рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_fgos.docx | 539.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Павловская СОШ №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
биология
Ступень обучения (класс) 5 класс
Количество часов 35
Составитель (ли) Василенко Лариса Геннадьевна
Программа разработана на основе примерной программы по биологии
на основании
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт основного общего образования».
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.-342 с. ( Стандарты второго поколения)
- Биология. Рабочие программы. Предметная линия «Линия жизни» 5 - 9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Суматохин, С.В., Калинова Г. С., Швецов Г. Г., Гапонюк З.Г., под редакцией Пасечника В. В. - М.: Просвещение 2011
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Цели:
Глобальный уровень:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметный уровень:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметный уровень:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Задачи:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира
- овладение научным подходом к решению различных задач
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Технологии и методики обучения:
- Интерактивные технологии
- Информационно-коммуникативные технологии (учебные презентации, видеофильмы, интерактивные рисунки, анимации)
- Методика дифференцированного обучения
Общая характеристика учебного предмета (структура)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, структурировать материал, давать определения понятиям.
Обучающиеся включатся в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, большая часть которых являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов» — 35 часов (5 класс), 35 часов (6 класс);
2) «Многообразие живой природы» — 70 часов (7 класс);
3) «Человек и его здоровье» — 70 часов (8 класс);
4) «Основы общей биологии» — 68 часов (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Планируемые результаты
предметные
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
метапредметные
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.
личностные
учащиеся должны
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение.
Ученик научится:
∙ выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
∙ аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
∙ аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
∙ осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
∙ раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
∙ выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
∙ различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
∙ сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
∙ устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
∙ использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
∙ знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
∙ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
∙ описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
∙ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик может научиться:
∙ находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
∙ основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
∙ использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
∙ ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
∙ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
∙ создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
∙ работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
Содержание учебного предмета.
«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение. Биология как наука (5 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Биология – наука о живой природе. Биологические
дисциплины. Экология. Зоология. Вирусология. Микология и др. Цепь питания. Озоновый слой.
Биосфера. Значение биологических знаний в современной жизни. Роль биологии в практической
деятельности людей. Профессии, связанные с биологией.
Методы изучения биологии. Практические и теоретические методы. Наблюдение.
Измерение. Эксперимент. Методы – составная часть науки. Правила работы в кабинете биологии
с биологическими приборами и инструментами.
Разнообразие организмов. Царства живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения,
Животные. Отличительные признаки живого и неживого. Обмен веществ. Раздражимость.
Размножение.
Среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Вода, и ее
значение для организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное
использование и охрана водоемов.
Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв.
Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов:водная среда, наземно-воздушная среда, почва каксреда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведениинаблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «биология», «экология»,«биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности припроведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, какповествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет,включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)
Клеточное строение организмов. Увеличительные приборы: лупа, световой микроскоп.
Правила работы с микроскопом.
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Вода и минеральные вещества, их
роль в клетке. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты; их роль в
клетке. Обнаружение органических веществв клетках растений.
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат,
ядро, хромосомы, пластиды, вакуоли. Особенности строения клеток. Пластиды. Хлоропласты.
Процессы жизнедеятельности в клетке. Питание. Дыхание. Транспорт веществ. Выделение.
Раздражимость. Движение цитоплазмы.
Деление клеток – основа размножения и развития организмов.
Единство живого. Единый план строения клеток.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 1«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы»
Лабораторная работа № 3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под
микроскопом»
Лабораторная работа № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины,
шиповника»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать ихпод микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы врабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Глава 2. Многообразие организмов (18 часов)
Классификация организмов. Царства живой природы. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Вид.
Бактерии. Строение и многообразие бактерий. Жизнедеятельность. Размножение бактерий.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии гниения. Почвенные бактерии.
Болезнетворные бактерии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы –
неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых вирусами.
Царство Грибы. Строение и многообразие грибов. Жизнедеятельность. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы
и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий игрибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— отличать бактерии и грибы от других живыхорганизмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природеи жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Царство Растения. Разнообразие растений. Принципы классификации. Одноклеточные и
многоклеточные. Растения низшие и высшие. Риниофиты. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез.
Места обитания растений.
Низшие растения. Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение,
жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей: зеленые, бурые, красные. Роль
водорослей в природе, использование человеком.
Лишайники – симбиотические организмы. Многообразие лишайников: кустистые,
листоватые, накипные. Распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны. Особенности строения.
Многообразие, распространение.
Семенные растения. Голосеменные растения. Особенности строения. Многообразие
голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком.
Покрытосеменные растения. Особенности строения. Многообразие покрытосеменных
растений, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение споро носящего хвоща.
Строение споро носящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение органов цветкового растения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи,хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапыразвития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительногоцарства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях исправочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
— Воспитание в учащихся чувства гордости зароссийскую биологическую науку;
— знание правил поведения в природе;
— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познанияна практике;
— понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
— воспитание в учащихся любви к природе;
— признание права каждого на собственное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
— умение слушать и слышать другое мнение.
Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная
книга. Заповедники.
Подцарство Одноклеточные. Особенности строения одноклеточных животных, их
многообразие. Корненожки. Амебоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и
жизни человека.
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, особенности их строения.
Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Черви.
Моллюски. Членистоногие: Ракообразные, паукообразные, насекомые.
Позвоночные животные. Многообразие. Холоднокровные позвоночные животные: Рыбы,
Земноводные, Пресмыкающиеся. Особенности их строения. Теплокровные позвоночные
животные: Птицы, Млекопитающие. Особенности их строения.
Многообразие живой природы. Охрана природы.
Лабораторная работа № 5 « Изучение строения плесневых грибов (мукора) и дрожжей»
Лабораторная работа № 6 «».
Лабораторная работа № 7 « Изучение одноклеточного животного»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения животных;
— основные группы животных (одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, холоднокровные, теплокровные.)
— особенности строения и жизнедеятельности различных групп животных;
— роль животных в природе и жизни человека;
— происхождение животных и основные этапыразвития животного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику царства животные;
— объяснять роль животных в биосфере;
— давать характеристику основных групп животных
— объяснять происхождение животных и основные этапы их развития .
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира;
— находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях исправочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
— Воспитание в учащихся чувства гордости зароссийскую биологическую науку;
— знание правил поведения в природе;
— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познанияна практике;
— понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
— воспитание в учащихся любви к природе;
— признание права каждого на собственное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
— умение слушать и слышать другое мнение.
Тематическое планирование.
№ | Тема (глава) | Кол-во часов | Система контроля |
1 | Биология – как наука. | 5 | тестовый контроль №1 |
2 | Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов. | 8 | тестовый контроль №2 |
3 | Многообразие организмов. | 19 | тестовый контроль №3 |
4. | Резерв. | 3 |
Календарно – тематическое планирование.
(35 часа; из них – 3 резервное время. 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | ПО плану | Фактически | Примечание | |
Введение. Биология как наука (5 часов) | |||||
1. | Биология – наука о живой природе. | ||||
2. | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | ||||
3. | Разнообразие живой природы. | ||||
4. | Среды обитания организмов. | ||||
5. | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | ||||
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8 часов) | |||||
6. | Устройство увеличительных приборов. | ||||
7. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | ||||
8. | Химический состав клетки. Органические вещества. | ||||
9. | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | ||||
10. | Особенности строения клеток. Пластиды. | ||||
11. | Процессы жизнедеятельности в клетке | ||||
12. | Деление и рост клеток. | ||||
13. | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | ||||
Глава 2. Многообразие организмов (19 часов) | |||||
14. | Классификация организмов. | ||||
15. | Строение и многообразие бактерий. | ||||
16. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||
17. | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые. | ||||
18. | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. | ||||
19. | Характеристика царства Растения. | ||||
20. | Водоросли. | ||||
21. | Лишайники. | ||||
22. | Высшие споровые растения. | ||||
23. | Голосеменные растения. | ||||
24. | Покрытосеменные растения. | ||||
25. | Общая характеристика царства Животные. | ||||
26. | Подцарство Одноклеточные. | ||||
27. | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные. | ||||
28. | Холоднокровные позвоночные животные. | ||||
29. | Теплокровные позвоночные животные. | ||||
30-31. | Обобщающий урок «Многообразие живой природы». | ||||
32. | Охрана природы. | ||||
33-35 | Резервное время. |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
- Биология: 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника - М. : Просвещение, 2016
- Биология. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, под ред. В.В. Пасечника - М. : Просвещение, 2016
- Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 - 9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г. С., Швецов Г. Г., Гапонюк З.Г., под редакцией Пасечника В. В. - М.: Просвещение 2011
- Уроки биологии. 5 - 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк, под ред. В.В. Пасечника - М.: Просвещение, 2012
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения
лабораторных работ по биологии(базовый уровень) 5 класс
№ | № Л.р. | Название лабораторных работ | Необходимый минимум оборудования и реактивов |
Тема «Клеточное строение организмов» | |||
1 | Л.р. №1 | Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | |
1 | Л.р. №2 | Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500, ручные лупы. |
2 | Л.р. №3 | Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы». | Оборудование: Ручные лупы, мякоть спелого яблока, арбуза |
3 | Л.р.№4 | Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Луковицы. Микроскоп школьный ув.300-500 |
4 | Л.р.№5 | Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Плоды томата, рябины, шиповника, растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
5 | Л.р. №6 | Лабораторная работа №6 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
6 | Л.р.№7 | Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500. Наборы готовых микропрепаратов различных растительных тканей |
Тема «Царство Грибы» | |||
7 | Л.р.№8 | Лабораторная работа №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Оборудование: набор муляжей плодовых тел грибов, таблица «Шляпочные грибы» |
8 | Л.р.№9 | Лабораторная работа №9 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400, лупа ручная, препаровальная игла, инструментарий; плесень на пищевых продуктах, плесень мукор |
Тема «Царство Растения» | |||
8 | Л.р. №10 | Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей» | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400 |
9 | Л.р. №11 | Лабораторная работа №11 «Строение мха (на местных видах)» | Оборудование: Лупа ручная, препаровальная игла, сухой мох сфагнум и кукушкин лен. Гербарии различных видов мхов. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. |
10 | Л.р. №12 | Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | Оборудование: гербарные образцы папоротника, комнатные папоротники, ручные лупы. |
11 | Л.р. №13 | Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Оборудование: гербарные образцы веток хвойных растений, наборы шишек хвойных растений. |
Проверка знаний по теме: Биология как наука.
1. Биология – это наука, изучающая
а) строение объектов живой и неживой природы
б) взаимодействия объектов живой и неживой природы
в) жизнь во всех её проявлениях
г) рациональные пути использования природных ресурсов
2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют
а) атмосферой
б) гидросферой
в) литосферой
г) биосферой
3. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является
а) атом
б) молекула
в) клетка
г) биосфера
4. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира
а) класс
б) тип
в) отдел
г) царство
5. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к
а) бактериям
б) грибам
в) растениям
г) животным
6. Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается
а) питание
б) дыхание
в) рост
г) размножение
7. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого
а) обмен веществ и превращение энергии
б) форма и окраска предмета
в) разрушение объекта под воздействием окружающей среды
г) изменение размеров и массы тела
8. Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно
а) дыхание
б) уменьшение веса
в) перемещение в пространстве
г) изменение размеров и массы тела
9. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод
а) наблюдение
б) эксперимент
в) измерение
г) сравнение
10. Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью
а) измерения
б) эксперимента
в) искусственного отбора
г) микроскопа
11. Среда жизни, характерная для человека
а) водная
б) наземно-воздушная
в) почвенная
г) организменная
Проверка знаний по теме: Клетка.
1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней
г) крупные вакуоли
2. Наиболее простое строение имеет клетка
г) бактерии
3. Форму растительной клетке придаёт
в) оболочка
4. Цитоплазма в растительной клетке
г) осуществляет связь между частями клетки
5. Неорганические вещества клетки
г) минеральные соли
6. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам
г) нуклеиновые кислоты
7. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности
а) белки
8. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
г) хлоропластов
9. Оформленное ядро отсутствует в клетках
б) бактерий
10. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
г) животные
11. В клетках растений, в отличие от клеток грибов в животных, происходит
г) фотосинтез
12. Общим для большинства растительных и животных клеток является
а) наличие ядра
Проверка знаний по теме: Многообразие организмов.
1. Общие признаки, характерные для организмов всех царств
б) имеют клеточное строение
2. Перенесению бактериями неблагоприятных условий способствует
г) образование спор, покрытых плотными оболочками
3. Важнейшим условием жизни грибов является
б) наличие органических веществ, необходимых для питания
4. Грибы – живые организмы, так как они
б) питаются, растут, размножаются
5. Важнейшая особенность зелёных растений
г) они способны на свет образовывать органические вещества из неорганических
6. Наиболее древние растения на Земле
а) водоросли
7. В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют
а) корней
8. Растения, в отличие от организмов других царств природы
в) содержат в клетках хлоропласты
9. Грибы в отличие от животных
в) неподвижны и растут всю жизнь
10. Господствующая группа растений в настоящее время
г) хвойные
11. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе
в) фотосинтеза
12. Лишайники в системе органического мира
в) представляют группу комплексных организмов
2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, к которому она относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
4. Установите последовательность появления в процессе исторического развития животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Рабочая программа по биологии 7 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...
Рабочая программа по биологии 8 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...