Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.
материал
Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога, в проектной деятельности.Когда можно применить метод проектов в воспитании обучающихся. Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности педагога дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные технологии в дополнительном образовании детей. | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должно подготовить современное образование, значит, перед педагогами в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод проекта, применяемый мной в воспитательной деятельности детского объединения «Школа лидерского начала и общественных инициатив».
Как организовать проектную деятельность обучающихся в воспитательной деятельности? Какова роль моя, как педагога, в проектной деятельности? Когда можно применить метод проектов в воспитании обучающихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности педагога дополнительного образования? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у обучающихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своём выступлении.
Каждый педагог, порой, сетует на равнодушие и инертность своих обучающиеся и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Свое предназначение как педагога я вижу в том, чтобы воспитывать и развивать свободное мышление, формировать у обучающихся умения и навыки исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.
Цель моего выступления – поделиться практическим опытом проектной работы в воспитательной деятельности педагога. Мною накоплен некоторый опыт в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода проекта, а также о его доступности.
Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Проектная работа имеет свое педагогическое значение, которое выражается:
1. В воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.
2. Проектно – исследовательская работа – это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.
3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.
4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению детского коллектива.
Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою воспитательную деятельность.
Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.
Задачи:
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;
- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.
Главным механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи и является метод проектов.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Параллельно с разработками американских педагогов идея проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. По основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.
В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, телекоммуникационный проект. При этом считаю, что я: владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу обучающихся; умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Направляю обучающихся на поиск решения поставленной проблемы;
Этапы работы над проектом:
Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так
- целеполагание
- анализ ситуации планирование
- анализ деятельности деятельность по реализации
В ходе работы, над проектом обучающиеся проживают ряд ролей:
ребята эти роли знают, т.к. на занятиях детского объединения мы изучаем классификацию ролей в коллективе по Белбину. И они, сами уже могут определить кому какая роль принадлежит в коллективе над работой социального проекта.
Конечно же, и я, проживаю все эти роли в ходе работы над проектом:
1.энтузиаста (повышаю мотивацию обучающихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);
2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
5.координатора всего процесса;
6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).
2020 год – год празднования 75 годовщины Победы в Вов 1941-1945г.г. С обучающимися детского объединения разрабатываем проект «Живой голос ветерана Великой Отечественной войны». Так как, патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, террористические акты, бессовестно искажаются факты истории и особенно роль России в Великой отечественной войне. Я разработала своё планирование обучения детского коллектива проектной технологии.
1 этап. Планирование деятельности: 1. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. 2. Определять источники информации. Способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Как правильно сформулировать проблему проекта. 3. Планировать деятельность в рамках текущего проекта.4. Алгоритму работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. На этапе ознакомления обучающихся с понятием и сущностью проектной деятельности я предлагаю опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы обучающихся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.
Обязательно при выборе темы проектов я учитываю возрастные особенности обучающихся, в том числе: уровень развития психических процессов, умений и навыков. Для стимулирования познавательных интересов обучающихся в ходе выполнения проекта я буду использовать игровые формы и методы. Для мотивации обучающихся к проектной деятельности я буду использовать красочно оформленные презентации, таблицы, плакаты, стенды. На них в доступной для обучающихся форме я отразила основное содержание компонентов алгоритма проектирования, примеры проектов.
Наиболее сложным для меня на данном этапе стал вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать педагог, какие – сами обучающиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
2 этап. Осуществление деятельности по решению проблемы.
На данном этапе мы будем работать над такими вопросами: 1.Способы первичной обработки информации, её хранения. 2.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщение, умозаключение. Анализ информации. 3 .Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. 4 .Формирование проектной папки по проблеме.
На этом этапе мы научимся работать с информацией. Наш процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: мы определяем предмет информационного поиска - этапы поиска с обозначением промежуточных результатов - анализируем собранные факты и предварительные выводы - корректируем первоначальные направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализируем новые факты и их обобщаем - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка
3 этап. Презентация результатов.
Главные вопросы этого этапа:
1 . Оформление проектной папки
2 Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
3. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Критерии оценивания презентации
Итогом нашей деятельности станет социальный проект « Живой голос ветеранов»
4 этап. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Конечно же, нужно научить ребят:
1.Правильной самооценке своего проекта. Полным требованиям к оформлению проекта.
2 .Анализу результатов и качеству выполнения проекта. Оценке продвижения обучающегося в рамках проекта и оценка продукта.
3. Способам преодоления трудностей. Отчет о проделанной работе.
Итогом совместной с обучающимися работы стали, следующие формы проектной деятельности
Страница в социальных сетях;
анализы данных социологических опросов;
буклеты
видеоролики;
игры
листовки;
праздники;
сценарии.
В ходе работы над различными проектами мне стало видно, что такая форма деятельности увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом. Проектная деятельность обогатила личностный опыт обучающихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни. В ходе проектной деятельности обучающихся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Работа над проектом позволит мне разнообразить коммуникативные связи обучающихся с социумом; принесёт многим обучающимся удовлетворение, позволит почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей. Для изучения эффективности использования проектно – исследовательской деятельности в работе педагога рекомендую использовать различные методики, в частности методику М.И. Рожкова «Социализированность личности учащихся.
Мне, как объединения проект позволит раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу с детским коллективом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности обучающегося, востребованное современной образовательной практикой.
Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”:
Развиваются познавательные интересы;
Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, интернетом, социологические опросы и интервью и т.п.;
Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
Устанавливается связь с жизненным опытом;
В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к воспитатеьной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Но, в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.
1. Проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять классному руководителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.
2.Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
3.У обучающихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиесяобучающиеся сталкиваются с такими трудностями, как:
- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
-осуществление и аргументация выбора;
- осознание последствий выбора;
-совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
-сравнение полученного с требуемым;
-корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией обюучающихся.
Вывод.
Использование проектной деятельности в воспитании в становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.
Список литературы:
Литература:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
4.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
5.Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.
6.Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.
7.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
8.Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.
9.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.
10. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.
11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.
12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...
Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"
Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...
Инновационные технологии в дополнительном образовании детей
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной ос...
Выступление на методическом объединении «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».
«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»....
Деловая игра«Инновационные технологии в дополнительном образовании»
Для того чтобы настроиться на темп деловой игры посмотрите видео клип, где центральное место занимают дети. Почему именно о детях, а тема нашей деловой игры совершенно иная. Потому, что в своей педаго...
Доклад на ГМО "Деятельность технопарка как инновационной структуры системы дополнительного образования детей"
Материал выступления на ГМО (презентация)...