужчины и женщины. | Устный опрос, письменная работа | Пар13 | 29.10 | |||||||||||
17 | Генетическая информация | 1 | Давать определения ключевым поня-тиям. | Устный опрос, письменная работа | Пар14, изучить | 31.10 | |||||||||||||
18 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Называть участки и органоиды прокариотической клетки, экологи-ческую роль бактерий. Выделять различия в строении эукариот и про-кариот. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилак-тики заболеваний, вызываемых бак-териями. | Устный опрос, письменная работа | Пар15подготовить сообщение | |||||||||||||
19 | Биосинтез белков | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Давать определение ключевым поня-тиям. | Устный опрос, письменная работа | Пар16 | 12.11 | ||||||||||||
20 | Регуляция транскрипции и трансляции | 1 | Устный опрос, письменная работа | Пар17 | 14.11. | ||||||||||||||
21 | Вирусы | 1 | Комбиниро-ванный урок | Внутриклеточный паразитизм. Ви-рус. Вирусология. Капсид. Хими-ческий состав и строение вирусов и бактериофага. Особенности генома вирусов: две цепи ДНК, одна цепь ДНК, РНК. Виды вирусов, содер-жащих ДНК и РНК; возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболева-ний (СПИД, грипп, герпес). Значе-ние бактериофагов. Жизненный цикл: проникновение в клетку, размножение, выход из клетки. | Описывать проявление специфич-ности действия вирусов.Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов. Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебни-ка. Обосновывать пути предотвра-щения вирусных заболеваний. Прогнозировать трудности и опаснос-ти профессии вирусолога. | Устный опрос, письменная работа | Пар18 | 19.11 | |||||||||||
22 | Генная и клеточная инженерия | 1 | Комбиниро-ванный урок | . Меры профилактики вирусных заболева-ний (СПИД, грипп, герпес). Значе-ние бактериофагов. Жизненный цикл: проникновение в клетку, размножение, выход из клетки. | Давать определение ключевым поня-тиям. Приводить примеры однокле-точных и многоклеточных организ-мов. Отличать по строению однокле-точные и многоклеточные организмы. Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму. | Устный опрос, письменная работа | Пар19,изучить | 21.11 | |||||||||||
23 | Обобщение главы 4. | 1 | Устный опрос, письменная работа | Ответить на вопросы | 26.11 | ||||||||||||||
24 | Размножение и развитие организмов-6 часов Деление клетки. Митоз. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Жизненный цикл Интерфаза Мито-тический цикл Роль интерфазы в жизненном цикле. Изменение количества ДНК в различ-ные периоды жизненного цикла. Про-должительность жизненного цикла. Подготовка к митозу. Редупликация, синтез РНК, белков-ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей. Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы. Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Процесс: Измене-ния ядра, клеточного центра на раз-личных стадиях митоза. | Давать определение ключевым поня-тиям. Объяснять значение интерфа-зы в жизненном цикле. Характеризовать процессы интер-фазы. Объяснять биологический смысл митоза. Характеризовать митоз. | Устный опрос, письменная работа | Пар20 | 28.11. | |||||||||||
25 | Размножение: бесполое и половое. | 1 | Урок комплекс-ного применения ЗУН. | Бесполое и половое размножение Размножение - свойство живых организмов. Особенности бесполого размножения. Роль в природе. Спосо-бы бесполого размножения: споро-образование, митоз, почкование, деление пополам. Оплодотворение . Партеногенез Приспособления у обое-полых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. | Давать определение ключевым понятиям. Выделять особенности, сравнивать бесполое и половое размножения. Характеризовать их биологическое значение . Выделять эволюционные преимущес-тва полового размножения. | Устный опрос, письменная работа | Пар21 | 3.12 | |||||||||||
26 | Мейоз. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Стадии развития половых клеток. Биологическое значение мейоза. | Объяснять биологическое значение мейоза. Выделять особенности 1-ого и 2-ого мейотических делений. Объяснять отличия мейоза от митоза. | Устный опрос, письменная работа | Пар22 | 5.12 | |||||||||||
27 | Образование половых клеток и оплодотворение | 1 | Комбиниро- ванный урок | Гаметогенез Гаметы Гермафроди-тизм Овогенез Репродуктивный период Сперматогенез Гаплоидный набор хромосом Конъюгация Крос-синговер | Давать определение ключевым поня-тиям. Устанавливать связь между строе-нием и функцией половых клеток. Характеризовать этапы гаметогенеза. Сравнивать процессы овогенеза и сперматогенеза. | Письменная работа. | Пар23 | 10.12 | |||||||||||
28 | Зародышевое и постэмбриональное развитие. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Онтогенез. Эмбриогенез. Периоды онтогенеза: эмбриональный и пост-эмбриональный. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов. Эмбриогенез. Этапы и характеристики. | Давать определение ключевому поня-тию - онтогенез. Называть периоды онтогенеза, типы постэмбриональ-ного развития, причины нарушения развития организмов. Описывать процесс эмбриогенеза. | Устный опрос, письменная работа | Пар24 | 12.12 | |||||||||||
29 | Организм как единое целое. | 1 | Комбиниро- ванный урок | Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организма | . Объяснять отрицательное влияние алкоголя, наркотических средств, никотина на развитие заро-дыша человека. | Устный опрос, письменная работа | Пар25 | 17.12 | |||||||||||
30 | Основы генетики и селекции -27 часов Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа: составление простейших схем скрещивания. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Гибрид. Гибридизация. Доминиро-вание .Моногибридное скрещивание Чистые линии. Альтернативные признаки гороха. Гибридологический метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования. Закон и правила: Закон доминиро-вания (закон единообразия). Закон расщепления. Статистический характер законов. | Давать определение ключевым поня-тиям. Записывать обозначения доминант-ных и рецессивных генов, гомозигот и гетегозигот. Раскрывать сущность гибридологи-ческого метода. Характеризовать моногибридное скрещивание. Составлять схемы процесса образо-вания «чистых» гамет; единообразия гибридов первого поколения; закона расщепления; неполного домини-рования. | письменная работа Лабораторная работа | Пар26 | 19.12. | |||||||||||
31 | Генотип и фенотип. Аллельные гены | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | . Условия проявления полного доминирования. Закон и правила: Закон доминиро-вания (закон единообразия). | Составлять схемы процесса образо-вания «чистых» гамет; единообразия гибридов первого поколения; закона расщепления; неполного домини-рования. | Устный опрос, письменная работа | Пар27,изучить до конца | 24.12. | |||||||||||
32 | Дигибридное скрещивание Лабораторная работа: составление простейших схем скрещивания. | 1 | Комбини-рованный урок | Дигибридное скрещивание Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирова-ния): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутс-твие взаимодействия между генами. | Давать определение ключевому поня-тию - дигибридное скрещивание. Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Менделя (закона независимого комбинирования); | Устный опрос, письменная работа Лабораторная работа | Пар28 | 26.12. | |||||||||||
33 | Третий закон Менделя | 1 | Комбини-рованный урок | Дигибридное скрещивание Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирова-ния): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутс-твие взаимодействия между генами. | Дигибридное скрещивание Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирова-ния): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутс-твие взаимодействия между генами. | Устный опрос, письменная работа | Пар28 | 30.12. | |||||||||||
34 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование | 1 | Комбини-рованный урок | Группа сцепления. Генетические карты. Кроссинговер. Морганиды. Перекрест. Сцепленное наследование. Условия проявления закона сцеплен-ного наследования. Закон сцепленного наследования генов. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. | Давать определение ключевым поня-тиям. Объяснять механизм нарушения сцепления генов. Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленого наследования. Характеризовать положения хромо-сомной теории | Устный опрос, письменная работа | Пар29 | 14.01. | |||||||||||
35 36 | Решение генетических задач | 2 | Комбини-рованный урок | Особенности расщепления по геноти-пу и фенотипу. Закон независимого комбинирования. Универсальный характер. | Обосновывать основные положения третьего закона Менделя (закона не-зависимого наследования признаков). | Устный опрос, письменная работа | Решить задачи | 16.01 21.01 | |||||||||||
37 38 39 | Решение генетических задач | 3 | Комбини-рованный урок | Моногибридное скрещивание. Родительские формы. Гаметы. Поколенич | Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления. | Устный опрос, письменная работа | Решить задачу | 23.01 28.01 30.01 | |||||||||||
40 41 | Решение генетических задач | 2 | Комбини-рованный урок | Особенности расщепления по геноти-пу и фенотипу. Закон независимого комбинирования. Универсальный характер. | Обосновывать основные положения третьего закона Менделя (закона не-зависимого наследования признаков). | Устный опрос, письменная работа | Решить задачи | 4.02 6.02 | |||||||||||
42 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | Комбини-рованный урок | Геном. Геномика. Взаимодействие генов. Современные представления о гене и геноме. Генотип. Взаимодейс-твие генов и их множественное дейс-твие. | Давать определение ключевым поня-тиям. Описывать строение гена эука-риот. Приводить примеры взаимо-действия генов. | Устный опрос, письменная работа | Пар31 | 11.02 | |||||||||||
43 | Генетика пола. | 1 | Комбини-рованный урок | Аутосомы .Гетерохромосомы. Гете-рогаметный пол. Гомогаметный пол. Особенности наследования призна-ков, сцепленных с полом. Практ. значение знании о сцеплен-ном с полом наследовании для чел. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола. | Приводить примеры гомогаметного и гетерогаметного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять осо-бенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосом-ного определения пола и объяснять механизм. | Устный опрос, письменная работа | Пар30 | 13.02 | |||||||||||
44 45 | Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. | 2 | Комбини-рованный урок | Современные представления о гене и геноме. Генотип. Взаимодейс-твие генов и их множественное дейс-твие. | Выделять осо-бенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосом-ного определения пола и объяснять механизм. | Устный опрос, письменная работа | Пар31 | 18.02 20.02 | |||||||||||
46 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | 1 | Комбини-рованный урок | Изменчивость. Норма ремкции. Наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная) изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость | Давать определение ключевым поня-тиям. Называть различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций. | Устный опрос, письменная работа | Пар33 | 25.02 | |||||||||||
47 | Мутационная изменчивость | 1 | Комбини-рованный урок | Мутации Классификация мутаций : по характе-ру проявления: доминантные и реце-ссивные; по месту возникновения: генеративные и соматические | Приводить примеры разных типов классифика-ций мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. | Устный опрос, письменная работа | Пар34 | 27.02 | |||||||||||
48 | Наследственная изменчивость человека | 1 | Комбини-рованный урок | Мутации по уровню возникновения: генные, хромосомные, геномные. Генеративные мутации | Давать определение ключевому поня-тию - наследственные заболевания | Устный опрос, письменная работа | Пар35 | 3.03. | |||||||||||
49 | Генетика и здоровье человека. Лабораторная работа: выявление источников мутаге-нов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | 1 | Комбини-рованный урок | . Наследствен-ные заболевания. Хромосомные болезни. Генные болезни. Меры про-филактики наследственных заболева-ний человека. Диагностика и лечение наследственных аномалий обмена веществ. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование. Значение генетики для медицины. | . Объяснять причины наследственных заболеваний человека. Обосновывать целесообразность запрещения в неко-торых странах близкородственных браков. Выявлять источников мутаге-нов в окружающей среде (косвенно) | Устный опрос, письменная работа Лабораторная работа | Пар36 |
5.03. | |||||||||||
50 51 | Одомашнивание как начальный этап селекции | 2 | Комбинированный урок | Одомашнивание. Селекция. Сорт. | Давать определение ключевым поня- тиям. | Устный опрос, письменная работа | Пар37 | 10.03 12.03 | |||||||||||
52 | Селекция: основные методы и достижения. | 1 | Комбинированный урок | Порода. Штамм. Цели и задачи селек-ции. Основные методы: | Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растений. | Устный опрос, письменная работа | Пар38 | 17.03. | |||||||||||
53 54 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация,искусственный мутагенез и их значение в селекции | 2 | Комбинированный урок | Достижения и направления современной селекции. Гетерозис. Учение Н.И.Вавилова о | Называть и характеризовать основные методы селекции растений и животных. | Устный опрос, письменная работа | Пар39 | 19.03 31.03. | |||||||||||
55 | Биотехнология: достижения и перспективы развития Лабораторная работа: анализ и оценка этических ас-пектов развития не-которых исследова-ний в биотехнологии. | 1 | Комбинированный урок | Биотехнология. Биоэтика. Генная инженерия. Клонирование. Трансген-ные организмы (ГМО). | Давать определение ключевым поня-тиям. Приводить примеры промыш-ленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микро-организмов. Выделять проблемы и трудности генной инженерии. Выявлять преимущество клонирова-ния по сравнению с традиционными методами селекции. Анализировать и оценивать успехи биотехнологии. Характеризовать успехи генной инже-нерии. | Устный опрос, письменная работа | Подготовить сообщение Пар40 | 2.04 | |||||||||||
56 | Зачет № 3 по теме «Организм» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестирование по курсу 10 класса (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки): - задания с выбором ответов; - задания со свободными краткими и развернутыми ответами;- задания на соответствие; - задания на установление взаимосвязей; - заполнение сравнительных таблиц;- задания на нахождение ошибок в приведенном тексте; - задания с использованием рисунков и схем; Простейшие генетические задачи. | Устный опрос, письменная работа | 7.04 | |||||||||||||
57 | Повторение темы: «Химический состав клетки» | 1 | 9.04 | ||||||||||||||||
58 | Повторение темы «Структура и функции клетки» | 1 | 14.04 | ||||||||||||||||
59 | Повторение «Цитология». | 1 | 16.04 | ||||||||||||||||
60 | Повторение «Цитология» | 1 | 21.04 | ||||||||||||||||
61 | Повторение «Генетика». | 1 | 23.04 | ||||||||||||||||
62 | Повторение «Генетика». | 1 | 5.05. | ||||||||||||||||
63 | Повторение «Клетка». | 1 | 12.05 | ||||||||||||||||
64 | Повторение «Митоз. Мейоз ». | 1 | 14.0 | ||||||||||||||||
65 | Повторение «Оплодотворение». | 1 | 19.05 | ||||||||||||||||
66 | Повторение «Решение задач» | 1 | 22.05 | ||||||||||||||||
67- | Итоговый зачет.. | 1 | 26.05 | ||||||||||||||||
68-70 | Итоговое повторение. Работа над ошибками. | 2 | 29.05 30.05 |
Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).
11 класс | ||
1 | Основы учения об эволюции | 15 |
2 | Антропогенез | 4 |
3 | Основы экологии | 10 |
4 | Эволюция биосферы и человек | 5 |
Итого: | 35 | |
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
понимать:
∙ основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
∙ строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
∙ сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
∙ вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Содержание.
Раздел IV
ЭВОЛЮЦИЯ
(20 ч)
Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Тема 14. Происхождение человека (5 ч)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Раздел V
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
(11 ч)
Тема 15. Экосистемы (7 ч)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
5. Решение экологических задач.
6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Примерные темы экскурсий
- Способы размножения растений в природе (окрестности школы).
- Изменчивость организмов (окрестности школы).
- Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
- Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
- Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея
Учебно-методический комплект:
Учебник: Общая биология : Учебн. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев , П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева , Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература: 1. Грин Н. « Биология » в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология : 10 - 11 классы / А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература для учеников:
- Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
- Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
- Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ БИОЛОГИИ в 11 классе
Количество часов: Всего: 35 часов; в неделю: 1 час;:
Учебник: Общая биология : Учебн. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев , П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева , Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература: 1. Грин Н. « Биология » в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология : 10 - 11 классы / А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 11 классе(35ч ).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля | Дом.задание | Дата | |
По плану | факт | ||||||||
1 | Раздел IV Возникновение и развитие эволюционных представлений | 1ч. | Комбинированный | Доказательства эволюции. Общая характеристика додарвиновского периода, | Знать предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | Устный опрос | Параграф 41 учебника, изучить. | 3.09. | |
2 | Работы К.Линнея по систематике растений. Эволюционное учение | 1ч | Комбинированный | Учение о естественном и искусственном отборах, формы отбора, примеры приспособленности организмов к среде | Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости; | Отработка понятий, тест | Изучить текст учебника | 10.09 | |
3 | Предпосылки возникновения учения Дарвина. | 1 | Комбинированный | Вид. Критерии вида. Популяция. . ЛР №1 « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах». | Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости; | С/р с текстом, вопросы | Параграф 41 учебника, изучить. | 17.09 | |
4 | Учение Ч.Дарвинв о происхождении видов | 1 | Изучение нового материала | Роль изменчивости в эвол. процессе. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Знать возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. | Сам. работа, вопросы к параграфу. | Параграф 42 учебника, изучить. | 24.09 | |
5 | Доказательство эволюции | 1 | Практикум | ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Знать доказательства эволюции. | Отчёт | Параграф 43 учебника, изучить. | 1.10. | |
6 | Вид. Критерии вида. Популяция | 1 | Изучение нового материала | Естественный отбор и его формы Чистые линии. Стабилизирующий отбор. Движущий отбор. | Уметь объяснять вид, Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции. | Работа с текстом. | Параграф 44 учебника, изучить. | 8.10 | |
7 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. | 1 | Комбинированный | Дрейф генов. Изоляция. Популяционные волны. Изоляция. | Понимать роль изменчивости в эволюционном процессе. | Фронтальн. беседа | Параграф 45 учебника, изучить. | 15.10 | |
8 | Естественный отбор-фактор эволюции. | 1 | Изучение нового материала | Приспособленность- результат действия факторов эволюции. | Знать понятия маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция. | Отработка понятий | Параграф 46 учебника, изучить. | 22.10 | |
9 | Формы естественного отбора в популяции | 1 | Практикум | ЛР №3«Приспособленность организмов к среде обитания» | Знать Формы естественного отбора в популяции | Отчёт | Параграф 47 учебника, изучить. | 29.10. | |
10 | Дрейф генов-фактор эволюции | 1 | Изучение нового материала | Видообразование | Знать генофонд. Видообразование | Фронтальн. беседа | Параграф 48 учебника, изучить. | 12.11 | |
11 | Изоляция - эволюционный фактор | 1 | Комбинированный | Основные направления эволюционного процесса. | Знать понятия Ароморфоз. Идиоадаптация. дегенерация | Отработка понятий. Тест. | Параграф 49 учебника, изучить. | 19.11 | |
12 | Приспособленность-результат действия факторов эволюции | 1 | Изучение нового материала | Приспособленность-результат действия факторов эволюци | Уметь объяснять приспособленность-результат действия факторов эволюции | Пар50,изучить | Параграф 50 учебника, изучить. | 26.11 | |
13 | Видообразование | 1 | Изучение нового материала | Развитие жизни в Криптозое. | Уметь объяснять видообразование | Фронт. беседа | Параграф 51 учебника, изучить. | 3.12 | |
14 | Основные направления эволюционного процесса | 1 | Изучение нового материала | Развитие жизни в Палеозое. | Уметь объяснять основные направления эволюционного процесса | Тест. | Параграф 52 учебника, изучить. | 10.12. | . |
15 | Обобщенное повторение главы | 1 | Изучение нового материала | Развитие жизни в Мезозое, Кайнозое. | Конспект. | Ответить на вопросы | 17.12 | ||
16 | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле . | 1 | Комбинированный | Развитие представлений о возникновении жизни. Первые следы жизни на Земле, развитие организмов в различные эры и периоды, эволюция растений, животных. Принципы систематики и классификации живых организмов. | Биогенез. Абиогенез. Коацерваты. Биохимия. | Сам/ работа с текстом | Параграф 53 учебника, изучить. | 24.12 | |
17 | Развитие жизни на Земле. Происхожде-ние человека | 1 | Изучение нового материала | Доказательства происхождения человека от животных. История изучения проблемы происхождения человека, ведущая роль учения Дарвина и Энгельса в её решении; умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Формирование знаний об этапах эволюции человека; биологические особенности человеческих рас. | Знать понятия рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез. | Работа с конспектом, отработка понятий | Параграф 62-66. учебника, изучить. | 14.01 | |
18 | Развитие жизни в раннем палеозое | 1 | Комбинированный | Первые люди. | Уметь объяснять питекантропа, синантропа, неандертальца | Таблица. | Параграф 56 учебника, изучить. | 21.01 | |
19 | Развитие жизни в позднем палеозое | 1 | Изучение нового материала | Современные люди. | Знать строение тела и жизнедеятельность кроманьонца | Таблица. | Параграф 57 учебника, изучить. | 28.01 | |
20 | Развитие жизни в мезозое | 1 | Изучение нового материала | Человеческие расы. | Расы. Расоведение. | Работа с конспектом | Параграф 58 учебника, изучить. | 4.02 | |
21 | Развитие жизни в кайнозое | 1 | Изучение нового материала | развитие жизни в кайнозое | Уметь объяснять развитие жизни в кайнозое | устный опрос | Параграф 59 учебника, изучить. | 11.02 | |
22 | Многообразие органического мира Принципы систематики | 1 | Изучение нового материала | многообразие органического мира Принципы систематики | Уметь объяснять многообразие органического мира Принципы систематики | устный опрос | Параграф 60 учебника, изучить. | 18.02 | |
23 | Классификация организмов | 1 | Изучение нового материала | Таксономические единицы. | Уметь объяснять классификацию организмов | устный опрос | Параграф 61 учебника, изучить. | 25.02 | |
25 | Раздел v. Основы экологии Взаимодействие популяций разных видов | 1 | Комбинированный | Взаимодействие популяций разных видов. эковзаимодействий м/у популяциями одного или разных биологических видов. | Паразитизм. Симбиоз. | Схема, фронтальная беседа | Параграф 67,68 учебника, изучить. | 3.03 | |
26 | Сообщества. Экосистемы | 1 | Комбинированный | Сообщества. Экосистемы | Уметь объяснять Биоценоз. Сообщество. Продуценты. Редуценты. Консументы. | Отработка понятий, фронтальный опрос | Параграф 69 учебника, изучить. | 10.03 | |
27 | Поток энергии и цепи питания | 1 | Комбинированный | Поток энергии и цепи питания. ПР №1 «Составление цепей питания» | Биомасса. Детрит. Цепь питания | Сам./работа по вариантам. | Параграф 70 учебника, изучить | 17.03 | |
28 | Свойства экосистем. Смена экосистем | 1 | Комбинированный | Свойства экосистем Смена экосистем ПР №2 «Решение экологических задач». | Уметь объяснять Свойства экосистем. Смена экосистем | Фронтальная беседа | Параграф 71-72 учебника, изучить | 31.03. | |
29 | Агроценозы | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Агроценозы | Знать биологию агроценозов | Работа с текстом методом инсерта. | Параграф 73 учебника, изучить | 7.04 | |
30 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | 1 | Изучение нового материала | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | Уметь применять экологические знания в практической жизни человека. | Индивидуаль-ный опрос | Параграф 74 учебника, изучить | 14.04 | |
31 | Биосфера. Охрана. Состав и функции биосферы. | 1 | Повторение и закрепление знаний | Состав и функции биосферы. Функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, знакомство с б/массой поверхности суши; круговороты углерода, азота, влияние деятельности человека на б /сферу. | Знать функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, знакомство с б/массой поверхности суши; круговороты углерода, азота, влияние деятельности человека на б /сферу. | Работа за круглым столом. | Параграф 75 учебника, изучить | 21.04. | |
32 | Круговорот химических элементов. | 1 | Изучение нового материала | Уметь объяснять круговорот химических элементов. | Уметь объяснять круговорот химических элементов. | Сам/работа | Параграф 76 учебника, изучить | 5.05 | |
33 | Биогеохимические процессы в биосфере | 1 | Комбинированный | Круговорот химических элементов. | Биосфера. Живое вещество.. | Работа над записями урока | Параграф 77 учебника, изучить | 12.05 | |
34 | Влияние деятельности человека на б/сферу. Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. | 1 | Изучение нового материала. Обобще-ние и систематизация знаний | Общество и окружающая среда. ПР№3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» Воздействие человека на б/сферу. ПР №4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Уметь объяснять роль человека в сохранении биоравновесия как необходимого условия дальнейшего существования б/сферы, будущее человечества с учётом современного состояния экоситуации.. Озоновый слой. Концепция устойчивого развития | Работа с лекционным материалом | Параграф 78-79 учебника, изучить | 19.05 |
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Примерные критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Рабочая программа по общей биологии разработана к УМК:
Программа:
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы / [авт.-сост. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой]. – М. : Мнемозина, 2008. – 128 с.
Базовый учебник
Биология. Общая биология : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 304 с. : ил. – (Академический школьный учебник).
Методическое пособие для ученика
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общая биология» под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии : 10-11 кл. : Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.С. Красновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов. – М. : Просвещение, 2000. – 159 с. : ил.
Инструмент по отслеживанию результатов работы
Калинова Г.С. Биология : тематические и итоговые контрольные работы : 10 – 11 классы. Дидактические материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 256 с. : ил. – (Аттестация: школа, учитель, ученик).
Учебно-методические пособия для учителя
Суматохин С.В. Биология. Поурочные разработки. 10 – 11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений : базовый уровень (С.В. Суматохин, А.С. Ермакова. – М. : Просвещение, 2010. – 170 с. : ил.
С.В. Багоцкий. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. – М. : МИОО, 2005. – 128 с.
Дополнительная литература:
Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск : Современная школа : Кузьма, 2011. – 4-е изд. – 416 с.
Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2011. – 128 стр.
Биология. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. А.Ю. Кремень. – Волгоград : Учитель, 2007. – 82 с.
Рекомендуемые электронные издания:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс
рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...