Урок по теме "Круги кровообращения", 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Гуреева Наталья Анатольевна

Урок с использованием модульной технологии по учебнику "Биология. Человек. 8 класс", авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Круги кровообращения.

8 класс

Технология: модульное обучение.

Тип урока: урок усвоения и расширения приобретенных знаний.

Цель урока: в ходе работы с учебными элементами продолжить начатое в курсе зоологии формирование понятий кровеносной системы.

Задачи:

-образовательные: закрепить уже известные знания о кругах кровообращения у млекопитающих на примере человека.

-воспитательные: использовать приобретенные знания для сохранения здоровья.

-развивающие: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать  с информацией учебника и видеофильма, обобщать, используя внутрипредметные связи.

Оборудование: таблица «Круги кровообращения», видео «Круги кровообращения»,  инструктивные карточки к учебным элементам (УЭ), «немые» схемы кровообращения.

Ход урока.

УЭ – 0.  

Учитель сообщает интегрирующую цель урока: в ходе работы с учебными элементами (УЭ) вы должны продолжить начатое в курсе зоологии формирование понятий кровеносной системы, изучив круги кровообращения на примере человека. Запишите в тетради дату и тему урока.

УЭ – 1. Входной контроль (работа в тетрадях).

Цель: определить исходный уровень знаний по теме.

1.Задание: закончите предложения, пользуясь справкой.

Вариант1.

1) Кровь – это … ткань.

2) По артериям кровь всегда течет к ... .

3) Большой круг кровообращения начинается в … .

4) Малый круг кровообращения начинается в … .

5) Самый крупный сосуд, отходящий от сердца, называется … .

Вариант 2.

1)Самый мелкий кровеносный сосуд - … .

2)Малый круг кровообращения заканчивается в … .

3)Большой круг кровообращения заканчивается в … .

4)Вены – это сосуды, по которым кровь всегда течет к… .

5)Кровь, насыщенная кислородом, называется… .

Справка: капилляр, соединительная, к сердцу, от сердца, правый желудочек, правое предсердие, левый желудочек, левое предсердие, аорта, артериальная.

2.Проверка выполненных заданий. За каждый правильный ответ – 1 балл.

УЭ – 2. Работа с текстом учебника и рисунками.

Цель: в ходе работы получить знания о большом и малом кругах кровообращения человека, научиться называть и показывать на рисунке сосуды, по которым движется кровь.

1.Задание: Прочитайте п.21, рассмотрите рисунок 51 на с.106 и сделайте подписи на  выданных вам «немых» схемах кругов кровообращения. За эту работу 2 балла.

2.Внимательно посмотрите видеоролик «Круги кровообращения».

3.Беседа по вопросам. За каждый правильный ответ – 1 балл (доп.)

1.Каковы функции большого круга кровообращения?

2.Каковы функции малого круга кровообращения?

3.Показать по таблице на доске путь крови по сосудам большого круга кровообращения.

4. Показать по таблице на доске путь крови по сосудам малого круга кровообращения.

5.По какой вене течет артериальная кровь?

6. По какой артерии течет венозная кровь?

7.Где находится венечная артерия и какую роль она выполняет?

УЭ – 3. Прослушайте лекцию учителя. Делайте краткие записи в тетрадях. За работу - 2 балла.

Цель: расширить полученные знания по теме.

Лекция – диалог (история открытия кругов кровообращения).

Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще оспаривали их.

Одна из таких истин — большой круг кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно. В течение полутора тысяч лет господства культа Галена в медицине, очевидно, самого долгого и реакционного культа в истории науки, люди считали, будто артериальная и венозная кровь — жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы».

Инакомыслящие были нетерпимы. Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер, который испепелил в Женеве ее автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде — Мигелю Сервету, в Болонье — Карло Руини, в Пизе — Андреа Чезальпино, в Англии — Вильяму Гарвею, — тому, кто поставил последнюю точку.

Уильям Гарвей (1578—1657) родился в Фолкстоуне в графстве Кент, в семье преуспевающего купца. Старший сын и главный наследник, Вильям с радостью поменял «дело» сначала на узкую скамью Кентерберийского колледжа, а затем на долгие годы добровольно заточил себя под своды Кембриджа. В двадцать лет Гарвея влекут естественные науки. По обычаю школяров того времени Вильям отправляется в пятилетнее путешествие. Сначала он едет во Францию, а потом в Германию.

В 1598 году Гарвей отправился в Падуанский университет. Здесь он слушает лекции знаменитого анатома Фабрицио д'Аквапенденте. Этот ученый открыл в венах особые клапаны, однако так и не понял их значения.  Для него они были лишь деталью строения вен.

А вот Гарвей задумался над ролью этих клапанов. Он решается на эксперимент над самим собой. Туго перевязав свою руку, Вильям увидел, как рука ниже перевязки вскоре затекла, вены набухли, а кожа потемнела. Следующий опыт Гарвей произвел над собакой. Он перевязал ей шнурком обе ноги. И снова ниже перевязок ноги начали отекать, а вены набухать. Когда набухшая вена на одной ноге была надрезана, из пореза закапала густая темная кровь. После же надреза на другой ноге выше перевязки из пореза не вытекло ни одной капли крови.

Стало ясно, что ниже перевязки вена переполнена кровью, а над перевязкой крови в ней нет. Ответ напрашивался сам собой, но Гарвей не спешил с выводами. Осторожный исследователь, он много раз проверял свои опыты и наблюдения.

В 1602 году Вильям получил степень доктора и поселился в Лондоне. В 1607 году он получил кафедру в Лондонской коллегии врачей, а в 1609 году Гарвей занял место доктора в госпитале св. Варфоломея. В 1625 году Гарвей становится почетным медиком при дворе Карла I.

Он делает прекрасную карьеру, но наука его интересует больше. Гарвей вскрывает различных животных, но чаще всего кошек, собак, телят. Препарирует ученый и трупы людей: запрещения вскрывать трупы уже не существовало. И всякий раз он рассматривал вены и артерии, разрезал сердце, изучал желудочки и предсердия. С каждым годом Гарвей все лучше и лучше разбирался в сети кровеносных сосудов, строение сердца перестало быть для него загадкой.

В 1616 году ему предложили кафедру анатомии и хирургии в коллегии врачей, а уже на следующий год он излагал свои взгляды на кровообращение. Во время лекции Гарвей впервые высказал убеждение, что кровь в организме непрерывно обращается — циркулирует, и что центральной точкой кровообращения является сердце. Делая подобное заключение, Гарвей опровергал теорию Галена о том, что центром кровообращения является печень.

Загадка пути крови в теле была разгадана. Гарвей наметил схему кровообращения. Но, рассказав о своем открытии на лекции, он не спешил опубликовать его. Вильям занялся новыми опытами и наблюдениями. Ученый, как всегда, обстоятелен и нетороплив. Только в 1628 году, когда Гарвею уже пятьдесят лет, выходит его «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», причем появляется труд в свет не дома, в Англии, а в далеком Франкфурте. Небольшая книга в 72 страницы сделала его бессмертным.

Гарвей считал, что сердце — это мощный мышечный мешок, разделенный на несколько камер. Действуя подобно насосу, оно нагнетает кровь в сосуды (артерии). Толчки сердца — это последовательные сокращения его отделов- предсердий, желудочков, это внешние признаки работы «насоса». Кровь движется по двум кругам, все время возвращаясь в сердце. В большом круге кровь движется от сердца к голове, к поверхности тела, ко всем его органам. В малом круге кровь движется между сердцем и легкими. В сосудах воздух отсутствует, поскольку они наполнены кровью. Общий путь крови: из правого предсердия — в правый желудочек, оттуда — в легкие, из них — в левое предсердие. Это и есть малый круг кровообращения. Честь открытия малого круга кровообращения принадлежит испанцу Сервету. Гарвей этого знать не мог, ведь книга Сервета была сожжена.

Из левого желудочка кровь выходит на пути большого круга. Сначала по крупным, потом по все более и более мелким артериям она течет ко всем органам, к поверхности тела. Обратный путь к сердцу (в правое предсердие) кровь совершает по венам. И в сердце, и в сосудах кровь движется лишь в одном направлении Это происходит потому, что клапаны сердца не допускают обратного тока. Клапаны в венах открывают путь лишь в сторону сердца.

Гарвей, конечно, не знал, как попадает кровь из артерий в вены. Без микроскопа путь крови в капиллярах проследить невозможно. Капилляры открыл итальянский ученый Мальпиги в 1661 году, т е. через четыре года после смерти Гарвея. Вместе с тем Гарвей понимал, что переход крови из артерий в вены нужно искать там, где находятся мельчайшие разветвления артерий и вен.

Не знал Гарвей и роли легких. В его время не только не имели представления о газообмене, но и состав воздуха был неизвестен. Гарвей только утверждал, что в легких кровь охлаждается и изменяет свой состав,

Рассуждения и доказательства, приведенные в книге Гарвея, были очень убедительны. И все же, как только книга появилась, на Гарвея посыпались нападки со всех сторон. Авторитет Галена и других древних мудрецов был еще слишком велик. В числе противников Гарвея были и крупные ученые, и множество врачей-практиков. Взгляды Гарвея были встречены враждебно. Ему даже дали прозвище «Шарлатан». Одним из первых подверг Гарвея уничижительной критике «Царь анатомов», личный врач Марии Медичи — Риолан. За Риоланом — Пои Патен (Мольер отомстил ему за Гарвея, высмеяв в своем «Мнимом больном»), за Патеном — Гоф-фман, Черадини, — противников было куда больше, чем страниц в его книге. «Лучше ошибки Галена, чем истины Гарвея!» — таков был их боевой клич.

Гарвею пришлось пережить много неприятностей, но затем с его учением стали считаться все больше и больше. Молодые врачи и физиологи пошли за Гарвеем, и ученый под конец жизни дождался признания своего открытия. Медицина и физиология вступили на новый, подлинно научный путь. Открытие Гарвея создало коренной перелом в развитии медицинской науки.

Несколько позже было установлено, что время движения крови по сосудам малого круга кровообращения составляет 3-4 секунды, а по сосудам большого -  около 23 секунд.

После лекции 2-3 ученика по желанию зачитывают свои записи (доп. 2 балла).


УЭ – 4. Выходной контроль (самостоятельная работа в тетрадях).

Цель: проверить знания, полученные в ходе урока.

Задание: зашифруйте цифрами последовательность движения крови по малому (А) и большому (Б) кругам кровообращения.

1. Правый желудочек

2. Левый желудочек

3. Аорта

4. Легочная артерия

5. Капилляры легких (венозная кровь превращается в артериальную)

6. Артерии

7. Капилляры в органах (артериальная кровь превращается в венозную)

8. Легочные вены

9. Левое предсердие

10. Мелкие вены

11. Правое предсердие

12. Полые вены


Проверьте свою работу (самоконтроль),  за каждый правильный ответ – 1 балл.

А – 1, 4, 5, 8, 9.

Б – 2, 3, 6, 7, 10, 12, 11.


Оценки за урок и домашнее задание.


Баллы

Оценка

Домашнее задание

19 - 22

5

Молодец! Повтори п. 21.

16 - 18

4

Прочитай еще раз п. 21 и  записи в тетрадях.

13 - 15

3

Прочитай внимательно п.21, записи в тетрадях, объясни термины к п.21 и ответь на вопросы в конце п.21.


 Литература:

1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2003.

2.Биология. Человек. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, автор – составитель Т.В. Чередникова, Волгоград, Учитель, 2005.

3.Биология. 6-11 классы: модульное обучение, автор – составитель В.В. Гаевая, Волгоград, Учитель, 2009.

4.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек», Москва, Вако, 2005.

5.В.Н. Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 8 класс», С - Петербург, Паритет, 2003.

6.Интернет – ресурсы:

http://www.ejonok.ru/nature/%D…круги кровообращения (схема)

Кровообращение.avi на www.youtube.com -  видео

Круги кровообращения.mov на www.youtube.com  - видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Кровообращение".

Урок направлен на формирование не только теоретических знаний, но и на развитие практических умений и навыков. Выбранная тема имеет перспективы в плане воспитания ЗОЖ. Урок формирует позитивные ...

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

Из опыта работы Мясникова А.А.: констпекты уроков "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"

Конспекты уроков по темам:  "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

Урок биологии в 8 классе. Кровь. Кровообращение

Предмет: биологияКласс: 8Раздел: Кровь. КровообращениеТема «Кровь. Кровообращение»Тип урока: Изучение нового материала.Дата: 15.02.2016 г.Дидактическая цельФормирование знаний учащихся о с...

урок биологии в 8 классе по теме "Круги кровообращения" линия основной школы под руководством В.В.Пасечника

Урок по теме : Круги кровообращения. 8 класс, учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дидактические средства: учебник, маршрутный лист, карточки с заданиями, муляж «Сердце», таблицы «Эволюция кро...