Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Батаева Ирина Анатольевна

Рабочая программа 8 класс биология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 01

от «31» августа 2016 г.

Руководитель методического объединения

_______________ (Л.Л. Шило)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

ГБОУ Школа № 1465

_______________ А.А. Волков

«____» _______________ 201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 1465

_______________ А.В. Луцишин

«____» _______________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) « Биология»

8Б класс

2 часа в неделю (всего 68 часов)

Автор(ы)-составитель(и):

учитель __________ (И.А. Батаева)

учитель __________ ( _______________ )

учитель __________ ( _______________ )

2016 / 2017 уч. г.

г. Москва

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

а) соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. Предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний.

б) оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.

в) рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

     

       2. Метапредметные:

          а) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы;

         б) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.

         в) проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИТ);

        г) изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

       

      3. Предметные: в результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

        а) сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии. Питание. Дыхание. Выделение. Транспорт веществ. Регуляция жизнедеятельности организма.

       б) особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

       в) уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

       г) распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека.

II. Содержание учебного предмета (курса)

1. Введение.(1ч).         

             Биологическая и социальная природа человека. Принципиальное отличие условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Значение знаний о строении и функциях своего организма для поддержания своего здоровья.

 

             2.Организм человека: общий обзор(5ч).

              Науки об организме человека. Санитарно-гигиенические нормы. СЭЦ. Ответственность людей нарушающих санитарные нормы общежития.

            Строение организма человека. Строение тела.  Место человека в живой природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

             Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

             Ткани животных и человека. Строение нейрона.

              Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желёз и гормонов.

                     

           3.Опорно-двигательная система(8ч).

 

          Значение костно –мышечной системы.   Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах.

           Мышцы: их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Работа мышц. Регуляция мышечных движений.

           Нарушение осанки;  плоскостопие. Коррекция.  Развитие опорно-двигательной системы. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его развития.

            4.Кровь. Кровообращение(9ч).

 

             Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Функции клеток крови. Свёртываемость крови.

              Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Клеточные и гуморальные иммунитеты. Работы Луи Пастера, Ильи Мечникова. Классификация иммунитета.

               Тканевая совместимость и переливание крови. Резус фактор.

               Сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Фазы сердечной деятельности. Круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Функции венозных клапанов. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

            5.Дыхательная система(5ч).

             Значение дыхания. Органы дыхания, их связь с кровеносной системой. Гортань –орган голосообразования. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приёмы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

               6.Пищеварительная система(6ч).

 

               Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества.  Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Пищеварительные железы. Форма и функции зубов. Ферменты пищеварительного тракта. Всасывание питательных веществ. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

               7.Обмен веществ и энергии. Витамин(3ч).

                 Обменные  процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Нормы питания. Нормы питания жителей Севера. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы: А, В, С,Д. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: А(куриная слепота), В(болезнь бери-бери), С(цинга), Д( рахит). Их предупреждение и лечение

              8. Мочевыделительная система(2ч).

              Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Питьевой режим. Гигиеническая оценка питьевой воды.

                 9.Кожа( 3ч). 

                 Значение кожи и ее строение. Функции эпидермиса, дермы, гиподермы. Волосы и ногти-роговые придатки кожи. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражений.

              Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

               10.Эндокринная система(2ч).

 

              Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

        11.Нервная система(5ч).

             Значение, строение и функционирование нервной системы. Рефлекторный принцип работы.. Прямые и обратные связи. Вегетативная нервная система: отделы и подотделы. Спинной мозг: строение и функции. Головной мозг: строение и функции отделов. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

              12.Органы чувств. Анализаторы.(5ч).

              Как действуют органы чувств и анализаторы.

             Орган зрения и зрительный анализатор. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Роль глазных мышц в формировании зрительных ощущений. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения.

            Органы слуха и равновесия. Звукопередающий и звукоулавливающий аппарат уха. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Их анализаторы.               Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимосвязь ощущений-результат  аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

              13.Поведение и психика(7ч).

              Врожденные и приобретенные формы поведения. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова. А. А. Ухтомский. Открытие явлений доминанты. Закономерности работы головного мозга.

              Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна, сновидения.

             Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

             14.Индивидуальное развитие организма(5ч).

              Половая система человека. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому; либо по женскому типу. Менструация. Поллюция. Гигиена промежности.

              Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.   Внутриутробное развитие организма.  Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля-Мюллера и причины отклонения от него. Развитие после рождения. Изменения ,связанные  с пубертатом. Возрасты человека.

              О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности: темперамент, интересы, склонности, способности. Роль наследственного и приобретённого опыта в формировании способностей.

                   15.Заключение(2ч).

                   Биосоциальная         природа человека. Место человека в природе. Топография органов. Предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены. Разноуровневая организация организма. Регуляция процессов и систем. Индивидуальное развитие организма. Наследственные и приобретённые качества личности.

III. Тематическое планирование

Дата

 

         Тема урока

 

      Задачи урока

    Домашнее

       задание

Введение(1ч).

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Познакомить учеников с историей накопления знаний о человеке; раскрыть  биосоциальную природу человека; познакомить со структурой учебника; дать понятие о науках, изучающих человека и методах исследования.

Стр.3-6.П.1.

Обзор организма человека(5ч).

2

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

Показать место и роль человека в живой природе, сформировать понятие о частях тела, их соотношениях, полостях тела, топографии внутренних органов; научить ориентироваться в анатомических таблицах, читать их.

 П.2.  

3

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность

Лабораторная работа № 1 ,,Действие фермента каталазы на пероксид водорода,,

Раскрыть строение и функции клеточных органоидов; определить химический состав клеток; дать представление о жизнедеятельности и размножении клеток; сформировать понятие о ферментах, обмене веществ-биосинтезе и биологическом окислении; ввести понятие о возбудимости; расширить умения проводить наблюдения, анализировать, оценивать.

П.3.  

4

Ткани животных и человека. лабораторная работа № 2 

,,Клетки и ткани под микроскопом,,

Повторить материал о клетке; познакомить с видами тканей; продолжить формировать умение работать с микроскопом, микропрепаратами, оформлять результаты исследовани      

П.4.      

5

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция 

Повторить материал о тканях, показать роль нервной и гуморальной     регуляции жизненных процессов, сформировать знания о рефлексе и рефлекторной дуге.      

П.5.                                

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Общий обзор организма человека,,

6

Обобщающий урок по теме ,,Общий обзор организма человека

Проконтролировать знания учащихся о строении и функциях клетки, о тканях и их значении, о рефлекторной деятельности, целостности организма; рассмотреть уровни организации организма, органы и основные системы органов человека.  

Стр.32-33.    

Опорно-двигательная система(8ч).

7

Скелет, строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа №3

,,Строение костной ткани,,

Лабораторная работа №4

,,Состав костей,,

Дать понятие о взаимосвязи скелета и мышц; разъяснить их значение; показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости; определить типы соединения костей; показать роль суставов в движении; формировать умения выполнять исследования, работать с изучаемыми объектами, делать схемы , рисунки.

 П.6.

8

Скелет головы и скелет туловища.      

Сформировать знания особенностей строения скелета головы и туловища человека; показать сходство скелета человека со скелетом млекопитающих и их различия, связанные с прямохождением и развитием мозга.  

 П.7.

9

Скелет конечностей

Сформировать знания о скелете поясов конечностей и скелете свободных конечностей; раскрыть особенности верхних конечностей как органов труда и изменения нижних конечностей в связи с прямохождением.

П.8.

10

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

Дать элементарные сведения о травмах скелета и мерах первой помощи при них.    

 П.9.

11

Мышцы человека.    

Повторить функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани; познакомить с основными группами мышц человеческого тела.  

 П.10.  

12

Работа мышц.    

Сформировать знания по классификации мышц по функциям, показать взаимосвязь мышц-антагонистов, познакомить с динамической и статической работой мышц.

П.11.    

13.

Нарушение осанки и плоскостопие,

Разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки, плоскостопия; показать, каким

Способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать.

 П.12.

 Практическая работа №1 ,,Определение гибкости позвоночника,,

Практическая работа № 2 ,,Определение наличия плоскостопия,,  

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Опорно-двигательная система,,

14.

Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение знаний по теме ,,Опорно-двигательная система,,

Проверить умение школьников выявлять нарушение осанки и плоскостопие, разъяснить роль гиподинамии, суть тренировочного эффекта, распределение физических нагрузок в течении дня; проконтролировать знание по теме ,,Опорно-двигательная система,,

П.13,стр.66-67.    

                                       Кровь и кровообращение(9ч).

15

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

лабораторная работа №5

,,Сравнение крови человека с кровью лягушки,,

Показать, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему; выяснить значение крови в целом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных её элементов, дать понятие о свертываемости крови; расширить умение работы с увеличительными приборами, проводить анализ исследования, давать сравнительные характеристики, делать соответствующие выводы.

П.14.      

16

Иммунитет

Повторить материал о внутренней среде; подчеркнуть защитную функцию крови и значение постоянства внутренней среды ;дать определение иммунитета, показать органы иммунной системы; разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;  показать роль антител в обезвреживании антигенов и рассказать об открытии Л.Пастера,  доказавшего причастность микробов к инфекционным заболеваниям; изобретение вакцин и лечебных сывороток; определение видов иммунитета.

П.15  

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

Сформировать знания о группах крови, о правилах переливания, показать, что в основе совместимости тканей, и в частности совместимости групп крови, лежит иммунная реакция, что иммунитет- важнейшее средство приспособления организма к среде обитания.

П.16.

18

Строение и работа сердца.

Рассмотреть строение сердца и фазы его работы.

П.17.

19

Круги кровообращения.

Рассмотреть круги кровообращения, типы сосудов.

П.17.  

20

Движение лимфы.

Повторить материал о кровообращении, образовании тканевой жидкости и оттоке лимфы; разъяснить вред перетяжек, тугой шнуровки,  тугих поясов и прочих предметов одежды, нарушающий кровообращение.

 П.18.

21

Движение крови по сосудам.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Дать понятие о динамике движения крови; раскрыть причины её движения; выяснить природу пульса; сформировать представления об анатомии сердца, соотношение местной и центральной регуляции; ввести понятие о вегетативной нервной системе- симпатической и парасимпатической иннервации; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

П.19,20.

Практическая работа № 3 ,,Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа,,  

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Сформировать представление о заболеваниях сердца и сосудов; развить понятие о вреде гиподинамии и пользе подвижного образа жизни, тренировочном эффекте; показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечно- сосудистой и дыхательной системы.

 П.21,стр.99-100.

Практическая работа № 4,,Функциональная сердечно-сосудистая проба,,  

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Кровь и кровообращение,,

23

Первая помощь при кровотечениях.

Обобщение знаний по теме

,,Кровь и кровообращение,,

Повторить материал(из курса ОБЖ) о диагностике кровообращений,  мерах первой помощи; раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в их основе; проконтролировать знания по теме ,,Кровь и кровообращение,,

П.22,стр.99-100.    

Дыхательная система(5ч).

24

Значение дыхания. Органы дыхания.

Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; показать роль кислорода в энергетическом обмене; рассмотреть строение и функции органов дыхания.

 П.23.

25

Строение лёгких. Газообмен в лёгких.

лабораторная работа № 6

,,Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,,

Повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных путей, механизмы голосообразования; дать понятие о строении лёгкого, лёгочного и тканевого газообмена; продолжит формировать умение проводить наблюдение, сравнивать, делать соответствующие выводы.

 П.24.    

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. лабораторная работа № 7 ,,Дыхательные движения,,

Повторить материал   о лёгочном и тканевом газообменах; о значении биологического окисления; дать понятие о механизмах вдоха и выдоха; раскрыть суть рефлекторных и гуморальных механизмов дыхания; разъяснить механизм и значение защитных рефлексов: кашля, чихания, задержки дыхания при входе в холодную воду; разъяснить вредное влияние табачного дыма на легкие и весь организм.

П.25,26.

Практическая работа № 5,,Определение экскурсии грудной клетки,,  

27

Гигиена дыхания.

Продолжить формирование понятия об инфекционных болезнях; дать представление о заболеваниях верхних дыхательных путей,  туберкулёзе и раке лёгких; разъяснить меры профилактики, возможность и опасность бактерио-и вирусоносительства ,роль флюорографии в выявлении лёгочных заболеваний; познакомить с основными принципами гигиены дыхания и дыхательной гимнастики; дать понятие о жизненной ёмкости лёгких и способах её увеличения.

   

П.27.  

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Дыхательная система,,

28

Первая помощь при поражениях органов дыхания. Обобщение знаний 

по теме

,,Дыхательная система,,

Познакомить учащихся с мерами первой помощи при травматизме дыхательных путей, обмороке, электротравме, заваливании землёй, утоплении, с симптомами клинической смерти и способами непрямого массажа сердца, искусственного дыхания; расширить умение работать с текстом, таблицами, рисунками.

П.28,стр.120-121.  

Пищеварительная система(6ч).

29

Значение и состав пищи. Органы пищеварения.

Продолжить развитие понятия об обмене веществ, сформировать у учащихся знания о составе пищи, дифференцировать понятия ,,продукты питания,, и ,,питательные вещества,,. Раскрыть значение пищеварения; познакомить с расположением органов пищеварения; дать общую картину обработки пищи в каждом из отделов пищеварительной системы,  с тем, чтобы потом конкретизировать этот материал на следующих уроках

П.29,30.    

     

30

Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа № 8

,,Действие ферментов слюны на крахмал,,

Разъяснить особенности пищеварения в ротовой полости; дать понятие о форме, строении и функции зубов; раскрыть роль ферментов; информировать о гигиене полости рта; формировать умение выполнения лабораторной работы ; оформлять результаты  исследования; делать выводы.

П.31,32(до пищеварения в желудке).    

31

Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа № 9

,,Действие ферментов желудочного сока на белки,,

Разъяснить особенности пищеварения в желудке; повторить пищеварение в ротовой полости ;расширить умение работать с текстом; наблюдать; по результатам наблюдений делать соответствующие выводы.

П.32.    

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Повторить процессы пищеварения в ротовой полости и желудке; дать понятия о функциях тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени; рассмотреть процесс всасывания.

П.33.  

33

Регуляция пищеварения.

Раскрыть роль безусловных и условных рефлексов, повторить дуги безусловных рефлексов и выяснить механизмы образования и торможения условных рефлексов и функционирование их условнорефлекторных дуг; дать примеры, раскрывающие значение временных связей в поведении животных и человека; показать взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

П.34.

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Пищеварительная система,,

34

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

 Обобщение знаний по теме

,,Пищеварительная система,,

Повторить материал о пищеварении, познакомить с течением и профилактикой опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений.

П.35,стр.145-146.  

Обмен веществ и энергии. Витамины.(3ч).

35

Обменные процессы в организме.

Раскрыть сущность стадий обмена веществ, ввести понятие об ассимиляции и диссимиляции, показать единство этих противоположных процессов.

П.36.  

36

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.

Сформировать у учащихся элементарное понятие об обмене белков, жиров, углеводов, дать представление об основном и общем обменах; рассмотреть нормы питания в зависимости от энергетических затрат и их характера; показать, как определяются энерготраты и энергоёмкости пищевых продуктов и пищевые рационы.

П.37.

Практическая работа № 6,,Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки,,  

37

Витамины. Рацион питания жителей Севера.

Разъяснить значение витаминов, рассказать об основных авитаминозах и их симптомах; предупредить о последствиях неумеренного употребления витаминных препаратов(гипервитаминозы).

П.38.    

                                 Мочевыделительная система(2ч).

38

Строение и работа почек.

Выяснить роль мочевыделения, изучить строение мочевыделительной системы, раскрыть значение почек и особенности двойной фильтрации.

П.39.    

39

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.        

Раскрыть причины заболеваний почек- нарушение диеты и водного режима, нисходящую инфекцию, восходящую инфекцию; познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; продолжить развитие понятия о гомеостазе внутренней среды, разъяснить процессы, происходящие при жажде и водном отравлении.    

 П.40.      

                                                    Кожа(3ч).

40

Кожа. Значение и строение кожи.            

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос, ногтей; показать приемы определения типа кожи и волос.    

П.41.

41

Роль кожи в теплорегуляции. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.        

Раскрыть суть терморегуляции; показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; рассмотреть патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии;

заражение кожными паразитами и грибками.      

П.42,43(до ,,оказания первой помощи,,).

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Обмен веществ,, ,,Мочевыделительная система,, ,,Кожа,,

42

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение знаний по темам ,,Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа,,    

Рассказать о приёмах закаливания   и подборе одежды, выявить причины теплового и солнечных ударов и определить меры первой помощи при них; рассмотреть меры профилактики теплового и солнечных ударов, проконтролировать знания по изученным темам.      

Стр.171-172.

Эндокринная система(2ч).

43

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.      

Разъяснить разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции; познакомить со строением эндокринной системы и свойствами гормонов.  

П.44.

44

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Познакомить с действием конкретных гормонов и заболеваниями при гипо- и гиперфункции желёз эндокринной системы; показать взаимодействие желёз внутренней секреции при росте и развитии организма.    

П.45.

Нервная система(5ч).

45

Значение и строение нервной системы.      

Повторить строение нейрона, понятие ,,рефлекс,,; раскрыть строение и значение нервной системы.    

П.46

46

Автономный(вегетативный)отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция.    

Повторить материал о строении нервной системы; изучить строение и работу вегетативного отдела нервной системы; показать взаимодействие всех отделов нервной системы, их взаимосвязь, повторить особенности гуморальной и нервной регуляции; показать связь между эндокринной и нервной системами.      

П.47,48.

47

Строение и функции спинного мозга.      

Изучить положение, строение и функции спинного мозга.      

П.49.

48

Головной мозг: строение и функции.      

Закрепить материал о строении и функции спинного мозга; познакомить с положением, строением и функциями головного мозга.  

П.50.

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Эндокринная и нервная  система ,,

49

Обобщение знаний по теме ,,Эндокринная и нервная системы,,  

Повторить материал о нервной и эндокринной системе, проконтролировать знания учащихся о взаимодействии нервной и гуморальной регуляции.        

Стр. 194-195.

Органы чувств.

Анализаторы(5ч).

50

Значение органов чувств и анализаторов.        

Показать различия между понятиями ,,анализаторы,, и ,,органы чувств,,; познакомить со звеньями анализатора.  

П.51.

51

Орган зрения и зрительный анализатор.      

Раскрыть значение зрения; показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции; раскрыть работу зрительного анализатора в целом.      

П.52.

52

Заболевания и повреждения глаз.        

Повторить материал о строении и функциях глаза, всего анализатора в целом; проследить ход лучей через оптическую систему глаза; раскрыть причины дальнозоркости и близорукости, показать меры их предупреждения; разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения; дать представление о травмах глаз и о мерах доврачебной помощи; показать экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт.    

П.53.

53

Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.        

Повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз; познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха; показать преобразование звуков в нервные импульсы; показать единство зрительного и слухового анализаторов; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний; познакомить учащихся со строением органа равновесия.      

П.55.

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Органы чувств и анализаторы,,

54

Органы осязания, обоняния и вкуса и их анализаторы.

Обобщение знаний по теме ,,Органы чувств и анализаторы,,      

Разъяснить связь строения и функций изучаемых органов чувств, раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом; проконтролировать знания по изученной теме.    

Стр.211-212.

Поведение и психика(7ч).

55

Врождённые и приобретённые формы поведения.      

Показать, что врождённые формы поведения так же устойчивы, как морфологические признаки; разъяснить, что приобретённые формы поведения изменчивы и отражают конкретную экологическую обстановку, в которой находится животное или человек; приобретённые формы поведения человека определяются как природной средой, так и обществом.  

П.56.57.

56

Закономерности работы головного мозга.          

Дать понятие о внешнем и внутреннем торможении, явлениях доминанты и законе взаимной индукции возбуждения и торможения; разъяснить последних в осуществлении регуляторной деятельности мозга; показать приемственность работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова.          

П.58.

57

Биологические ритмы. Сон и его значение.      

Показать, что любая деятельность  человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами; показать значение сна и бодрствования; разъяснить, что сон имеет сложную природу и состоит из нескольких фаз; раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.        

П.59.

58

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.        

Дать понятие о роли речи в развитии высших психических функций речи, сознания и труда в формировании личности; познакомить с познавательными процессами и определить их возможности в познании.    

П.60.

59

Воля и эмоции. Внимание.            

Раскрыть физиологические основы и психологию волевого акта; дать оценку внушаемости и негативизму как проявлению недостаточности воли; сформировать понятия о физиологии эмоций, эмоциональных реакциях, эмоциональных отношениях; разъяснить физиологические основы внимания и дать советы о сохранении устойчивости внимания при выполнении учебной работы.      

П.61.

60

Динамика работоспособности. Режим дня.        

Познакомить со стадиями работоспособности, разъяснить гигиенические правила организации отдыха на разных стадиях работоспособности; выяснить значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности.        

П.62.

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Поведение и психика,,

61

Обобщение знаний по теме ,,Поведение и психика,,    

Стр.236-237.

Индивидуальное развитие организма(5ч).

62

Половая система человека.        

Изучить строение генеративных органов мужчины и женщины; выяснить причины, обуславливающие пол ребёнка, дать понятие о формировании мужского и женского организма.      

П.63.

63

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём.      

Раскрыть различия между наследственными и врождёнными заболеваниями; дать понятие болезням, передающимся половым путём, в том числе и венерических; раскрыть причины, течение и ;профилактику СПИДа и гепатита В.      

П.64.

64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Раскрыть сущность оплодотворения; провести беседу о планировании семьи и нежелательности ранних браков; дать понятие о формировании зародыша и плода; показать, как развитие человека продолжается после рождения; ввести понятие о календарном и биологическом возрасте социальной  зрелости.

П.65.

65

О вреде наркогенных веществ.      

Дать материал о вредном влиянии табакокурения, алкоголя и наркотиков на организм человека и его потомство.    

 П.66

Подготовиться к обобщению знаний по теме ,,Индивидуальное развитие человека,,

66

Личность и её особенности.        

Обобщение знаний  по теме ,,Индивидуальное развитие человека,,

Познакомить с понятиями ,,индивид,, и ,,личность,, показать разницу между ними; раскрыть физиологические причины темперамента; рассмотреть основные типы характера человека; показать влияние интересов, склонностей способностей на выбор специальности.        

П.67.

Подготовиться к обобщению знаний по курсу ,,Человек,,

Заключение(2ч).

67

68

Обобщение знаний по курсу ,,Человек,,

Подведение итогов

Систематизировать и обобщить знания по курсу ,,Человек,,; подвести итог по  разноуровневой организации человека ;проконтролировать усвоение знаний

Летнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...