Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.
материал

Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся  в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога,  в проектной деятельности.Когда можно применить метод проектов в воспитании обучающихся. Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности педагога дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Выступление на педсовете

     Тема.   Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.

       В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
     Такого человека должно подготовить современное образование, значит, перед педагогами  в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод проекта, применяемый мной в воспитательной деятельности  детского объединения «Школа лидерского начала и общественных инициатив».

Как организовать проектную деятельность обучающихся  в воспитательной деятельности? Какова роль моя, как педагога,  в проектной деятельности? Когда можно применить метод проектов в воспитании обучающихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности педагога дополнительного образования? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у обучающихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своём выступлении.

      Каждый  педагог, порой, сетует на равнодушие и инертность своих обучающиеся  и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

      Свое предназначение как педагога я вижу в том, чтобы воспитывать и развивать свободное мышление, формировать у обучающихся  умения и навыки исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

         Цель моего выступления – поделиться практическим опытом проектной работы в воспитательной деятельности педагога. Мною накоплен некоторый опыт в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода проекта, а также о его доступности.

         Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

         Проектная работа имеет свое педагогическое значение, которое выражается:

1. В воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.

2. Проектно – исследовательская работа – это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.

3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.

4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению детского коллектива.

        Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою воспитательную деятельность.

Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Главным механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи и является метод проектов.

         Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Параллельно с разработками американских педагогов идея проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

         Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. По основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.

В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, телекоммуникационный проект. При этом считаю, что я: владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу обучающихся; умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Направляю обучающихся  на поиск решения поставленной проблемы;

Этапы работы над проектом:

Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так

  • целеполагание
  • анализ ситуации планирование
  • анализ деятельности деятельность по реализации

           В ходе работы, над проектом  обучающиеся проживают  ряд ролей:

ребята эти роли знают,  т.к.  на занятиях детского объединения мы изучаем классификацию ролей  в коллективе по Белбину. И они, сами уже могут определить кому какая роль принадлежит в коллективе над работой социального проекта.

Конечно же, и я, проживаю все эти роли в ходе работы над проектом:

1.энтузиаста (повышаю мотивацию обучающихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);

2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);

3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);

5.координатора всего процесса;

6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).

         2020 год – год празднования 75 годовщины Победы в Вов 1941-1945г.г. С обучающимися детского объединения разрабатываем проект «Живой голос ветерана  Великой Отечественной войны». Так как,  патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, террористические акты, бессовестно искажаются факты истории и особенно роль России в Великой отечественной войне.             Я разработала своё планирование обучения детского коллектива  проектной технологии.

1 этап. Планирование деятельности: 1. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. 2. Определять источники информации. Способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Как правильно сформулировать проблему проекта. 3. Планировать деятельность в рамках текущего проекта.4. Алгоритму работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. На этапе ознакомления обучающихся с понятием и сущностью проектной деятельности я предлагаю опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы обучающихся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.  

        Обязательно при  выборе темы проектов я учитываю  возрастные особенности обучающихся, в том числе: уровень развития психических процессов, умений и навыков. Для стимулирования познавательных интересов обучающихся в ходе выполнения проекта я  буду использовать игровые формы и методы. Для мотивации обучающихся  к проектной деятельности я буду использовать красочно оформленные презентации, таблицы, плакаты, стенды. На них в доступной для обучающихся форме я отразила основное содержание компонентов алгоритма проектирования, примеры проектов.

           Наиболее сложным для меня на данном этапе стал вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать педагог, какие – сами обучающиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

2 этап.  Осуществление деятельности по решению проблемы.

На данном этапе мы будем  работать над такими вопросами: 1.Способы первичной обработки информации, её хранения. 2.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщение, умозаключение. Анализ информации. 3 .Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. 4 .Формирование проектной папки по проблеме.

На этом этапе мы научимся работать с информацией. Наш  процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: мы определяем предмет информационного поиска - этапы поиска с обозначением промежуточных результатов - анализируем собранные факты и предварительные выводы - корректируем первоначальные направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализируем новые факты и их обобщаем - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка

3 этап.  Презентация результатов.

Главные вопросы этого этапа:

1 . Оформление проектной папки

2 Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

3. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Критерии оценивания презентации

Итогом нашей деятельности станет социальный проект « Живой голос ветеранов»

4 этап. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Конечно же, нужно научить ребят:

1.Правильной самооценке своего проекта. Полным требованиям к оформлению проекта.

2 .Анализу результатов и качеству выполнения проекта. Оценке продвижения обучающегося в рамках проекта и оценка продукта.

3. Способам преодоления трудностей. Отчет о проделанной работе.

Итогом совместной с обучающимися работы стали, следующие формы проектной деятельности

Страница в социальных сетях;

анализы данных социологических опросов;

буклеты

видеоролики;

игры

листовки;

праздники;

сценарии.

        В ходе работы над различными проектами мне стало видно, что такая форма деятельности увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом. Проектная деятельность обогатила личностный опыт обучающихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни. В ходе проектной деятельности обучающихся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

       Работа над проектом позволит мне разнообразить коммуникативные связи обучающихся  с социумом; принесёт многим обучающимся удовлетворение, позволит почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей. Для изучения эффективности использования проектно – исследовательской деятельности в работе педагога рекомендую использовать различные методики, в частности методику М.И. Рожкова «Социализированность личности учащихся.

Мне, как  объединения  проект позволит раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу с детским коллективом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности обучающегося, востребованное современной образовательной практикой.

Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”:

Развиваются познавательные интересы;

Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, интернетом, социологические опросы и интервью и т.п.;

Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;

Устанавливается связь с жизненным опытом;

В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к воспитатеьной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Но, в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

1. Проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять классному руководителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

2.Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

3.У обучающихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиесяобучающиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

-осуществление и аргументация выбора;

- осознание последствий выбора;

-совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого);

-сравнение полученного с требуемым;

-корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

          Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией обюучающихся.

Вывод.

Использование проектной деятельности в воспитании в становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.

Список литературы:

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.

4.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

5.Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.

6.Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.

7.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

8.Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.

9.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

10. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...

Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных  технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Инновационные технологии в дополнительном образовании детей

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной ос...

Выступление на методическом объединении «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».

«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»....

Деловая игра«Инновационные технологии в дополнительном образовании»

Для того чтобы настроиться на темп деловой игры посмотрите видео клип, где центральное место занимают дети. Почему именно о детях, а тема нашей деловой игры совершенно иная. Потому, что в своей педаго...