рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Иванова Ольга Ильинична

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_suhorukova.docx67.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Центр образования № 1602»

СОГЛАСОВАНО

с МО ______________________

протокол №___ от ___________г.

Председатель МО

_________ /_________________/

РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета

протокол № __ от _________г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЦО № 1602

_____________А.В. Филатов

________________________г.

Рабочая программа

по биологии класса « 6 Б»

2017/2018 учебный год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год: 34 часа

учитель:  Иванова Ольга Ильинична

учебник:  Сухорукова Л. Н.

 Биология. Живой организм.

5 – 6 классы, Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова;

изд-во « Просвещение».-М.: Просвещение,2013.-143с.

Москва      

                                                          1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой,    В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой,  которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и Федеральным базисным учебным  планом, с учётом федерального и регионального компонентов общеобразовательных школ базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в 5 классе, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

Основная задача курса – формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира, Вселенной, до микромира, молекул и атомов). Поэтому, внимание курса сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе.

Особое внимание уделено понятию « уникальности жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

       Биология как общеобразовательная дисциплина испытывает влияние культурных ценностей и норм, так как рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных задатков, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы может внести существенный вклад  в повышение уровня культуры выпускников основной школы и их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья, что соответствует требованиям современной педагогической модели и Федерального государственного образовательного стандарта.

В  программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  метапредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся.

Содержание курса ставит целью

 обеспечить ученикам эмоционально-ценностное понимание высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств  растений, бактерий, грибов  и животных в системе биологических наук; формирование научной картины мира и способности использовать приобретённые знания в плодотворной практической деятельности;

 сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 17 июля 2015 года);
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2010 г. № 1897; в ред. приказа от 29 декабря 2014 № 1644);
  4.  Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Локальными нормативными актами образовательного учреждения.

             Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.

                   

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

                                        Общая характеристика курса биологии

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения метапредметного анализа учебных задач.

         В процессе изучения данного курса биологии продолжается формирование базовых знаний и умений, необходимых учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

        Предлагаемая система взаимосвязанных биологических курсов направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия нравственного аспекта взаимодействия человека и природы, формирования общей и экологической культуры школьника.  

        Курс организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

        Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа « от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно – образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.

                                     Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно ему, курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (Л.Н. Сухоруковой,   В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой) 35 часов, из них 2 часа – резервное время.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Резервное время может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).

     Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

 В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, проектная деятельность, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:

  • уроки усвоения новой учебной информации;
  • уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
  • уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
  • лабораторные и практические работы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.      

                              Результаты освоения курса биологии в 6 классе

        

         Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих Личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и  животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием растительного организма.

                     Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:

  • устный опрос,
  • взаимопроверка,
  • самостоятельная работа,
  • биологический диктант,
  • тест,
  • работа по карточкам,
  • проведение и оформление лабораторной работы,
  • отчёт об экскурсии и т.д.

        Оценка предметных результатов:

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

        Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

                 Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

 Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

             Оценка устных ответов:

 Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

 Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

 Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

 Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

                       Оценка выполнения тестовых  работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

                   Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

 Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                             Содержание учебного предмета (курса)

№ п\п

                                             Раздел

Количество часов

1

Органы и системы органов живых организмов

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.
Побег — система органов: почка, стебель, лист. Почка — зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

12

      2

Строение и жизнедеятельность организмов 

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Питание живых организмов. Питание производителей — зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К. А. Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание потребителей — животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Питание разрушителей — бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения — бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.
Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие

23

Лабораторные работы: ( раздел 1)
1.  Строение вегетативной и генеративной почек.
2. Строение стебля.
3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
4. Строение корневого волоска. Корневые системы.
5. Видоизменения подземных побегов.

Лабораторные работы:( раздел 2)
6. Строение цветка.
7. Строение яйца птицы.
8. Определение плодов

                                     Тематическое          планирование        курса

Модуль

Раздел (количество часов)

№ урока

Название урока  

КЭС

Органы и системы органов живых организмов

Органы цветковых растений

( 12 часов)

1

Организм – единое целое

2.6.2

2

Органы и системы органов растений. Побег.

2.6.2., 2.6.2.4.1 ,2.6.2.4,2 2.6.2.4

3

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

2.6.2.5.2 ,2.6.2.5 2.6.2.5.1

4

Строение и функции стебля

2.6.2.7 ,2.6.2.7.1

5

Внешнее  строение листа

2.6.2.6.2 , 2.6.2.6 2.6.2.6.1

6

Клеточное строение листа

2.3.5, 2.6.2.6.4

7

Внешнее строение корня. Корневые системы.

2.6.2.3.1 ,2.6.2.3

8

Внутреннее строение корня. Корневой волосок.

2.3.5, 2.6.2.1  2.6.2.3

9

Видоизменения надземных побегов

2.6.2.4.3

10

Видоизменения подземных побегов и корней.

2.6.2.3.2 ,2.6.2.4.3

11

Органы и системы органов животных

2.9 , 3.4.2

12

Обобщение « Органы и системы органов живых организмов»

2.6.2, 2.6.2.5, 2.6.2.3 ,2.6.2.7 2.6.2.4 ,2.6.2.6

Строение и жизнедеятельность организмов

Процессы жизнедеятельности растений и животных

( 22 часа)

1

Движение живых организмов

2.9.1.1 2.9.6.3.,2.9.5.1

2.9.6.4.2,2.9.6.6.2

2.9.6.7.2

2

Почвенное питание растений.

2.6.2.3 2.6.3.1

3

Воздушное питание растений (фотосинтез).

2.6.3.1 2.6.2.6 2.4.1.1

4

Испарение воды растениями. Листопад

2.6.2.6 , 2.6.2.6.4, 2.6.3.2

5

Питание животных

2.4.1

6

Питание бактерий и грибов

2.7.1 ,2.8.1

7

Дыхание растений, бактерий и грибов

2.6.3.2

8

Дыхание и кровообращение животных

2.9.1.1 2.9.6.3.,2.9.5.1,

2.9.6.4.2,2.9.6.6.2

2.9.6.7.2

9

Транспорт веществ.

2.6.3.3

10

Выделение. Обмен веществ

2.6.3.3

11

Размножение организмов. Бесполое размножение

2.6.3.6

12

Вегетативное размножение растений

2.6.3.6 ,2.6.3.6.2

13

Строение и значение цветка. Соцветия.

2.6.2.8.2 2.6.2.8.1 ,2.6.2.8 2.6.2.9

14

Опыление. Виды опыления

2.6.3.6.1.1

15

Оплодотворение у растений

2.6.3.6.1.2

16

Семя. Строение семени.

2.6.2.2.1, 2.6.2.2 2.6.2.2.2

17

Строение и значение плода.

2.6.2.10.1 2.6.2.10 2.6.2.10.2

18

Индивидуальное развитие растений

2.6.3.6 ,2.6.3.5 2.6.3.6.1

19

Размножение многоклеточных животных

2.9.6.4.2,

2.9.6.7.4, 2.9.6.6.3

2.9.6.3.3

20

Индивидуальное развитие животных

2.9.6.4.2,

2.9.6.7.4, 2.9.6.6.3

2.9.6.3.3

21

Обобщение « Строение и жизнедеятельность организмов»

2.6.3

                      Требования к уровню подготовленности обучающихся

        Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • О многообразии живой природы
  • Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
  • Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
  • Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
  • Экологические факторы
  •  Правила работы с микроскопом
  • Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
  • Основные процессы жизнедеятельности клетки
  • Характерные признаки различных растительных тканей
  • Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
  • Основные методы изучения растений

Учащиеся должны уметь:

  • Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
  • Отличать живые организмы от неживых
  • Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
  • Проводить фенологические наблюдения
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
  • Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
  • Распознавать различные виды тканей
  • Давать общую характеристику растений, их основных групп
  • Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития

            Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять план текста
  • Владеть таким видом изложения текста, как повествование
  • Проводить наблюдения под руководством учителя
  • Оформлять отчет под руководством учителя
  • Получать биологическую информацию из различных источников
  • Определять отношения объекта с другими объектами
  • Определять существенные признаки объекта
  • Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
  • Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
  • Работать  с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
  • Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
  • Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

                  Личностные результаты обучения:

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
  • Знание правил поведения в природе
  • Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  • Умение реализовывать теоретические познания на практике
  • Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
  • Воспитание в учащихся любви к природе
  • Признание права каждого на собственное мнение
  • Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков

                           Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

      Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 класса:

  1. Учебник: «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2013 г. (УМК «Сферы»)
  1. Тетрадь-практикум «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2012 г. . (УМК «Сферы»)
  2. Тетрадь-экзаменатор «Биология. Живой организм» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2012 г. (УМК «Сферы»)
  3. Электронное приложение к учебнику: СD «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы»

                                          Интернет-ресурсы:

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  3. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
  3. http://plant.geoman.ru/ - Растения
  4. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
  5.  www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
  6. www.college.ru - Учебник по биологии онлайн, иллюстрированный

      15.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

      16.www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

      17.school-collection.edu.ru/.

      18.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

      19. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

                           Дополнительная литература для учителя:

1) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.

2) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 6  класс М. «Дрофа,» 2007г.

3) Резанов А.Г. Зоология  в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.

4) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

5) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...