рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_suhorukova.docx | 67.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Центр образования № 1602»
СОГЛАСОВАНО с МО ______________________ протокол №___ от ___________г. Председатель МО _________ /_________________/ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол № __ от _________г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ЦО № 1602 _____________А.В. Филатов ________________________г. |
Рабочая программа
по биологии класса « 6 Б»
2017/2018 учебный год
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 34 часа
учитель: Иванова Ольга Ильинична учебник: Сухорукова Л. Н. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы, Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова; изд-во « Просвещение».-М.: Просвещение,2013.-143с. |
Москва
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и Федеральным базисным учебным планом, с учётом федерального и регионального компонентов общеобразовательных школ базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в 5 классе, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
Основная задача курса – формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира, Вселенной, до микромира, молекул и атомов). Поэтому, внимание курса сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе.
Особое внимание уделено понятию « уникальности жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Биология как общеобразовательная дисциплина испытывает влияние культурных ценностей и норм, так как рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных задатков, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы может внести существенный вклад в повышение уровня культуры выпускников основной школы и их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья, что соответствует требованиям современной педагогической модели и Федерального государственного образовательного стандарта.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание курса ставит целью
обеспечить ученикам эмоционально-ценностное понимание высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий, грибов и животных в системе биологических наук; формирование научной картины мира и способности использовать приобретённые знания в плодотворной практической деятельности;
сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 29.12.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 17 июля 2015 года);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2010 г. № 1897; в ред. приказа от 29 декабря 2014 № 1644);
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Локальными нормативными актами образовательного учреждения.
Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения метапредметного анализа учебных задач.
В процессе изучения данного курса биологии продолжается формирование базовых знаний и умений, необходимых учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.
Предлагаемая система взаимосвязанных биологических курсов направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, формирования общей и экологической культуры школьника.
Курс организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа « от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно – образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно ему, курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой) 35 часов, из них 2 часа – резервное время.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Резервное время может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, проектная деятельность, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- лабораторные и практические работы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Результаты освоения курса биологии в 6 классе
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих Личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием растительного организма.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
- знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
- овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
- определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
- проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
- владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:
- устный опрос,
- взаимопроверка,
- самостоятельная работа,
- биологический диктант,
- тест,
- работа по карточкам,
- проведение и оформление лабораторной работы,
- отчёт об экскурсии и т.д.
Оценка предметных результатов:
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
- низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка устных ответов:
Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценка | минимум | максимум |
5 | 90 % | 100 % |
4 | 71 % | 89 % |
3 | 51 % | 70 % |
2 | 0 % | 50% |
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Органы и системы органов живых организмов Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. | 12 |
2 | Строение и жизнедеятельность организмов Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах. | 23 |
Лабораторные работы: ( раздел 1)
1. Строение вегетативной и генеративной почек.
2. Строение стебля.
3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
4. Строение корневого волоска. Корневые системы.
5. Видоизменения подземных побегов.
Лабораторные работы:( раздел 2)
6. Строение цветка.
7. Строение яйца птицы.
8. Определение плодов
Тематическое планирование курса
Модуль | Раздел (количество часов) | № урока | Название урока | КЭС |
Органы и системы органов живых организмов | Органы цветковых растений ( 12 часов) | 1 | Организм – единое целое | 2.6.2 |
2 | Органы и системы органов растений. Побег. | 2.6.2., 2.6.2.4.1 ,2.6.2.4,2 2.6.2.4 | ||
3 | Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек | 2.6.2.5.2 ,2.6.2.5 2.6.2.5.1 | ||
4 | Строение и функции стебля | 2.6.2.7 ,2.6.2.7.1 | ||
5 | Внешнее строение листа | 2.6.2.6.2 , 2.6.2.6 2.6.2.6.1 | ||
6 | Клеточное строение листа | 2.3.5, 2.6.2.6.4 | ||
7 | Внешнее строение корня. Корневые системы. | 2.6.2.3.1 ,2.6.2.3 | ||
8 | Внутреннее строение корня. Корневой волосок. | 2.3.5, 2.6.2.1 2.6.2.3 | ||
9 | Видоизменения надземных побегов | 2.6.2.4.3 | ||
10 | Видоизменения подземных побегов и корней. | 2.6.2.3.2 ,2.6.2.4.3 | ||
11 | Органы и системы органов животных | 2.9 , 3.4.2 | ||
12 | Обобщение « Органы и системы органов живых организмов» | 2.6.2, 2.6.2.5, 2.6.2.3 ,2.6.2.7 2.6.2.4 ,2.6.2.6 | ||
Строение и жизнедеятельность организмов | Процессы жизнедеятельности растений и животных ( 22 часа) | 1 | Движение живых организмов | 2.9.1.1 2.9.6.3.,2.9.5.1 2.9.6.4.2,2.9.6.6.2 2.9.6.7.2 |
2 | Почвенное питание растений. | 2.6.2.3 2.6.3.1 | ||
3 | Воздушное питание растений (фотосинтез). | 2.6.3.1 2.6.2.6 2.4.1.1 | ||
4 | Испарение воды растениями. Листопад | 2.6.2.6 , 2.6.2.6.4, 2.6.3.2 | ||
5 | Питание животных | 2.4.1 | ||
6 | Питание бактерий и грибов | 2.7.1 ,2.8.1 | ||
7 | Дыхание растений, бактерий и грибов | 2.6.3.2 | ||
8 | Дыхание и кровообращение животных | 2.9.1.1 2.9.6.3.,2.9.5.1, 2.9.6.4.2,2.9.6.6.2 2.9.6.7.2 | ||
9 | Транспорт веществ. | 2.6.3.3 | ||
10 | Выделение. Обмен веществ | 2.6.3.3 | ||
11 | Размножение организмов. Бесполое размножение | 2.6.3.6 | ||
12 | Вегетативное размножение растений | 2.6.3.6 ,2.6.3.6.2 | ||
13 | Строение и значение цветка. Соцветия. | 2.6.2.8.2 2.6.2.8.1 ,2.6.2.8 2.6.2.9 | ||
14 | Опыление. Виды опыления | 2.6.3.6.1.1 | ||
15 | Оплодотворение у растений | 2.6.3.6.1.2 | ||
16 | Семя. Строение семени. | 2.6.2.2.1, 2.6.2.2 2.6.2.2.2 | ||
17 | Строение и значение плода. | 2.6.2.10.1 2.6.2.10 2.6.2.10.2 | ||
18 | Индивидуальное развитие растений | 2.6.3.6 ,2.6.3.5 2.6.3.6.1 | ||
19 | Размножение многоклеточных животных | 2.9.6.4.2, 2.9.6.7.4, 2.9.6.6.3 2.9.6.3.3 | ||
20 | Индивидуальное развитие животных | 2.9.6.4.2, 2.9.6.7.4, 2.9.6.6.3 2.9.6.3.3 | ||
21 | Обобщение « Строение и жизнедеятельность организмов» | 2.6.3 |
Требования к уровню подготовленности обучающихся
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- О многообразии живой природы
- Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
- Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
- Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
- Экологические факторы
- Правила работы с микроскопом
- Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
- Основные процессы жизнедеятельности клетки
- Характерные признаки различных растительных тканей
- Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
- Основные методы изучения растений
Учащиеся должны уметь:
- Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
- Отличать живые организмы от неживых
- Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
- Проводить фенологические наблюдения
- Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
- Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- Распознавать различные виды тканей
- Давать общую характеристику растений, их основных групп
- Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- Составлять план текста
- Владеть таким видом изложения текста, как повествование
- Проводить наблюдения под руководством учителя
- Оформлять отчет под руководством учителя
- Получать биологическую информацию из различных источников
- Определять отношения объекта с другими объектами
- Определять существенные признаки объекта
- Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
- Работать с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Личностные результаты обучения:
- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
- Знание правил поведения в природе
- Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
- Умение реализовывать теоретические познания на практике
- Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
- Воспитание в учащихся любви к природе
- Признание права каждого на собственное мнение
- Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 класса:
- Учебник: «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2013 г. (УМК «Сферы»)
- Тетрадь-практикум «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2012 г. . (УМК «Сферы»)
- Тетрадь-экзаменатор «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2012 г. (УМК «Сферы»)
- Электронное приложение к учебнику: СD «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы»
Интернет-ресурсы:
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии 7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования 8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
15.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ 16.www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/ 17.school-collection.edu.ru/. 18.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz. 19. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm |
Дополнительная литература для учителя:
1) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.
2) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 6 класс М. «Дрофа,» 2007г.
3) Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.
4) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
5) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...