Открытый урок биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Маслова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока урока биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии по ФГОС в 5 классе

Тема урока: «Лишайники»

 Цель: определить место лишайников в царстве растений, как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей.
Задачи: 
Образовательные: 
• углубить знания о многообразии живых организмов;
• выделить своеобразие организма лишайников; 
• познакомить учащихся с особенностями строения лишайников; 
• рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: 
•способствовать развитию критического мышления, 
•развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе. 
Воспитательные: •способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира, 
•создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношения.

 воспитание толерантности через работу в малых группах
Планируемые результаты учебного занятия: 
Предметные: 
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:
- регулятивные: 
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные: 
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы:  групповая, фронтальная

Методы: частично - поисковые 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция лишайников, учебник, справочная литература, энциклопедии.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

        1 мин

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

 Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся.

Ребята, мы с вами продолжаем удивительное путешествие в мир живой природы. Мы с вами узнали многое о животных, бактериях, грибах, растениях. Сегодня я вам предлагаю познакомиться с необычными живыми организмами. А чем они так необыкновенны нам расскажет Иванова Катя. Она в рамках внеурочной деятельности занимается мини проектом по данной теме.

Выступление ученицы.

  1. Формулирование темы урока, постановка цели.

-Какая же тема сегодняшнего урока?

-Какие цели мы обозначим на этот урок?

-Но для начала давайте попробуем сформулировать определение лишайника

                               Организм  

           Живой      Лишайник   Симбиоз

                        Гриб       Водоросль

 Итак, это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли.

-Отвечают (Тема урока «Лишайники»)

- Узнать что такое лишайники. Каково их строение. Видовое разнообразие лишайников. Значение их в природе и жизни человека.

Составляют схему в тетради. Выводят определение.

  1. Физкультминутка:

Ну ка встали, улыбнулись

Выше, выше потянулись

Ну ка, плечи поднимите

Опустите, распрямите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели встали, сели встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения

5 .Открытие нового знания

         

             

Так к какому царству живых организмов относят лишайники? Что это? Растение или гриб?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и достичь целей, поставленных в начале урока, мы поработаем в группах. В конце работы каждый участник группы оценит свою работу на уроке и работу остальных членов свой группы. Оценки вы заносите оценочные листы. Каждая группа работает по 4 темам:

  1. Строение лишайников
  2. Многообразие лишайников
  3. Распространение лишайников
  4. Значение лишайников в природе и жизни человека.

На работу внутри группы отводится   5  мин. (работа со справочным материалом, учебниками, дополнительной информацией). После этого каждый из участников группы в течение одной минуты рассказывает информацию по своей теме, остальные его внимательно слушают и заносят все в свой рабочий лист.

В течение 1 мин обсудить, какой из разделов наиболее полно представлен и выступить с ним в теч.1 мин.

Краткий отчет по одному человеку в группе

- все вы, ребята, молодцы, но нужно оценить каждого.

Пытаются ответить на вопрос.

 

Работают в группе каждый по своему вопросу. Затем обмениваются информацией внутри группы.

Работают с оценочными листами

6.Рефлексивно-оценочный: 

А теперь, когда вы уже многое узнали об этих удивительных живых организмах, давайте посмотрим фотографии и попытаемся определить форму этих лишайников. Можете пользоваться рис.65 на стр.103 учебника.

Ребята, так почему же лишайники рассматривают как отдельную группу организмов?

Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

Достигли мы поставленных целей?

Закончите утверждения:

-сегодня на уроке мне понравилось/ не понравилось.

- для меня было новым…..

-мне было интересно…..

-для меня было трудным….

- я  бы хотел ..

 Смотрят фотографии, отвечают

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

7.Домашнее задание:

Существует такое выражение : «Манна небесная». Найдите информацию о том, откуда этот фразеологизм берет начало.

Записывают домашнее задание




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...

Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать ...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...

Технологическая карта открытого урока биологии, 8 класс

Технологическая карта урокаПредмет, класс: биология, 8 классАвтор программы: Л.Н. Сухорукова, УМК «Сфера»Учитель: Ильюхина Ирина Александровна, учитель биологии МКОУ «Алнерская основ...