План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.
Цель урока: изучить особенности строения кровеносной и лимфатической системы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_biologii_v_8_klasse.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»
посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
План – конспект урока биологии в 8 классе
по теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»
(с использованием технологии развития критического мышления)
Подготовила: учитель географии и биологии
Гусева Елена Николаевна
Цель: Изучить особенности строения кровеносной и лимфатической системы человека.
Задачи:
- Раскрыть понятие «кровообращение»
- Выявить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями
- Продолжить знакомство с понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе зоологии
- Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.
- Раскрыть понятие «лимфатическая система»
Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения человека», «Сердце»; учебник - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8кл.;
карточки с названиями органов кровообращения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока.
1)Стадия вызова:
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о системе кровообращения человека. Я хочу привести в пример следующий факт:
- Движение крови по сердцу длится 4 секунды.
- На циркуляцию крови к нижним конечностям затрачивается около 18 секунд, а к мозгу – примерно 8 секунд.
- Ежедневно совершается около 3000 кругов кровообращения.
- Протяженность наших кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно было бы обмотать земной шар более двух раз.
- Плотность системы капилляров составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.
Верите ли вы в эти факты? (учащиеся вспоминают строение кровеносной системы млекопитающих)
Чтобы знания по этому вопросу систематизировать, я прошу заполнить таблицу:
Особенности кровеносной системы млекопитающих | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1)Замкнутая или незамкнутая 2)Функции 3) Строение 4)Типы кровеносных сосудов 5) Круги кровообращения |
(Учащиеся заполняют 2 графу таблицы - «Знаю» в течение 5 минут)
Итак, какая же у нас сегодня тема урока?
Верно, темой нашего урока будет кровообращение в организме человека.
Что вы хотите узнать по этой теме? (Учащиеся заполняют 3 графу таблицы – «Хочу узнать»)
Прошу зачитать ваши тексты в графе «Знаю» (корректируем знания учащихся).
Делаем вывод: так как человек относится к классу млекопитающих, мы можем говорить о сходстве строения кровеносной системы человека и млекопитающих.
2) Стадия осмысления:
Читаем текст параграфа 20 и по ходу чтения делаем пометки на полях:
v – Было известно
+ - новая информация
? – информация не вполне понятна
(Учащиеся читают текст в течение 10 минут, а затем выясняем основные затруднения)
Вспомните: какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?
(Кровь, лимфа, межклеточная жидкость)
Лимфа- это жидкость, которая в отличие от крови не имеет в своём составе эритроцитов. Смотрим рисунок №49 на странице 103.Здесь представлено строение лимфатической системы. Лимфа движется по лимфатическим сосудам. По ходу лимфатических сосудов формируются лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, вырабатывающие антитела.
Следующий этап нашей работы - необходимо выяснить круги кровообращения: большой и малый. Для этого используем рисунок №51 на странице106.
Затем работаем в парах по карточкам: один учащийся составляет последовательную цепочку органов малого круга кровообращения, а другой учащийся – органов большого круга кровообращения. Затем проводим взаимопроверку.
(У учащихся на партах карточки с названиями органов: левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек, аорта, лёгочная артерия лёгочные вены, капилляры в лёгких, большая и малая полые вены, капилляры в тканях и органах, артерии).
Назовите и покажите на таблице органы большого и малого круга кровообращения (вызываются учащиеся к доске)
3)Стадия рефлексии
Учащимся предлагается заполнить 4 графу таблицы – «Узнал»
Затем ребята отвечают на вопросы:
- В чём различие в строении артерий, вен и капилляров?
- Какая кровь приходит в сердце из малого круга и из большого круга кровообращения?
- Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая – по артериям малого?
В конце урока выставляются оценки наиболее активным учащимся.
Домашнее задание: параграфы 20 и 21, выполнить лабораторную работу на странице 109.
Литература:
1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
2)О.В.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс. – М.:ВАКО,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"
На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции кровеносной и лимфотической систем....
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике» ФИО (полностью)...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения
урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....