Рабочая программа по биологии 10-11 классы
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии ( базовый уровень) 10 - 11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 10-11 классы | 67.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
средняя общеобразовательная школа № 7 им. Карбышева
г. Охи
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Биология– 10 – 11 класс
(наименование учебного предмета)
базовый уровень, среднее общее образование______________
(уровень, ступень образования)
2016-2017 учебный год________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Программы среднего общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. М.: Дрофа,2014
Авторы программы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов
Учителем: Хасановой Ольгой Викторовной
г. Оха
2016 -2017 учебный год
ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
___________________________________________________________________
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа для 10-11 классов по биологии среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по биологии ( базовый уровень), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года N 413 года; с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577; на основе Фундаментального ядра и содержания общего образования, Примерной программы среднего общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений Биология 10-11 классы / авторы В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; составитель Г.М.Пельдяева. М.: Дрофа, 2014/
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания.
- овладение умениями: обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения; выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез входе работы с различными источниками.
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,эстетических ценностей.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенций в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Изучение курса “Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных обучающимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде и использование полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Особенностью организации учебного процесса является: использование технологии интегрированных уроков, технологии проектов, исследовательской деятельности, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающей и информационно-компьютерной технологий. В основу педагогического процесса заложены формы организации учебной деятельности:
· урок изучения и первичного закрепления новых знаний,
· урок обобщения и систематизации знаний,
· комбинированный урок,
· урок-семинар,
· урок-лекция,
· урок- проект,
· урок- зачет,
· урок контроля и коррекции знаний
Контроль за качеством усвоения учебного материала предусмотрен в виде текущей (поурочная, полугодовая и промежуточной (годовая) аттестации.
При осуществлении контроля знаний и умений обучающихся используются: устный ответ, тестирование, включающие задания выбором ответа или кратким ответом; дифференцированный зачет; проектная и исследовательские работы; презентации; составление схем и таблиц; конспект ( лекция учителя и статья учебника).
Обоснование выбора УМК
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс, созданный коллективом авторов под руководством В.И. Сивоглазова, ориентированный на базовый уровень изучения биологии и позволяет вести обучение биологии в старшей школе на современном уровне и успешно реализовывать все требования, заложенные в Федеральном государственном стандарте.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Биология» среднего (полного) общего образования обеспечит:
- формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде
4.МЕСТО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план отводит на изучение предмета следующее количество часов:
- 10 класс – 34 часа (1 недельный час);
- 11 класс – 34 часа (1 недльный час)
Программа по биологии для среднего (полного) общего образования рассчитана на 68 часов.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками программы по биологии являются:
- реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы отражают:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся - способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушение слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально - бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения своего места в нем, принятие соответствующего возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аустического спектра:
- формирование умения следовать отработанной схеме правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы отражают:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся - владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматимов) в письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи:
- формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- формирование умения активного использования знаково - символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога- психолога и тьютора;
- развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1
Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «система биологических наук»
- Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2.Сущность и свойства живого.
Уровни организации и методы познания живой природы. (2 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
- Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи»
- Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.
РАЗДЕЛ 2
Клетка (10 часов)
Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
- Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2.Химический состав клетки (4 часа)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
- Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
- Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки », «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».
- Лабораторные и практические работы
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
- Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
- Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
- Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».
- Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
- Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
- Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
РАЗДЕЛ 3
Организм (18 часов)
Тема 3.1.Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
- Демонстрация. Схема «Многообразие организмов ».
- Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
- Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
- Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
Тема 3.3.Размножение (4 часа)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз », «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
- Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.4.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
- Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
- Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
Тема 3.5.Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
- Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификаци-о'нной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека
- Лабораторные и практические работы
- Составление простейших схем скрещивания*.
- Решение элементарных генетических задач*. Изучение изменчивости.
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
- Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.Тема3.6.
Основы селекции. Биотехнология (2 часа)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
- Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
- Экскурсия
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма,селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
- Лабораторные и практические работы
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
- Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
11 класс
Раздел 1. Вид (19 часов)
Тема 1.1 История эволюционных идей ( 4 часа)
История эволюционных идей. Развитие биенойи в додарвиновскии период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании соврееной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
- Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 1.2 Современное эволюционное учение ( 8 часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
- Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
- Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.
- Экскурсия ( по усмотрению и при наличии свободного времени)
Многообразие видов (окрестности школы).
- Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 1.3 Происхождение жизни на Земле ( 3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
- Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
- Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
- Экскурсия
История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
- Основные понятия.Теория Опарина – Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 1.4. Происхождение человека ( 4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
- Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
- Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
- Экскурсия
Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
- Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
Раздел 2 Экосистемы (11 часов)
Тема 2.1 Экологические факторы ( 3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
- Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
- Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 2.2 Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
- Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
- Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
- Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 2.3 Биосфера – глобальная экосистема ( 2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
- Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
- Основные понятия. Биосфера. Живое вещество,биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 2.4 Биосфера и человек ( 2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
- Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
- Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
- Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 час)
Резерв времени – 4 часа
7.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
Название темы | Количество часов | Кол-во практических работ | Кол-во зачетов |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | 3 | ||
| 1 | ||
| 2 | ||
| 1 | ||
Раздел 2. Клетка | 11 | ||
| 1 | ||
| 4 | ||
| 3 | 3 | |
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Раздел. 3. Организм | 20 | ||
| 1 | ||
| 2 | ||
| 4 | ||
| 2 | 1 | |
| 8 | 2 | |
| 2 | 1 | |
| 1 | ||
34 | 7 | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ | Тема раздела | Количество часов | Количество практических и лабораторных | Контрольные работы |
Биология 11 класс | ||||
1 | Вид | 19 | 5 | 1 |
2 | Экосистемы Резерв | 11 4 | 7 | 1 |
Итого | 34 | 12 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Тема |
Вид | |
1 | Описание особей вида по морфологическому критерию |
2 | Выявление изменчивости у особей одного вида |
3 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
4 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях |
Экосистемы | |
5 | Выявление изменений в экосистемах своей местности |
9.ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
10 класс
№ | Тема |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах |
2 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | Тема |
1 | Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*. |
2 | Составление простейших схем скрещивания*. |
3 | Решение элементарных генетических задач*. Изучение изменчивости |
4 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. |
11 класс
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Тема |
Вид | |
1 | Описание особей вида по морфологическому критерию |
2 | Выявление изменчивости у особей одного вида |
3 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
4 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях |
Экосистемы | |
5 | Выявление изменений в экосистемах своей местности |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | Тема |
Вид | |
1 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
2 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
Экосистемы | |
3 | Составление схем передачи энергии (цепей питания) |
4 | Решение экологических задач |
5 | Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем |
6 | Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде |
7 | Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения |
9.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУАЮЩИХСЯ
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы, формулировать точное определение и истолкование основных понятий законов, теорий: при ответе не повторять дословно текст учебника, излагать материал литературным языком, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне, допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя, имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами схемами и графиками, сопутствующими ответу. записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины,
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно) Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание, текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала
- Не делает выводов и обобщений
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
- Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретны) вопросов и задач по образцу
- Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Выполнил работу без ошибок и недочетов
- Допустил не более одного недочета
Оценка «4»ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- Не более одной негрубой ошибки и одного недочета
- Допустил не более одного недочета
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- Не более двух грубых ошибок
- Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета
- Или не более двух-трех негрубых ошибок
- Или одной негрубой ошибки и трех недочетов
- Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2»ставится, если ученик:
- Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»
- Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта
- Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы)
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
- Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- Или было допущено два-три недочета,
- Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Или эксперимент проведен не полностью;
- Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы
- Или подбор оборудования, объектов материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов
- Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) Не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс)
- Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не определил самостоятельно цель опыта, выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
- Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно
- Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Примечание
- В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем урока.
Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно по заданию учителя провел наблюдение
- Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса)
- Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Правильно по заданию учителя провел наблюдение
- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные
- Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Допустил неточности и 1 -2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя
- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые
- Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
3. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 25 вопросов ( 20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом)
- Оценка «5» 16 + 4 ( 80 – 100% от общего числа баллов); «4» 14 + 3 (70 – 75%); «3» 12 + 0 или 10 + 2 (50-65%)
Критерии оценивания презентаций учащихся
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание | Работа полностью завершена | Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы | Не все важнейшие компоненты работы выполнены | Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя |
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов | Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются | Работа демонстрирует понимание, но неполное | Работа демонстрирует минимальное понимание | |
Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика | Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. | Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. | Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов | |
Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) | Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы | Ученик иногда предлагает свою интерпретацию | Интерпретация ограничена или беспочвенна | |
Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс | Почти везде выбирается более эффективный процесс | Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса | Ученик может работать только под руководством учителя | |
Дизайн | Дизайн логичен и очевиден | Дизайн есть | Дизайн случайный | Дизайн не ясен |
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. | Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. | Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. | |
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) | Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. | Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию | Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым | |
Графика | Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание | Графика соответствует содержанию | Графика мало соответствует содержанию | Графика не соответствует содержанию |
Грамотность | Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | Минимальное количество ошибок | Есть ошибки, мешающие восприятию | Много ошибок, делающих материал трудночитаемым |
Суммарная оценка (10 баллов)
Оценка выполнения реферата
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы
10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УМК
- Биология. Рабочие программы. 10 – 11 классы. –М.:Дрофа. 2014.
- В.И.Сивоглазов, И.Б..Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. 10 класс : учебник – М.: Дрофа, 2014.
- В.И.Сивоглазов, И.Б..Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. 11 класс : учебник – М.: Дрофа, 2014.
Литература для учителя.
Методические пособия
- В.Н.Мишакова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Биология. Общая биология. 10 класс.
- В.Н.Мишакова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Биология. Общая биология. 11 класс.
Дидактические материалы
- Воронина Г.А. Тесты по биологии. 10 класс. – М.: Экзамен, 2016.
- Е.А.Никишова. Биология. Текущий контроль. Сборник проверочных работ. 10 -11 класс.М.: Народное образование. 2014.
- Е.А.Солодова. Биология. Тестовые задания. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Е.А.Солодова. Биология. Тестовые задания. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература для обучающихся
- Е.А.Никишова. Биология. Текущий контроль. Сборник проверочных работ. 10 -11 класс.М.: Народное образование. 2014.
- Кириленко А.А., Колесников С.И. Подготовка к ЕГЭ. Биология: тематические тесты, базовый, повышенный, высокий уровни.
Интернет - ресурсы
- http://www.edu.ru – образовательный портал «Российской образование»
- http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
- http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
- http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и образование»
- http://www.ucheba.ru - образовательный портал «УЧЕБА»
- http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал
- http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников
- http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
11.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...