Рабочие программы по биологии 5-6 классы по учебнику Пономаревой И.Н.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочие программы составлены под редакцией И.Н. Пономаревой в соответствии с ФГООС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorotnikova_5-6_klass.zip | 87.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Биология» в 5 классе разработана на основе документов и нормативных актов:
- Федерального закона № 273 от 29. 12. 2012 г.
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (официальная публикация: «Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев. О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев. О.А.Корнилова Биология 5 кл Рабочая тетрадь
М.: Вентана-Граф , 2013 г
Личностными результатами изучения биологии в 5 классе являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
- развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук;
Метапредметными результатами изучения данного курса в основной школе являются:
- овладение способами самореализации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о природоведении как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
- в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за домашними животными;
- в эстетической сфере – приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния ;
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Биология — наука о живом мире (10 ч)
Наука о живой природе.
Знакомство с учебником, целями
и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные
растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.
Свойства живого.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой
природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.
Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1.
«Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки.
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.
Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки.
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жини организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостного организма.
Защита проектов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч)
Царства живой природы.
Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.
Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения.
Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением
побегов растения».
Животные.
Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша
и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Грибы.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов.
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Лишайники.
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе
и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме 2.
Опрос учащихся с использованием
итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Защита проектов
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Многообразие условий обитания на планете.
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —
обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Природные зоны Республики Бурятия. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,
Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка.
Защита проектов
Человек на планете Земля (6ч)
Как появился человек на Земле.
Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие
и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её
сохранения от негативных последствий деятельности человека.
Важность охраны живого мира планеты.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Красная книга Бурятии. Охраняемые территории Бурятии.
Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.
Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах.
Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.
Итоговый контроль.
Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование
№пп | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
I | Биология – наука о живом мире | 10 | 1 | 2 |
1 | Наука о живой природе. | 1 | ||
2 | Свойства живого | 1 | ||
3 | Методы изучения природы. | 1 | ||
4 | Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов» | 1 | ||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 1 | ||
6 | Строение клетки. Ткани. | 1 | ||
7 | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | ||
8 | Химический состав клетки. | 1 | ||
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
10 | Подведем итоги. | 1 | ||
II | Многообразие живых организмов | 10 | 1 | 2 |
1 | Царства живой природы. | 1 | ||
2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | ||
3 | Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | ||
4 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | 1 | ||
5 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | ||
6 | Грибы. | 1 | ||
7 | Многообразие и значение грибов | 1 | ||
8 | Лишайники. | 1 | ||
9 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 | ||
10 | Подведем итоги | 1 | ||
III | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 1 | |
1 | Среды жизни планеты Земля. | 1 | ||
2 | Экологические факторы среды. | 1 | ||
3 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | ||
4 | Природные сообщества. | 1 | ||
5 | Природные зоны России и Бурятии | 1 | ||
6 | Жизнь организмов на разных материках. | 1 | ||
7 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | ||
8 | Подведем итоги. | 1 | ||
IV | Человек на планете Земля | 6 | 1 | |
1 | Как появился человек на Земле. | 1 | ||
2 | Как человек изменял природу. | 1 | ||
3 | Важность охраны живого мира планеты. Охраняемые территории Республики Бурятия | 1 | ||
4 | Защита проектов «Человек и природа» | 1 | ||
5 | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» Экскурсия в далину Захатай | 1 | ||
6 | Итоговый урок | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 4 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по учебнику Авт. И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( на 2014-2015 учебный год).
Данная программа содержит полный комплект, требуемый к рабочим программа по биологии в 2014-2015 учебном году...
рабочая программа по биологии для 5 класса (автор линии Пономарева)
Рабочая программа по биологии составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273/ФЗ от 29...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н.
Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС по биологии в 9 классе....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс для учебника И.Н. Пономарева
Рабочая программа составлена на основе программ И.Н. Пономарева. Тематическое планирование разработано только для 5 класса...