ФГОС 5 класс биология
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М. И. Платова
___________________________________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Принята Рассмотрена на заседании МО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МС на педсовете учителей естественнонаучного Директор МБОУ СОШ №3
___________ протокол №___ Руководитель МО им. атамана М. И. Платова
Протокол №_____ от____________ _____________ __________
от______________ Протокол №___от___________ «__»______________2015г. г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5-а класс.
Учитель: Осьминина Н.В
г. Новочеркасск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по биологии для 5-а,5-б,5-в,5-г классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (М.:Просвещение,2010), примерной программы по биологии для 5-9 классов под редакцией В.В.Пасечника, учебного плана МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И.Платова на 2015-2016 учебный год.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Курс биологии в 5 классе и направлен на достижение следующих целей:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В соответствии с целями преподавания биологии основное содержание курса сводится к следующим задачам:
усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Место учебного предмета.
Предмет «Биология » в 5 классах реализуется в соответствии с инвариантной частью учебного плана МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И.Платова в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа. Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 34 часа.
Содержание учебного предмета
I Введение(6ч.).
Биологи наука о живой природе. Биологические науки и объекты их изучения. Методы исследования в биологии. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Признаки и свойства живых организмов. Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы: биотические, абиотические ,антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями. происходящими в жизни растений осенью».
II Клеточное строение организмов (10 ч.).
Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды. Химический состав клетки (органические и неорганические вещества). Роль химических веществ в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.
Лабораторные работы:
«Знакомство с увеличительными приборами».
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
III Царство бактерии. Царство грибы (7 ч.).
Строение бактериальной клетки. Отличия бактериальной клетки от клетки растений. Формы бактериальных клеток. Особенности питания и размножения бактерий. Спорообразование. Причины широкого распространения бактерий на планете. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Особенности строения грибов, отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений. Питание и размножение грибов. Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами. Дрожжи. Плесневые грибы. Значение дрожжей и плесневых грибов природе и жизни человека. Грибы-паразиты. Значение паразитических грибов в природе и жизни человека. Методы борьбы с грибами-паразитами.
Лабораторные работы:
«Строение плодовых тел шляпочных грибов».
«Изучение особенностей строения плесневелого гриба мукора и дрожжей».
IV Царство растения.
Ботаника-наука о растениях. Особенности строения растительной клетки. Высшие и низшие растения. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Особенности строения лишайников. Распространение лишайников. Формы слоевищ лишайников: накипная, листовая, кустистая. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Особенности строения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Папоротники, хвощи, и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Голосеменные. их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека. Цветковые растения, их строение и многообразие. Распространение цветковых (покрытосеменных) растений. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений.
Лабораторные работы:
«Изучение особенностей строения зеленых водорослей».
«Изучение особенностей строения мхов».
«Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
«Изучение строения хвои и шишек хвойных растений».
|
| |||||||
п/п | Тема | Количество | ||||||
|
| часов | ||||||
1 | Введение. | 6 | ||||||
2 | Клеточное строение организмов. | 9 | ||||||
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 |
| |||||
4 | Царство Растения | 9 |
Тематическое планирование по биологии в 5 классах на 2015-2016 учебный год/
№ п/п | Раздел программы | Основное содержание раздела, темы. | Виды деятельности ученика. | Универсальные учебные действия. |
1. | Введение | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | -соблюдать технику безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов; -проводить фенологические наблюдения; -освоить правила обращения с микроскопом; -уметь приготовить микропрепарат кожицы лука; уметь определять понятия: «биология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; -уметь отличать живые организмы от неживых; -уметь характеризовать среды обитания живых организмов: водная среда, почва как среда обитания, наземно-воздушная среда, организм, как среда обитания; -уметь характеризовать экологические факторы; -уметь характеризовать царства живой природы: Бактерии, Животные, Растения, Грибы. | Метапредметные: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Личностные: -при проведении самостоятельных наблюдений, развивать познавательный интерес к изучению биологии; -уметь работать с научной литературой, с ресурсами Интернета, понимать важность охраны природы. |
2. | Клеточное строение организмов. | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | -знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей; -определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды, «хлоропласты», «пластиды», «пигменты», «хлорофилл»; -уметь работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать различные виды тканей. | Метапредметные — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Личностные Уметь: -применять полученные знания в практической деятельности: -развивать познавательный интерес к изучению биологии. |
3. | Царство Бактерии. Царство Грибы | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; уметь объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека: давать общую характеристику бактериям и грибам; уметь отличать съедобные грибы от ядовитых;
| Метапредметные — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: Уметь: - применять полученные знания; -соблюдать правила личной гигиены; -понимать истинные причины успехов и неудач в деятельности; -повторять материал для закрепления знаний. |
4. | Царство Растения | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
| знать: основные методы изучения растений, основные группы растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые),их строение и многообразие; знать: особенности строения и деятельность лишайников; объяснять роль растений в биосфере и жизни человека; знать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся должны — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) ; — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные : Учащиеся должны — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные : Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО биологии в 5-а классе
2015-2016 учебный год.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание. | Требование к результату | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Демонст-рации. | Форма контроля. | Дата проведения по программе | Дата проведения фактическая. |
1 | Биология — наука о живой природе. | 1 | §1 | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | Таблицы. | Фронтальный опрос. | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | §2 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают пра-вила техники безопасности в кабинете биологии | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Инструктивные таблицы. | Индивидуальный опрос. | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого | 1 | §3 | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | Гербарные образцы. Таблицы по биологии. | Биоло-гичес-кий диктант | ||
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | §4 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Устанавливают причинно - следственные связи строения организмов и среды их обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Инструктивные таблицы. | Самостоятельная письменная работа. | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организ-мы. | 1 | §5 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Гербарные образ-цы растений. | Индиви-дуальный опрос. | ||
6 | Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений . | 1 | §6 | Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений Ведут дневник фенологических наблюдений | Анализируют, какие изменения происходят в природе осенью | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Инструктивные таблицы. | Фронтальный устный опрос. | ||
7 | Устройство увеличи-тельных приборов | 1 | §7 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними | Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении | Микрос-коп. Ручная лупа. | Самостоятельная работа, | ||
8 | Строение клетки. Контрольная работа №1 «Экологические факторы. Среды обитания.» | 1 | §8 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепара-тах части и органоиды клетки. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Микроскоп Микропрепараты | Контрольная письмен-ная работа. | ||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | §9 | Учатся готовить микропрепара-ты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | Микро-скоп Мик-ропрепараты. | Лабораторная работа. | ||
10 | Пластиды | 1 | §9 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепара-тах части и органоиды клетки | Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Микро-скоп Микропрепараты. | Фронтальный устный опрос. | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | §9 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Семена подсолнечника Зерна пшеницы. | Индиви-дуальный устный опрос. | ||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | §9 | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | Анализируют процессы в цитоплазме. | Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Инструктивные Таблицы. | Самостоятельная работа с книгой .выбороч-ное оценива-ние результа-тов работы. | ||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки | 1 | §9 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Анализируют информацию о процессах, протекающих в клетке | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Таблицы по биоло-гии. | Индивидуальный устный опрос. | ||
14 | Понятие «ткань» | 1 | §10 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей | Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Таблицы по биологии. | Заполне-ние таблицы. | ||
15 | Контрольная работа №2 «Клеточное строение организмов». | §10 | Контрольная работа. | ||||||||
16 | Обобщающий урок «Клеточ-ное строение организмов» | 1 | §§8-10 | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | Структурируют знания о клетке | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Инструктивные таблицы. | Фронтальный письменный опрос. | ||
17 | Контрольная работа №1 «Жизнедеятельность клетки ». | 1 | §10 | Контро-льная работа. | |||||||
18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | §11 | Выделяют существенные признаки бактерий | Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Инструктивные таблицы. | Фронтальный устный опрос. | ||
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | § | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Инструктивные таблицы. | Индивидуальный устный опрос. | ||
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | § | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Анализируют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении | Работая по плану, сверять свои действия с целью. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Инструктивные таблицы. | Самостоятельная работа с учебни-ком, справочным материа-лом.Выборочная проверка | ||
21 | Шляпочные грибы Съедобные и ядовитые грибы. | 1 | § | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | Инструктивные таблицы. | Работа по карточ-кам. | ||
22 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | § | Сравнивают живую плесень с приведённым в учебнике изображением | Анализируют строение грибной клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Плесневые грибы и дрожжи. | Самостоятельная Письменная работа. | ||
23 | Грибы-паразиты | 1 | § | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Гербар-ные образцы. Инструктивные Таблицы. | Индивидуальный устный опрос. | ||
24 | Обобщающий урок» «Царство грибы» | 1 | § | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Инструктивные таблицы. | Устный зачет. | ||
25 | Ботаника - наука о растениях | 1 | § | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». | Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Гербарные образцы. | Презентации. Доклады | ||
26 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | § | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Анализируют строение зелёных водорослей. | Составляют план и последовательность действий | . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Гербарные образцы. Таблицы. | Самостоя-тельная письмен-ная работа. | ||
27 | Роль водорос-лей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | § | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Инструктивные таблицы. | Фронта-льный устный опрос. | ||
28 | Лишайники | 1 | § | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Гербар-ные образцы | Индивидуальный устный опрос. | ||
29 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны их роль в природе и значение | 1 | § | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. | Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Герба-рные образцы. Таблицы. | Самостоя-тельная работа с гербар-ными образцами. Выборочный конт-роль. | ||
30 | Голосеменные растения, их роль в природе и жизни человека | 1 | § | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Ветки и шишки сосны,ели.можжевельника | Фронта-льный устный опрос. | ||
31 | Покрыто-семенные растения | 1 | § | Выполняют работу с учебником. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Герба- рные образцы. Таблицы. | Самостоятельная работа с учебни-ком и гербарными образцами.Выборочный конт-роль. | ||
32 | Проис-хождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | § | Определяют понятия «палеонто-логия», «палеоботани-ка», «риниофиты». | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Работа в группах | Инструктивные Таблицы. | Индивидуальный устный опрос. | ||
33 | Охрана растений в Ростовской области. | 1 | § | Находят информацию о растения Красной книги в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Готовят проекты | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрирова-ться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Герба-рные образцы. | Доклады Презента-ции. | ||
34 | Контроль-ная работа№4 за год «Царства растений,бактерий,грибов». | 1 | § | Таблицы по биологии. | Контрольная работа. |
Всего 34 часа.
Критерии оценивания
Оценивание устных ответов учащихся
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
От метка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценивание лабораторных работ.
Отметка«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИ ЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК учащихся:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2012
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2012
УМК учителя:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2012
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2012
3. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя), М. «Просвещение», 2012
4. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, М.
«Просвещение», 2011
Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса биологии в 5 классе предполагает:
- использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
- использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала
Интернет-ресурсы:
1. http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение
2. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
3. www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.5 класс биология ФГОС
СХЕМА ПЛАНА УРОКА на основе системно-деятельного метода обучения Тема урока: Прибор, открывающий невидимое. формулируется выбранная тема п...
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология ФГОС УМК Н.И.Сонин
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс УМК Н.И.Сонин...
Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС
"Использование инструктивной карты на обобщающем...
ФГОС 5 класс биология Экскурсия 1 "Живая и нежиая природа"
технологическая карта урока №6 по биологии по теме: Экскурсия "Живая и неживаяприрода"...
Формирование УУД 5 класс биология ФГОС Автор учебника В.В. Пасечник
Формирование УУД по темам; Введение, Клеточное строение организмов. в 5 классе, по биологии, это один из возможных варианотв отслеживания сформированности УУД, в таблицах отмечены УУД которые формирую...
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...
Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".
Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...