Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
план-конспект урока по биологии (6, 11 класс) на тему
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
34_urok_11_kl.doc | 57.5 КБ |
6_urok_11_kl.doc | 46 КБ |
8_urok_11_kl.doc | 46.5 КБ |
13_urok_6_kl_fgos.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
П О У Р О Ч Н Ы Й П Л А Н
Урок 34 Биология 11 класс Дата _________ 20______ г.
Тема: Строение клетки.
Тип урока: урок комбинированный
Цель урока: провести занятие, посвященное многообразию клеток и тканям.
Задачи: - образовательная: изучить материал о многообразии клеток, ткани организма; проверить знания по теме «Многообразие клеток. Ткани».
- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;
- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.
Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели), учебник
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин).
Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока, записать в тетради тему урока.
II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (8 мин.)
- Прокариотическая и эукариотическая (животная, растительная, грибная) клетки. Их отличия.
- Специализация клеток многоклеточного организма и формирование тканей.
- Тканями называют группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением. Из тканей состоят органы.
- Ткани делятся на 4 вида: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
- Эпителиальная ткань: образует внешние покровы тела (эпителий) и выстилает поверхность внутренних органов (эндотелий), многие виды обладают секреторной функцией, межклеточного вещества мало.
- Соединительная ткань: опора и защита тела, транспорт веществ, связующая функция, костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь, межклеточное вещество сильно развито.
- Мышечная ткань: способность к сокращению, гладкая (одноядерные веретеновидные клетки), поперечно-полосатая (многоядерные – до 100 ядер клетки-волокна), мышечная ткань сердца - миокарда (1-2 ядра, клетки соединяются между собой).
- Нервная ткань формирует нервную систему: состоит из нейронов (тело, 1 длинный аксон, много коротких дендритов), синапс (соединение аксона с другой клеткой), клетки нейроглии обеспечивают питание нейронов.
- Растительные ткани: образовательная, проводящая, механическая, покровная, основная.
III. Актуализация нового материала (20 мин.).
Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.
1. Цитология (от греч. цитос – клетка и логос – наука) – наука, изучающая строение, развитие и деятельность клеток. (сл. 2)
2. Строение клетки (сл. 3-4).
3. Ядро – округлое тельце с порами –состоит из хромати́на, я́дрышка, нуклеоплазмы и ядерной оболочки.
4. Хроматин – это генетический материал, нити ДНК, в развернутом виде (в компактном и свернутом – называются хромосомы).
5. Ядрышко - находится внутри ядра, и не имеет собственной мембранной оболочки, однако хорошо различимо под микроскопом. Основной функцией ядрышка является синтез рибосом.
6. Нуклеоплазма – жидкое содержимое ядра.
7. Ядерная оболочка окружает ядро. Она двухслойная и имеет ядерные поры, через которые нуклеоплазма сообщается с цитоплазмой клетки.
8. Цитоплазма - внутренняя среда живой или умершей клетки, кроме ядра и вакуолей, ограниченная плазматической мембраной.
9. Плазматическая мембрана - отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулируют обмен между клеткой и средой. Поверхностный комплекс клетки.
IV. Закрепление изученного материала (10 мин). Самостоятельная работа с учебником. На стр. 107 прочитать описание поверхностного коплекса клетки. Чем он образован и какую функцию выполняет?
V. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (1 мин). § 20
Предварительный просмотр:
П О У Р О Ч Н Ы Й П Л А Н
Урок 6 Биология 11 класс Дата _________ 20______ г.
Тема: Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомиться с процессами жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Задачи: - образовательная: получить знания о процессах жизнедеятельности многоклеточных организмов как биоситемы; проверить знания по теме «Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов».
- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;
- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.
Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели), учебник «Биология: 9 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин).
Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока, записать в тетради тему урока.
II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (10 мин.)
- Гетеротрофы и автотрофы (фототрофы и хемотрофы)
- Поглощение веществ всей поверхностью тела. Фагоцитоз, пиноцитоз. Пищеварение и дефекация.
- Фагоцитозная вакуоль сливается с первичной лизосомой – образуется вторичная лизосома или пищеварительная вакуоль. Фагоцитоз открыт в 1882 г. И.И.Мечниковым
- Трихоцисты инфузории-туфльки – стрекательные нити.
- Движение амебоидное, с помощью жгутиков и ресничек (движения синхронизированы)
- Раздражимость. Таксисы (фото хемо, гео, термо
- Поведение. Распознавание «свой-чужой», половой диморфизм, строительство «домика» у раковинных амеб.
- Деление свойственно прежде всего одноклеточным организмам. Как правило, оно осуществляется путём простого деления клетки надвое. У некоторых простейших (например, фораминифер) происходит деление на большее число клеток. Во всех случаях образующиеся клетки полностью идентичны исходной. Крайняя простота этого способа размножения, связанная с относительной простотой организации одноклеточных организмов, позволяет размножаться очень быстро
III. Актуализация нового материала (18 мин.).
Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстраци онный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.
- 1. Дифференцировка клеток — процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированного фенотипа клеток, отражающего их способность к тем или иным профильным функциям. Дифференцировка меняет функцию клетки, её размер, форму и метаболическую активность.
- Деление, дифференцировка и морфогенез— основные процессы, путём которых одиночная клетка (зигота) развивается в многоклеточный организм, содержащий самые разнообразные виды клеток.
- Морфогене́з или буквально «формообразование» — возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном (онтогенез), так и в историческом, или эволюционном, развитии (филогенез).
- Все клетки, кроме половых, называются соматическими. Все клетки, ткани и органы в организме специализированы.
- Ассимиляция анаболизм или пластический обмен – синтез белка и нуклеиновых кислот, углеводов в процессе фотосинтеза идет с внешним потреблением (свет или энергия биологического окисления органических веществ) и внутренним накоплением энергии в виде химических связей.
- Диссимиляция или катаболизм или энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ с помошью пищеварительных и клеточных ферментов и кислорода.
Закрепление изученного материала (10 мин) – самостоятельная работа с учебником:
Записать в тетрадь системы жизнедеятельности животного организмов (стр. 16 учебника): дыхательная, выделительная, кровеносная нервная, пищеварительная передвижения, эндокринная, половая
IV. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (2 мин). § 2, стр. 14-20.
Предварительный просмотр:
П О У Р О Ч Н Ы Й П Л А Н
Урок 8 Биология 11 класс Дата _________ 20______ г.
Тема: Размножение организмов.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомиться со способами размножения разных организмов.
Задачи: - образовательная: получить знания о процессах размножения организмов; проверить знания по теме «Типы питания и способы добывания пищи».
- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;
- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.
Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели), учебник «Биология: 9 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин).
Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока, записать в тетради тему урока.
II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (10 мин.)
- Типы питания: гетеротрофы, автотрофы и миксотрофы.
- Поглощение веществ всей поверхностью тела. Фагоцитоз, пиноцитоз. Пищеварение и дефекация.
- Фагоцитозная вакуоль сливается с первичной лизосомой – образуется вторичная лизосома или пищеварительная вакуоль. Фагоцитоз открыт в 1882 г. И.И.Мечниковым.
- Способы добывания пищи: фототрофы у растений. У водорослей всей поверхностью тела, у высших растений – минеральное питание (корневая система) и воздушное питание (побег). Образующиеся сахара преобразуются в другие органические соединения (белки, жиры, нуклеиновые кислоты).
- У животных фильтраторы, хишничество и паразитизм, растительноядные.
- Строение пищеварительной системы у разных животных отличное
- Переваривание пищи в желудке и кишечнике. Регулируется пищеварительными ферментами. Всасывающий эпителий кишечника с ворсинками.
- Наполнение кишечника симбиотическими микроорганизмами. Фермент целлюлаза.
- Копрофагия у горилл, зайцеобразных, грызунов обеспечивает повторное усвоение азота и витаминов.
III. Актуализация нового материала (18 мин.).
Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстраци онный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.
- Размножение – увеличение количества особей вида.
- Воспроизведение себе подобных – непрерывность и преемственность в передаче генетической информации сопровождается размножением у большинства видов.
- Бесполое размножение (1родитель, нет половых клеток). Древняя форма.
- Деление клетки надвое, у прокариот прямое (амитоз), у эукариот непрямое (митоз)
- Шизогония (многократный митоз) у малярийного плазмодия
- Споровое размножение (водоросли, высшие споровые, грибы и лишайники). Спорангии. Митоз у грибов, водорослей и лишайников, мейоз у высших споровых. Споры водорослей (зооспоры) имеют жгутики.
- Вегетативное размножение частями тела.
- Почкование. Фрагментация. Клоны.
- Половое размножение, гаметы и зиготы. Признаки пола первичные и вторичные. Половые гормоны.
- Большая часть высших растений являются гермафродитами, у животных гермафродитизм распространён прежде всего среди беспозвоночных — ряда кишечнополостных, подавляющего большинства плоских, некоторых кольчатых и круглых червей, моллюсков, ракообразных (в частности, большинства видов усоногих раков) и насекомых (кокциды). Среди позвоночных гермафродитами являются многие виды рыб, причём наиболее часто гермафродитизм проявляется у рыб, населяющих коралловые рифы.
- Поскольку основным эволюционным преимуществом полового размножения является рекомбинация генетического материала родительских особей при перекрёстном оплодотворении (экзогамии), в ходе эволюции у большинства видов выработались различные формы гермафродитизма, предотвращающие самооплодотворение (автогамию), однако у многих водорослей, грибов и цветковых растений, а в животном мире — среди гельминтов (паразитических червей) самооплодотворение достаточно распространено.
IV.Закрепление изученного материала (10 мин) – самостоятельная работа с учебником:
Записать в тетрадь примеры способов размножения у разных организмов (стр. 22-23 учебника). Ответить на вопрос «Почему половое размножение эволюционно более оправданно?»
V. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (2 мин). § 4.
Предварительный просмотр:
П О У Р О Ч Н Ы Й П Л А Н
Биология 6.
Урок 13. Дата ______ 20___ г.
Тема: Минеральное питание растений и значение воды.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучить новый материал по минеральному питанию растений, проверить качество знаний по теме «Органы растений».
Задачи урока:
1) проверить качество знаний по теме строении и функциях органов растения;
2) Изучить новый материал по почвенному (минеральному) питанию растений;
Оборудование: ТСО, ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и натуральные), учебник, учебно-лабораторное оборудование: микроскоп электронный, набор микропрепаратов, биологическая микролаборатория, учебник Биология: 6 класс/ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- уметь различать особенности почвенного питания растений, знать анатомическое строение корня, значение в жизни растений; формировать умение работы с лабораторным оборудованием; - формировать умение делать выводы. - знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ; | - формировать умение выдвигать гипотезу; - формировать умение находить в учебнике необходимую информацию; - формировать умение работы с разными источниками информации; - формировать умение адекватно использовать речевые средства, сравнивать разные точки зрения; -формировать умение работать в группах (парах). | - формировать познавательные установки и мотивы, направленные на изучение живой природы; - формировать понимание важности точки зрения товарища по группе; - научить ставить групповой успех выше личного, сопереживать успеху и неудачам товарищей. |
Урок способствует формированию у учеников следующих УУД:
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
- находить достоверную информацию, необходимую для решения задач; - анализировать и обобщать учебный материал; - устанавливать причинно-следственные связи. - формировать умение классифицировать различные проявления жизнедеятельности клетки | - определять цель, проблему в деятельности; -выбирать средства достижения цели; - выдвигать версии; - работать по учебному плану. | -излагать свое мнение в монологе, аргументируя его, уметь вести диалог; уметь корректировать свое мнение, понимать позицию другого, признавать свои погрешности и недочеты; - работать в группах или парах. | - уметь корректно вести диалог, уважать мнение товарища, но уметь отстаивать свою позицию; - вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим. |
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин).
Проверить присутствующих по журналу. Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока, инициировать их интерес к теме, записать в тетради тему урока.
II. Актуализация изученного материала – фронтальный опрос (10 мин).
1. Жизнь цветкового растения начинается с прорастания семени.
2. Основные органы растения – это корень и побег, которые имеются с начала прорастания и до гибели растения.
3. Побег – надземная часть растения, а корень подземная.
4. Побег состоит из вегетативной части: стебель, листья, почки и генеративной: цветки, плоды, семена.
5. Корень и побег взаимосвязаны и работают согласовано, являясь частями одного организма.
6. Растение – это живая система органов или биосистема.
7. Растение в букете, лишившись корней, неизбежно погибает. Если растение из стебля способно дать придаточные корни, то его можно укоренить и растение, сформировав новую корневую систему, будет продолжать жить.
8. Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано.
9. К сочным плодам относится костянка, многокостянка, ягода, тыквина, померанец. Описать характеристики каждого типа плодов и привести примеры.
10. К сухим плодам относится: семянка, зерновка, орех, желудь, крылатка, боб, стручок, коробочка. Описать характеристики каждого типа плодов и привести примеры.
III. Актуализация нового материала (погружение в предмет) (18 мин). (форма работы учеников – индивидуальная и/или групповая, беседа с классом с использованием ЦОР и/или имеющихся наглядных пособий и натуральных объектов).
Постановка проблемы перед учениками: «Каковы разнообразные особенности почвенного питания, его значения для растений Каково значение воды в жизни растений?» (Выдвижение гипотез, их обсуждение.)
1. Растениям для жизни необходим приток вещества (питательных химических элементов) и энергии (солнечного света), которые растение добывает с помощью корней и листьев.
2. С помощью корней (зона всасывания – корневые волоски) растение осуществляет почвенное или корневое питание, обеспечивающее поступление воды и минеральных солей.
3. Вынос растениями из почвы питательных веществ и восполнения их нехватки удобрениями.
4. Минеральные и органические удобрения, макро- (азот, фосфор, калий, магний) и микроэлементы (медь, бор, марганец, молибден, железо).
- Корень – основной вегетативный орган растения. Корневая система состоит из главного боковых и придаточных корней. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называются корни, развивающиеся на стеблевой части растения.
- Корневой чехлик защищает кончик корня, корневые волоски образуют зону всасывания.
- Корни растут в течение всей жизни растения.
- Геотропизм (чувствительность корня к земному притяжению) и хемотропизм (чувствительность корня к воде и питательным веществам) корня.
- Вода образует внутреннюю среду клетки, в которой протекают все жизненные процессы.
IV. Закрепление изученного материала (7 мин.)
Обсуждение следующих вопросов с учениками. Как вы считаете, чем принципиально отличаются органические удобрения от минеральных? В каком виде они усваиваются растениями? В чем преимущества и недостатки у обоих типов удобрений?
V. Рефлексия (2 мин). Итог урока и самооценка. Ученики отвечают на вопросы. Что я усвоил на уроке? Что мне больше всего понравилось, а что нет?
VI. Домашнее задание (1 мин). § 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко
Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко...
Поурочный план по алгебре 7 класс
План составлен по программе общего образования.На урок алгебры отведено з часа в неделю....
поурочный план урока изо 5 класс
Тема: «Внутренний мир русской избы»Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.ЗадачиОбразовательная: формир...
поурочные планы по биологии 6 класс по Н.И. Сонину
поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина Биология 6 класс...
поурочные планы по биологии 8 класс по Н.И. Сонину
поурочные планы по билогии 8 класс...
Поурочные планы по биологии 8 класс
8 класс...
Поурочный план по ФГОС "Древнейший Рим"
Поурочный план по ФГОС "Древнейший Рим"...