План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Гусева Елена Николаевна

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.

Цель урока: изучить особенности строения  кровеносной и лимфатической системы  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_biologii_v_8_klasse.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

                  посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область

План – конспект урока биологии в 8 классе

по теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»

(с использованием технологии развития критического мышления)

Подготовила: учитель географии и биологии

 Гусева Елена Николаевна

 Цель: Изучить особенности строения  кровеносной и лимфатической      системы  человека.

Задачи: 

  • Раскрыть понятие «кровообращение»
  • Выявить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями
  • Продолжить знакомство с понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе зоологии
  • Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.
  • Раскрыть понятие «лимфатическая система»

Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения человека», «Сердце»; учебник - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8кл.;

карточки  с названиями органов кровообращения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.

1)Стадия вызова:

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о системе кровообращения человека. Я хочу привести в пример следующий факт:

  • Движение крови по сердцу длится 4 секунды.
  • На циркуляцию крови к нижним конечностям затрачивается около 18 секунд, а к мозгу – примерно 8 секунд.
  • Ежедневно совершается около 3000 кругов кровообращения.
  • Протяженность наших кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно было бы обмотать земной шар более двух раз.
  • Плотность системы капилляров составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.

Верите ли вы в эти факты? (учащиеся вспоминают строение кровеносной системы  млекопитающих)

Чтобы знания по этому вопросу систематизировать, я прошу заполнить таблицу:

Особенности кровеносной системы млекопитающих

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1)Замкнутая или незамкнутая

2)Функции

3) Строение

4)Типы кровеносных сосудов

5) Круги кровообращения

(Учащиеся заполняют 2 графу таблицы - «Знаю» в течение 5 минут)

Итак, какая же у нас сегодня тема урока?

Верно, темой нашего урока будет кровообращение в организме человека.

Что вы хотите узнать по этой теме?  (Учащиеся заполняют 3 графу таблицы – «Хочу узнать»)

Прошу зачитать ваши тексты в графе «Знаю» (корректируем знания учащихся).

Делаем вывод: так как человек относится к классу млекопитающих, мы можем говорить о сходстве строения кровеносной системы человека и млекопитающих.

2) Стадия осмысления:

Читаем текст параграфа 20 и по ходу чтения делаем пометки на полях:

      v – Было известно  

      + - новая информация

      ? – информация не вполне понятна

(Учащиеся читают текст в течение 10 минут, а затем выясняем основные затруднения)

Вспомните: какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?

(Кровь, лимфа, межклеточная жидкость)

 Лимфа- это жидкость, которая в отличие от крови не имеет в своём составе эритроцитов. Смотрим рисунок №49 на странице 103.Здесь представлено строение лимфатической системы. Лимфа движется по лимфатическим сосудам. По ходу лимфатических сосудов формируются лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, вырабатывающие антитела.

Следующий этап нашей работы - необходимо выяснить круги кровообращения: большой и малый. Для этого используем рисунок №51 на странице106.

 Затем работаем в парах по карточкам: один учащийся составляет последовательную цепочку органов малого круга кровообращения, а другой учащийся – органов большого круга кровообращения. Затем проводим взаимопроверку.

(У учащихся на партах карточки с названиями органов: левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек, аорта, лёгочная артерия лёгочные вены, капилляры в лёгких, большая и малая полые вены, капилляры в тканях и органах, артерии).

Назовите  и покажите на таблице органы большого и малого круга кровообращения (вызываются учащиеся к доске)

3)Стадия рефлексии

Учащимся предлагается  заполнить 4 графу таблицы – «Узнал»

Затем ребята отвечают на вопросы:

  1. В чём различие в строении артерий, вен и  капилляров?
  2. Какая кровь приходит в сердце из малого круга и из большого круга кровообращения?
  3. Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая – по артериям малого?

В конце урока выставляются оценки наиболее активным учащимся.

Домашнее задание: параграфы 20 и 21, выполнить лабораторную работу на странице 109.

Литература:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

2)О.В.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс. – М.:ВАКО,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике»  ФИО (полностью)...

План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....