Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа 8 класс биология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 8 класс биология | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла Протокол № 01 от «31» августа 2016 г. Руководитель методического объединения _______________ (Л.Л. Шило) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.А. Волков «____» _______________ 201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.В. Луцишин «____» _______________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса) « Биология»
8Б класс
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор(ы)-составитель(и):
учитель __________ (И.А. Батаева)
учитель __________ ( _______________ )
учитель __________ ( _______________ )
2016 / 2017 уч. г.
г. Москва
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
а) соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. Предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний.
б) оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
в) рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
2. Метапредметные:
а) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы;
б) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.
в) проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИТ);
г) изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
3. Предметные: в результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
а) сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии. Питание. Дыхание. Выделение. Транспорт веществ. Регуляция жизнедеятельности организма.
б) особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
в) уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
г) распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека.
II. Содержание учебного предмета (курса)
1. Введение.(1ч).
Биологическая и социальная природа человека. Принципиальное отличие условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Значение знаний о строении и функциях своего организма для поддержания своего здоровья.
2.Организм человека: общий обзор(5ч).
Науки об организме человека. Санитарно-гигиенические нормы. СЭЦ. Ответственность людей нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Строение тела. Место человека в живой природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
Ткани животных и человека. Строение нейрона.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желёз и гормонов.
3.Опорно-двигательная система(8ч).
Значение костно –мышечной системы. Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах.
Мышцы: их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Работа мышц. Регуляция мышечных движений.
Нарушение осанки; плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его развития.
4.Кровь. Кровообращение(9ч).
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Функции клеток крови. Свёртываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Клеточные и гуморальные иммунитеты. Работы Луи Пастера, Ильи Мечникова. Классификация иммунитета.
Тканевая совместимость и переливание крови. Резус фактор.
Сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Фазы сердечной деятельности. Круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Функции венозных клапанов. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
5.Дыхательная система(5ч).
Значение дыхания. Органы дыхания, их связь с кровеносной системой. Гортань –орган голосообразования. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приёмы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
6.Пищеварительная система(6ч).
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Пищеварительные железы. Форма и функции зубов. Ферменты пищеварительного тракта. Всасывание питательных веществ. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
7.Обмен веществ и энергии. Витамин(3ч).
Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Нормы питания. Нормы питания жителей Севера. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы: А, В, С,Д. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: А(куриная слепота), В(болезнь бери-бери), С(цинга), Д( рахит). Их предупреждение и лечение
8. Мочевыделительная система(2ч).
Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды.
9.Кожа( 3ч).
Значение кожи и ее строение. Функции эпидермиса, дермы, гиподермы. Волосы и ногти-роговые придатки кожи. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражений.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
10.Эндокринная система(2ч).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
11.Нервная система(5ч).
Значение, строение и функционирование нервной системы. Рефлекторный принцип работы.. Прямые и обратные связи. Вегетативная нервная система: отделы и подотделы. Спинной мозг: строение и функции. Головной мозг: строение и функции отделов. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
12.Органы чувств. Анализаторы.(5ч).
Как действуют органы чувств и анализаторы.
Орган зрения и зрительный анализатор. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Роль глазных мышц в формировании зрительных ощущений. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения.
Органы слуха и равновесия. Звукопередающий и звукоулавливающий аппарат уха. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимосвязь ощущений-результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
13.Поведение и психика(7ч).
Врожденные и приобретенные формы поведения. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова. А. А. Ухтомский. Открытие явлений доминанты. Закономерности работы головного мозга.
Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
14.Индивидуальное развитие организма(5ч).
Половая система человека. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому; либо по женскому типу. Менструация. Поллюция. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие после рождения. Изменения ,связанные с пубертатом. Возрасты человека.
О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности: темперамент, интересы, склонности, способности. Роль наследственного и приобретённого опыта в формировании способностей.
15.Заключение(2ч).
Биосоциальная природа человека. Место человека в природе. Топография органов. Предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены. Разноуровневая организация организма. Регуляция процессов и систем. Индивидуальное развитие организма. Наследственные и приобретённые качества личности.
III. Тематическое планирование
№ | Дата
| Тема урока
| Задачи урока | Домашнее задание |
Введение(1ч). | ||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | Познакомить учеников с историей накопления знаний о человеке; раскрыть биосоциальную природу человека; познакомить со структурой учебника; дать понятие о науках, изучающих человека и методах исследования. | Стр.3-6.П.1. | |
Обзор организма человека(5ч). | ||||
2 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | Показать место и роль человека в живой природе, сформировать понятие о частях тела, их соотношениях, полостях тела, топографии внутренних органов; научить ориентироваться в анатомических таблицах, читать их. | П.2. | |
3 | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность Лабораторная работа № 1 ,,Действие фермента каталазы на пероксид водорода,, | Раскрыть строение и функции клеточных органоидов; определить химический состав клеток; дать представление о жизнедеятельности и размножении клеток; сформировать понятие о ферментах, обмене веществ-биосинтезе и биологическом окислении; ввести понятие о возбудимости; расширить умения проводить наблюдения, анализировать, оценивать. | П.3. | |
4 | Ткани животных и человека. лабораторная работа № 2 ,,Клетки и ткани под микроскопом,, | Повторить материал о клетке; познакомить с видами тканей; продолжить формировать умение работать с микроскопом, микропрепаратами, оформлять результаты исследовани | П.4. | |
5 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция | Повторить материал о тканях, показать роль нервной и гуморальной регуляции жизненных процессов, сформировать знания о рефлексе и рефлекторной дуге. | П.5. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Общий обзор организма человека,, | |
6 | Обобщающий урок по теме ,,Общий обзор организма человека | Проконтролировать знания учащихся о строении и функциях клетки, о тканях и их значении, о рефлекторной деятельности, целостности организма; рассмотреть уровни организации организма, органы и основные системы органов человека. | Стр.32-33. | |
Опорно-двигательная система(8ч). | ||||
7 | Скелет, строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 ,,Строение костной ткани,, Лабораторная работа №4 ,,Состав костей,, | Дать понятие о взаимосвязи скелета и мышц; разъяснить их значение; показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости; определить типы соединения костей; показать роль суставов в движении; формировать умения выполнять исследования, работать с изучаемыми объектами, делать схемы , рисунки. | П.6. | |
8 | Скелет головы и скелет туловища. | Сформировать знания особенностей строения скелета головы и туловища человека; показать сходство скелета человека со скелетом млекопитающих и их различия, связанные с прямохождением и развитием мозга. | П.7. | |
9 | Скелет конечностей | Сформировать знания о скелете поясов конечностей и скелете свободных конечностей; раскрыть особенности верхних конечностей как органов труда и изменения нижних конечностей в связи с прямохождением. | П.8. | |
10 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | Дать элементарные сведения о травмах скелета и мерах первой помощи при них. | П.9. | |
11 | Мышцы человека. | Повторить функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани; познакомить с основными группами мышц человеческого тела. | П.10. | |
12 | Работа мышц. | Сформировать знания по классификации мышц по функциям, показать взаимосвязь мышц-антагонистов, познакомить с динамической и статической работой мышц. | П.11. | |
13. | Нарушение осанки и плоскостопие, | Разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки, плоскостопия; показать, каким Способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать. | П.12. Практическая работа №1 ,,Определение гибкости позвоночника,, Практическая работа № 2 ,,Определение наличия плоскостопия,, Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Опорно-двигательная система,, | |
14. | Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение знаний по теме ,,Опорно-двигательная система,, | Проверить умение школьников выявлять нарушение осанки и плоскостопие, разъяснить роль гиподинамии, суть тренировочного эффекта, распределение физических нагрузок в течении дня; проконтролировать знание по теме ,,Опорно-двигательная система,, | П.13,стр.66-67. | |
Кровь и кровообращение(9ч). | ||||
15 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. лабораторная работа №5 ,,Сравнение крови человека с кровью лягушки,, | Показать, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему; выяснить значение крови в целом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных её элементов, дать понятие о свертываемости крови; расширить умение работы с увеличительными приборами, проводить анализ исследования, давать сравнительные характеристики, делать соответствующие выводы. | П.14. | |
16 | Иммунитет | Повторить материал о внутренней среде; подчеркнуть защитную функцию крови и значение постоянства внутренней среды ;дать определение иммунитета, показать органы иммунной системы; разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов и рассказать об открытии Л.Пастера, доказавшего причастность микробов к инфекционным заболеваниям; изобретение вакцин и лечебных сывороток; определение видов иммунитета. | П.15 | |
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | Сформировать знания о группах крови, о правилах переливания, показать, что в основе совместимости тканей, и в частности совместимости групп крови, лежит иммунная реакция, что иммунитет- важнейшее средство приспособления организма к среде обитания. | П.16. | |
18 | Строение и работа сердца. | Рассмотреть строение сердца и фазы его работы. | П.17. | |
19 | Круги кровообращения. | Рассмотреть круги кровообращения, типы сосудов. | П.17. | |
20 | Движение лимфы. | Повторить материал о кровообращении, образовании тканевой жидкости и оттоке лимфы; разъяснить вред перетяжек, тугой шнуровки, тугих поясов и прочих предметов одежды, нарушающий кровообращение. | П.18. | |
21 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | Дать понятие о динамике движения крови; раскрыть причины её движения; выяснить природу пульса; сформировать представления об анатомии сердца, соотношение местной и центральной регуляции; ввести понятие о вегетативной нервной системе- симпатической и парасимпатической иннервации; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. | П.19,20. Практическая работа № 3 ,,Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа,, | |
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | Сформировать представление о заболеваниях сердца и сосудов; развить понятие о вреде гиподинамии и пользе подвижного образа жизни, тренировочном эффекте; показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечно- сосудистой и дыхательной системы. | П.21,стр.99-100. Практическая работа № 4,,Функциональная сердечно-сосудистая проба,, Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Кровь и кровообращение,, | |
23 | Первая помощь при кровотечениях. Обобщение знаний по теме ,,Кровь и кровообращение,, | Повторить материал(из курса ОБЖ) о диагностике кровообращений, мерах первой помощи; раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в их основе; проконтролировать знания по теме ,,Кровь и кровообращение,, | П.22,стр.99-100. | |
Дыхательная система(5ч). | ||||
24 | Значение дыхания. Органы дыхания. | Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; показать роль кислорода в энергетическом обмене; рассмотреть строение и функции органов дыхания. | П.23. | |
25 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких. лабораторная работа № 6 ,,Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,, | Повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных путей, механизмы голосообразования; дать понятие о строении лёгкого, лёгочного и тканевого газообмена; продолжит формировать умение проводить наблюдение, сравнивать, делать соответствующие выводы. | П.24. | |
26 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. лабораторная работа № 7 ,,Дыхательные движения,, | Повторить материал о лёгочном и тканевом газообменах; о значении биологического окисления; дать понятие о механизмах вдоха и выдоха; раскрыть суть рефлекторных и гуморальных механизмов дыхания; разъяснить механизм и значение защитных рефлексов: кашля, чихания, задержки дыхания при входе в холодную воду; разъяснить вредное влияние табачного дыма на легкие и весь организм. | П.25,26. Практическая работа № 5,,Определение экскурсии грудной клетки,, | |
27 | Гигиена дыхания. | Продолжить формирование понятия об инфекционных болезнях; дать представление о заболеваниях верхних дыхательных путей, туберкулёзе и раке лёгких; разъяснить меры профилактики, возможность и опасность бактерио-и вирусоносительства ,роль флюорографии в выявлении лёгочных заболеваний; познакомить с основными принципами гигиены дыхания и дыхательной гимнастики; дать понятие о жизненной ёмкости лёгких и способах её увеличения. |
П.27. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Дыхательная система,, | |
28 | Первая помощь при поражениях органов дыхания. Обобщение знаний по теме ,,Дыхательная система,, | Познакомить учащихся с мерами первой помощи при травматизме дыхательных путей, обмороке, электротравме, заваливании землёй, утоплении, с симптомами клинической смерти и способами непрямого массажа сердца, искусственного дыхания; расширить умение работать с текстом, таблицами, рисунками. | П.28,стр.120-121. |
Пищеварительная система(6ч). | |||||
29 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения. | Продолжить развитие понятия об обмене веществ, сформировать у учащихся знания о составе пищи, дифференцировать понятия ,,продукты питания,, и ,,питательные вещества,,. Раскрыть значение пищеварения; познакомить с расположением органов пищеварения; дать общую картину обработки пищи в каждом из отделов пищеварительной системы, с тем, чтобы потом конкретизировать этот материал на следующих уроках | П.29,30.
| ||
30 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 8 ,,Действие ферментов слюны на крахмал,, | Разъяснить особенности пищеварения в ротовой полости; дать понятие о форме, строении и функции зубов; раскрыть роль ферментов; информировать о гигиене полости рта; формировать умение выполнения лабораторной работы ; оформлять результаты исследования; делать выводы. | П.31,32(до пищеварения в желудке). | ||
31 | Пищеварение в желудке. Лабораторная работа № 9 ,,Действие ферментов желудочного сока на белки,, | Разъяснить особенности пищеварения в желудке; повторить пищеварение в ротовой полости ;расширить умение работать с текстом; наблюдать; по результатам наблюдений делать соответствующие выводы. | П.32. | ||
32 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Повторить процессы пищеварения в ротовой полости и желудке; дать понятия о функциях тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени; рассмотреть процесс всасывания. | П.33. | ||
33 | Регуляция пищеварения. | Раскрыть роль безусловных и условных рефлексов, повторить дуги безусловных рефлексов и выяснить механизмы образования и торможения условных рефлексов и функционирование их условнорефлекторных дуг; дать примеры, раскрывающие значение временных связей в поведении животных и человека; показать взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции пищеварения. | П.34. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Пищеварительная система,, | ||
34 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение знаний по теме ,,Пищеварительная система,, | Повторить материал о пищеварении, познакомить с течением и профилактикой опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений. | П.35,стр.145-146. | ||
Обмен веществ и энергии. Витамины.(3ч). | |||||
35 | Обменные процессы в организме. | Раскрыть сущность стадий обмена веществ, ввести понятие об ассимиляции и диссимиляции, показать единство этих противоположных процессов. | П.36. | ||
36 | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. | Сформировать у учащихся элементарное понятие об обмене белков, жиров, углеводов, дать представление об основном и общем обменах; рассмотреть нормы питания в зависимости от энергетических затрат и их характера; показать, как определяются энерготраты и энергоёмкости пищевых продуктов и пищевые рационы. | П.37. Практическая работа № 6,,Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки,, | ||
37 | Витамины. Рацион питания жителей Севера. | Разъяснить значение витаминов, рассказать об основных авитаминозах и их симптомах; предупредить о последствиях неумеренного употребления витаминных препаратов(гипервитаминозы). | П.38. | ||
Мочевыделительная система(2ч). | |||||
38 | Строение и работа почек. | Выяснить роль мочевыделения, изучить строение мочевыделительной системы, раскрыть значение почек и особенности двойной фильтрации. | П.39. | ||
39 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Раскрыть причины заболеваний почек- нарушение диеты и водного режима, нисходящую инфекцию, восходящую инфекцию; познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; продолжить развитие понятия о гомеостазе внутренней среды, разъяснить процессы, происходящие при жажде и водном отравлении. | П.40. | ||
Кожа(3ч). | |||||
40 | Кожа. Значение и строение кожи. | Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос, ногтей; показать приемы определения типа кожи и волос. | П.41. | ||
41 | Роль кожи в теплорегуляции. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | Раскрыть суть терморегуляции; показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; рассмотреть патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии; заражение кожными паразитами и грибками. | П.42,43(до ,,оказания первой помощи,,). Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Обмен веществ,, ,,Мочевыделительная система,, ,,Кожа,, | ||
42 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение знаний по темам ,,Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа,, | Рассказать о приёмах закаливания и подборе одежды, выявить причины теплового и солнечных ударов и определить меры первой помощи при них; рассмотреть меры профилактики теплового и солнечных ударов, проконтролировать знания по изученным темам. | Стр.171-172. | ||
Эндокринная система(2ч). | |||||
43 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Разъяснить разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции; познакомить со строением эндокринной системы и свойствами гормонов. | П.44. | ||
44 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Познакомить с действием конкретных гормонов и заболеваниями при гипо- и гиперфункции желёз эндокринной системы; показать взаимодействие желёз внутренней секреции при росте и развитии организма. | П.45. | ||
Нервная система(5ч). | |||||
45 | Значение и строение нервной системы. | Повторить строение нейрона, понятие ,,рефлекс,,; раскрыть строение и значение нервной системы. | П.46 | ||
46 | Автономный(вегетативный)отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. | Повторить материал о строении нервной системы; изучить строение и работу вегетативного отдела нервной системы; показать взаимодействие всех отделов нервной системы, их взаимосвязь, повторить особенности гуморальной и нервной регуляции; показать связь между эндокринной и нервной системами. | П.47,48. | ||
47 | Строение и функции спинного мозга. | Изучить положение, строение и функции спинного мозга. | П.49. | ||
48 | Головной мозг: строение и функции. | Закрепить материал о строении и функции спинного мозга; познакомить с положением, строением и функциями головного мозга. | П.50. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Эндокринная и нервная система ,, | ||
49 | Обобщение знаний по теме ,,Эндокринная и нервная системы,, | Повторить материал о нервной и эндокринной системе, проконтролировать знания учащихся о взаимодействии нервной и гуморальной регуляции. | Стр. 194-195. | ||
Органы чувств. Анализаторы(5ч). | |||||
50 | Значение органов чувств и анализаторов. | Показать различия между понятиями ,,анализаторы,, и ,,органы чувств,,; познакомить со звеньями анализатора. | П.51. | ||
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. | Раскрыть значение зрения; показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции; раскрыть работу зрительного анализатора в целом. | П.52. | ||
52 | Заболевания и повреждения глаз. | Повторить материал о строении и функциях глаза, всего анализатора в целом; проследить ход лучей через оптическую систему глаза; раскрыть причины дальнозоркости и близорукости, показать меры их предупреждения; разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения; дать представление о травмах глаз и о мерах доврачебной помощи; показать экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. | П.53. | ||
53 | Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. | Повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз; познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха; показать преобразование звуков в нервные импульсы; показать единство зрительного и слухового анализаторов; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний; познакомить учащихся со строением органа равновесия. | П.55. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Органы чувств и анализаторы,, | ||
54 | Органы осязания, обоняния и вкуса и их анализаторы. Обобщение знаний по теме ,,Органы чувств и анализаторы,, | Разъяснить связь строения и функций изучаемых органов чувств, раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом; проконтролировать знания по изученной теме. | Стр.211-212. | ||
Поведение и психика(7ч). | |||||
55 | Врождённые и приобретённые формы поведения. | Показать, что врождённые формы поведения так же устойчивы, как морфологические признаки; разъяснить, что приобретённые формы поведения изменчивы и отражают конкретную экологическую обстановку, в которой находится животное или человек; приобретённые формы поведения человека определяются как природной средой, так и обществом. | П.56.57. | ||
56 | Закономерности работы головного мозга. | Дать понятие о внешнем и внутреннем торможении, явлениях доминанты и законе взаимной индукции возбуждения и торможения; разъяснить последних в осуществлении регуляторной деятельности мозга; показать приемственность работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова. | П.58. | ||
57 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Показать, что любая деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами; показать значение сна и бодрствования; разъяснить, что сон имеет сложную природу и состоит из нескольких фаз; раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование. | П.59. | ||
58 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. | Дать понятие о роли речи в развитии высших психических функций речи, сознания и труда в формировании личности; познакомить с познавательными процессами и определить их возможности в познании. | П.60. | ||
59 | Воля и эмоции. Внимание. | Раскрыть физиологические основы и психологию волевого акта; дать оценку внушаемости и негативизму как проявлению недостаточности воли; сформировать понятия о физиологии эмоций, эмоциональных реакциях, эмоциональных отношениях; разъяснить физиологические основы внимания и дать советы о сохранении устойчивости внимания при выполнении учебной работы. | П.61. | ||
60 | Динамика работоспособности. Режим дня. | Познакомить со стадиями работоспособности, разъяснить гигиенические правила организации отдыха на разных стадиях работоспособности; выяснить значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности. | П.62. Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Поведение и психика,, | ||
61 | Обобщение знаний по теме ,,Поведение и психика,, | Стр.236-237. |
Индивидуальное развитие организма(5ч). | ||||
62 | Половая система человека. | Изучить строение генеративных органов мужчины и женщины; выяснить причины, обуславливающие пол ребёнка, дать понятие о формировании мужского и женского организма. | П.63. | |
63 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. | Раскрыть различия между наследственными и врождёнными заболеваниями; дать понятие болезням, передающимся половым путём, в том числе и венерических; раскрыть причины, течение и ;профилактику СПИДа и гепатита В. | П.64. | |
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | Раскрыть сущность оплодотворения; провести беседу о планировании семьи и нежелательности ранних браков; дать понятие о формировании зародыша и плода; показать, как развитие человека продолжается после рождения; ввести понятие о календарном и биологическом возрасте социальной зрелости. | П.65. | |
65 | О вреде наркогенных веществ. | Дать материал о вредном влиянии табакокурения, алкоголя и наркотиков на организм человека и его потомство. | П.66 Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Индивидуальное развитие человека,, | |
66 | Личность и её особенности. Обобщение знаний по теме ,,Индивидуальное развитие человека,, | Познакомить с понятиями ,,индивид,, и ,,личность,, показать разницу между ними; раскрыть физиологические причины темперамента; рассмотреть основные типы характера человека; показать влияние интересов, склонностей способностей на выбор специальности. | П.67. Подготовиться к обобщению знаний по курсу ,,Человек,, | |
Заключение(2ч). | ||||
67 68 | Обобщение знаний по курсу ,,Человек,, Подведение итогов | Систематизировать и обобщить знания по курсу ,,Человек,,; подвести итог по разноуровневой организации человека ;проконтролировать усвоение знаний | Летнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...