Рабочая программа по биологии 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
· освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
· овладение умениями жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_biologiya.docx | 46.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, географии, химии от 26.08.16 протокол № 1 Руководитель МО ___/С.А.Карташова/ | Согласовано на заседании методического совета от 29.08.16 протокол № 143 Руководитель МС ______/Н.Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от29.08.16 протокол №143 Директор МАОУ СШ №51 ________/С.В. Бедрова/ |
Рабочая программа
по биологии
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
основное общее образование, 8 класс
(уровень образования/класс)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Землянская Нелли Евгеньевна, стаж работы 21 лет,
1 квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2016г.
Пояснительная записка.
Изучение биологии учащимися 8 класса направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
∙ овладение умениями жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
∙ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
∙ иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Рабочая программа предназначена для изучения биологии на базовом уровне, составлена на 70 часов, 2 часа в неделю, (в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2016-2017 уч. год, календарным учебным графиком).
Виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос, зачёт), письменными (работа с карточками, тестирование, решение биологических задач, выполнение лабораторных работ).
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек. 8 класс.(–М.: «Вентана-Граф», 2014), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник базового уровня образования, содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования, соответствует программе курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой. Рассчитан на изучение курса - 2 часа в неделю. Включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса. В учебнике усилено внимание проблемам экологии, овладению санитарно-гигиеническим знаниям и навыкам. Методический аппарат (рисунки, схемы, таблицы, вопросы и задания, опыты и наблюдения) помогут обучающимся глубже усвоить учебный материал и систематизировать свои знания.
Содержание рабочей программы.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Лабораторные работы:
№1«Изучение микроскопического строения тканей»
№2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки»)
№ 3«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
№ 4 «Ознакомление с действием слюны на крахмал»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
∙ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
∙ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
∙ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
∙ объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
∙ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
∙ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
∙ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
∙ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
∙ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
∙ анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
∙ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
∙ оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
∙ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
∙ выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
∙ проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература
1.Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
2.Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.
3.Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
4.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002.
5. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)
6.Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)
7.Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с
8.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
9.Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
10.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.;
11.Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока. | Количество часов | Дата прохождения темы | |
по плану | фактически | |||
Введение. Организм человека. Общий обзор. | 5 | |||
1 | Биологическая природа и социальная сущность человека. | 1 | ||
2 | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни | 1 | ||
3 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | ||
4 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 1 | ||
5 | Ткани. Л. Р.№1«Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | ||
Эндокринная система | 2 | |||
6 | Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. | |||
7 | Эндокринная система. | |||
Нервная система | 6 | |||
8-9 | Нервная система. | 2 | ||
10 | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | ||
11 | Головной мозг, строение и функции. | 1 | ||
12 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | ||
13 | Обобщение по теме: «Эндокринная и нервная системы» | 1 | ||
Опорно-двигательная система | 8 | |||
14 | Опора и движение. | 1 | ||
15-18 | Опорно-двигательная система | 4 | ||
19 | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы | 1 | ||
20 | Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. | 1 | ||
21 | Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система» | 1 | ||
Кровь и кровообращение | 9 | |||
22 | Внутренняя среда организма. Кровь. Л. Р.№2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки») | 1 | ||
23 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. | 1 | ||
24 | Группы крови. Переливание крови. | 1 | ||
25-26 | Транспорт веществ. Кровеносная система. Л. Р.№ 3«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 2 | ||
27 | Лимфатическая система. | 1 | ||
28 | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение | 1 | ||
29 | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | ||
30 | Обобщение по теме : «Кровь и кровообращение». | 1 |
Дыхательная система | 6 | |||
31-33 | Дыхание. Дыхательная система. | 3 | ||
34 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | ||
35 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | 1 | ||
36 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | ||
Пищеварительная система | 7 | |||
37 | Пища как биологическая основа жизни. Пищеварительная система. | 1 | ||
38-40 | Роль ферментов в пищеварении Л. Р. № 4 «Ознакомление с действием слюны на крахмал» | 3 | ||
41 | Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | 1 | ||
42 | Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | 1 | ||
43 | Обобщение по теме: «Пищеварение». | 1 | ||
Обмен веществ и энергии. | 3 | |||
44-45 | Обмен веществ и превращения энергии. | 2 | ||
46 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 | ||
Мочевыделительная система | 2 | |||
47 | Выделение. Мочеполовая система. | 1 | ||
48 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | 1 | ||
Кожа | 3 | |||
49 | Покровы тела | 1 | ||
50 | Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1 | ||
51 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | ||
Органы чувств. Анализаторы | 4 | |||
52-54 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 3 | ||
55 | Нарушения зрения и слуха, их профилактика. | 1 | ||
Поведение и психика | 5 | |||
56 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. | 1 | ||
57 | Сон, его значение | 1 | ||
58 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. | 1 | ||
59 | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. | 1 | ||
60 | Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. | 1 | ||
Индивидуальное развитие организма | 3 | |||
61 | Размножение и развитие. | 1 | ||
62 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. | 1 | ||
63 | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и её профилактика. | 1 | ||
64 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. | 1 | ||
65 | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | 1 | ||
66 | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | ||
67-70 | Резерв | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...