Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyat-ti_po_biologii_5_klass.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
МБОУ Александровская ООШ
Утверждаю
Директор школы: \Гоптарева Г.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
«Юные биологии»
для 5 класса
Составитель:
Шутюк Ю.А.,
Учитель химии и биологии
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Юные биологии» для младших подростков (5 классы) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.
Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Предполагаемая результативность программы – у обучающихся значительно повышается уровень успеваемости по основным общеобразовательным дисциплинам; развиваются творческие способности.
Основная цель: научить обучающихся правильно проводить биологические эксперименты.
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы;
- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Основные направления деятельности:
– научно-экспериментальная работа;
– мероприятия познавательного характера.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет 35 часа (из них - 33 часа отведено на практическую часть).
Сроки реализации: один год.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Практическая часть:
Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»
Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»
1. Занимательная биология (13 ч.)
Практическая часть:
Час ребусов
Устный журнал «По страницам Красной книги»
Биологическое лото «В мире флоры и фауны»
Экскурсия в Краеведческий музей г.Ростова-на-Дону
Биологическая викторина
Круглый стол «Легенды о цветах»
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
Виртуальное путешествие «В стране динозавров»
Викторина «Час цветов»
Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»
Экологический турнир «В содружестве с природой»
Оформление коллажа «Братья наши меньшие»
Устный журнал «Музей фактов»
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (8 ч.)
Практическая часть:
Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.
Фабрика питания.
Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.
Дыхание корней.
Поглощение кислорода при дыхании корней.
Дыхание листа.
Выпрямившийся стебель.
Испарение воды растениями.
3. Познай себя (7 ч.)
Практическая часть:
Определение норм рационального питания
Определение темперамента
Составление режима дня
Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях
Определение жизненного объема легких
Приготовление полезной еды
Как создать модель клеток крови своими руками.
4.Проектная деятельность (4 часа)
«Защитим сосновый лес»
Экскурсия в сосновый лес
Разработка плаката
Выпуск коллажа «Защитим сосновый лес»
Выступление. Защита проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
всего | теор | практ | |||
1. | Введение | 2 | 2 | Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). | |
2. | Занимательная биология | 13 | 13 | Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. | |
3. | Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 8 | 8 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. | |
4. | Познаем себя. | 7 | 7 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. | |
5. | Проектная деятельность | 4 | 4 | Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. | |
34 ч. | |||||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов л-во часов | Форма занятий | Оборудование | Основные учебные действия учащихся | |
Введение | 2 | |||||
1. | Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий? | 1 | «Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям | Презентация, книгопечатная продукция | Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. | |
2. | Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Будущие биологи» | 1 | Коллективная работа | Презентация, ватман | ||
Занимательная биология | 13 | |||||
3. | Час ребусов | 1 | Коллективная работа | Карточки с ребусами | Формировать понятие о видах интеллектуальных игр и их отличительных особенностях и правилах; особенностях конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению; правилах работы с литературой; принципах работы в команде. Формировать нравственное сознание, чувства, поведение. развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. Формировать умение составлять и классифицировать вопросы; работать с книгой; распределять командные роли. | |
4. | По страницам Красной книги | 1 | Устный журнал | Иллюстративный материал, аудиозаписи звуков леса. | ||
5. | Биологическое лото «В мире флоры и фауны» | 1 | Командная игра | 6 конвертов, жетоны | ||
6. | Экскурсия в Краеведческий музей г.Ростова-на-Дону | 1 | Выездная экскурсия | |||
7. | Биологическая викторина | 1 | Командная игра | Презентация с разбивкой по секторам | ||
8. | Легенды о цветах | 1 | Круглый стол | Иллюстративный материал | ||
9. | Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | Конкурс | Творческие работы учащихся | ||
10. | Виртуальное путешествие «В стране динозавров» | 1 | Игра-путешествие | Иллюстративный материал, жетоны, презентация | ||
11. | Викторина «Час цветов» | 1 | Командная игра | Иллюстративный материал | ||
12. | Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис» | 1 | Виртуальная экскурсия | Интернет-ресурс http://www.museum-tanais.ru/virtualnaya-ekskursiya | ||
13. | Экологический турнир «В содружестве с природой» | 1 | Командная игра | Иллюстративный материал, жетоны, презентация | ||
14. | Оформление коллажа «Братья наши меньшие» | 1 | Коллективная работа | Ватман, клей, краски, фотографии домашних питомцев | ||
15. | Музей фактов | 1 | Устный журнал | Иллюстративный материал | ||
Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 8 | |||||
16. | Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений | 1 | Практическая работа | Электролампа, два химических стакана, ножницы, пинцет, горячая вода, чашки Петри, аптечная настойка йода, пипетка, этиловый спирт, два листа фасоли, пластилин, питьевая сода, 3-% раствор соляной кислоты, глицерин. | Понимать целостность окружающего мира. Знать основные методы изучения природы. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами. Знать основные понятия, применяемые в курсе биологии. | |
17. | Фабрика питания | 1 | Практическая работа | Банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. | ||
18. | Экспериментальная работа, демонстрирующая процесс дыхания у живых организмов | 1 | Коллективный эксперимент | Две баночки из бесцветного стекла, сухие семена, проросшие семена пшеницы | ||
19. | Дыхание корней | 1 | Индивидуальный эксперимент | Два одинаковых сосуда с водой, два растения хлорофитума или традесканции, растительное масло. | ||
20. | Поглощение кислорода при дыхании корней | 1 | Практическая работа | Корни фасоли, два сосуда, пробки к сосудам, лучинки, вода | ||
21. | Дыхание листа | 1 | Практическая работа | Цветок герани, вазелин | ||
22. | Выпрямившийся стебель | 1 | Практическая работа | Завядший стебель сельдерея, стакан, пищевой краситель | ||
23. | Испарение воды растениями | 1 | Практическая работа | Растение в горшочке, полиэтиленовый пакетик, клейкая лента | ||
Познаем себя | 7 | |||||
24. | Определение норм рационального питания | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал | Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. | |
25. | Определение темперамента | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал | ||
26. | Составление режима дня | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал | ||
27. | Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях | 1 | Практическая работа | Бинт, жгут, шина | ||
28. | Определение жизненного объема легких | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал | ||
29. | Приготовление полезной еды | 1 | Коллективная работа | Необходимые продукты | ||
30. | Как создать модель клеток крови своими руками? | 1 | Творческая работа | Бумага, фасоль, чечевица, краски | ||
Проектная деятельность | 4 | Понимать целостность окружающего мира. Знать основные методы изучения природы. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами. | ||||
31. | Экскурсия в сосновый лес | 1 | Экскурсия | Листы бумаги, ручки, фотоаппарат | ||
32. | Разработка плаката | 1 | Творческая работа | Ватман, фломастеры, фотографии | ||
33. | Выпуск плаката «Защитим сосновый лес» | 1 | Творческая работа | Ватман, фломастеры, фотографии | ||
34. | Выступление. Защита проекта | 1 | Коллективная работа | |||
Предполагаемые результаты реализации программы
1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний» | 2 уровень результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной реальности» | 3 уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия» |
1) личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; | 1) личностные качества: - навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя; - навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; | 1) личностные качества: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; |
2) универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности; | 2) универсальные способности - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; | 3)универсальные способности - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности -умение работать с разными источниками информации; - овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | 3) опыт в проектно-исследовательской деятельности - умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; - умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 3) опыт в проектно-исследовательской деятельности - выражение в игровой деятельности своего отношения к природе городов и станиц Ростовской области |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489. | 1 |
2. | Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160. | 1 |
3. | Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010. | 1 |
4. | Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – Паритет, 2012. -256 | 1 |
5. | Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256. | 1 |
6. | Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010. | 1 |
7. | Смирнова О.Б.Ставим эксперимент-изучаем главные функции живых организмов:Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников.-Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2010-48с | 1 |
2. Технические средства обучения | ||
1 | оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). | 1 |
3. Оборудование кабинета | ||
1 | Мебель, стенды, наглядные материалы, лабораторное оборудование | По количеству учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....
Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Занимательная биология»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. ...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...