Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass_fgos_sonin_n.i.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 р.п. Мулловка
Муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
И.Л. Логвиненко
Приказ № ____
от «___» августа 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Биология»
9 класс
2017 – 2018 учебный год
Составитель: Демкова Елена Анатольевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МС Заместитель директора по УВР
Протокол № ___ Валиуллина Т.С.
от « » августа 2017 г. « » августа 2017 года
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по биологии.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Н.И. Сонина.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
- договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин.
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Содержание учебного предмета
«Биология. Человек» в 9 классе
(68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Введение (9 ч)
Тема 1.1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Скелеты человека и позвоночных, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Тема 1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ( 2 ч)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация
Модели «Происхождение человека», модели остатков материальной первобытной культуры человека, изображения представителей различных рас человека.
Тема 1.3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Тема 1.4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Схемы систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА(56 Ч)
Тема 2.1. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (11 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связь с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями работы эндокринных желёз.
Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов, безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 2.2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Скелет человека, модели отдельных костей, распилов костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 2.3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови.
Тема 2.4. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация
Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений
Тема 2.5. ДЫХАНИЕ (4 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Демонстрация
Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Тема 2.6. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация
Модель торса человека, муляжи внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, воздействие слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Тема 2.7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 2.9. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Схема строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 2.10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (2 ч)
Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Тема 2.11. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 2.12. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния на здоровье факторов окружающей среды.
Тема 2.13. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (2 ч)
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние.
Таблицы, слайды, иллюстрирующие влияние деятельности человека на биосферу.
осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
формирование экологического мышления.
Тематическое планирование учебного предмета «Биология»
(9 класс, 68 часов/ 2 часа в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Из них лабораторных, практических и контрольных работ |
1 | Место человека в системе органического мира. | 2ч. +1ч | 02/IX- 07/ IX | Входная контрольная работа |
2 | Происхождение человека. | 2ч. | 09/IX- 17/ IX | |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1ч. | 18/IX- 21/IX | |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека. | 4ч. | 23 /IX- 05/ X | Л.Р.№1 «Изучение микроскопического строения тканей». Л.Р.№2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» |
5 | Координация и регуляция | 11 ч. | 07/X- 16/XI | Л.Р.№3 «Изучение головного мозга человека ( по муляжам)». П.Р.№1 «Изучение изменения размера зрачка». |
6 | Опора и движение | 8ч. | 18/XI- 14XII | Л.Р.№ 4 «Изучение внешнего строения костей». П.Р.№2«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». П.Р.№3 «Измерение массы и роста своего организма». |
7 | Внутренняя среда организма | 4ч.+ 1ч. | 16/XII- 28/XII | Л.Р.№5 «Изучение строения клеток крови под микроскопом». Контрольный срез за I полугодие |
8 | Транспорт веществ | 4ч. | 13/I- 25/I | П.Р.№4 «Измерение кровяного давления». П.Р.№5 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». |
9 | Дыхание | 4ч. | 27/I- 11/II | П.Р.№6 «Определение частоты дыхания». |
10 | Пищеварение | 5ч. | 12/II- 01/III | Л.Р.№6 «Воздействие желудочного сока на белки,слюны на крахмал». П.Р.№7 «Определение норм рационального питания». |
11 | Обмен веществ и энергии | 2ч | 03/III- 08/III | |
12 | Выделение | 2ч. | 10/III- 15/III | |
13 | Покровы тела | 3ч. | 17/III- 25/III | |
14 | Размножение и развитие | 2ч. | 01\IV- 05\ IV | |
15 | Высшая нервная деятельность | 5ч. | 07/IV- 26/IV | |
16 | Человек и его здоровье | 3ч. | 28/IV- 15/V | П.Р.№8 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения. П.Р.№9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». |
17 | Человек и окружающая среда Итоговая контрольная работа. Резервное время | 2ч. 1ч. 1ч. | 17/V- 24/V | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа по биологии по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....
Рабочие программы по биологии по линии Сонина
Рабочие программы по биологии 5-9 класс(По учебнику Сонина), 10-11класс по учебнику Беляева...