Урок «Круги кровообращения»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Николаева Надежда Анатольевна

Задачи урока: Раскрыть понятие «Кровообращение»; особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения. Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении. На уроке выполняется лабораторная работа «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» с использованием цифровой лаборатории «Архимед».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc22 КБ
Microsoft Office document icon Приложение1.78 МБ
Office presentation icon Презентация2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

 «Круги кровообращения»

Задачи: 

1.Раскрыть понятие «Кровообращение»; особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями.

2.Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения.

3.Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.

Оборудование:

Таблицы «Кровеносная система», «Сердце», «Схема кровообращения позвоночных животных»; мультимедийный проектор, интерактивные таблицы «Биология человека». Приложение 1.

Для проведения лабораторной работы: цифровая лаборатория «Архимед»

Портативный компьютер;

Датчик температуры;

Прочная нить длиной 40-60 см.

Приложение 2.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Проверка знаний.

1. С чем связано появление второго круга кровообращения?

О. С переходом на воздушное дыхание.

2. Почему эволюция в строении сердца от земноводных до птиц и млекопитающих идет в направлении полного разделения правой и левой части сердца?

О.в связи с ростом интенсивности обмена веществ растет интенсивность биологического окисления. Артериальная кровь содержит оксигемоглобин, венозная – восстановленный гемоглобин. Их смешение приводит к уменьшению кислорода в артериальной крови и увеличению в венозной. Последнее затрудняет перенос двуокиси углерода из-за сохранения кислой среды.

  1. Изучение нового материала. Приложение 1.
  1. Строение сердца, функции его камер. ( Беседа)
  2. Описание большого и малого круга кровообращения.
  3. Процессы, происходящие в легких и тканях.
  4. Кровообращение в сердце.
  5.  Образование и отток лимфы.
  6. Лабораторная работа «Функция венозных клапанов». Выполняется по инструкции на с.109 учебника.
  7. Лабораторная работа «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Выполняется по инструкции. Приложение 2.

IV. Закрепление знаний.

Ответить на вопросы к лабораторной работе.

V.  Задание на дом.

§ 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческие задания:

1.Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда  тканевая жидкость?

2. Какой признак незамкнутой кровеносной системы беспозвоночных проявляется у хордовых, в виде чего?

3. В чём выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?

Литература

  1. Биология. Человек: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений\ Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н.Беляев.-5 изд.,стереотип.-М.:дрофа,2006.-336 с.
  2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс.-М.:ВАКО,2007.-416 с.
  3. Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
  4. Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Лабораторные работы по биологии. Методические рекомендации: Пособия учителю естествознания
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/85170/?interface=catalog&class=50&subject=29
  6. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:8_21_16_2.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круги кровообращения Урок биологии в 8 классе МАОУ «Лицей №121» Учитель : Николаева Н.А.

Слайд 2

Проверка знаний. 1. С чем связано появление второго круга кровообращения?

Слайд 3

Проверка знаний. 2. Почему эволюция в строении сердца от земноводных до птиц и млекопитающих идет в направлении полного разделения правой и левой части сердца?

Слайд 4

Положение сердца

Слайд 5

Стенка сердца. 1 2 3 Внутренний - эндокард Средний – миокард наружный - эпикард Имеет три слоя :

Слайд 6

Строение сердца К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов!

Слайд 7

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Слайд 8

Большой круг кровообращения В организме человека доставляет богатую кислородом и питательными веществами кровь к тканям и клеткам,а затем забирает продукты жизнедеятельности.

Слайд 9

Артериальная система человека. Полное обращение крови происходит за 20-28с. У новорожденного-кругооборот за 12с, у детей-3лет-за 15с, у 14-летнего подростка за 18с.

Слайд 10

Малый круг кровообращения

Слайд 11

Кровообращение в сердце.

Слайд 12

Образование и отток лимфы.

Слайд 13

Лабораторная работа « Функция венозных клапанов » Стр.109. Ответьте на вопросы: Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Слайд 14

Лабораторная работа. Нарушение кровообращения при наложении жгута. Оборудование и материалы: Портативный компьютер« NOVA » ; Датчик температуры; Прочная нить длиной 40-60 см.

Слайд 15

Лабораторная работа «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Оборудование и материалы: Портативный компьютер« NOVA » ; Датчик температуры; Прочная нить длиной 40-60 см .

Слайд 16

1. Собрать установку по схеме: -Включить портативный компьютер « NOVA ». -Выбрать программу « Multilab ». -Соединить датчики с, включить. 2. Зажмите датчик кончиками пальцев руки. Начинайте регистрацию данных 3. Включить поиск, регистратор, режим записи. Ответить на вопросы к лабораторной работе. Ход работы:

Слайд 17

Задание на дом. § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа. Творческие задания: 1.Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда тканевая жидкость? 2. Какой признак незамкнутой кровеносной системы беспозвоночных проявляется у хордовых, в виде чего? 3. В чём выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Круги кровообращения", 8 класс

Урок с использованием модульной технологии по учебнику "Биология. Человек. 8 класс", авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев....

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Урок "Круги кровообращения"

Урок с применением технологии развития критического мышления и проблемно-диалогической технологии....

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

Урок "Круги кровообращения" (8 класс)

План урока по биологии в 8 классе по программе В.В.Пасечника с использованием инструктивной карты...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...