Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Реализация данной программы ориентирована на использование учебника УМК В.В.Пасечника: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.- 207, (1)с., который разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klass.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Вид контроля | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | |||||||||
предметные | метапредметные УУД | личностные | ||||||||||||
по плану | факт. | |||||||||||||
Раздел 1. Органы цветкового растения - 15 часов | ||||||||||||||
1 | 1 | Строение семян однодольных и двудольных растений | Текущий | Определяют понятия «двудольные растения», «однодольные растения». «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле» | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: Умеют слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | ||||||||
2 | 1 | Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа№1 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы». | Тематический Практический | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. | Познавательные УУД: Анализируют виды корней и типы корневых систем Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает. | ||||||||
3 | 1 | Зоны (участки) корня | Тематический | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение клеток коря. Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | ||||||||
4 | 1 | Условия произрастания и видоизменения корней | Тематический | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ||||||||
5 | 1 | Побег и почки. Лабораторная работа №2 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | Тематический Практический | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе | ||||||||
6 | 1 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №3 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | Тематический Практический | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование | Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное. Регулятивные УУД: Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Эстетическое восприятие природы | ||||||||
7 | 1 | Клеточное строение листа. Лабораторные работы №4 «Строение кожицы листа». | Тематический Практический | Определяют понятия «кожица листа», «устьица»,«хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые, теневые листья» | Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты. Коммуникативные УУДУ умеют слушать и слышать друг друга. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ||||||||
8 | 1 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев | Тематический | Определяют понятия «видоизменения листьев». | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: Выполняют рисунок в тетради Коммуникативные УУД умеют слушать и слышать друг друга | Эстетическое восприятие природы. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение | ||||||||
9 | 1 | Строение стебля. Многообразие стеблей | Тематический | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «древесина», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «сердцевина». | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формирование бережного отношения к окружающей природе | ||||||||
10 | 1 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа №5 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» | Тематический Практический | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | ||||||||
11 | 1 | Цветок и его строение. Лабораторная работа №6 «Изучение строения цветка» | Тематический Практический | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | ||||||||
12 | 1 | Соцветия. | Тематический | Определять понятие «соцветия», «колос», «початок», «кисть», «зонтик». | Познавательные УУД: Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о значении соцветий. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД: Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Эстетическое восприятие природы | ||||||||
13 | 1 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа №7 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | Тематический Практический | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «соплодие», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок». | Познавательные УУД: Знакомятся с классификацией плодов Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды Коммуникативные УУД: Обсуждают результаты работы. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Знакомясь с плодами, делают вывод о многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | ||||||||
14 | 1 | Распространение плодов и семян | Тематический | Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Познавательные УУД: Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД: Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||||||||
15 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Итоговый | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами | Учатся применять полученные на уроке знания на практике | ||||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность цветковых растений – 11 часов | ||||||||||||||
16 | 1 | Минеральное питание растений. | Текущий | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД: Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | ||||||||
17 | 1 | Фотосинтез. Р.К. Абиотический фактор – солнечная радиация. | Тематический | Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза | Познавательные УУД: .Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | ||||||||
18 | 1 | Дыхание растений | Тематический | Дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | ||||||||
19 | 1 | Испарение воды растениями. Листопад. Р.К.Температура в жизни растений | Тематический | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Познавательные УУД: Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | ||||||||
20 | 1 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Р.К. Вода в жизни растений | Тематический | Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах, протекающих в растении. Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | ||||||||
21 | 1 | Прорастание семян Лабораторная работа №8 «Определение всхожести семян растений и их посев» Р.К. Воздух в жизни растений | Тематический Практический | . Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков | Познавательные УУД: Объясняют роль семян в жизни растений. Регулятивные УУД: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | ||||||||
22 | 1 | Способы размножения растений | Тематический | Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Познавательные УУД: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении действий | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. Значение полового размножения для потомства | ||||||||
23 | 1 | Размножение споровых растений | Тематический | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений | Познавательные УУД: Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету | ||||||||
24 | 1 | Размножение голосеменных растений | Тематический | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». | Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | ||||||||
25 | 1 | Половое и вегетативное размножение покрытосеменных растений | Тематический | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». | Познавательные УУД: Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы | ||||||||
26 | 1 | Контрольная работа №2 «Жизнь растений» | Итоговый | Учатся применять полученные на уроке знания на практике | ||||||||||
Раздел 3. Многообразие растений – 6 часов | ||||||||||||||
27 | 1 | Основы систематики растений | Текущий | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | ||||||||
28 | 1 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | Тематический | Выделяют основные особенности растений семейства «Крестоцветные» и «Розоцветные» | Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками. Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | ||||||||
29 | 1 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. | Тематический | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | ||||||||
30 | 1 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | Тематический | Выделяют основные особенности растений семейства Злаковые и Лилейные | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам. Коммуникативные УУД умение работать в составе творческих групп. | Работать с гербариями, выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | ||||||||
31 | 1 | Культурные растения | Тематический | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Познавательные УУД: Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями. Коммуникативные УУД: Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками. | ||||||||
32 | 1 | Обобщающий урок по теме «Классификация растений» |
| Итоговый | Учатся применять полученные на уроке знания на практике | |||||||||
Раздел 4. Природные сообщества – 3 часа | ||||||||||||||
33 | 1 | Растительные сообщества. Р.К. Растения из Красной книги Тамбовской области | Текущий | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». | Познавательные УУД: Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Формирование личностных представлений о целостности природы | ||||||||
34 | 1 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Р.К. Охрана окружающей среды. | Тематический | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Выбирают задание на лето | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | ||||||||
35 | 1 | Итоговая контрольная работа | Итоговый | Учащиеся систематизируют и обобщают знания о строении и роли растений в природе и жизни человека | Развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей Царства Растения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения биологии в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- Формировать биологическую и экологическую грамотность, в основе которой лежит представление об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой;
- Развивать у учащихся ценностные отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- создать условия для овладения учащимися научных методов решения различных теоретических и практических задач, умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
- организовать практикум, ориентированный на овладение у учащихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Реализация данной программы ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.- 207, (1)с., который разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей, заявленных в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество. На формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа по биологии тесно связана с программой воспитания и социализации, так как важнейшими её целями являются развитие у детей навыков, необходимых для практического применения научных знаний. Программа нацелена на формирование у учащихся основ научного мировоззрения. В программе заложены межпредметные связи с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
Рабочая программа 6 класса включает в себя четыре раздела: «Органы цветкового растения», «Жизнедеятельность цветковых растений», «Многообразие растений», «Природные сообщества». В разделы программы по возможности включен краеведческий материал. Разделы тем скорректированы.
Первый раздел «Органы цветкового растения» включает в себя материал, связанный с формированием знаний о внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях; о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания; о роли цветковых растений в природе и жизни человека.
Второй раздел «Жизнедеятельность цветковых растений» связанный с формированием основных процессов жизнедеятельности растений; особенностями минерального и воздушного питания растений; видами размножения растений и их значением.
Третий раздел «Многообразие растений» раскрывает основные систематические группы растений: род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство; основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.
Четвёртый раздел «Природные сообщества» включает в себя материал, связанный с формированием знаний об основных экологических группах растений, о влиянии на сообщества факторов живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природные сообщества.
Образовательный процесс Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения современных методик и технологий.
При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Системно - деятельностное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
- Педагогика сотрудничества;
- Метод проектов;
- Исследовательский метод.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Исследовательская мастерская.
Учебные занятия организованы на основе активных познавательных действиях учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные биологические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Формы контроля:
Текущий контроль.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы.
В качестве методов контроля используются выполнения нестандартных домашних заданий, контрольные работы.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных работ – 8;
- контрольная работа – 3.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные результаты обучения биологии:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий);
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Одним из важнейших принципов, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах – обучение на основе системно-деятельностного подхода. Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.
Данная рабочая программа прежде всего нацелена на развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века, на формирование умений фиксировать информацию; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор практических работ, необходимых для формирования их информационно-коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
В процессе обучения по программе ученик получает возможность для формирования всех видов универсальных учебных действий:
- личностных;
- регулятивных;
- познавательных;
- коммуникативных.
Развитием личностных универсальных учебных действий (самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации) является сознательное принятие и соблюдение правил работы, актуализация собственного жизненного опыта, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, а также правил поведения в классе биологии, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения заданий через составление планов действий и их выполнение; планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; осуществление итогового и пошагового контроля; ориентации на конечный результат, сравнение результата с замыслом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через передачу своих мыслей и чувств; организацию сотрудничества с учителем и сверстниками; предупреждение и разрешение конфликтов.
Развитие познавательных универсальных учебных происходит при выполнении заданий на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц. Развитие действия анализа объектов формируется в процессе выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения, выбора оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Технологический компонент курса нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни.
Таким образом, в результате обучения по программе создается специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В классе есть 2 детей с ОВЗ, которые с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, не обладают грамотной монологической речью. Эти учащиеся занимаются по общеобразовательной программе и посещают уроки вместе со всем классом, которые в силу уровня познавательного развития могут освоить базовый минимум содержания программного материала.
Требования к подготовке школьников в области биологии
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание программы
Органы цветкового растения - 15 часов
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Демонстрация. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Предметные результаты обучения
Учащийся сможет:
—определять внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— получать информацию о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений.
— различать и описывать органы цветковых растений;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнедеятельность цветковых растений -11 часов
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа «Определение всхожести семян растений и их посев»
Предметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— определять основные процессы жизнедеятельности растений;
—характеризовать особенности минерального и воздушного питания растений;
— отличать виды размножения растений и их значение.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— определять всхожесть семян растений.
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Многообразие растений - 6 часов
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Предметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— характеризовать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— отличать характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— отличать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— определять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Природные сообщества - 3 часа
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Предметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— объяснять взаимосвязь растений с другими организмами;
— отличать растительные сообщества и их типы;
— характеризовать закономерности развития и смены растительных сообществ;
— объяснять результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся сможет:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащийся сможет:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов | Количество часов | Тема и содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Органы цветкового растения | 15 | Урок 1. Строение семян однодольных и двудольных растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Семя. Строение семени. | Описывать строение семян однодольных и двудольных растений; узнавать и называть семена растений. Выявлять черты сходства и отличия семян однодольных и двудольных растений; роль семядоли в трансп. питательных веществ эндосперма к зародышу, коллекциях, на рисунках, на натуральных объектах. |
Урок 2. Виды корней. Типы корневых систем. Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. | Распознавать на натуральных объектах. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Анализировать виды корней и типы корневых систем. | |||
Урок 3. Зоны (участки) корня. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения | Описывать строение и функции корневого чехлика, клеток зон деления, всасывания и проведения, функции корня; распознавать на натуральных объектах. Различать зоны корня. Выявлять связь между особенностями строения зон корня и выполняемыми ими функциями, о тканях принимающих участие в образовании зон корня. | |||
Урок 4. Условия произрастания и видоизменения корней. Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней: корневища, клубни и луковицы. | Называть условия произрастания корней; растения образующие корнями клубни и корнеплоды; определять роль корней-прищепок; значение воздушных и дыхательных корней. Различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения имеющие видоизменённые корни, зависимость глубины проникновения корней в почву. | |||
Урок 5. Побег и почки. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. | Объяснять развитие побега из почки. Описывать сущность процессов роста и развития растений. Определять виды на гербарных экземплярах; у комнатных растений на рисунках; объяснять причинно-следственные связи. | |||
Урок 6. Внешнее строение листа. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. | Описывать внешнее строение листа. Выявлять и объяснять закономерность и зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц; действие осмотического давления на различные растения. | |||
Урок 7. Клеточное строение листа. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). | Описывать внешнее строение листа, функции кожицы листа; устьиц, столбчатой ткани; губчатой ткани; проводящей ткани. Объяснять роль устьиц в жизни растений. Выявлять и объяснять закономерность зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц; действие осмотического давления на различные растения; объяснять сведения о видоизменениях листьев как результатом приспособления к условиям обитаниям. | |||
Урок 8. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | Выявлять и характеризовать факторы среды, оказывающие влияние на растения; черты приспособленности к среде обитания. Определять типы листорасположения. | |||
Урок 9. Строение стебля. Многообразие стеблей. Функции стебля. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля; механическая ткань и проводящая ткань; образовательная ткань. Рост стебля в толщину Многообразие стеблей. | Объяснять роль стебля в жизни растений. Описывать внешнее и внутреннее строение стебля и их многообразие. Проводить взаимосвязь внешнего и внутреннего строение стебля с выполняемой функцией, определять и распознавать слои стебля на рисунках и гербарных экземплярах. | |||
Урок 10. Видоизменение побегов. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. | Описывать общие черты в строении надземных и видоизменённых подземных побегов. Объяснять биологическую и хозяйственную роль видоизменённых побегов. | |||
Урок 11. Цветок и его строение. Строение цветка, околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Функции цветка. Опыление. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. | Характеризовать и описывать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; значение гл. частей цветка – пестика и тычинок, распознавать цветки различных растений. Различать и сравнивать строение цветка различных групп покрытосеменных растений. Записывать формулу цветка различных групп цветковых. | |||
Урок 12. Соцветия. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. | Распознавать цветки различных растений. Определять соцветия; биологическое значение соцветий. Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия | |||
Урок 13. Плоды и их классификация. Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды | Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений. Различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению. | |||
Урок 14. Распространение плодов и семян. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения. | Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений, особенности распространения плодов и семян в природе. Различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению. | |||
Урок 15. Контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений. | Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |||
2 | Жизнедеятельность цветковых растений | 11 | Урок 16. Внешнее строение листа. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. |
|
Урок 17. Фотосинтез. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни. Научиться закладывать и проводить опыт и наблюдение по определению протекания процесса фотосинтеза. | |||
Урок 18. Дыхание растений. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ; роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывать значение дыхания в жизни растений. Описывать сущность процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Сравнивать, объяснять и показывать результаты опытов и делать выводы. | |||
Урок 19. Испарение воды растениями. Листопад. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. | Объяснять роль воды в жизни растений; устьиц в транспирации; значение испарения воды в жизни растений. Анализировать зависимость испарения от условий среды и состояния устьиц; анализировать представленный опыт. | |||
Урок 20. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ; механизм осуществления проводящей функции стебля; особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. | |||
Урок 21. Прорастание семян. Условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени. | Описывать условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени; характеризовать признаки прорастания семян однодольных и двудольных растений; особенности роста и питания проростка. Устанавливать соответствие между размерами семян сроками посева и глубиной посева; прогнозировать результаты опытов; аргументировать собственную точку зрения | |||
Урок 22. Способы размножения растений. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. | Характеризовать способы бесполого и полового размножения; выделять особенности размножения у цветковых растений. Объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения. Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно и генеративно. | |||
Урок 23. Размножение споровых растений. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. | Объяснять значение чередования поколений у споровых растений. Приводить примеры растений, для которых характерен тот или иной вид размножения. | |||
Урок 24. Размножение голосеменных растений. Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян. | |||
Урок 25. Половое и вегетативное размножение покрытосеменных растений. Способы полового и вегетативного размножения. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Вегетативное размножение комнатных растений. | Объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Объяснять биологическое значение вегетативного размножения; наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно. | |||
Урок 26. Контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений. | Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |||
3 | Многообразие растений | 6 | Урок 27. Основы систематики растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. | Определять принадлежность к группам и классифицировать растений. Выделять таксономические единицы, признаки однодольных и двухдольных растений. |
Урок 28. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. | Выделять характерные признаки семейства и его роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира и наиболее, опасные растения для человека. | |||
Урок 29. Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. Признаки семейства Паслёновые и Мотыльковые (Бобовые). Признаки семейства Сложноцветные. Значение в природе и жизни человека. | Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). | |||
Урок 30. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. | Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Описывать формулу цветка. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира | |||
Урок 31. Культурные растения. Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком | Приводить примеры растений, относящихся к различным культурам. Определять редкие и охраняемые растения лекарственные и декоративные растения семейства. | |||
Урок 32. Обобщающий урок по теме «Классификация растений». Систематизация и обобщение понятий раздела. | Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |||
4 | Природные сообщества | 3 | Урок 33. Растительные сообщества. Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ. Развитие и смена растительных сообществ. | Характеризовать типы растительных сообществ и виды растительности, влиянии деятельности человека на природные сообщества. Объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ. |
Урок 34. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определять понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | |||
Урок 35. Итоговая контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений. | Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |||
ИТОГО | 35 |
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
- Вещества растений. Клеточное строение
- Общее знакомство с цветковыми растениями
- Растение - живой организм
- Растения и окружающая среда
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
Цифровые образовательные ресурсы
- Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник
- Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Технические средства обучения (средства икт)
- Мультимедиа проектор
- Интерактивная доска.
Натуральные объекты
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
Живые объекты
Комнатные растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...