Программа внеурочной деятельности по биологии.7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Хобракова Норсон Владимировна

Программа внеурочной деятельности  "Основы исследовательской работы по биологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass_vneurochnaya_deyat-t.docx162.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской работы по биологии» разработана на основании нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
  • Устав МАОУ «СОШ №37», а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой  частью образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере.

Цели внеурочной деятельности

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Одним из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения ООП ООО, направленный на обеспечение качества образования, является  система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (далее – система оценки).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у  учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Обязательным составляющим системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений является  защита индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Одно из главных требований к формам и методам научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учащимися основ исследовательской деятельности.

Задачи:

- расширить представления об окружающем мире;

- сформировать навыки работы с методами исследовательской деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, мониторинг и т.д.);

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- развивать умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

- формировать умения и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;

- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

Содержание курса биологии способствует формированию таких ценностей, как познавательные, коммуникативные, нравственные и эстетические, которые составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Результаты освоения курса

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие компетенции:

Регулятивные результаты: 

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать          средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе     общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;

- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

- заинтересованность в личном успехе;

- умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками.

Метапредметные результаты:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

-владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и правилами ведения диалога;

-осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 формулирование собственного мнения и позиции.

По окончании курса исследовательской деятельности учащийся научится:

- определять структуру научно-исследовательской работы;

- выбирать методы научного исследования;

- работать с различными источниками информации;

- обосновывать актуальность выбранной темы;

- составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;

- выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

- использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой и библиографией по теме исследовательской деятельности;

- описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования;

- формирование положительного отношения к занятию исследовательской и научной деятельности;

- сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования;

- высказывать суждение о значении и актуальности своего исследования.

Содержание курса

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.)

Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ по биологии : доклад, тезисы, обзор литературы, реферат, проект, учебно-исследовательская работа.

Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (19ч.)

Основные этапы научного исследования. Основные понятия: законы, научная идея, аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, информация, категория, концепция, конъюнктура, краткое сообщение, научный доклад, научный отчет, умозаключение, обобщение, теория, объект исследования, предмет исследования.

Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Возможные темы исследований по биологии и экологии. Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.

Работа с источниками информации.

 Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Популярные и справочные издания по биологии и экологии.

Возможности использования  информационных технологий в исследовательской деятельности. Работа с научной литературой. Способы обработки полученной информации.

Методы исследования. 

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент, наблюдение и сравнение, их отличие. Описательный метод. Экспериментальные методы. Анализ текста. Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.

Раздел 3. Оформление работы (7 ч.)

Структура научно-исследовательской работы. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Требования к оформлению научных работ.

Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (6 ч.)

Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Раздел 1.Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.)

1

Цели, задачи и  содержание внеурочной деятельности.

2

Виды научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии

Раздел 2. Этапы исследовательской деятельности (19 ч.)

3

Основные этапы научного исследования

4

Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности.

5

Направления исследовательской работы

6

Что можно исследовать. Темы исследовательских работ.

7

Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования

8

П/р №1 Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

9

Изучение научной литературы.

Виды информации. Источники информации.

10

Популярные и справочные издания по физике

11

Уровень оснащенности, его возможности в проведении исследования.

12

Специализированные сайты по биологии и экологии.

13

П/р №2 Составление и оформление списка источников по теме исследования.

14

П/р №3 Способы обработки полученной информации

15

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент, наблюдение, сравнение их отличие.

16

Знакомство с методами  биологического исследования

17

П/р №4 Составление индивидуального рабочего плана

18

Организация сбора  исследовательского материала и документальное оформление информации

19

П/р № 5 Навыки проведения эксперимента по плану

20

П/р № 6 Организация и проведение исследовательской части работы.

21

Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (7 ч.)

22

Структура научно-исследовательской работы. Демонстрационный материал как продукт исследовательской работы. Стиль изложения материала. Правила оформления.

23

П/р № 7

Написание введения. Требования к введению исследовательской работы.

24

П/р № 8. Работа над основной частью исследования.

25

П/р №9. Работа над основной частью исследования.

26

П/р №10

Работа по практической части

27

П/р № 11

Написание заключения. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.

28

Требования к оформлению научных работ.

Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (6 ч.)

29

Критерии оценки исследовательской работы.

30

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация

31

Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты.

32

Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.

33

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии

34

Защита исследовательской работы.

Критерии оценки выполнения исследовательских работ

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы

  над   исследованием;

- практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

- количество новой информации, использованной для выполнения исследования;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы исследования и формулирование его цели;

         - уровень организации и проведения презентации исследования: устного сообщения,                                                                                  письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

        - социальное и прикладное значение полученных результатов.


Экспертиза текста проекта

Руководитель проекта:

ФИ учащегося -

Класс-

Предмет –

Тема проекта:

Критерии оценки разработанного проекта

баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение  для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Оригинальность решения или представления  

проблемы

4. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма  представления  проекта

3.  Умение отвечать на вопросы: лаконичность  и аргументированность

Общая сумма баллов

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  2. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  8. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Занимательная биология»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. ...

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....