Использование инновационных интерактивных технологий на уроках географии в школе
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Холомеева Анна Александровна

Инновационный процесс-представляет собой совокупность процедур и средств с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальное,образовательное нововведение (Определение было дано на Седьмой Всероссийской Конференции «Инновации в образовании»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

2

PAGE 38AGE 38                                                                      

Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного процесса.

. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного                                                

Инновационный процесс-представляет собой совокупность процедур и средств с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальное,образовательное нововведение (Определение было дано на Седьмой Всероссийской Конференции «Инновации в образовании»)

Инновационный процесс включает в себя три основные составляющие :

                                    -Создание

                                     -Освоение

                                     -Применение новшеств

Любая инновация носит субъективный, личностный характер, поэтому говорить о революционных инновациях очень трудно, т.к. что-то где-то уже встречалось раньше.

Сейчас некоторые школы говорят о гендерном подходе в обучении и воспитании, как  об инновации, хотя мы знаем, что это существовало более 100лет назад.

Но современные условия, другие цели, другие мотивы нового гендерного подхода к обучению, позволяют назвать этот подход Инновационным.

Таким образом, говоря об инновациях, следует иметь в виду общие тенденции современного обучения и воспитания.

На современном уроке должны применяться и Инновационные технологии обучения.

Инновационные технологии - это гуманистически ориентированные технологии обучения и воспитания, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей подростков.

Традиционные педагогические технологии(доска + мел + личность педагога)-назывались объяснительно-иллюстративными.

Они дают:

-Четкую организацию учебного процесса

-Воздействие личности педагога

-ТСО, пособия, таблицы, книги.

Это очень действенные технологии для таких ситуаций, когда ребенка надо научить, дать определенный набор знаний, умений и навыков.

Инновационный процесс включает в себя личностно-ориентированные технологии:

  1. Обучение в сотрудничестве(диалоговое обучение)
  2. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию
  3. Игровые технологии
  4. Метод проектов

Эти технологии относят к гуманистическим, главной чертой которых является особое внимание к индивидуальности человека.

1. Обучение в сотрудничестве:

Это коллективные способы обучения в группах, в парах постоянного и переменного состава)

Эта технология имеет ряд положительных сторон:

  • развитие памяти
  • развитие навыков мыслительной деятельности
  • все учащиеся работают в индивидуальном темпе и ритме
  • воспитывается ответственность за коллективный результат работы
  • отрабатываются навыки изложения материала
  • стимулирование к высказыванию учащегося

  Данную технологию можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. А так же при планировании и проектировании работы.

2.Дифференцированный подход к обучению:

Эта технология учитывает психологические особенности учащихся, принимаются во внимание:

-запросы личности

-интересы ребенка

возможности ребенка

Такой подход основывается на результатах психологической диагностики учащихся, их возможностей и склонностей. Он позволяет оценивать деятельность учащегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Это позволяет увидеть изменения, прирост, шаг к знаниям и конечному результату, зафиксировать это и показать ребенку.

3. Игровые технологии:

Имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.

Игровые приемы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

Игра имеет определенные правила, вносится элемент соревнования. В игре ребенок «примеряет»на себе какую-то роль, проживает её, но он защищен, т.к.это игра и всегда можно переиграть, исправить.

Среди игровых технологий выделяют:

  • деловые игры
  • ролевые игры
  • сюжетно-ролевые игры

  1. Метод проектов:

Это создание детских научных обществ, клубов по интересам, которые стимулируют интерес учащихся к определенным проблемам:

  • экологическим
  • исследование культурного наследия
  • патриотические, поисковые отряды

Метод проектов в итоге позволяет учащимся:

  • приобретать сумму знаний
  •  развивать познавательные навыки
  • уметь ориентироваться в информационном пространстве
  • развивать критическое мышление
  • развивать самопланирование, самоорганизацию, самоконтроль

   Этот метод еще называют проблемным или исследовательским методом обучения и воспитания. Он позволяет ученику выбрать  наиболее значимое для него содержание учебного процесса, а так же:

  • находить свой способ работы
  •  анализировать работу других

Все вышеперечисленные технологии могут быть использованы и с применением информационных технологий:

  • работа в группе на компьютере
  • создание мультимедийной презентации(метод проектов)
  • компьютерное тестирование ученик общается не с учителем, а с машиной)
  • дифференцированный подход реализуется в том,что ребенок сам выбирает форму представления материала
  • представление тестов в игровой форме
  • компьютерное моделирование
  • обучающие компьютерные программы (обилие иллюстраций, анимаций, звуковое сопровождение, тестирование, проверка знаний.

Инновациями, которые продиктованы современными условиями, являются:

1.Психолого-медико-педагогическое сопровождение учебного и воспитательного процесса.

Оно позволяет:- отслеживать динамику психофизического развития

                          -производить комплексное обследование учащегося с целью выявления

                           проблем развития и максимальной реализации потенциальных возможностей

                           -выявлять резервные возможности развития подростка

                            -разрабатывать рекомендации по оптимизации обучения и воспитания

                             -проводить профилактику перегрузок(физических и эмоциональных)

2.Коррекционно-развивающее образование (Этот термин ввела профессор педагогики РГПУ им.Герцена А.В.Кумарина)

Оно позволяет:    -создавать необходимые условия для обучения и воспитания всех без    

                               исключения учащихся                            

                               -обучать педагогов методам коррекционной работы

                          -обеспечение действенной помощи детям группы риска

                                 -создание условий, при которых дети могут реализовать имеющиеся  

                                  способности

Еще одним  важным видом инновационных технологий являются Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье, по Ожегову, это нормальная деятельность организма и его психическое благополучие.

Существуют основные принципы здоровьесберегающих технологий:

  1. Создание образовательной среды, исключающей стрессообразующие факторы:

(создание атмосферы доброжелательности, комфорта, создание ситуации успеха)

       2.  Творческий характер образовательного процесса:

 (активные и игровые формы обучения)

 3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности:

(изучение запросов ребенка и родителей, адаптация учебного материала к жизненно важным для ребенка проблемам, осуществление межпредметных связей)

        4.Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями  

           психических функций:

            а) смена рода деятельности на уроках:

      - совместная работа

 -самостоятельная работа

  • речевая деятельность
  • умственная работа

б)наибольшая эффективность урока с 5 до 25 минуты

         5.Осознание ребенком успешности

          -уметь похвалить за малое

          -увидеть старание

          -заметить изменение

         

          6.Восстановление сил:

            (чтобы  не наступило переутомление необходимо чередовать напряженную работу с

              расслаблением)

                                                                           

7. Обеспечение прочного запоминания:

(научно обоснованная система повторения, максимум заданий на уроке,

 минимум домашнего задания)

8. Двигательная активность

( прогулки, ЛФК, игры на свежем воздухе)

На 7 Всероссийской педагогической конференции 25 августа 2005года «Инновации в образовании» была приведена следующая классификация инноваций:

  1. По масштабу преобразований:

  А) В масштабах учебного предмета

    Б) В масштабах учебной области

      (введение в учебный план новых предметов)

    В) В масштабах класса: профили, разноуровневое обучение

     Г) В масштабах ступени обучения (введение четырехлетнего обучения в    

                                                                   начальной школе)

                   2.По методу нововведений

                       а) Экспериментальные-безоценочные системы(пробуют вводить Закон

                                                                                                  Божий, гендерное обучение)

                        Б) Внедренческие-введение уже апробированных технологий в иные социально-          

                             педагогические условия(пары переменного состава, мозговой штурм)

             в)  .Модификационные-не затрагивающие главных и пртнципиальных  

                   ценностно-целевых оснований учебного процесса:

                 - портфолио

                  - система зачетов

                   - создание разноуровневых классов

         

  1. По содержанию преобразований:

А)Новшества, реализующие идею индивидуализации.Это личностно-ориентированный подход и дифференцированное обучение.Разделение классов,школ по уровню обученности, по профессиональной ориентации.

Использование углубленных программ, договоров с ВУЗами,профильное обучение.

Б)Новшества, реализующие идею культуросообразности,формирующие мировоззрения учащегося.(Школа Толстого,русские народные школы,крестьянские школы, еврейские школы)

В)Создание единой системы воспитания:

Это превращение системы обучения в форму жизнидеятельности детей и подростков, в источник разнообразного жизненного опыта.

   

             

                                Примеры дифференцированных заданий по характеру умственной  

деятельности учащихся

Задания по теме « Политическая карта мира»

1-й уровень:

  1. Приведите примеры экономически развитых стран. На какие группы они подразделяются? Какие страны относятся к «большой семерке»?
  2. Назовите критерии существующей типологии стран.
  3. Приведите примеры развивающихся стран. По какому признаку проводится их классификация, на какие группы они подразделяются?

2-й уровень:

  1. Укажите известные вам черты общности и различия, характеризующие развивающие

               страны.

  1. Какие особенности типологической дифференциации развивающихся стран вы можете назвать?
  2. Какие государства появились на политической карте после 1990г.?

В каком регионе таких государств больше всего?

3-й уровень:          

  1. Дайте сравнительную характеристику геополитического и геостратегического положения Германии и Польши; Венгрии и Австрии; Китая и Казахстана.
  2. Какие события оказали влияние на формирование политической карты Европы в последние годы? Чем они вызваны?
  3.  Определите, в чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других сдвигов.

 

         

         

Тема: «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА»

                9 КЛАСС

Цели: 1) Сформулировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России и единой энергетической системе России.

             2) Познакомить учащихся с особенностями электростанций разных типов и их расположении.

            3) Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

Оборудование: 1) Мультимедийная установка

                           2) Карта «Электроэнергетика России»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

Учащимся выдаётся тестовое задание для проверки знаний по теме « Угольная промышленность»

 Ответы представляются на экране.

Учащиеся осуществляют самопроверку в парах.

Изучение нового материала

1.Запись определения в тетрадь:

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА- Отрасль промышленности, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП)

Электроэнергетика является важнейшей отраслью промышленности, т.к. без энергии невозможна работа ни одного предприятия.

  1. Виды электростанций:

ТЕПЛОВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (ТЭС)

Работают на угле, газе, мазуте, торфе.

Вопрос к учащимся: Какой вид топлива является наиболее экологически чистым?(ГАЗ)

ТЭС можно строить в разных р-нах страны

ТЭС строить быстрее и дешевле, чем другие типы электростанций и они вырабатывают электроэнергию без сезонных колебаний.

Запись в тетради:

ТЭС делятся на:

1.Конденсационные(ГРЭС)-Государственные районные электростанции

Они размещаются в местах наибольшего потребления электроэнергии

  • Рязанская
  • Сургутская
  • Рефтинская
  • Костромская
  • Троицкая
  • Заинская

           2.Комбинированного типа (ТЭЦ)-Теплоэлектростанции

            Они производят электроэнергию и теплоту в виде пара или горячей воды.

             Размещаются вблизи потребителя,радиус передачи тепла 20-25 км.

Недостатки ТЭС:

1.Использование невозобновимых топливных ресурсов

2.Неблагоприятное воздействие на окружающую среду(выброс углекислого газа, золы, вредных в-в в атмосферу, поглощение кислорода)

3.Режим работы меняется медленно(для разогрева котла необходимо 2-3 суток)

4.Дорогая себистоимость энергии (добыча, транспортировка, эксплуатация станций)

 Работа с картой:

Найдите на карте и атласе крупные ГРЭС и обозначьте их на контурной карте.

ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ-ГЭС

Строят на реках с быстрым течением и высокими берегами. Используются возобновляемые природные ресурсы. Обладают простотой управления, КПД=80%.(ТЭС=40%)

Себестоимость ниже в 5-6 раз чем ТЭС. Более 2/3 запасов гидроресурсов сосредоточены в  В.Сибири и на Д.Востоке(многоводны, скальные основания для высоких плотин)

На Ангаре, Енисее, Волге строительство ГЭС ведется каскадами- группа электростанций, расположенных ступенями по течению водного потока, для последовательного использования энергии.

Ангаро-Енисейский каскад:

  • Саяно-Шушенская , Красноярская (на Енисее)
  • Иркутская, Братская, Усть-Илимская ( на Ангаре)
  •  Волжско-Камский каскад ( Волжская, Волгоградская, Саратовская, Воткинская)

Работа с картой и атласами:обозначение на конт.карте крупных ГЭС:

  • Саяно-Шушенская
  • Красноярская
  • Братская
  • Усть-Илимская
  • Волгоградская
  • Волжская

Недостатки ГЭС:

  1. Длительное и дорогое строительство (15-20 лет)
  2. Строительство сопровождается затоплением огромных территорий
  3. Водохранилища влияют на климат и регулируют сток влияя на режим.
  4. Вода в водохранилище быстро загрезняется из-за накопления отходов.

Прошедшая через турбину вода становится «мертвой»,т.к. гибнут микроорганизмы

  1. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (АЭС)

Работают на ядерном топливе(уран, плутоний) Строят там, где нет добычи топлива и гидроресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

1кг ядерного топлива = 3000 т каменного угля.Производят энергию более дешевую,чем ТЭС .Не дают выбросов в атмосферу. Для годовой работы необходимо всего несколько кг ядерного топлива. Сосредоточены в районах с напряженным топливным запасом.

Работа с картой и атласом:

Отмечаем на контурной карте:

  1. Балаковская
  2. Ленинградская
  3. Курская
  4. Смоленская
  5. Нововоронежская
  6. Калининская
  7. Кольская
  8. Белоярская
  9. Билибинская
  10. Обнинская

Недостатки АЭС:

  1. Риск экологических катастроф (Чернобыль 1986)
  2. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
  3. Проблема переработки

Единая энергосистема России:

Это группы электростанций разных типов объединенных ЛЭП в единую энергосистему России для передачи электроэнергии.(ЕЭС)

ЕЭС обеспечивает возможность полного и бесперебойного удовлетворения потребителей в электроэнергии из одного района в другой в зависимости от пика её потребления.(разное поясное время  )

Доклады учащихся: «Альтернативные типы электростанций»

                   

                   1.Солнечные электростанции:

Это вечное топливо и исключительно экологически чистое. Интенсивность солнечного излучения зависит от географической широты, времени года и суток, климатических условий.

В России наиболее благоприятны районы юга Европейской части, юга Сибири, Дальнего Востока. При помощи гелиоустановок солнечная радиация преобразовывается в тепловую и электрическую. Космические аппараты преобразуют солнечную энергию для энергопитания.

В Крыму СЭС-5(5тыс кВт) Работа без топлива и без выброса.

                   2.Ветровые электростанции.

 Ветровая энергия использовалась на ветровых мельницах. Используют в районах где скорость ветра больше 3 м в сек. Это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, побережье Северного Ледовитого Океана, Северный Кавказ, Курильские о-ва, Арктика. Там скорость ветра 320 суток 5-10 м в сек. Недостатки:непостоянное направление и интенсивность ветра,открытые пространства

.

             3.Геотермальные электростанции.

Расположены в районах с горячими подземными источниками. Паужетская

.  

                4.Приливов и отливов.

Кисловодская ( Мурманская обл.),На побережье Охотского моря( Пенженская губа)

Баренцева и Белого морей ( Мезенская губа)

Работа в группах:

Обобщение знаний полученных в виде таблицы

Тип

электростанций

Достоинства

Недостатки

ТЭС

ГЭС

АЭС

       Закрепление изученного материала:

  1. Проверка заполнения таблицы в группах
  2. Фронтальный опрос: «Каковы перспективы энергетики?»

1.Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (солнце,ветер,.)

 2.Строить линии ГЭС

 3.Увеличить использование газа на ТЭС

  4.Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Домашнее задание: стр.130 вопросы для самооценки

                                   Стр.131 «Мой край в судьбе России» 

В связи с введением в общеобразовательные учреждения Федеральной целевой программы, направленной на развитие единой образовательной системы информатизации  общего образования и осуществление развития информационно-коммуникационных технологий в образовании, администрация нашей школы очень активно занимается внедрением ИКТ, в профессиональную деятельность учителей-предметников.

   За 2008-2006 учебный год мной совместно с учителем информатики нашей школы Муравьевой М.Е, разработано несколько уроков по географии и презентация к конференции, с использованием компьютерной техники.

     В настоящее время ИКТ используются практически на каждом уроке географии в кабинете с применением мультимедийного проектора и индивидуальное тестирование на компьютере (текущий контроль), а так же уроки обобщения в компьютерном классе, как индивидуально, так и работа в группах.

   Электронные пособия применяются:

  • при проведении элективных курсов: в 10-х классах «Школа банковского клиента», в 9-х классах «Коммерческая география России»;
  • при подготовке к экзамену по географии в 9-ом классе;
  • при подготовке к экзамену по географии в 11 классе;
  • при проведении факультатива «Глобальные проблемы человечества».

Список авторских электронных материалов.

  1. Презентация «Использование электронных учебных пособий на уроках географии».
  2. Урок в 8-м классе по теме «Лесные зоны России. Тайга»(урок в виде электронного сайта)
  3. Урок в 9-м классе по теме «Машиностроение»(урок-практикум с элементами тестирования)
  4. Уроки в 10-м классе по теме «Политическая карта мира» и «Мировые природные ресурсы» (уроки практикумы с элементами тестирования)
  5. Презентация к конференции «Демографическая ситуация в мире и в России».

Программа «Тесты по географии»

Программа «Тесты по географии» предназначена для учащихся 10-х классов.  Эта программа может быть использована на уроках географии, как в виде текущего контроля учащихся, так и в компьютерном классе для итогового контроля при работе в парах.

Программа содержит тесты по политической карте мира, основным статистическим показателям, а также позволяет подсоединить любые тесты, взятые из учебных пособий по географии фирмы 1С.
Программа позволяет просмотреть результаты работы как текущего пользователя, так и всех пользователей.

Материал программы состоит из 3-х разделов:

  • Первый раздел – статистика содержит статистические данные по странам. Здесь представлен перечень всех стран мира, их столиц, даны изображения их флагов. Имеются данные по странам с наибольшей численностью населения, перечень крупнейших агломераций, страны, обладающие максимальными запасами нефти и газа, пахотными землями (на душу населения), страны с наибольшей продолжительностью жизни.
  • В разделе «Карты» - представлен набор карт материков.
  • В разделе «Тесты»- представлены тесты на определенные темы.
    Тест типа «Сопоставьте страну и столицу» позволяет поставить соответствие между странами и их столицами. Можно рассматривать как все страны сразу, так и страны по отдельным материкам.  Для выполнения задания необходимо в левом списке выбрать страну, в правом – столицу. Программа будет указывать время, за которое выполнена работа и количество набранных очков. Результаты работы будут сохранены в файл результатов. Для того чтобы результаты были сохранены, необходимо нажать на кнопку «Сохранить результаты».

            Тесты типа «Определите страну», позволяют выбрать из раскрывающегося списка соответствующую страну.  Сохранение результатов происходит аналогично предыдущему заданию.

Тесты типа «Определите флаг страны», требуют сопоставить название страны и ее флаг.
Тесты на статистику -  предполагают развитие навыков учащегося по анализу статистических данных.

На основе материалов из раздела «Статистика» учащийся должен определить страну (город, регион) с максимальным показателем в группах.
Ответ необходимо ввести с клавиатуры. В случае если ответ верен, он будет выделен зеленым цветом и учащемуся будет начислено одно очко.

Тесты из учебника являются оболочкой, позволяющей просматривать тесты, находящиеся в INI-файлах набранных по специальному образцу. Этот образец взят из электронных учебников фирмы 1С.

При работе с тестом учащийся обязательно должен заполнить все ответы, далее нажать кнопку Check. Будет выведена информация о правильности ответов, результаты будут автоматически сохранены при проверке. Очистить заполненную форму можно нажав кнопку «Сброс».


Программа «Мировые природные ресурсы»

Программа «Мировые природные ресурсы» предназначена для учащихся 10-х классов. Эта программа может быть использована как практическая работа при прохождении отдельных видов ресурсов, а так же как текущий и итоговый контроль учащихся, как в индивидуальной форме так и в групповой.

       Программа написана с использованием языка Visual Basic.
 Включает в себя 13 заданий на анализ статистического и картографического материала и итоговый тест.
На основании статистического материала из учебника или справочника учащийся определяет структуру мирового земельного фонда или земельных угодий, отвечает на вопросы, определяя, какие страны обладают данным ресурсом в наибольшей или наименьшей степени.

Анализ картографического материала предполагает, что на основе имеющихся данных учащийся выписывает 10 стран, обладающих наибольшими запасами определенного ресурса.
Все задания проверяются автоматически.
Результат выполнения задания указывается на главной форме.

Правильность ответа, набранного при помощи клавиатуры в текстовом поле будет подсвечено зеленым цветом.
При выборе ответа из раскрывающегося списка необходимо нажать на кнопку «проверить». После этого правильные ответы будут подсвечены зеленым цветом. Чтобы выполнить задание еще раз, необходимо нажать на кнопку «Заново».
Итоговый тест включает в себя 20 вопросов.

Для перехода на определенный вопрос необходимо выбрать его номер. Сначала все вопросы, на которые дан ответ, помечаются галочкой. После того как были даны ответы на первые 18 вопросов, пользователь нажимает на кнопку «Проверить». Соответственно, указывается, какие ответы правильные, а  какие нет.

Для запуска программы необходимо открыть файл World_Resources.exe.

Учебный Сайт «Тайга»



Это электронное пособие предназначено  для учащихся 8-9 класса, при изучении темы в 8-ом классе «Лесные зоны России. Тайга», а так же для 9-х классов. При изучении тем «Экономические районы России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток». Может быть использован как пособие для самостоятельного изучения, либо как демонстрационный материал на уроке.

Содержит информацию по следующим разделам изучаемой темы:

 Географическое положение природной зоны тайги, климат тайги, животный и растительный мир тайги, население. Содержит текстовый, картографический, иллюстративный материал, видео-материал. Имеет ссылки на материалы, взятые из Интернета. На сайте предусмотрены элементы самостоятельной работы учащихся – это заполнение таблицы, в которую заносятся параметры, характеризующие эту природную зону.


Презентация «Машиностроение»

 Этот вид программы предназначен для учащихся 9 классов при изучении темы «Машиностроение» и может быть использован:

  • как материал для введения в тему;
  •  для закрепления знаний по теме: «Машиностроение».
  • для проведения практической работы;
  • для проведения текущего контроля(используя при этом отдельные составляющие программы.

Учащиеся знакомятся с основными  с составом отраслей машиностроения и видами их продукции, с взаимодействием предприятий машиностроения с предприятиями других отраслей, учатся анализировать статистические данные, работать с картографическим материалом.

В презентации представлены следующие схемы:
1. Отрасли машиностроительного комплекса.
2.Производственные связи автомобильного завода.
3.Стадии машиностроительного производства.
4.Факторы размещения производства.
Даны таблицы:

  1. Производство основных видов продукции машиностроения в Российской Федерации
    2. Индекс производства продукции машиностроения.
    Представлены фотографии  видов продукции автомобилестроения России.

Даны следующие задания:

1.На фотографиях представлена продукция определенной  отрасли машиностроения. Необходимо подписать эту отрасль машиностроения. Компьютер проверяет правильность введенного значения.

  1. Заполните схему взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов.
    На схеме показаны основные отрасли. Необходимо выбрать из списка и вписать в нужное текстовое поле продукцию, которая либо поставляется предприятиями машиностроения для других отраслей, либо ту, которая поставляется предприятиями других отраслей машиностроению.
    3. Задание по теме специализация. Учащиеся должны уметь различать понятия предметной и подетальной специализации, а также записать основные стадии технологического процесса.
    4.Определить соответствие факторов размещения отраслей машиностроения. Для этого в таблице необходимо было поставить в соответствие фактор производства и соответствующие ему отрасли машиностроения.
    5.На основе статистических данных построить круговую диаграмму производства легковых автомобилей по федеральным округам с использованием статистических данных.
    В задании была дана статистика из сборника «Промышленность России» по отраслям машиностроения в 2001 году. Целью задания было обучение школьников работе со статистическими данными. Они должны были найти таблицу, где говорилось о производстве автомобилей и выписать нужные статистические данные. Они вводились в электронную таблицу MS Excel, где с помощью макроса проверялись выбранные данные, и на их основании строилась диаграмма.  
    6. В задании на основании анализа статистических данных необходимо ответить на вопросы, например, «В каком регионе произвели больше всего автомобилей в 2001 году»

7. Анализ карты «Автомобилестроение России». На карте были помечены основные автомобильные заводы. Учащийся должны их  правильно подписать.

Схема работы с презентацией:


Учащиеся последовательно выполняют одно задание за другим, при этом предварительно повторяют изучаемый материал.

Сначала пользователь должен ввести свое имя и нажать на кнопку «Зарегистрироваться»

Далее перечислены все отрасли машиностроения. В следующем слайде представлена продукция машиностроения, и по изображениям продукции необходимо догадаться, о какой отрасли идет речь. Например, где изображен вагон, необходимо подписать «Железнодорожная».
Если ответ правильный, то он будет подсвечен зеленым цветом.
Аналогично выполняется задание 2. «Анализ взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов». Данные вводятся на основе подсказки.
Аналогичным тестом является тест по определению «Основные технологические стадии производства машины».

Далее необходимо определить, каковы факторы размещения для определенных отраслей. В данном случае пользователь должен выделить мышью название конкретной отрасли. Она будет подсвечена красным цветом. Далее щелкнуть мышью в том соответствующем текстовом поле. Если все правильные названия отраслей окажутся размещенными в данном текстовом поле, а ошибочные будут отсутствовать, то оно будет подсвечено зеленым цветом.

Одним из интересных заданий является задание по анализу статистики. Для этого пользователь должен открыть файл с заданием, составленный в MS Excel и файл со статистикой. На основании статистических данных учащийся должен определить количество произведенных автомобилей по федеральным округам. По введенным данным будет построена диаграмма. Результаты работы будут проверены автоматически.
Следующее задание с анализом статистики предполагает, что учащийся должен определить регион, о котором идет речь, использую статистические данные.
Даются вопросы такого плана, как «В каком регионе произвели больше всего легковых автомобилей в 2001 году?».

Далее представлены фотографии легковых машин, выпускаемых заводами на территории Российской Федерации.

 В заключительном задании подписать названия заводов по производству легковых автомобилей в зависимости от обозначенных на карте номеров.


Презентация “Демографический взрыв или кризис”


Данная презентация представляет собой набор материалов к докладам, для проведения конференции учащихся 9-10х классов, посвященной демографическим проблемам, как в Российской Федерации, так и в мире.

 Презентация содержит материалы к докладам по темам:

    1.Источники данных о численности населения.
    2. Гипотеза Мальтуса.

      3.Причины демографических различий. Демографическая политика.

      4. Демографическая ситуация в России.
     5.Генетика.
      6.Рекорды и причины долголетия
       7.Геронтология.

Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии. В настоящее время известно много таких технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения

Особенности урока-диспута.

В дидактике существуют разные классификации уроков: по способу их проведения (уроки - экскурсии, уроки самостоятельных работ и др.). По этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, тренировочные уроки); по главной дидактической цели (изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, обобщающего повторения, комбинированный урок).В дополнение к типологии уроков по главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные.

Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению.

Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова.

. Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД).

В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников.

В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов.

Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок".

Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством".

При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться".

Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием"

Урок-диспут состоит из трех основных этапов:

1. Постановка проблемы.

2. Решение проблемы.

3. Подведение итогов.

Тот вид диспута который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов.

Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание ,благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия.

Обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы.

Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Чтобы исключить неудачу такого урока следует помнить "Законы продуктивности" любого учебного процесса:

 ободрение, похвала;

 юмор, шутка, улыбка;

 умеренные жесты, мимика;

 призыв работать лучшие, быстрее;

 направленное формирование оценочных суждений;

 создание обстановки доверия, уверенности в успехе;

 отступление, связанное с темой занятия;

 преобладание положительных оценок;

 организация деятельности (а не поведения);

 активизирующий вопрос, который приводит к диалогу;

 организация групповой работы;

 целенаправленная ошибка;

 размышление вслух;

 удачная пауза, дающая время на обдумывание;

 активность учащихся превышает активность преподавателя;

Методические рекомендации по проведению урока-диспута.

Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить:

Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета (см. приложение № 1).

1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов.

2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся.

3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса (см. приложение № 2).

4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию.

5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения.

6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся.

К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Я предлагаю проблемную дискуссию с выдвижением проектов.

Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:

В отношении проблемы

В отношении каждого участника

В отношении группы

Ясно и четко сформулировать проблему.

Проверить, насколько точно каждый понимает суть проблемы.

Поставить перед группой цель.

Разбить проблему.

Распределить функции и роли между участниками.

Установить регламент.

Поставить конкретную задачу, вопрос, на который необходимо ответить.

Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи.

Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения на решение задач.

Соблюдать этапность в решении проблемы.

Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры в которых участники задевают личность друг друга.

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

После каждого высказывания кратко, вслух выделить основные мысли участника.

 

 

Выразить вклад

 

 

Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам 15 минут Подводится итог 10 минут

В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть "руководитель"(лидер), «генератор идей»,» функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др.

Задачи руководителя группы:

1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов.

2. Не допускать оскорблений между участниками диспута.

3. Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске.

Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям.

Функционер – это ученик, который обрабатывает материал.

Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы , факты , опровержения выдвинутым идеям.


С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута.

Можно использовать следующие варианты диспута (см. приложение № 1).

 В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера.

 В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения.

 Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем.

 В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит у него знания не достаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы.

Если сумма индивидуального решения больше коллективной, ученик не имеет достаточной информации по рассматриваемой проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других, понимать их.

Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет применять в сложившей ситуации.

Данные выводы можно, как и задачи руководителя оформить в виде стенда…

1. Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,…

2. Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить…

3. Сумма = 0. Молодец, оценка "5".

Вывод. Целесообразность проведения урока - диспута.

Урок - диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: "Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа".

А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность - желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке.

При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников.

Приложение 1

6 класс.

Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему?

Напротив каждой причины поставить порядковый номер. Под цифрой 1-самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы.

Причины

Индивидуальное
решение

Коллективное
решение

 

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

1. Земная кора состоит из различных горных пород и минералов.

 

 

 

 

 

 

2. Подстилающая поверхность имеет различный цвет.

 

 

 

 

 

 

3. Влияние природного спутника.

 

 

 

 

 

 

4. Океан и суша нагреваются не одинаково.

 

 

 

 

 

 

5. Орбитальное движение и наклон земной оси.

 

 

 

 

 

 

6. Резко сократилась граница с Польшей.

 

 

 

 

 

 

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

 

 

 

 

 

 

 

7 класс.

Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.

Предметы

Индивидуально

Коллективно

1. Крылья самолета

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

2. 2 кг. Соли

 

 

 

 

 

 

3. Спички

 

 

 

 

 

 

4. Зеркальце

 

 

 

 

 

 

5. Фонарик

 

 

 

 

 

 

6. Парашют

 

 

 

 

 

 

7. Фотоснимок данной местности

 

 

 

 

 

 

8. Книга о съедобных животных в пустыни

 

 

 

 

 

 

9. Пистолет и 10 патронов

 

 

 

 

 

 

10. Пальто на каждого

 

 

 

 

 

 

11. 1 литр воды на каждого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

=

 

 

=

Приложение 2

Урок по теме: Особенности рельефа Евразии.

Задачи: Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка, установить особенности размещения наиболее крупных форм рельефа; продолжить формирование умения работать с картами способом наложения; находить причинно-следственные связи.

Оборудование: физическая карта Евразии, карта строения земной коры , настенные таблицы с изображением форм рельефа Евразии.

Ход урока

I Организацияучащихся на урок.

Деление на группыпо 4 человека.

II. Актуализациязнаний.

Работа по заданию на стр. 204 учебника.

III. Постановкаучебных задач.

IV. Изучение нового материала.

1.Особенности рельефа Евразии.

А) Исследование особенностей рельефа Евразии на основе анализа и сопоставлениякарт и использования текста учебника на стр. 205.

Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности рельефа

Примеры

Евразия значительно выше других материков.

 

На её территории расположены высочайшие горные системы земного шара

 

Равнины Евразии отличаются огромными размерами

 

В Евразии особенно велики колебания высот

 

 

Б) Анализ таблицы:

Вопрос: Чем объясняются особенности рельефа Евразии?

(учащиеся находят ответ в тексте учебника на странице 205 иподтверждают примерами с помощью тектонической карты).

В) Прочитайте последний абзац статьи «Особенности рельефа Евразии» и ответьтена вопросы:

1.Что привело к образованию высочайших горных систем на материке Евразия?

2. Где и почему в Евразии образовались островные дуги и глубоководныежелоба?

Г) Учитель дополняет, обобщает и делает выводы вместе с учениками посхеме: причина – следствие.

 

2. Основные формы рельефа.

А) Описание форм рельефа, выбранных учащимися по типовому плану (смотристр. 277 учебника) .

Б) Обмен информацией между группами. Области землетрясений и вулканов.

А) Вспомните, что называется сейсмическиактивной зоной?

Б) Учитель называет и показывает крупнейшие действующие вулканы.

В) Диспут. Учащиеся получают карточки

Почему наибольшее количество землетрясений наблюдаются вЕвразии.

 

Причины

Индивидуально

Коллективно

 

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

1. Евразия единственный материк омывающийся всеми океанами.

 

 

 

 

 

 

2. На материке находятся самые высокие и низкие точки суши Земли.

 

 

 

 

 

 

3. Разнообразие рельефа.

 

 

 

 

 

 

4. В основании материка несколько платформ.

 

 

 

 

 

 

5. Повлияла хозяйственная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера.

· В первой колонке, коллективное, учащиесяставят порядковый номер коллективного решения.

· Во вторых колонках ставятся номеразачитанные учителем.

· В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем.

1 Данные выводы можно оформить в виде стенда…

Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,…

Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо,необходимо повторить…

Сумма = 0. Молодец, оценка "5".

 

V. Итог урока.

А) Общий вывод о взаимосвязи строения земной коры и рельефа.

Б) Выставление оценок.

 

VI. Домашнее задание:изучить текст стр.205 – 209,

Подготовить сообщения на тему: «Разрушительное землетрясение в Армении1988 года», «Извержение вулканов и связанные с ними стихийные бедствия».

9 класс.

Геополитическоеположение России.

В 1991 году ухудшилось,и это отрицательно отразилось на её развитии.
Поставьте причины в порядке значимости.

Причины

Индивидуально

Коллективно

 

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

1. Калининградская область изолирована от основной территории.

 

 

 

 

 

 

2. Россия не имеет общей границы с Узбекистаном.

 

 

 

 

 

 

3. Нет сухопутной границы с США

 

 

 

 

 

 

4. Уменьшилась площадь страны

 

 

 

 

 

 

5. Сузился выход к морям Атлантического океана

 

 

 

 

 

 

6. Резко сократилась граница с Польшей.

 

 

 

 

 

 

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

=

 

 

=

9 класс.

В чем причина большойконцентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района.

Причины

Индивидуально

Коллективно

 

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

1. Природные условия.

 

 

 

 

 

 

2.Природные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

3. Наличие КБ.

 

 

 

 

 

 

4. Конверсия.

 

 

 

 

 

 

5. Исторический фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

=

 

 

=

 

10 класс.

Почему английский языкявляется международным? Причины обозначьте номером в порядке значимости начинаяс "1".

Причины

Индивидуально

Коллективно

 

Я

У

(-)

МЫ

У

(-)

1. Англия является монархией.

 

 

 

 

 

 

2. И сейчас соединенное королевство имеет метрополии.

 

 

 

 

 

 

3. Специализация – овцеводство.

 

 

 

 

 

 

4. Английский язык прост для изучения.

 

 

 

 

 

 

5. Длительное историческое время Великобритания имела мощный морской флот.

 

 

 

 

 

 

6. Повлияло выгодное ЭГП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

=

 

 

=

 

Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.

Введение.

Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурныеценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве,необходимо накопление больших географических познаний.

   

Список использованной литературы.

1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997.

2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред . шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990.

3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997.

5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993.

6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск , издательство БГПУ ,2000.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998.

8. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

9. В.П. Соломин Современные технологии в обучении географии. С-Пб, Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2007.

10.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. М,2007.

Выводы

Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет достигнуть соответствия результата заявленным целям:

            1.    Уметь генерировать новые идеи

  1. .Мыслить критически и нестандартно
  2. Быть контактными и коммуникабельными
  3. Уметь работать в команде
  4. Уметь преодолевать конфликты
  5. Саморазвиваться, самовыражаться
  6. Ориентироваться в современном мире

Заключение

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса.

Заключение

Что необходимо делать для накопления географических знаний.

Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет.

На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха.

Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед.

Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. А делаю я это используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, , практические работы.

Таким образом, современные инновационные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса.

   

Список использованной литературы.

1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997.

2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред . шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990.

3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997.

5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993.

6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск , издательство БГПУ ,2000.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998.

8. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

9. В.П. Соломин Современные технологии в обучении географии. С-Пб, Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2007.

10.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. М,2007.

Выводы

Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет достигнуть соответствия результата заявленным целям:

            1.    Уметь генерировать новые идеи

  1. .Мыслить критически и нестандартно
  2. Быть контактными и коммуникабельными
  3. Уметь работать в команде
  4. Уметь преодолевать конфликты
  5. Саморазвиваться, самовыражаться
  6. Ориентироваться в современном мире

Заключение

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса.

Введение

Актуальность исследования:  Модернизация образования в России не только актуальна в содержательной педагогической части, но и затрагивает широкий круг важных социальных проблем.Всеобщая информатизация и технологизация общества не может не воздействовать на механизм учебно-воспитательного процесса в школе,ибо школа была и остается стержневым институтом общества,отражающим его запросы и стиль.оэтому применение инновационных технологий на уроках имеет современную,научную и практическую направленность.

Цель:Повышение  эффективности образовательного процесса по средствам использования инновационных технологий на уроках географии   

Задачи: - Познавательная- способствует формированию и развитию системы понятий

                   Курса географии.

                   -Развивающая- обеспечивает формирование и развитие интеллектуальных

                    умений, творческих способностей личности.

                    -Воспитательная- направлена на формирование ценностного отношения к

                     миру, деятельности

                    -Интегративная- способствует интеграции междисциплинарных знаний и            

                      межпредметных(интеллектуальных) умений.

                    -Мотивационная- направлена на создание положительной мотивации к  

                      изучению физической, экономической и социальной географии

                 -Ориентационная- ориентирована на саморазвитие личности, развитие    

                      потребности в самостоятельном расширении и добывании знаний

Предмет исследования- Использование инновационных технологий на уроках

                                                 Географии

Объект- Учащиеся старших классов

Основные понятия-1. Обучение в сотрудничестве:

Это коллективные способы обучения в группах, в парах постоянного и переменного состава

 2.Дифференцированный подход к обучению:

Эта технология учитывает психологические особенности учащихся, принимаются во внимание:

3. Игровые технологии:

Имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.

Игровые приемы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

Игра имеет определенные правила, вносится элемент соревнования. В игре ребенок «примеряет»на себе какую-то роль, проживает её, но он защищен, т.к.это игра и всегда можно переиграть, исправить

  1. Метод проектов:

Это создание детских научных обществ, клубов по интересам, которые стимулируют интерес учащихся к определенным проблемам:

  • экологическим
  • исследование культурного наследия

патриотические, поисковые отряды

Рекомендации

. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного процесса.

17:5211.04.201717:52PAGE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Использование инновационных технологий на уроках географии

Данная работа посвящена проектной деятельности на уроках географии. Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. В данной работе представлены эффективные пути реализации пр...

Использование инновационных технологий на уроках географии.

Статья "Использование инновационных технологий на уроках географии"....