Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бошинская средняя общеобразовательная школа
д. Бошино, Карачевского района, Брянской области
«Согласовано» Замдиректора по УР _________Маслова С.Н. «___» ______________ 2017 года | «Утверждаю» Директор школы ________Котова Е.М. «___» _____________ 2017 года |
Рабочая программа по предмету
«Биология - 5 класс»
Учитель: _____________
Ларичев Александр Александрович,
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология - 5 класс» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- ФЗ «Об образовании» №273;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
- Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова ,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига \ учебник» 2015.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Бошинская средняя общеобразовательная школа;
- Учебный план МБОУ Бошинская средняя общеобразовательная школа на 2017-2018 учебный год (основное общее образование).
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Количество часов в неделю - 1. Контрольных работ -4
Количество часов в год - 35. Практических работ -6
Количество резервных часов - 1
Учебник: В.А.Самкова, Д.И. Рокотова Биология. 5 класс. М. «Академкнига/учебник» 2015 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно - научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «БИОЛОГИЯ. 5 класс»
(35 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Практическая работа
Паспорт моего дерева.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
- Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
- Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
- Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
- Составление паспорта дерева.
- Периодические явления в живой природе (групповой проект).
- Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические или творческие работы | контрольные работы | |||
Введение | 1 | 1 | - | - | |
1 | Человек изучает живую природу | 8 | 7 | 2 | 1 |
2 | По ступеням «лестницы жизни» | 14 | 13 | 2 | 1 |
3 | Жизнь на Земле — явление космическое | 6 | 5 | 1 | 1 |
4 | Человек и разнообразие жизни на Земле | 6 | 5 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 31 | 6 (этап комбинированного урока) | 4 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение (1час) | ||
1 | Величайшее чудо на планете. | Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
Тема 1. Человек изучает живую природу (8 часов) | ||
2 | В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы. | Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
3 | Биология наука для всех. | Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
4 | Какие научные методы используют биологи? Практическая работа №1 «Измеряем рост» | Определяют основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют творческие задания. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии. | Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
6 | С какой целью в биологии используется моделирование? | Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
7 | Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа №2 «Опыт с элодеей» | Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
8 | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. | Дифференцируют иллюстрации учебника. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
9 | Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу» | Выполняют задания контрольной работы. |
Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (14 часов) | ||
10 | «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. |
11 | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. |
12 | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. | Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
13 | Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. | Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Выполняют творческое задание. |
14 | Экосистема – живая мозаика планеты. | Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. |
15 | Вид – единица живого мира. Практическая работа №3 «Наблюдаем за птицами» | Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
16 | Популяция - это «население». | Используя иллюстрации учебника, характеризуют структуру популяции. |
17 | Контрольная работа №2 по теме: «По ступеням «лестницы жизни». | Выполняют задания контрольной работы. |
18 | Организм, особь, индивид | Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
19 | «Нити жизни»: организм в окружающей среде. | Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
20 | Как растут и развиваются организмы? | называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. |
21 | Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? | Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
22 | Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Практическая работа №4 «Изучаем кожу» | Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
23 | На границе живого и неживого: вирусы. | Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 часов) | ||
24 | По страницам истории жизни. Практическая работа №5 «Изучение мела (известня-ка) под микроскопом» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят и рассматривают под микроскопом известняк. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
25 | Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли. | Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
26 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. | Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
27 | Человек разумный – один из миллионов видов организмов. | Определяют место человека в системе живой природы. называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
28 | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. | Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. |
29 | Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое» | Выполняют задания контрольной работы. |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 часов) | ||
30 | Что такое «биологическое разнообразие»? Практическая работа №6 «Паспорт моего дерева» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Выполняют практическую работу (работают в группах). |
31 | Какая среда необходима человеку? | Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
32 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
33 | Кто отвечает за Землю? | Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
34 | Контрольная работа №4 по теме: «Человек и разнообразие жизни на Земле» | Выполняют задания контрольной работы. |
35 | Резервное время |
Учебно–методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь
Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.
Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 класс.
Дополнительная литература.
- Биология. Энциклопедия / гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов. – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...