Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1996»
109649, г. Москва, Капотня, 5 квартал, д. 28 Тел./факс (495) 355-65-29
E-mail: 1996@edu.mos.ru http://sch1996uv.mskobr.ru
ОКПО 36525385, ОГРН 5147746200047, ИНН/КПП 7723922666/772301001
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения иностранных языков Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ Н.Ю. Соколова от "______" августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ Школа № 1996 _____________ А.В. Адамич от "______" августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Биология»
(10б, 11б)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Ситникова Е.Н.,
учитель биологии и химии
Москва, 2016
Аннотация
1.Рабочая программа по предмету «Биология» (базовый уровень) 10-11 класс (10 б, 11б). Составитель: Ситникова Елена Николаевна, учитель биологии и химии первой квалификационной категории.
2. Рабочая программа составлена на основании авторской программы среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).
3. Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
Методические пособия для учителя:
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонина /авт. сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2006.
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонина /авт. сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.
Фросин В. Н. Готовимся к ЕГЭ. Биология. Растения. Грибы. Лишайники /В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2005.
Фросин В. Н. Готовимся к ЕГЭ: Общая биология /В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2004.
Фросин В. Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Животные /В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2004.
Фросин В. Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек /В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003.
Уроки биологии. Общая биология. 10 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Фросин В. Н. Биология. Общая биология. 9 - 11 классы. Тематические тестовые задания /В. Н. Фросин, В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011. 4.
Количество часов для реализации программы: Количество часов в 10 классе: 68 часов в год (2 часа в неделю)
Количество часов в 11 классе: 34 часа в год (1 час в неделю)
5. Количество лабораторных и практических работ в год: в 10-х классах – 7; в 11-х классах - 3
6. Используемые технологии
Компьютер, проектор, цифровые образовательные ресурсы, раздаточный дидактический материал.
7. Цель реализации программы
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
8. Программа принята на заседании Методического совета № 1 от 29.08.2016 г. и утверждена руководителем ГБОУ Школа № 1996 Адамич А.В.
Планируемые результаты освоения программы.
Ожидаемые результаты освоения программы по «Биологии» полностью согласуются с выполнением требований ФГОС СОО.
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен достичь следующих образовательных результатов:
Предметные (знать, понимать, уметь).
-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
-сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; современную биологическую терминологию и символику;
-уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы; единства человеческих рас; наследственных и ненаслсдствснных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
Метапредметные образовательные результаты, которые формируются на основе содержания образования по биологии:
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-решать задачи разной сложности по биологии;
-составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
-выявлять приспособления у видов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-исследовать биологические системы на биологических моделях;
-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в paзличных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
- использовать приобретённые знания и освоенные виды учебной деятельности в практической деятельности и повседневной жизни для: грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Личностные образовательные результаты:
-иметь сформированную гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
-использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний;
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
-иметь развитые познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций различных гипотез (о сущности, происхождении человека, жизни) в ходе работы с различными источниками информации;
-находить и анализировать информацию о живых объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
10КЛАСС
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы . Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (19 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
ОРГАНИЗМ (40 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
11 КЛАСС
ВИД (22 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
Раздел 1 | БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | 5 | - | - |
Тема 1.1. | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 2 | - | - |
Тема 1.2. | Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы . | 3 | - | - |
Раздел 2 | КЛЕТКА. | 19 | ||
Тема 2.1. | Введение в цитологию. | 1 | - | - |
Тема 2.2. | Химический состав клетки. | 9 | - | - |
Тема 2.3. | Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот. | 5 | 1 | - |
Тема 2.4. | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | - | - |
Тема 2.5. | Вирусы. | 3 | - | 1 |
Раздел 3 | ОРГАНИЗМ. | 40 | ||
Тема 3.1. | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | 7 | - | - |
Тема 3.2. | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 11 | 1 | 1 |
Тема 3.3. | Закономерности наследственности и изменчивости | 15 | 3 | - |
Тема 3.4 | Основы селекции. Биотехнология | 7 | - | 1 |
Резервное время. | 4 | |||
Итого | 64+4 | 4 | 3 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
Раздел 4 | Вид. | 22 | ||
Тема 4.1. | История эволюционных идей. | 4 | - | - |
Тема 4.2. | Современное эволюционное учение. | 10 | - | 1 |
Тема 4.3. | Происхождение жизни на Земле. | 3 | - | - |
Тема 4.4. | Происхождение человека. | 5 | - | 1 |
Раздел 5 | Экосистема. | 12 | ||
Тема 5.1. | Экологические факторы. | 3 | - | - |
Тема 5.2. | Структура экосистем. | 3 | - | - |
Тема 5.3. | Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | - | - |
Тема 5.4. | Биосфера и человек. | 4 | - | 1 |
Итого | 34 | - | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...