Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе.
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему
Данна программа может быть использована при организации внеурочной деятельности по курсу ботаники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_biologii_drozdova.docx | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская педагогическая разработка внеурочного курса по биологии
”Растительный мир Подмосковья” для учащихся 5 класса
1.Пояснительная записка
Нормативное обеспечение:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Письмо Минобразования и науки России от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
- письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
- Устав общеобразовательного учреждения.
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:
- Направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;
- Создание образовательной среды, стимулирующей творчество, исследовательскую активность, инициативность обучающихся;
- Предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям направлений и курсов для осуществления внеурочной деятельности;
- Интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.
Принципы построения курса, его цели и задачи и концептуальная основа.
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и биосферы.
Занятия на уроках не полностью обеспечивают функциональную грамотность учащихся, изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой.
Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В основу данной программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Цель курса: формирование ключевых компетенций учащихся через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- изучение влияния растений на все живые организмы, единства живой и неживой природы, роли зеленых растений для развития жизни на Земле, значение биологических знаний в жизни человека и общества;
- ознакомление учащихся с элементарными биологическими основами медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии;
- формирование о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- изучение дикорастущих и с культивируемых в Московской области растениями;
- ознакомление школьников с культурой растениеводства и садового и комнатного цветоводства;
- осуществление исследовательской и общественно-полезной деятельности учащихся в кабинете биологии и на пришкольном участке;
- формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;
- формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий.
- создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Концептуальной основой данного внеурочного курса являются идеи:
- преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, краеведение и др.);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности (универсальные учебные действия) в реальной жизни для решения практических задач в общении, познавательной деятельности.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного внеурочного курса.
2.Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Данная программа разработана с учётом требований программы основного общего образования по биологии для 5 класса. Авторы: В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, В.М.Пакулова и адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю для учащихся 5 класса. Эта педагогическая разработка направлена на изучение растительного мира родного края, его разнообразия и уникальности. Учащиеся познакомятся с дикорастущими и культурными растениями Московской области, выращиваемыми в регионе овощными, зерновыми, садовыми и лекарственными растениями Подмосковья. Изучат их распространение, способы и время сбора, об обработке и хранение, об применение в народной медицине и научатся культуре чаепития. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность учащихся.
Внеурочный курс по биологии способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.
Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному поведению в природе, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране природы.
Актуальность программы - формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
3.Место данного курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения предмета «Растительный мир Подмосковья» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «Растительный мир Подмосковья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.
5.Содержание курса
Тема 1. Общие сведения о растениях и их значении. З часа
- Физико-географическое положение и климатические условия Московской области.
- История изучения растительного мира.
- Жизненные формы растений пришкольной территории МБОУ Большевязёмская гимназия. (экскурсия)
Тема 2. Уникальность флоры Подмосковья. 5 часов
- Растительные сообщества Московской области.
- Растительные сообщества Больших Вязём. (экскурсия)
- Редкие и исчезающие растения Одинцовского района.
- Особо охраняемые территории Подмосковья.
- Растения памятники природы музея - заповедника имени А.С.Пушкина (экскурсия)
Тема 3 .Природное и историко- культурное наследие окрестностей Больших Вязём 5 часов
- Геологическое строение, климат, рельеф.
- Описание парка музея - заповедника имени А.С.Пушкина (экскурсия).
- Описание водоёмов (экскурсия).
- Историческое наследие Больших Вязём.
- Изучение видового состава растений Больших Вязём (экскурсия).
Тема 4. Полезные дикорастущие растения Подмосковья. 11 часов
- Роль древесных и травянистых растений в жизни человека.
- Растения в русском фольклоре.
- Кустарники региона.
- Травянистые растения региона.
- Лиственные деревья региона.
- Хвойные деревья региона.
- Лекарственные растения Подмосковья.
- Правила сбора лекарственных растений.
- Культивируемые пищевые растения
- Декоративные растения пришкольной территории Большевязёмской гимназии
(экскурсия).
11. Дикорастущие растения региона (обобщение).
Тема5. Ядовитые растения Подмосковья. 1 час
Тема 6. Декоративные растения сада и дома. 4 часа
- Декоративные растения: садовые деревья региона.
- Декоративные кустарники региона.
- Травянистые Декоративные растения региона.
- Садовые цветы.
Тема 7. Правила сбора растений. Создание гербария. 2 часа
- Ознакомление с правилами сбора растений в природе.
- Сбор растений для гербария, руководствуясь изученными правилами (экскурсия).
Тема 8 . Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России. 1 час
1.Красная книга Подмосковья. Охрана растений.
6.Тематическое планирование занятий внеурочного курса
«Растительный мир Подмосковья»
№ п/п | Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе | Характеристика деятельности обучающихся | |
Теоретических | Практических | ||||
1 | Общие сведения о растениях и их значении. | 3 | 2 | 1 | Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). |
2 | Уникальность флоры Подмосковья | 5 | 3 | 2 | Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. |
3 | Природное и историко- культурное наследие окрестностей Больших Вязём | 5 | 1 | 3 | Учатся работать во время экскурсии. Соблюдают правила ТБ . Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. |
4 | Полезные дикорастущие растения | 11 | 10 | 1 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения |
5 | Ядовитые растения Подмосковья | 1 | 1 | 0 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения |
6 | Декоративные растения сада и дома | 4 | 4 | 0 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения |
7 | Правила сбора растений. Создание гербария. | 2 | 1 | 1 | Учатся работать во время экскурсии. Соблюдают правила ТБ . Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. |
8 | Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России. | 2 | 1 | 2 | Учатся работать во время экскурсии. Соблюдают правила ТБ . Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Учатся обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. | ||
Итого | 34 часов | 24 | 10 |
7. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
- лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Список литературы для учителя:
- Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.
- Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
- Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.
- Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 1998.
- Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. – М., 1997.
- «Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г
- Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-023282-1.
- Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Список литературы для учащихся:
1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.
2. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.
3. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
8.Планируемый результат изучения учебного курса
«Растительный мир Подмосковья».
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все основы организации и функционирования живого, его роли на Земле, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....
Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"
Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...
Программа внеурочной деятельности по биологии.7 класс.
Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы по биологии"....
рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая биология" 7 класс
quot;Творческая биология" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....