Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса. Расчитана на 1 час в неделю (35 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 6 класс. | 51.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по биологии
На 2017-2018 учебный год
6 класс
количество часов 34 в год, 1 час в неделю
планирование составлено на основе
сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011
Составитель: учитель биологии Савина В.В.
г. Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 67 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Региональный компонент представлен краеведческим материалом в объеме 10%. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности , способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах
Цель обучения Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования к результатам освоения программы
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | В том числе на: | |||
уроки | лабораторные работы | контрольные работы | экскурсии | |||
1 | Наука о растениях - ботаника. | 4 | 4 | |||
2 | Органы цветковых растений | 8 | 4 | 4 | ||
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 5 | 1 | 1 | |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | 9 | 1 | ||
5 | Природные сообщества | 5 | 3 | 1 | 1 | |
Итого : | 34 | 25 | 6 | 2 | 1 |
Содержание разделов и тем учебного курса
Наука о растениях - ботаника ( 4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Органы цветковых растений. ( 8ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».
Перечень материально-технического обеспечения
- Мультимедийный пректор;
- Наглядные пособия;
- муляжи плодов;
- разборная модель цветка;
- гербарий;
- Лабораторное оборудование:
- предметные стекла;
- покровные стекла;
- микропрепараты;
- препаровальные иглы;
- микроскоп лабораторный и ученический;
- скальпель;
- пинцет;
- фильтровальная бумага;
4. Печатные пособия:
- таблицы;
- карты;
- атласы.
Информационные источники
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
- Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
- И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
Список литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Список литературы для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
- Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Вид, форма контроля | Тип урока | Материально-техническое обеспечение | Дата | Примечание (ЕГЭ, корреционная работа, | |||
предметные | метапредметные | проведения | фактическая | ||||||||
Раздел 1. Наука о растениях - ботаника. | |||||||||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | Знать: формы растений, значение растений, основные органы растений Уметь: давать определения ботаника , находить органы у растения, определять их функцию | — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. | Устный опрос | Беседа | Гербарий, таблица "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения" | 1-я неделя сентября | |||
2 | Многообразие жизненных форм растений. Видовое разнообразие растений Западной Сибири. | 1 | Знать: основные экологические факторы и их влияние на растения Уметь: определять растения разных экологических зон | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | Презентация | Медиапроектор, гербарий | 2-я неделя сентября | ||||
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки. уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;работать с лупой и микроскопом ;готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
| Тестирование и индивидуальная работа с карточками | Беседа | Лупа. микроскоп, фильтровальная бумага, таблица "Строение растительной клетки", йод | 3-я неделя сентября | ||||
4 | Ткани растений. | знать: характерные признаки различных растительных тканей уметь: распознавать различные виды тканей. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Тестирование и индивидуальная работа с карточками | Беседа | Таблица "Ткани растений" | 4-я неделя сентября | ||||
Раздел 2. Органы цветковых растений | |||||||||||
5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 " Строение семени фасоли". | 1 | Знать: части корня, их функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Индивидуальная работа с карточками и тестирование | Беседа /Лабораторная работа | Таблица "Строение и прорастание семян фасоли", лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели | 1-я неделя октября | |||
6 | Условия прорастания семян | 1 | Знать: роль воды и воздуха в прорастании семян; значение запасных питательных веществ. Уметь: объяснять зависимость прорастания семян | Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | Тестирование | Беседа | Коллекции семян, сухие и проросшие семена | 2-я неделя октября | |||
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 "Строение корня проростка". | 1 | Знать: части корня, их функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | Презентация/Лабораторная работа | Медиапроектор, проростки фасоли, гороха, луковицы с клубнями, таблицы "Строение корня растения", "Вегетативные органы растения", "Цветковое растение и его органы". | 3-я неделя октября | |||
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 "Строение вегетативных и генеративных почек" | 1 | Знать: части побега, их строение и функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Тестирование | Лекция /Лабораторная работа | Таблица "Строение побега", лупы, гербарии пинцеты, препаровальные иглы, скальпели | 4-я неделя октября | |||
9 | Лист, его строение и значение. | 1 | Знать: части листа, типы листьев Уметь: показывать их, называть | Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа | Биологический диктант | Презентация | Медиапроектор, комнатные растения. гербарий листа ивы, схема процесса фотосинтеза. | 1-я неделя ноября | |||
10 | Стебель , его строение и значение. Лабораторная работа №4 " Внешнее строение корневища, клубня и луковицы" | 1 | Знать: части стебля, их строение и функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Фиксировать результаты исследований. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | Лекция с элементами беседы/Лабораторная работа | Поперечные спилы деревьев, таблицы "Внешнее строение стебля", "Внутреннее строение стебля", луковица, клубень картофеля | 2-я неделя ноября | |||
11 | Цветок, его строение и значение. | 1 | Знать: части цветка, их строение и функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение, распознавать генеративные и вегетативные части цветка | Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос | Презентация, беседа | Медиапроектор, цветущие комнатные растения, разборная модель цветка, таблица "генеративные органы растений" | 3-я неделя ноября | |||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | Знать: части плода, их строение и функции, типы плодов Уметь: называть и объяснять их значение | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | Биологический диктант | Презентация, беседа | Медиапроектор, разборная модель цветка, сухие и сочные плоды, таблица "Типы плодов". | 4-я неделя ноября | |||
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений | |||||||||||
13 | Минеральное питание растений и значение воды. | 1 | Знать: особенности корневого питания, элементы, необходимые растению, пути продвижения веществ внутри растения Уметь: объяснять действие элементов питания на растение | Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Лекция | Таблицы "Передвижение веществ по растению", "запасные вещества растений, , комнатные растения | 1-я неделя декабря | |||
14 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | 1 | Знать: этапы фотосинтеза, вещества и условия, необходимые для этого процесса Уметь: давать определение фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза | Обосновывать космическую роль зеленых растений | Биологический диктант | Презентация | Медиапроектор, схема фотосинтеза, таблица "запасные вещества растений" | 2-я неделя декабря | |||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | Знать: отличия фотосинтеза и дыхания Уметь: объяснять суть дыхания и его значение | Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни | Тестирование | Беседа | Схема фотосинтеза, таблица "запасные вещества растений" | 3-я неделя декабря | |||
16 | Контрольная работа № 1 | 1 | Систематизировать и обобщать материал | Контрольная работа | 4-я неделя декабря | ||||||
17 | Размножение и оплодотворение растений. | 1 | Знать: способы бесполого и полового размножения Уметь: приводить примеры, сравнивать половое и бесполое размножение у растений | Доказывать обоснованность определения "двойное оплодотворение" применительно к цветковым растениям | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Беседа | Разборная модель цветка, таблица "генеративные органы растений", модели тычинки, пестика. | 2-я неделя января | |||
18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5 " Черенкование комнатных растений" | 1 | Знать: типы размножения, их отличия и значение, термины и их значение Уметь: объяснять этапы полового размножения растений, значение вегетативного размножения, отличать половое и вегетативное размножение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Презентация /лабораторная работа | Медиапроектор, рисунки и фотографии растений, клубень картофеля. луковица, таблицы: "вегетативное размножение растений" ," вегетативное размножение растений". | 3-я неделя января | |||
19 | Рост и развитие растений. | 1 | Знать: этапы развития растения, условия прорастания семян Уметь: объяснять причины периодичности роста растений | Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды | Тестирование | Лекция | Таблицы : "Оплодотворение цветковых растений, "Возрастные изменения в жизни растений", гербарии растений, семена | 4-я неделя января | |||
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира. | |||||||||||
20 | Систематика растений, ее значение для ботаники. | 1 | Знать: таксоны растений, последовательность соподчинения таксонов, семейства и признаки семейств Уметь: располагать их по порядку, объяснять смысл классификации растений, распределять семейства по классам и семействам | — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Лекция с элементами беседы | Комнатные растения, таблицы основных отделов растений | 1-я неделя февраля | |||
21 | Водоросли, их многообразие в природе. | 1 | Знать: строение водорослей, типы их размножения, их значение, понятие Цикл развития Уметь: распознавать части водорослей и объяснять их функции, перечислять этапы их развития | Тестирование | Презентация | Медиапроектор, Таблица "Одноклеточные водоросли", "Многоклеточные водоросли", живые водоросли | 2-я неделя февраля | ||||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | Знать: строение мхов, типы их размножения, их значение, понятие Цикл развития Уметь: распознавать части мхов и папоротников и объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Биологический диктант | Беседа/ лабораторная работа | Таблицы "Растения болот", "Зеленый мох кукушкин лен", "Сфагновые мхи и их строение"гербарные материалы мхов | 3-я неделя февраля | ||||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | 1 | Знать: строение и размножение папоротников ,плаунов, хвощей Уметь: объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Лекция с элементами беседы. | Таблица "Цикл развития папоротника", гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников | 4-я неделя февраля | ||||
24 | Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | Знать: строение голосеменных, их размножение, их значение Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Беседа | Побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, таблица "Строение и размножение сосны" | 1-я неделя марта | ||||
25 | Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | Знать: строение покрытосеменных, их размножение, их значение Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять причины господства на планете | Тестирование | Лекция с элементами беседы | Комнатные растения, муляжи плодов культурных растений, таблица "Дикорастущие и культурные растения, таблицы с изображениями различных цветковых растений | 2- неделя марта | ||||
26 | Семейства класса Двудольные. | 1 | Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств Уметь: распознавать представителей семейств. | Применять приемы работы с определителем растений | Тестирование | Лекция с элементами беседы | Таблицы семейств, коллекции и муляжи плодов, гербарии растений | 3-я неделя марта | |||
27 | Семейства класса Однодольные | 1 | Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств Уметь: распознавать представителей семейств. | Применять приемы работы с определителем растений | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Лекция с элементами беседы | Таблицы семейств, коллекции и муляжи плодов, гербарии растений | 4-я неделя марта | |||
28 | Историческое развитие растительного мира. | 1 | Знать: этапы развития растений, особенности разных групп растений, причины эволюции Уметь: давать определение эволюции, естественного отбора, борьбы за существование, объяснять причины возникновения приспособлений у растений | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений. | Тестирование | Презентация | Медиапроектор, таблицы: "Развитие растительного мира, гербарии мхов, плаунов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. | 1-я неделя апреля | |||
29 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. | 1 | Знать: группы культурных растений, центры их возникновения Уметь: давать определение селекции и сорта, объяснять суть искусственного отбора, его отличие от естественного | Характеризовать значение растений в жизни человека | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Беседа | Медиапроектор, таблицы: "Развитие растительного мира, гербарии мхов, плаунов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. | 2- неделя апреля | |||
Раздел 5.Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса | |||||||||||
30 | Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. . | 1 | Знать: части биогеоценоза, их функции, основные биотопы планеты Уметь: давать определения биогеоценоза, экосистемы, распределять растения по биотопам и объяснять их приспособленность к условиям местообитаний | Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества | Тестирование | Лекция с элементами беседы | Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота". | 3- неделя апреля | |||
31 | Экскурсия | Знать: растения на изучаемой территории, Уметь: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. | Выполнять исследовательскую работу : находить изучаемые виды растений , определять количество ярусов в природном сообществе, отмечать весенние явления в природе | Групповая работа по карточкам | Лупы | 4-я неделя апреля | |||||
32 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | 1 | Знать: особенности расположения растений в лесных сообществах, экологические группы растений, отличия агроценоза Уметь: объяснять причины ярусности, развития экосистем | Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции | Устный опрос | Лекция с элементами беседы | Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота". | 1-я неделя мая | |||
33 | Смена природных сообществ и ее причины. | 1 | Знать: причины смены природных сообществ Уметь: объяснять причины неустойчивости агроценозов и природных сообществ | Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам | Заключительная беседа. | Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота", "Смена растительных сообществ". | 2-я неделя мая | ||||
34 | Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса. | 1 | Систематизация и обобщение знаний | 3-я неделя мая | |||||||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...