Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
план-конспект урока по биологии (6, 11 класс) на тему

Катранжи Оксана Васильевна

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 34_urok_11_kl.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon 6_urok_11_kl.doc46 КБ
Microsoft Office document icon 8_urok_11_kl.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon 13_urok_6_kl_fgos.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

П О У Р О Ч Н Ы Й    П Л А Н

Урок 34                                                           Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.

Тема: Строение клетки.

Тип урока: урок комбинированный

Цель урока: провести занятие, посвященное многообразию клеток и тканям.

Задачи: - образовательная: изучить материал о многообразии клеток, ткани организма; проверить знания по теме  «Многообразие клеток. Ткани».

- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;

- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    

Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник

Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин).

 Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока,  записать в тетради тему урока.                                             

II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (8 мин.)

  1. Прокариотическая и эукариотическая (животная, растительная, грибная) клетки. Их отличия.
  2. Специализация клеток многоклеточного организма и формирование тканей.
  3.  Тканями называют группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным  строением. Из тканей состоят органы.
  4. Ткани делятся на 4 вида: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
  5. Эпителиальная ткань: образует внешние покровы  тела (эпителий) и выстилает поверхность внутренних органов (эндотелий), многие виды обладают секреторной функцией, межклеточного  вещества мало.
  6. Соединительная ткань: опора и защита тела, транспорт веществ, связующая функция, костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь, межклеточное вещество сильно развито.
  7. Мышечная ткань: способность к сокращению, гладкая (одноядерные веретеновидные  клетки), поперечно-полосатая (многоядерные – до 100 ядер клетки-волокна), мышечная ткань сердца - миокарда (1-2 ядра, клетки соединяются между собой).
  8. Нервная ткань формирует нервную систему: состоит из нейронов (тело, 1 длинный аксон, много коротких дендритов),  синапс (соединение аксона с другой клеткой), клетки нейроглии обеспечивают питание нейронов.
  9. Растительные ткани: образовательная, проводящая, механическая, покровная, основная.

III.  Актуализация нового материала (20 мин.).

Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.

1. Цитология (от греч. цитос – клетка и логос – наука) – наука, изучающая строение, развитие и деятельность клеток. (сл. 2)

2. Строение клетки (сл. 3-4).

3. Ядро – округлое тельце с порами –состоит из хромати́на, я́дрышка, нуклеоплазмы и ядерной оболочки.

4. Хроматин – это генетический материал, нити ДНК, в развернутом виде (в компактном и свернутом – называются хромосомы).

5. Ядрышко - находится внутри ядра, и не имеет собственной мембранной оболочки, однако хорошо различимо под микроскопом. Основной функцией ядрышка является синтез рибосом.

6. Нуклеоплазма – жидкое содержимое ядра.

7. Ядерная оболочка окружает ядро. Она двухслойная и имеет ядерные поры, через которые нуклеоплазма сообщается с цитоплазмой клетки.

8. Цитоплазма - внутренняя среда живой или умершей клетки, кроме ядра и вакуолей, ограниченная плазматической мембраной.

9. Плазматическая мембрана - отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулируют обмен между клеткой и средой. Поверхностный комплекс клетки.

IV. Закрепление изученного материала (10 мин). Самостоятельная работа с учебником. На стр. 107 прочитать описание поверхностного коплекса клетки. Чем он образован и какую функцию выполняет?

V. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (1 мин). § 20



Предварительный просмотр:

П О У Р О Ч Н Ы Й    П Л А Н

Урок 6                                           Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.

Тема: Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомиться с процессами жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Задачи: - образовательная: получить  знания о процессах  жизнедеятельности многоклеточных организмов как биоситемы; проверить знания по теме  «Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов».

- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;

- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    

Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник «Биология: 9 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 мин).

 Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока,  записать в тетради тему урока.                                             

II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (10 мин.)

  1. Гетеротрофы и автотрофы (фототрофы и хемотрофы)
  2. Поглощение веществ всей поверхностью тела. Фагоцитоз, пиноцитоз. Пищеварение и дефекация.
  3. Фагоцитозная вакуоль сливается с первичной лизосомой – образуется вторичная лизосома или пищеварительная вакуоль. Фагоцитоз открыт в 1882 г. И.И.Мечниковым
  4. Трихоцисты инфузории-туфльки – стрекательные нити.
  5. Движение амебоидное, с помощью жгутиков и ресничек (движения синхронизированы)
  6. Раздражимость. Таксисы (фото хемо, гео, термо
  7. Поведение. Распознавание «свой-чужой», половой диморфизм, строительство «домика» у раковинных амеб. 
  8. Деление свойственно прежде всего одноклеточным организмам. Как правило, оно осуществляется путём простого деления клетки надвое. У некоторых простейших (например, фораминифер) происходит деление на большее число клеток. Во всех случаях образующиеся клетки полностью идентичны исходной. Крайняя простота этого способа размножения, связанная с относительной простотой организации одноклеточных организмов, позволяет размножаться очень быстро

III.  Актуализация нового материала (18 мин.).

Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстраци онный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.

  1. 1. Дифференцировка клеток — процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированного фенотипа клеток, отражающего их способность к тем или иным профильным функциям. Дифференцировка меняет функцию клетки, её размер, форму и метаболическую активность.
  2. Деление, дифференцировка и морфогенез— основные процессы, путём которых одиночная клетка (зигота) развивается в многоклеточный организм, содержащий самые разнообразные виды клеток.
  3. Морфогене́з или буквально «формообразование» — возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном (онтогенез), так и в историческом, или эволюционном, развитии (филогенез).
  4. Все клетки, кроме половых, называются соматическими. Все клетки, ткани и органы в организме специализированы.
  5. Ассимиляция анаболизм или пластический обмен – синтез белка и нуклеиновых кислот, углеводов в процессе фотосинтеза идет с внешним потреблением (свет или энергия биологического окисления органических веществ) и внутренним накоплением энергии в виде химических связей.
  6. Диссимиляция или катаболизм или энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ с помошью пищеварительных и клеточных ферментов и кислорода.

Закрепление изученного материала (10 мин) – самостоятельная работа с учебником:

Записать в тетрадь системы жизнедеятельности животного  организмов (стр. 16 учебника): дыхательная, выделительная, кровеносная нервная, пищеварительная передвижения, эндокринная, половая

IV. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (2 мин). § 2,  стр. 14-20.



Предварительный просмотр:

П О У Р О Ч Н Ы Й    П Л А Н

Урок 8                                           Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.

Тема: Размножение организмов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомиться со способами размножения разных организмов.

Задачи: - образовательная: получить  знания о процессах  размножения организмов; проверить знания по теме  «Типы питания и способы добывания пищи».

- развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;

- воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    

Оборудование: ТСО (АРМУ), ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник «Биология: 9 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 мин).

 Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока,  записать в тетради тему урока.                                             

II. Актуализация изученного материала - индивидуальный опрос (10 мин.)

  1. Типы питания: гетеротрофы,  автотрофы и миксотрофы.
  2. Поглощение веществ всей поверхностью тела. Фагоцитоз, пиноцитоз. Пищеварение и дефекация.
  3. Фагоцитозная вакуоль сливается с первичной лизосомой – образуется вторичная лизосома или пищеварительная вакуоль. Фагоцитоз открыт в 1882 г. И.И.Мечниковым.
  4. Способы добывания пищи: фототрофы у растений. У водорослей всей поверхностью тела, у высших растений – минеральное питание (корневая система) и воздушное питание (побег). Образующиеся сахара преобразуются в другие органические соединения (белки, жиры, нуклеиновые кислоты).
  5. У животных фильтраторы, хишничество и паразитизм, растительноядные.
  6. Строение пищеварительной системы у разных животных отличное
  7. Переваривание пищи в желудке и кишечнике. Регулируется пищеварительными ферментами. Всасывающий эпителий кишечника с ворсинками.
  8. Наполнение кишечника симбиотическими микроорганизмами. Фермент целлюлаза.
  9. Копрофагия у горилл, зайцеобразных, грызунов обеспечивает повторное усвоение азота и витаминов.

III.  Актуализация нового материала (18 мин.).

Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстраци онный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.

  1. Размножение – увеличение количества особей вида.
  2. Воспроизведение себе подобных – непрерывность и преемственность в передаче генетической информации сопровождается размножением у большинства видов.
  3. Бесполое размножение (1родитель, нет половых клеток). Древняя форма.
  4. Деление клетки надвое, у прокариот прямое (амитоз), у эукариот непрямое (митоз)
  5. Шизогония (многократный митоз) у малярийного плазмодия
  6. Споровое размножение (водоросли, высшие споровые, грибы и лишайники). Спорангии. Митоз у грибов, водорослей и лишайников, мейоз у высших споровых. Споры водорослей (зооспоры) имеют жгутики.
  7. Вегетативное размножение частями тела.
  8. Почкование. Фрагментация. Клоны.
  9. Половое размножение, гаметы и зиготы. Признаки пола первичные и вторичные. Половые гормоны.
  10. Большая часть высших растений являются гермафродитами, у животных гермафродитизм распространён прежде всего среди беспозвоночных — ряда кишечнополостных, подавляющего большинства плоских, некоторых кольчатых и круглых червей, моллюсков, ракообразных (в частности, большинства видов усоногих раков) и насекомых (кокциды). Среди позвоночных гермафродитами являются многие виды рыб, причём наиболее часто гермафродитизм проявляется у рыб, населяющих коралловые рифы.
  11. Поскольку основным эволюционным преимуществом полового размножения является рекомбинация генетического материала родительских особей при перекрёстном оплодотворении (экзогамии), в ходе эволюции у большинства видов выработались различные формы гермафродитизма, предотвращающие самооплодотворение (автогамию), однако у многих водорослей, грибов и цветковых растений, а в животном мире — среди гельминтов (паразитических червей) самооплодотворение достаточно распространено.

IV.Закрепление изученного материала (10 мин) – самостоятельная работа с учебником:

Записать в тетрадь примеры способов размножения у разных  организмов (стр. 22-23 учебника). Ответить на вопрос «Почему половое размножение эволюционно более оправданно?»

V. Подведение итогов урока (рефлексия). Дом. задание (2 мин). § 4.



Предварительный просмотр:

П О У Р О Ч Н Ы Й      П Л А Н

Биология 6.

Урок 13.                                                                         Дата ______ 20___ г.

Тема: Минеральное питание растений и значение воды.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучить новый материал по минеральному питанию растений, проверить качество знаний по теме «Органы растений».

Задачи урока:

1) проверить качество знаний по теме строении и функциях органов растения;

2) Изучить новый материал по почвенному (минеральному) питанию растений;

Оборудование: ТСО, ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и натуральные), учебник, учебно-лабораторное оборудование: микроскоп электронный, набор микропрепаратов, биологическая микролаборатория,  учебник Биология: 6 класс/ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные

Метапредметные

Личностные

- уметь различать особенности почвенного питания растений, знать  анатомическое строение корня, значение в жизни растений; формировать умение работы с лабораторным оборудованием;

- формировать умение делать выводы.

- знать и соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ;

- формировать умение выдвигать гипотезу;

- формировать умение находить в учебнике необходимую информацию;

- формировать умение работы с разными источниками информации;

- формировать умение адекватно использовать речевые средства, сравнивать разные точки зрения;

-формировать умение работать в группах (парах).

- формировать познавательные установки и мотивы, направленные на изучение живой природы;

- формировать понимание важности точки зрения товарища по группе;

- научить ставить групповой успех выше личного, сопереживать успеху и неудачам товарищей.

Урок способствует формированию у учеников следующих УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- находить достоверную информацию, необходимую для решения задач;

- анализировать и обобщать учебный материал;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- формировать умение классифицировать различные проявления жизнедеятельности клетки

- определять цель, проблему в деятельности;

-выбирать средства достижения цели;

- выдвигать версии;

- работать по учебному плану.

-излагать свое мнение в монологе, аргументируя его, уметь вести диалог;

уметь корректировать свое мнение, понимать позицию другого, признавать свои погрешности  и недочеты;

- работать в группах или парах.

- уметь корректно вести диалог, уважать мнение товарища, но уметь отстаивать свою позицию;

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 мин).

Проверить присутствующих по журналу. Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока, инициировать их интерес к теме, записать в тетради тему урока.

II. Актуализация изученного материала – фронтальный опрос (10 мин).

1. Жизнь цветкового растения начинается с прорастания семени.

2. Основные органы растения – это корень и побег, которые имеются с начала прорастания и до гибели растения.

3. Побег – надземная часть растения, а корень подземная.

4. Побег состоит из вегетативной части: стебель, листья, почки и генеративной: цветки, плоды, семена.

5. Корень и побег взаимосвязаны и работают согласовано, являясь частями одного организма.

6. Растение – это живая система органов или биосистема.

7. Растение в букете, лишившись корней, неизбежно погибает. Если растение из стебля способно дать придаточные корни, то его можно укоренить и растение, сформировав новую корневую систему, будет продолжать жить.

8. Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано.

9. К сочным плодам относится костянка, многокостянка, ягода, тыквина, померанец. Описать характеристики каждого типа плодов и привести примеры.

10. К сухим плодам относится: семянка, зерновка, орех, желудь, крылатка, боб, стручок, коробочка. Описать характеристики каждого типа плодов и привести примеры.

III. Актуализация нового материала (погружение в предмет) (18 мин). (форма работы учеников – индивидуальная и/или групповая, беседа с классом с использованием ЦОР и/или имеющихся наглядных пособий и натуральных объектов).

Постановка проблемы перед учениками: «Каковы разнообразные особенности почвенного питания, его значения для растений Каково значение воды в жизни растений?» (Выдвижение гипотез, их обсуждение.)

1. Растениям для жизни необходим приток вещества (питательных химических элементов) и энергии (солнечного света), которые растение добывает с помощью корней и листьев.

2. С помощью корней (зона всасывания – корневые волоски) растение осуществляет почвенное или корневое питание, обеспечивающее поступление воды и минеральных солей.

3. Вынос  растениями из почвы питательных веществ и восполнения их нехватки удобрениями.

4. Минеральные и органические удобрения, макро- (азот, фосфор, калий, магний) и микроэлементы (медь, бор, марганец, молибден, железо).

  1. Корень – основной вегетативный орган растения. Корневая система состоит из главного боковых и придаточных  корней. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называются корни, развивающиеся на стеблевой части растения.
  2. Корневой чехлик защищает кончик корня, корневые волоски образуют зону всасывания.
  3.  Корни растут в течение всей жизни растения.
  4.  Геотропизм  (чувствительность корня к земному притяжению) и хемотропизм   (чувствительность корня к воде и питательным веществам)  корня.
  5. Вода образует внутреннюю среду клетки, в которой протекают все жизненные процессы.

IV. Закрепление изученного материала (7 мин.)

Обсуждение следующих  вопросов с учениками. Как вы считаете, чем принципиально отличаются органические удобрения от минеральных? В каком виде они усваиваются растениями? В чем преимущества и недостатки у обоих типов удобрений?

V. Рефлексия (2 мин). Итог урока и самооценка. Ученики отвечают на вопросы. Что я усвоил на уроке? Что мне больше всего понравилось, а что нет?

VI. Домашнее задание (1 мин). § 13  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко

Поурочные планы по обществознанию 11 класс. Кравченко...

Поурочный план по алгебре 7 класс

План составлен по программе общего образования.На урок алгебры отведено з часа в неделю....

поурочный план урока изо 5 класс

Тема: «Внутренний мир русской избы»Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.ЗадачиОбразовательная: формир...

поурочные планы по биологии 6 класс по Н.И. Сонину

поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина Биология 6 класс...

поурочные планы по биологии 8 класс по Н.И. Сонину

поурочные планы по билогии 8 класс...

Поурочный план по ФГОС "Древнейший Рим"

Поурочный план по ФГОС "Древнейший Рим"...