Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Дегтярёва Елена Николаевна

Реализация данной программы ориентирована на использование учебника УМК В.В.Пасечника: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.- 207, (1)с., который разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.  Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_klass.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Вид контроля

Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)

предметные

метапредметные

УУД

личностные

по плану

факт.

Раздел 1.  Органы цветкового растения - 15 часов

1

1

Строение семян однодольных и двудольных растений

Текущий

Определяют понятия «двудольные растения», «однодольные растения».  «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: Умеют слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

2

1

Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторная работа№1

 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».

Тематический

Практический

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Познавательные УУД:

 Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

 Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает.

3

1

Зоны (участки) корня

Тематический

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы.  Анализируют строение  клеток коря.

Коммуникативные УУД

умение работать в составе групп

Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

4

1

Условия произрастания и видоизменения корней

Тематический

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: 

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5

1

Побег и почки.  Лабораторная работа №2 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Тематический

Практический

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: 

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД 

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе

6

1

Внешнее строение листа.  Лабораторная работа №3 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Тематический

Практический

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы.  Анализируют увиденное.

Регулятивные УУД: 

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Эстетическое восприятие природы

7

1

Клеточное строение листа.  Лабораторные работы №4 «Строение кожицы листа».

Тематический

Практический

Определяют понятия «кожица листа», «устьица»,«хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые, теневые листья»

Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы.  Анализируют увиденное

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты. 

Коммуникативные УУДУ

умеют слушать и слышать друг друга.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

8

1

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев

Тематический

Определяют понятия «видоизменения листьев».

Познавательные УУД: 

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: 

Выполняют рисунок в тетради

Коммуникативные УУД

умеют слушать и слышать друг друга

Эстетическое восприятие природы.  Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение

9

1

Строение стебля. Многообразие стеблей

Тематический

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «древесина», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «сердцевина».

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 

Коммуникативные УУД: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

 Формирование бережного отношения к окружающей природе

10

1

Видоизменение побегов. Лабораторная работа №5 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»

Тематический

Практический

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.  Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

11

1

Цветок и его строение.  Лабораторная работа №6  «Изучение строения цветка»

Тематический

Практический

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики»,

« чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Эстетическое восприятие природы

12

1

Соцветия.

Тематический

 Определять понятие «соцветия», «колос», «початок», «кисть», «зонтик».

Познавательные УУД:

Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о значении соцветий.

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:  Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Эстетическое восприятие природы

13

1

Плоды и их классификация.  Лабораторная работа №7  «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

Тематический

Практический

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «соплодие», «многосемянные плоды», «ягода»,

«костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок».

 Познавательные УУД:

Знакомятся с классификацией плодов

Регулятивные УУД: 

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Коммуникативные УУД:

Обсуждают результаты работы. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Знакомясь с плодами, делают вывод о  многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья

14

1

Распространение плодов и семян

Тематический

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Познавательные УУД:

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД: 

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД:

 Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

15

1

Контрольная работа №1

 по теме  «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Итоговый

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Учатся применять полученные на  уроке знания на практике

Раздел 2. Жизнедеятельность цветковых растений  – 11 часов

16

1

Минеральное питание растений. 

Текущий

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД: 

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УУД:  Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

 Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды

17

1

Фотосинтез.  

Р.К. Абиотический фактор – солнечная радиация.  

Тематический

Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД: 

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий 

Коммуникативные УУД:

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.  Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

18

1

Дыхание растений

Тематический

Дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД: 

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД:

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

19

1

Испарение воды растениями. Листопад. Р.К.Температура в жизни растений  

Тематический

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные УУД: 

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД:

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

20

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

 Р.К. Вода в жизни растений

Тематический

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД: 

Анализируют информацию о процессах,  протекающих в растении.

Коммуникативные УУД:

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

21

1

Прорастание семян Лабораторная работа №8 «Определение всхожести семян растений и их посев» 

Р.К. Воздух в жизни растений

Тематический

Практический

.  Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

Познавательные УУД:

Объясняют роль семян в жизни растений.

Регулятивные УУД: 

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

22

1

Способы размножения растений

Тематический

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД: 

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении действий

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. Значение полового размножения для потомства

23

1

Размножение споровых растений

Тематический

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Регулятивные УУД: 

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

24

1

Размножение голосеменных растений

Тематический

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД: 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

25

1

Половое и вегетативное  размножение покрытосеменных растений

Тематический

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».         

Познавательные УУД:

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД: 

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы

26

1

Контрольная работа №2 «Жизнь растений»

Итоговый

Учатся применять полученные на уроке знания на практике

Раздел 3.  Многообразие растений – 6 часов

27

1

Основы систематики растений

Текущий

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД: 

развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

28

1

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Тематический

Выделяют основные особенности растений семейства «Крестоцветные» и «Розоцветные»

Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками.

Регулятивные УУД: 

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями,

выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

29

1

Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Бобовые  и Сложноцветные.

Тематический

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые и  Сложноцветные

Познавательные УУД:

 сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

30

1

 Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Тематический

Выделяют основные особенности растений семейства  Злаковые и Лилейные

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам.

Коммуникативные УУД

умение работать в составе творческих групп.

Работать с гербариями, выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

31

1

Культурные растения

Тематический

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными  растениями.

Коммуникативные УУД:  Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками.

32

1

Обобщающий урок по теме «Классификация растений»

 

Итоговый

Учатся применять полученные на уроке знания на практике

Раздел 4. Природные сообщества – 3 часа

33

1

Растительные сообщества. Р.К. Растения из Красной книги Тамбовской области  

Текущий

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Познавательные УУД:

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД: 

Устанавливают причинно-следственные связи  

Коммуникативные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Формирование личностных представлений о  целостности природы

34

1

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.  

Р.К. Охрана окружающей среды.

Тематический

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии

Регулятивные УУД: 

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Выбирают задание на лето

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

35

1

Итоговая контрольная работа

Итоговый  

Учащиеся систематизируют и обобщают знания о строении и роли растений в природе и жизни человека

Развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей Царства Растения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

       Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

      Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения биологии в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. Формировать  биологическую и экологическую грамотность, в основе которой лежит представление об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой;
  2. Развивать у учащихся ценностные  отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
  3. создать условия для  овладения учащимися  научных  методов решения различных теоретических и практических задач, умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
  4. организовать практикум, ориентированный на  овладение у учащихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Реализация данной программы ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.- 207, (1)с., который разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.  

Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей, заявленных в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,  искусство, природа, человечество. На формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Рабочая  программа по биологии        тесно связана с программой воспитания и социализации, так как важнейшими её целями являются развитие у детей навыков, необходимых для практического применения научных знаний. Программа нацелена на формирование у учащихся основ научного мировоззрения.   В программе заложены межпредметные связи  с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».

    Рабочая программа 6 класса включает в себя четыре раздела: «Органы цветкового растения», «Жизнедеятельность цветковых растений», «Многообразие растений», «Природные сообщества». В разделы программы по возможности включен краеведческий материал.  Разделы тем  скорректированы.

       Первый раздел «Органы цветкового растения» включает в себя материал, связанный  с формированием знаний о внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях; о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;  о роли цветковых растений в природе и жизни человека.

       Второй раздел «Жизнедеятельность цветковых растений» связанный с формированием основных  процессов жизнедеятельности растений;  особенностями минерального и воздушного питания растений;  видами размножения растений и их значением.

Третий раздел  «Многообразие растений» раскрывает основные систематические группы растений: род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство; основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.

   Четвёртый раздел «Природные сообщества» включает в себя материал, связанный с формированием знаний об основных экологических группах растений, о влиянии на сообщества факторов живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природные сообщества.  

Образовательный процесс Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения современных методик и технологий.

При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Системно - деятельностное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Метод проектов;
  • Исследовательский метод.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Исследовательская мастерская.

Учебные занятия организованы на основе  активных познавательных действиях учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,  аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные биологические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Формы контроля:

Текущий контроль.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме контрольной работы.

В качестве методов контроля используются выполнения нестандартных  домашних заданий, контрольные работы.

     Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • лабораторных работ – 8;
  • контрольная работа – 3.

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим

   Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные, метапредметные  и предметные  результаты освоения учебного предмета, курса:

Личностные результаты обучения биологии:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  2. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  4. формирование личностных представлений о целостности природы,
  5. формирование толерантности и миролюбия;
  6. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  7.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  8. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

 Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются: 

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий);
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Одним из важнейших принципов, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах – обучение на основе системно-деятельностного подхода. Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.

Данная рабочая программа  прежде всего нацелена на  развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века, на формирование умений фиксировать информацию; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор практических работ, необходимых для формирования их информационно-коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

В процессе обучения по программе ученик получает возможность для формирования всех видов универсальных учебных действий:

  • личностных;
  • регулятивных;
  • познавательных;
  • коммуникативных.

Развитием личностных универсальных учебных действий (самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации) является сознательное принятие и соблюдение правил работы, актуализация собственного жизненного опыта, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, а также правил поведения в классе биологии, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения заданий через составление планов действий и их выполнение; планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; осуществление итогового и пошагового контроля; ориентации на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через передачу своих мыслей и чувств; организацию сотрудничества с учителем и сверстниками; предупреждение и разрешение конфликтов.

Развитие познавательных универсальных учебных происходит при выполнении заданий на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц. Развитие действия анализа объектов формируется в процессе выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения, выбора оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Технологический компонент курса нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни.

Таким образом, в результате обучения по программе создается  специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В классе есть 2 детей с ОВЗ, которые с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, не обладают грамотной монологической речью. Эти учащиеся  занимаются по общеобразовательной программе и посещают уроки вместе со всем классом,  которые в силу уровня познавательного развития могут освоить базовый минимум содержания программного материала.

Требования к подготовке школьников  в области биологии

Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание программы

Органы цветкового растения - 15 часов

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Демонстрация. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными  видами соцветий. Сухие и сочные плоды.

Предметные результаты обучения

Учащийся сможет:

—определять  внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— получать информацию о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений.

— различать и описывать органы цветковых растений;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Жизнедеятельность цветковых растений  -11 часов

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа  «Определение всхожести семян растений и их посев» 

Предметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— определять основные процессы жизнедеятельности растений;

—характеризовать  особенности минерального и воздушного питания растений;

— отличать виды размножения растений и их значение.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— определять всхожесть семян растений.

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Многообразие растений - 6 часов

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Предметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— характеризовать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— отличать характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— отличать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— определять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Природные сообщества - 3 часа

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Предметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— объяснять взаимосвязь растений с другими организмами;

— отличать растительные сообщества и их типы;

— характеризовать закономерности развития и смены растительных сообществ;

— объяснять результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

Метапредметные результаты обучения

Учащийся сможет:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащийся сможет:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Темы разделов

Количество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Органы цветкового растения

15

Урок 1. Строение семян однодольных и двудольных растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Семя. Строение семени.

 Описывать строение семян однодольных и двудольных растений; узнавать и называть семена растений. Выявлять черты сходства и отличия семян однодольных и двудольных растений; роль семядоли в трансп. питательных веществ эндосперма к зародышу, коллекциях, на рисунках, на натуральных объектах.

Урок 2.  Виды корней. Типы корневых систем.

Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня.

  Распознавать на натуральных объектах. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Анализировать виды корней и типы корневых систем.

Урок 3. Зоны (участки) корня. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения

Описывать строение и функции корневого чехлика, клеток зон деления, всасывания и проведения, функции корня; распознавать на натуральных объектах. Различать зоны корня. Выявлять связь между особенностями строения зон корня и выполняемыми ими функциями, о тканях принимающих участие в образовании зон корня.

Урок 4. Условия произрастания и видоизменения корней. Приспособления корней к условиям

существования. Видоизменения корней: корневища, клубни и луковицы.

Называть условия произрастания корней; растения образующие корнями клубни и корнеплоды; определять роль корней-прищепок; значение воздушных и дыхательных корней.

Различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения имеющие видоизменённые корни, зависимость глубины проникновения корней в почву.

Урок 5. Побег и почки. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки.

Объяснять развитие побега из почки. Описывать сущность процессов роста и развития растений. Определять виды на гербарных экземплярах; у комнатных растений на рисунках; объяснять причинно-следственные связи.

Урок 6. Внешнее строение листа.  Внешнее строение листа. Форма листа.

Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Описывать внешнее строение листа.

Выявлять и объяснять закономерность и зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц; действие осмотического давления на различные растения.

Урок 7. Клеточное строение листа.  Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Описывать внешнее строение листа, функции кожицы листа; устьиц, столбчатой ткани; губчатой ткани; проводящей ткани. Объяснять роль устьиц в жизни растений. Выявлять и объяснять закономерность зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц; действие осмотического давления на различные растения; объяснять сведения о видоизменениях листьев как результатом приспособления к условиям обитаниям.

Урок 8. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения

листьев.

Выявлять и характеризовать факторы среды, оказывающие влияние на растения; черты приспособленности к среде обитания. Определять типы листорасположения.

Урок 9. Строение стебля. Многообразие стеблей. Функции стебля. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.  Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля; механическая ткань и проводящая ткань; образовательная ткань. Рост стебля в толщину Многообразие стеблей.

Объяснять роль стебля в жизни растений. Описывать внешнее и внутреннее строение стебля и их многообразие.

Проводить взаимосвязь внешнего и внутреннего строение стебля с выполняемой функцией, определять и распознавать слои стебля на рисунках и гербарных экземплярах.

Урок 10. Видоизменение побегов. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Описывать общие черты в строении надземных и видоизменённых подземных побегов.

Объяснять биологическую и  хозяйственную роль видоизменённых побегов.

Урок 11. Цветок и его строение.  Строение цветка, околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Функции цветка. Опыление. Растения  однодомные и двудомные. Формула цветка.

Характеризовать и описывать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; значение гл. частей цветка – пестика и тычинок, распознавать цветки различных растений.  Различать и сравнивать строение цветка различных групп покрытосеменных растений. Записывать формулу цветка различных групп цветковых.

Урок 12. Соцветия. Соцветия.

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий.

Распознавать цветки различных растений. Определять соцветия; биологическое значение соцветий. Различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия

Урок 13. Плоды и их классификация.  Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды

Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений. Различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению.

Урок 14. Распространение плодов и семян. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения.

Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений, особенности распространения плодов и семян в природе. Различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению.

Урок 15. Контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений.

Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

2

Жизнедеятельность цветковых растений  

11

Урок 16. Внешнее строение листа.   Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

 

Урок 17. Фотосинтез. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле.

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять  значение фотосинтеза и роль растений  в природе и жизни. Научиться закладывать и проводить опыт и наблюдение по определению протекания процесса фотосинтеза.

Урок 18. Дыхание растений. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ; роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывать значение дыхания в жизни растений. Описывать сущность процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Сравнивать, объяснять и показывать результаты опытов и делать выводы.

Урок 19. Испарение воды растениями. Листопад.

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев.

Объяснять роль воды в жизни растений; устьиц в транспирации; значение испарения воды в жизни растений. Анализировать зависимость испарения от условий среды и состояния устьиц; анализировать представленный опыт.

Урок 20. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растении.  Транспорт веществ как составная часть

обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности.

Защита растений от повреждений.

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ; механизм осуществления проводящей функции стебля; особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

Урок 21. Прорастание семян. Условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени.

Описывать условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени; характеризовать признаки прорастания семян однодольных и двудольных растений; особенности роста и питания проростка. Устанавливать соответствие между размерами семян сроками посева и глубиной посева; прогнозировать результаты опытов; аргументировать собственную точку зрения

Урок 22. Способы размножения растений. Размножение организмов, его роль        

в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения  организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Характеризовать способы бесполого и полового размножения; выделять особенности размножения у цветковых растений. Объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения.

Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно и генеративно.

Урок 23. Размножение споровых растений. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. 

Объяснять значение чередования поколений у споровых растений.  Приводить примеры растений, для которых характерен тот или иной вид размножения.

Урок 24. Размножение голосеменных растений. Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Урок 25. Половое и вегетативное  размножение покрытосеменных растений. Способы полового и вегетативного размножения. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Вегетативное размножение комнатных растений.

Объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Объяснять биологическое значение вегетативного размножения; наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.

Урок 26. Контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений.

Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

3

Многообразие растений

6

Урок 27. Основы систематики растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией  цветковых растений.

Определять принадлежность к группам и классифицировать растений. Выделять таксономические единицы, признаки однодольных и двухдольных растений.

Урок 28. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Выделять характерные признаки семейства и его роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира и наиболее, опасные растения для человека.

Урок 29. Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Бобовые  и Сложноцветные. Признаки семейства Паслёновые и Мотыльковые (Бобовые). Признаки семейства Сложноцветные.

Значение в природе и жизни человека.

Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация).

Урок 30. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.  Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные.

Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.

Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Описывать формулу цветка. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира

Урок 31. Культурные растения. Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Приводить примеры растений, относящихся к различным культурам.  Определять редкие и охраняемые растения лекарственные и декоративные растения семейства.

Урок 32. Обобщающий урок по теме «Классификация растений».  Систематизация и обобщение понятий раздела.

Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

4

Природные сообщества

3

Урок 33. Растительные сообщества. Фитоценоз.

Естественные природные сообщества: лес, степь.

Роль растений в круговороте веществ. Развитие и смена растительных сообществ.

Характеризовать типы растительных сообществ и виды растительности, влиянии деятельности человека на природные сообщества.  Объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ.

Урок 34. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.  

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

Определять понятия: «заповедник»,

«заказник», «рациональное природопользование».

Урок 35. Итоговая контрольная работа. Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений.

Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

             ИТОГО

35

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Вещества растений. Клеточное строение
  2. Общее знакомство с цветковыми растениями
  3. Растение - живой организм
  4. Растения и окружающая среда
  5. Портреты ученых биологов
  6. Строение, размножение и разнообразие растений
  7. Схема строения  клеток живых организмов
  8. Уровни организации живой природы

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник
  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
  4. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Технические средства обучения (средства икт)

  1. Мультимедиа проектор
  2. Интерактивная доска.

Натуральные объекты

  1. Коллекция «Голосеменные растения
  2. Гербарий «Основные группы растений»
  3. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
  4. Набор микропрепаратов по ботанике

Живые объекты

Комнатные растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...