Рабочая программа по биологии 7 класс (И.Н. Пономарева)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

Рабочая программа по биологии 7 класс расчинана на 2 часа в неделю (68 часов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Тематическое планирование

по биологии

На 2017-2018 учебный год

7 класс

количество часов 68 в год, 2 часа в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального образовательного стандарта, учитывая новые методы, технологии и требования, предъявляемые к учебной деятельности в преддверии ФГОС ООО; учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы» И.Н.Пономарёва, Т.С. Сухова, В.И. Строганов и др.  Вентана-Граф, 2011 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Для учителя:

  • В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.  «Биология. Животные»  Учебник для 7 класса, М.:Вента-Граф, 2014г.288с;
  • Л.В. Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов, «Дидактические карточки-задания по биологии 7 класс»,М.:Вента-Граф, 2010 г.;
  • DVD«Школа 1С» Биология 7 класс;
  • В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин «Экология животных 7 класс», М.:Вента-Граф, 2008 г.;
  • С.В. Суматохин, В.С. Кучменко, «Рабочая тетрадь 7 класс № 1-2», », М.:Вента-Граф, 2012 г.;

Для ученика:

  • В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.  «Биология. Животные»  Учебник для 7 класса, М.:Вента-Граф, 2014г;
  • С.В. Суматохин, В.С. Кучменко, «Рабочая тетрадь 7 класс № 1-2», », М.:Вента-Граф, 2012 г.;

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что данная программа включает в себя: сведения о многообразии животного мира и его систематике, в ней отражены родственные отношения между организмами и история развития животного мира. В процессе обучения у учащихся складываются представления о целостности организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой. На конкретном материале учащиеся имеют возможность изучать биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении с многообразным проявлением свойств организмов, взаимосвязями животных с окружающей средой.

В целях обеспечения понимания учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, которая отражает длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей и с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Система уроков ориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу, подбору информации и ее грамотному представлению.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  1. Проверочных/контрольных работ – 13 (из них с применением электронных тестов - 9);
  2. Лабораторных работ – 10 (из них в виде интерактивной работы - 6);
  3. Практических/самостоятельных работ – 15 (из них с использованием ИКТ - 8);

Рабочая программа имеет целью развитие у учащихся понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия и способствует решению следующих задач изучения биологии на 2 ступени образования:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы;
  • формирование экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • формирование у учащихся технологической грамотности, т.е. умения решать учебные и практические задачи  с использованием информационных и коммуникационных технологий;
  • помочь учащимся, используя ИКТ, научиться поиску информации, ее анализу и использованию, а также оценке информации;
  • показать возможности использования ИКТ технологий для представления своего проекта или исследовательской работы;
  • создание условий для приобретения опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание ответственности, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с интересами и способностями ребенка.

Данная программа составлена для реализации курса «Биология. Животные», который является частью курса «Биология», изучаемого в средней школе с 6 по 11 класс и разработан в логике концентрической структуры.

Ключевая идея курса заключается в повышении биологической грамотности учащихся.

Специфика курса биологии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме:

  • индивидуальной работы с увеличительными приборами;
  • индивидуальной или групповой работы во время лабораторных  и практических работ с живыми объектами, коллекциями живых организмов или муляжами;
  • интерактивной лабораторной работы;
  • индивидуальной или групповой исследовательской работы;
  • экскурсии в живую природы или заочной экскурсии с использованием видео или презентаций учителя или учащихся;

Биологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона биологического образования связана с формированием познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием универсальных умений на основе практической деятельности, духовная – с эстетическим, эмоциональным и общекультурным развитием человека, как личности.

Практическая полезность изучения биологии обусловлена тем, что биология – это фундаментальная наука, которая является основой для многих отраслей. К ним можно отнести селекцию и генетику, биотехнологию, медицину, а также отрасли производств, которые непосредственно связаны с различными живыми организмами, как то, сельское хозяйство, очистка сточных вод, строительство, создание технических устройств и систем на основе принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Велика роль биологических знаний для сохранения жизни на Земле и защите биоразнообразия.

Духовная сторона связана с творческим отражением природы, т.е. с культурой и моральной стороной развития личности.

Без базовой биологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как биология - это неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Биологическое образование вносит свой вклад в защиту окружающей среды, в развитие направлений природопользования и познание законов природы.

Обучение биологии дает возможность с использованием системно-деятельностного подхода формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  1. Личностные – знание основных принципов и правил отношения к живой природе; мотивация, направленная на ее изучение, с помощью новейших технологий, умение доказывать и защищать свои идеи, объективно оценивать работу окружающих, использовать возможности ресурсов единой образовательной информационной среды для самообразования и подготовки к проверочным работам;
  2. Регулятивные - умение видеть проблему, ставить учебную задачу, планировать работу и корректировать ее по мере выполнения учебной задачи;
  3. Познавательные - умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, работать с разными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  4. Коммуникативные – умение работать в паре и в команде, организация совместной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии или представления предметного содержания, представлять информацию в электронном виде с использованием привычных форматов приложений (PowerPoint,Excel,Word).

Новизна данной программы определяется тем, что она построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры. В данной программе усилена практическая направленность деятельности учащихся, что способствует развитию естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических методов, технологий и систем оценивания:

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. разноуровневое обучение;
  4. коллективную систему обучения;
  5. технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  6. исследовательские методы в обучении;
  7. проектные методы обучения;
  8. технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  9. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  10. информационно-коммуникационные технологии;
  1. презентационные технологии;
  2. цифровой микроскоп;
  3. системы голосования для оценивания работы и составления рейтинга учащихся;
  4. элементы дистанционного образования (работа с тестами на сайте преподавателя при подготовке к контрольным работам);
  5. дистанционные олимпиады (повышение мотивации к учению и самообразованию);
  6. программные педагогические средства (1С: Школа Биология. Животные);
  7. электронные тесты с использованием АИС «Знак»;
  8. возможности сети Интернет – интерактивные лабораторные и практические работы по биологии (www.virtulab.net);
  9. мобильный класс (для проведения лабораторных работ, работы с нелинейными текстами и подготовке исследовательских и проектных работ);
  10. электронная почта для предварительного ознакомления с работами учащихся;
  1. здоровьесберегающие технологии;

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах экскурсий, исследовательской и проектной работы, предметных и межпредметных игр и конкурсов, олимпиад очных и дистанционных.

Тематический план

Название темы 

Кол-во часов

1

Общие сведения о мире животных.

4

2

Строение тела животных.

3

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

5

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6

Тип Моллюски

5

7

Тип Членистоногие

7

8

Тим Хордовые

33

9

Резерв

3

Итого:

68

Поурочное планирование

проведения занятий по биологии в 7-х классах

в 2015-2016 учебном году

Дата

урока

Тема урока

Основные термины и понятия

Формируемые умения и навыки

Материал повторения

Использование ИКТ

Домашнее

 задание

КЭСы

Коррекция

Тема 1. Общие сведения о мире животных (4 часа)

1 неделя сентября

Правила техники безопасности и их соблюдение на уроках в кабинете биологии. Зоология - наука о животных.

зооологияз

- знать понятие «зоология»

- знать сходство и различия животных и растений

Презентация,

видеофрагмент

№ 1вопр

1 неделя сентября

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в  природе. Роль и место животных в природных сообществах.

Среды жизни, место обитание, хищничество, симбиоз, конкуренция, паразитизм, квартиранство, экосистема, пищевые связи, биогеоценоз

- знать типы взаимоотношений животных в природе

- знать среды жизни животных

Зоология, дикие, домашние животные

Презентация,  фото

№ 2 вопр

2 неделя сентября

Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных.

Классификация, вид, популяция, систематика, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид

- знать классификацию животных, и их систематические группы

- знать понятия «вид», «популяция», «систематика»

Среды жизни, место обитание, хищничество, симбиоз, конкуренция, паразитизм, квартиранство

Презентация, схема

№ 3 вопр

2 неделя сентября

Краткая история развития зоологии.

Позвоночные, беспозвоночные

- знать роль академических экспедиций в изучении животного мира

- знать этапы развития науки зоологии

вид, популяция, систематика, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид

Презентации, фото

№ 4 вопросы

Тема 2. Строение тела животных (3 часа)

3 неделя сентября

Клетка. Ткани.

Клетка, цитология, клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр

- знать основные органоиды клетки и их функции

- уметь объяснить чем отличаются клетки животных от клеток растений

Позвоночные, беспозвоночные

Презентации, схема

№5

3 неделя сентября

Органы и системы органов

Дыхательная система, выделительная, кровеносная,

- знать план строения тела животных

- знать основные системы органов животных, их функции

Клетка, цитология, клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр

Презентации, схема

№6 вопросы, под-ка к к.р. №1

4 неделя сентября

Контрольная работа №1 на тему: «Общие сведения о мире животных. Строение тела животных».

Повторение

Тема 3. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные ( 5 часов)

4 неделя  сентября

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Ложноножки, вакуоль, циста

- знать среду обитания, строение и передвижение амебы

- знать разнообразие саркодовых

цитология, клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды,

Презентация, фото

№ 9 вопр.

1 неделя  октября-сентября

Класс Жгутиконосцы. Многообразие простейших.

Жгутиконосцы, жгутик, глазок, базальное тельце, вольвокс, автотрофное, гетеротрофное питание

- знать среду обитания и внешнее строение эвглены зеленой

- знать разнообразие жгутиконосцев

Ложноножки, вакуоль, циста

Презентация

№ 10 вопр., под-ка к л.р. №1

 1 неделя  октября

Тип Инфузории, или Ресничные. Лабораторная работа №1 на тему: «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Порошица, конъюгация

- знать среду обитания, строение и передвижение инфузории-туфельки

- знать многообразие инфузорий

Жгутиконосцы, жгутик, глазок, базальное тельце, вольвокс, автотрофное, гетеротрофное питание

Презентация, видеофрагмент

№ 11

2 неделя  октября

Многообразие простейших. Подготовка к контрольной работе.

Дизентерия, малярийный плазмодий, споровики

- знать общие черты простейших, их функции

- знать меры предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией

Порошица, конъюгация

Презентация, видеофрагмент

№ 12 , под-ка к к.р. №2

2 неделя  октября

Контрольная работа № 2 по теме :

 «Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные»

Повторение

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные ( 2 часа)

3 неделя  октября

Анализ  контрольной работы № 2.  Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

Кишечнополост-ные

Презентация, видеофрагменты

№13

Под-ка к к.р.№2

3 неделя  октября

Морские кишечнополостные.

№14

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов)

4 неделя  октября

Тип Плоские черви. Белая планария

Мезодерма, паренхима, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы

- знать места обитания и общие черты строения

Кишечнополостные

Презентация, видеофрагмент

№15, вопросы

4 неделя  октября

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Сосальщики, кутикула, присоски, крючки

- знать цикл развития печеночного сосальщика

- знать приспособления свиного цепня к паразитическому образу жизни

- знать меры защиты от заражения паразитическими червями

- уметь объяснить как отражается влияние среды обитания на строении паразитических червей

Мезодерма, паренхима, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы

Презентация, видеофрагмен, схема

№16 вопросы

5 неделя  октября

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Первичная полость тела, анальное отверстие, выделительное отверстие, щетинки

- знать внешнее и внутреннее строение Круглых червей

Сосальщики, кутикула, присоски, крючки

презентации

№17 вопросы, под-ка к л.р.№2

5 неделя октября

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

Гидроскелет, сегменты, щупальца, усики, параподии

- знать место обитание, строение и жизнедеятельность многощетинковых червей

Первичная полость тела, анальное отверстие, выделительное отверстие, щетинки

Таблица, схема, презентация

№18, вопросы, под-ка к л.р.№2

 2 неделя ноября

Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа №2 на тему: «Изучение внешнего строения дождевого червя».Подготовка к контрольной работе.

Мускулатура, гермафродиты, перекрестное оплодотворение

- знать места обитания и внешнее строение дождевого червя, пиявки

Гидроскелет, сегменты, щупальца, усики, параподии

Таблица,  презентация

№19 вопросы, под-ка к к.р. №3

2 неделя ноября

Контрольная работа №3 на тему: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

Экосистема, свойства биогеоценоза

Фото, схема, презентация

Повторение

Тема 6. Тип Моллюски (5 часов)

3 неделя ноября

Анализ контрольной работы № 3. Общая характеристика типа Моллюски Лабораторная работа №3 на тему: « Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков».

Асимметрия, мантия, терка, слюнные железы, нога, печень, жабры, сердце, почки,

- знать внешнее и внутреннее строение моллюсков

- умение объяснить роль моллюсков в природе и жизни человека

Мускулатура, гермафродиты, перекрестное оплодотворение

Презентация, видеофрагмент

№20, вопросы

3 неделя ноября

Класс Брюхоногие моллюски

Легкие, жабры, аорта, артерии, желудок, предсердия, капилляры

- знать среду обитания, внешнее и внутреннее строение

- уметь объяснить роль в природе и значение для человека

Асимметрия, мантия, терка, слюнные железы, нога, печень, жабры, сердце, почки,

Видеофрагмент, презентация

№ 21, вопросы

4 неделя ноября

Класс Двустворчатые моллюски

Биссус, сифоны, жемчуг

- знать особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности двустворчатых моллюсков

- уметь объяснить значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека

Легкие, жабры, аорта, артерии, желудок, предсердия, капилляры

Презентация, фото

№22, вопросы

4 неделя ноября

Класс Головоногие моллюски

Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, мозг

- знать особенности внешнего строения и передвижения головоногих моллюсков

Биссус, сифоны, жемчуг

Презентация, фото

№23, вопросы

1 неделя декабря

Контрольная работа №4 на тему: « Тип Моллюски».

Повторение

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

1 неделя декабря

Класс Ракообразные

Брюшко, головогрудь, хитин, фасеток, ногочелюсти, гемолимфа, зеленые железы, клешни

- знать образ жизни, внешнее и внутреннее строение речного рака

- знать роль ракообразных в природе

Биссус, сифоны, жемчуг

Видеофрагмент, фото

№24, вопросы

2 неделя декабря

Класс Паукообразные

Хелицер, паутина, ногощупальца, трахея, мальпигиевы сосуды

- знать образ жизни, внешнее и внутреннее строение паукообразных

- знать значение паукообразных

Брюшко, головогрудь, хитин, фасеток, ногочелюсти, гемолимфа, зеленые железы, клешни

Фото, таблица

№25, вопросы

Под-ка к л.р. №4

2 неделя декабря

Класс Насекомые. Лабораторная работа №4 на тему: «Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними».

Крылья, трахея, мальпигиевы сосуды

- знать внешнее и внутреннее строение черного таракана

- знать образ его жизни

Хелицер, паутина, ногощупальца, трахея, мальпигиевы сосуды

 фото, презентация

№26, вопросы

3 неделя декабря

Типы развития насекомых

Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые

- знать  насекомых с неполным и полным превращением

- знать признаки основных групп насекомых

Крылья, трахея, мальпигиевы сосуды

Презентация, фото

№27, вопросы

3 неделя декабря

Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Общественные насекомые, рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд

- знать общественных насекомых

- уметь объяснить почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым

Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые

Видеофрагмент, презентация, таблица

№28, вопросы

4 неделя декабря

Насекомые- вредители растений. Подготовка к контрольной работе «Тип Членистоногие»

Вредители сельскохозяйственных культур, методы борьбы с ними

- знать вредителей селькохозяйственных культур

- знать методы борьбы с ними

Общественные насекомые, рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд

Видеофрагмент, презентация,

№29

4 неделя декабря

Контрольная работа №5 на тему: «Тип Членистоногие».

Повторение

Тема 8. Тип Хордовые (33 часа)

3 неделя января

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Бесчерепные, ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость.

- знать общие признаки хордовых животных

- знать особенности внутреннего строения хордовых животных

Вредители сельскохозяйственных культур, методы борьбы с ними

Видеофрагмент, презентация

№31, вопросы, под-ка к л.р.№5

3 неделя января

Подтип черепные. Общая характеристика. Рыбы. Общая характеристика. Лабораторная работа №5 на тему: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Хвост, чешуи, плавники, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия.

- знать внешнее строение и особенности передвижения рыб

Бесчерепные, ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость.

презентация

№32, вопросы, под-ка к л.р. №6

4 неделя января

Внутреннее строение костной рыбы. Внутреннее строение и особенности размножения рыб. Лабораторная работа №6 на тему: «Внутреннее строение рыбы»

Позвоночник, ребра, жаберные дуги, пояса конечностей, плавательный пузырь, головной мозг, спинной мозг, мочеточники, мочевой пузырь

- знать внутреннее строение рыбы

Хвост, чешуи, плавники, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия.

Видеофрагмент, презентация

№33, вопросы

4 неделя января

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Костные рыбы, лучеперые, костистые рыбы, осетрообразные, лопастеперые рыбы, двоякодышащие, кистеперые

- знать основные систематические группы рыб

Позвоночник, ребра, жаберные дуги, пояса конечностей, плавательный пузырь, головной мозг, спинной мозг, мочеточники, мочевой пузырь

Видеофрагмент, презентация

№34, вопросы

5 неделя января

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.

Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация.

- знать какие рыбы разводят в прудовых хозяйствах, каково их практическое значение

- уметь объяснить значение прудов полного прудового хозяйства

Костные рыбы, лучеперые, костистые рыбы, осетрообразные, лопастеперые рыбы, двоякодышащие, кистеперые

Видеофрагмент, презентация

№35, под-ка к к.р.№6

5 неделя января

Контрольная работа №6 на тему: «Подтип Бесчерепные и Черепные».

Повторение

1 неделя февраля

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Лабораторная работа №7 на тему: «Изучение скелета лягушки».

Шейный,туловищный, крестцовый и хвостовой  отделы позвоночника

- знать внешнее и внутреннее строение земноводных

-знатьместа обитания земноводных

Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация.

Видеофрагмент, презентация, фото

№36, вопросы, под-ка к л.р.№8

1 неделя  февраля

Строение и деятельность систем внутренних органов. Лабораторная работа №8 на тему: «Изучение внутреннего строения лягушки».

Тонкий кишечник, толстый кишечник, клоака, большой и малый круг кровообращения

- знать внутреннее строение лягушки

-знать строение и функции пищеварительной системы, органов дыхания, кровеносную систему

Шейный,

туловищный, крестцовый и хвостовой  отделы позвоночника

Видеофрагмент, презентация, фото

№37, вопросы

2 неделя  февраля

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 

Зимовка, годовой жизненный цикл, оцепенение

- знать размножение и развитие земноводных

Тонкий кишечник, толстый кишечник, клоака, большой и малый круг кровообращения

презентация, схема

№38

2 неделя  февраля

Многообразие земноводных.

головастик, регенерация, амфибии

- значение земноводных в природе и жизни человека

Зимовка, годовой жизненный цикл, оцепенение

презентация, схема

№ 39 под-ка к к.р.№7

3 неделя  февраля

Контрольная работа №7 на тему: «Класс Земноводные».

Повторение

3 неделя  февраля

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся ( на примере ящерицы). Лабораторная работа №9 на тему: «Изучение внешнего строения пресмыкающихся».

Роговой покров, выползок, шея, грудная клетка.

- знать особенности внешнего строения пресмыкающихся

- знать особенности строения скелета связанных с их жизнью на суше

Зимовка, годовой жизненный цикл, оцепенение, головастик, регенерация, амфибии

Видеофрагмент, презентация, фото

№40, вопросы

4 неделя февраля

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

Желудочный сок, ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка

- знать строение кровеносной , нервной системы пресмыкающихся

- знать особенности поведения рептилий которые способствуют успешному размножению

Роговой покров, выползок, шея, грудная клетка.

презентация, фото

№41, вопросы

4 неделя февраля

Многообразие пресмыкающихся

Сросшиеся веки, костный панцирь,

- знать представителей пресмыкающихся, их значение

Желудочный сок, ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка

презентация, фото

№42,

1 неделя марта

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

динозавры, котилозавры

- знать роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Сросшиеся веки, костный панцирь

презентация, фото

№43

Под-ка к к.р.№ 8

1 неделя марта

Контрольная работа №8 на тему: «Класс Пресмыкающиеся»

Повторение

2 неделя марта

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №10 на тему: «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Клюв, надклювье, контурные перья, пух, опахало, очин, копчиковая железа.

- знать особенности внешнего строения птиц, типы перьев, их значение

Сросшиеся веки, костный панцирь, динозавры, котилозавры, гаттерия.

презентация, видеофрагмент

№44, вопросы,

Под-ка к л.р..№11

2 неделя марта

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Лабораторная работа №11 на тему: «Строение скелета птицы»

Спинная кость, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка, подключичные мышцы

- знать строение скелета птицы

-знать особенности расположения и строения мышц птиц, строение таза

Клюв, надклювье, контурные перья, пух, опахало, очин, копчиковая железа.

презентация, видеофрагмент

№45, вопросы,

3 неделя марта

Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы

Мускульный желудок, нижняя гортань, голосовые связки, воздушные мешки, двойное дыхание

- знать внутреннее строение птиц

-знать строение дыхательной, пищеварительной, кровеносной систем

Спинная кость, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка, подключичные мышцы

презентация

№46, вопросы

3 неделя марта

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. Лабораторная работа №12 на тему: «Изучение строения куриного яйца»

Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы

- знать особенности строения органов размножения птиц

- знать этапы формирования яйца до его откладывания

Мускульный желудок, нижняя гортань, голосовые связки, воздушные мешки, двойное дыхание

Презентация, схема

№47 вопросы

4 неделя марта

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Значение и охрана птиц.

Пингвины, страусовые, птицы леса, водоплавающие, хищные

- знать основные группы этого класса

- уметь объяснить понятие «экологические группы птиц»

Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы

Презентация, видеофрагмент

№48, 49 вопросы, под-ка к к.р. №9

4 неделя марта

Контрольная работа №9 на тему: «Класс Птицы»

Повторение

2 неделя апреля

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, волосяная сумка, млечные железы, пахучие железы

- знать общие признаки млекопитающих

- знать строение кожи млекопитающих, железы

Пингвины, страусовые, птицы леса, водоплавающие, хищные

Презентация, видеофрагмент

№51

вопросы, под-ка к л.р.№13

2 неделя апреля

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Лабораторная работа №13 на тему: «Строение скелета млекопитающих»

Диафрагма, губы, резцы, клыки, предкоренные, коренные, сложный желудок

- знать внутреннее строение млекопитающих

- знать особенности строения скелета головы, туловища, конечностей

Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, волосяная сумка, млечные железы, пахучие железы

Презентация

№52

вопросы,

3 неделя апреля

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы

Преддверие рта, желудок, яйцевод, печень, пищевод, легкие, сердце

- знать строение пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем

Диафрагма, губы, резцы, клыки, предкоренные, коренные, сложный желудок

Презентация

№52

вопросы,

3 неделя апреля

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих

Плацента, линька, зимовка

- знать происхождение и многообразие млекопитающих

- знать размножение и развитие млекопитающих

Преддверие рта, желудок, яйцевод, печень, пищевод, легкие, сердце

Презентация, видеофрагмент

№53

вопросы,

4 неделя апреля

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

Отряды насекомые, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные

- знать по каким признакам отряд Насекомоядные относится к наиболее примитивным плацентарным млекопитающим

Плацента, линька, зимовка

Презентация

№55

вопросы,

4 неделя апреля

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

Ласты, зубатые и усатые киты, китовый ус, копыта, жвачка, цедильный аппарат

- знать особенности строения и образа жизни отрядов Ластоногие и Китообразные

Отряды насекомые, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные

Презентация, видеофрагмент, фото

№56

вопросы,

5 неделя апреля

Отряд Приматы. Экологические группы Млекопитающих.

Мимика, ногти

- знать черты строения отряда

- уметь объяснить сходства людей с другими представителями семейства Человекообразных обезьян

Ласты, зубатые и усатые киты, китовый ус, копыта, жвачка, цедильный аппарат

Презентация видеофрагмент, фото

№57

вопросы,

5 неделя апреля

Значение Млекопитающих для человека.

Домашние звери, молочные, мясные, овцеводство

- знать направления животноводства, предков домашних животных

Мимика, ногти

Презентация видеофрагмент, фото

№59

вопросы,

1 неделя мая

Контрольная работа

№ 10 на тему: «Класс Млекопитающие»

Повторение

2 неделя мая

Доказательства эволюции животного мира

Палеозой, мезозой, кайнозой, эволюция

- знать стадии эмбрионального развития позвоночных

- знать факторы эволюции органического мира

Домашние звери, молочные, мясные, овцеводство

Презентация видеофрагмент

№60, вопросы

2 неделя мая

Основные этапы развития животного мира

Дегенерация, уровни организации жизни, продуценты, консументы, редуцеты

- знать этапы развития животного мира

- знать особенность строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Палеозой, мезозой, кайнозой, эволюция

Презентация видеофрагмент

№61, вопросы

3 неделя мая

Резервный урок

3 неделя мая

Резервный урок

4 неделя мая

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...