Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ларичев Александр Александрович

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бошинская средняя общеобразовательная школа

 д. Бошино, Карачевского района, Брянской области

«Согласовано»

Замдиректора по УР

_________Маслова С.Н.

«___» ______________ 2017 года

«Утверждаю»

Директор школы

________Котова Е.М.

«___» _____________ 2017 года

Рабочая программа по предмету

«Биология - 5 класс»

2017-2018 учебный год

Учитель: _____________

Ларичев Александр Александрович,

2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология - 5 класс» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • ФЗ «Об образовании» №273;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
  • Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы  В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова ,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига \ учебник» 2015.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Бошинская  средняя общеобразовательная школа;
  • Учебный план МБОУ Бошинская средняя общеобразовательная школа на 2017-2018 учебный год (основное общее образование).

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).

Количество часов в неделю - 1.               Контрольных работ -4

Количество часов в год - 35.                    Практических  работ -6

Количество резервных часов - 1           

Учебник: В.А.Самкова, Д.И. Рокотова   Биология. 5 класс. М. «Академкнига/учебник» 2015 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов: 

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая

взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно - научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «БИОЛОГИЯ. 5 класс»

(35 ч, 1ч в неделю)

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии  с  другими  науками.  Важность  биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)

Возникновение  и  развитие  жизни.  Работа  палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в  системе живой  природы. Ближайшие  родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение  мела   (известняка)   под   микроскопом   (работа в группах).

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 ч)

Биологическое  разнообразие  (биоразнообразие)  —  разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние  деятельности  человека  на  биологическое  разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения  животных,  вымерших  за  последние  200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Практическая работа

Паспорт моего дерева.

Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса

  • Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
  • Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
  • Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
  • Составление паспорта дерева.
  • Периодические явления в живой природе (групповой проект).
  • Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические или творческие работы

контрольные работы

Введение

1

1

-

-

1

Человек изучает живую природу

8

7

2

1

2

По ступеням «лестницы жизни»

14

13

2

1

3

Жизнь на Земле — явление космическое

6

5

1

1

4

Человек и разнообразие жизни на Земле

6

5

1

1

Итого:

35

31

6 (этап комбинированного урока)

4


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Введение (1час)

1

Величайшее чудо на планете.

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 часов)

2

В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы.

Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

3

Биология наука для всех.

Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами  и дополнительным иллюстративным материалом

4

Какие научные методы используют биологи?

Практическая  работа №1 «Измеряем рост»

Определяют основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют творческие задания.

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

5

Наблюдение и эксперимент в биологии.

Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

6

С какой целью в биологии используется моделирование?

Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

7

Какое оборудование необходимо биологу?

Практическая  работа №2 «Опыт с элодеей»

Определяют значение микроскопа для биологических исследований.

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

9

Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу»

Выполняют задания контрольной работы.

Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (14 часов)

10

«Невозмутимый строй во всём», или Что такое система?

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем.

11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы.

12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню.  Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Выполняют творческое задание.

14

Экосистема – живая мозаика планеты.

Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы.

15

Вид – единица живого мира.

Практическая  работа №3 «Наблюдаем за птицами»

Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

16

Популяция - это «население».

Используя иллюстрации учебника, характеризуют структуру популяции.

17

Контрольная работа №2 по теме: «По ступеням «лестницы жизни».

Выполняют задания контрольной работы.

18

Организм, особь, индивид

Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

19

«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

20

Как растут и развиваются организмы?

называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами.

21

Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

22

Из каких тканей «сотканы» живые организмы?  

Практическая  работа №4 «Изучаем кожу»

Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани.  

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

23

На границе живого и неживого: вирусы.

Объясняют, почему  о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 часов)

24

По страницам истории жизни.

Практическая  работа №5 «Изучение мела (известня-ка) под микроскопом»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят и рассматривают под микроскопом известняк.

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

25

Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли.

Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

27

Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

Определяют место человека в системе живой природы. называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

29

Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое»

Выполняют задания контрольной работы.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 часов)

30

Что такое «биологическое разнообразие»?

Практическая  работа №6 «Паспорт моего дерева»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия.

Выполняют практическую  работу (работают в группах).

31

Какая среда необходима человеку?

Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что  организм  приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку.

Знакомятся с дополнительным материалом.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

33

Кто отвечает за  Землю?

Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.

Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом.

34

Контрольная работа №4 по теме: «Человек и разнообразие жизни на Земле»

Выполняют задания контрольной работы.

35

Резервное время

Учебно–методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь

Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.

Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по  учебному  предмету. 5–9  класс.

Дополнительная литература.

  • Биология. Энциклопедия / гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.
  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов. – М.: ГЕНЖЕР, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...