Методическая разработка урока по биологии в 11 классе "Расы . Расогенез"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Кононова Елена

Методическая разработка урока по биологии в 11 классе "Расы . Расогенез".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasy.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

  1. Обучающая: сформировать знание о биологических особенностях рас человека, выяснить причины их возникновения, придти к заключению о единстве их происхождения и биологической равноценности.

  1. Развивающие: развитие критического мышления, коммуникативных              умений и навыков; развитие интереса к предмету.

  1. Воспитательные: приучение учащихся к работе в команде, прислушиваться к чужому мнению, вместе вырабатывать решения; воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

  1. Форма проведения: урок- лаборатория.

  1. Оборудование: 6 карточек с вопросами разного цвета, иллюстрации представителей трех основных рас.

  1. Раздаточный материал: информационные листы, рабочие листы, макеты европеоида, негроида и монголоида, «Заповеди работы в группах», «Схема моноцентрического происхождения рас».

  1. Разное: маркеры, листы писчей бумаги и для черчения, надписи групп: «Архантропы», «Палеоантропы», «Неоантропы».

1 этап. Вводное слово.

Учитель. Добрый день! Рада видеть вас на сегодняшнем необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. На уроке присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся.

Может быть, на небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя-то человек никогда не догадается заглянуть.

И надо сказать, во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах.

И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее

любопытство по отношению к самому себе.

Вот и сегодня  мы постараемся рассмотреть уроки с позиций собственного «я». Поговорим сегодня о себе…

Обратите внимание на доску, сколько тайн нам необходимо открыть.

(на доске вывешены вопросы разного цвета)

Итак, ребята, наши уроки, в настоящий момент, будут отличаться от

традиционных.

Во-первых, будет преобладать групповая форма работы.

Во-вторых, познавать новую информацию вы будете сами, работая

каждый в своей группе по принципу «Учимся вместе, учимся сообща».

Новые знания вы почерпнете из информационных листов, в которых

содержится необходимый учебный материал. После получения

информации вам необходимо ответить на вопросы, содержащиеся в

Этом же листе. Вы можете совещаться, помогать друг другу, делать

следующие пометки на полях:

«+»- узнал новое;        «?»-требуется разъяснение;

«!»-думал иначе.

Кроме того, у каждого из вас есть рабочий лист- это часть рабочей

тетради, где запишите тему урока, заполните таблицу, сформулируете

выводы. Потом вы этот лист вклеите в рабочую тетрадь. Всем все

Понятно?

2 этап: Деление на группы.

Учитель предлагает классу взять листочки с заданиями, характеризую-

щими эволюционные группы человека: архантропы, палеоантропы,

неоантропы. Каждому ученику нужно прочитать информацию в

задании и определить, к какой группе это относится.( на выполнение

- 1 минута)

После  выполнения задания учитель проверяет, правильно ли сформированы  группы. (Задания помещены в Приложение №1)

3 этап: Сообщение учителем «Заповедей работы в группах.» (Приложение №4).

4 этап: Мотивация. Работа с иллюстрациями рас .

1 вопрос: Какие ассоциации у вас возникают при виде данных иллюстраций?(Все ответы учеников записываются на доске)

2 вопрос: Почему люди разные?

3 вопрос: По каким признакам они отличаются друг от друга?

Выход из ассоциативного ряда: если ряд получился правильным и доста-

точным, дается задание группам: составить с помощью этих слов опреде-

ление расы.

5 этап: Сообщение целей урока: сформировать знания о биологических

особенностях рас человека, выяснить причины их возникновения, придти

к заключению о единстве их происхождения и биологической равноцен-

ности.

6 этап: Исследование учебного материала. Работа в группах.

Задание 1.Выявление морфологических признаков рас.

Задание группе №1: Австрало-негроидная раса.

Задание группе № 2: Монголоидная раса.

Задание группе №3: Европеоидная раса.

Время выполнения задания-7 минут. После проделанной работы группа

Отчитывается по плану:

1.Характерные признаки расы.

2. Деление основной расы на малые расы.

Полученные результаты учащиеся записывают в таблицу рабочего листа

и на лист ватмана, который затем вывешивается на доске в соответствую-

щую колонку таблицы.

После отчета групп формулируются выводы 1,2 пунктов и фиксируются

в рабочем листе.

Задание 2. Доказательство принадлежности рас к одному биологическому виду.

Все группы получают один и тот же информационный лист №2 и отвечают на вопросы . После выполнения задания  дети должны сделать вывод: Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим,

физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают потомство от смешанных браков. Это указыва-

ет на принадлежность всех рас к единому виду-

Затем заполняется 3 пункт рабочего листа.

Задание 3-5. Расогенез. Критика расизма. Национализм.

Каждой группе дается только одно из перечисленных заданий. Им раздаются информационные листы с вопросами, на которые необходимо

Ответить устно. Время работы -5 минут.

Учитель записывает на доске  2 термина: расоведение и расогенез, предлагает сравнить их.

Отчет группы № 1.

Учитель задает вопросы:

1.Какие эволюционные факторы повлияли на формирование рас? (Ответ:

естественный отбор, изоляция, мутации, смешение популяций.)

2.Какой фактор сыграл первостепенную роль при формировании рас на

ранних стадиях? (Ответ: естественный отбор.)

Вывод: естественный отбор способствовал формированию различных

морфологических признаков. Они имели адаптивное значение.

Сообщение о приспособительном характере цвета кожи. (Приложение

№ 5).

Небольшое задание:

Группа №1: Почему у негроидов чаще всего курчавые волосы?(Ответ:

в курчавых волосах создаются прослойки против ярких лучей солнца,

предотвращающие от перегрева.)

Группа № 2: Почему у монголоидов узкий разрез глаз? (Ответ: развита

складка века, защищающая от ветра и пыли.)

Группа № 3: Почему у европеоидов выступающий нос? (Ответ: это удли-няет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие.)

Вывод: Таким образом мы доказали, что на формирование признаков

оказывают влияние климатические условия.

Оформление вывода 4 пункта в рабочем листе.

Учитель: Потерял значение в эволюции человека такой биологический

фактор, как эволюция. Раньше ее роль была огромна, т.к. эволюция шла

путем дивергенции, и поэтому возникли расы. Нарушение изоляционных

барьеров имеет большое значение для обогащения генофонда всего чело-

вечества. Современные расы кровно смешаны, это говорит о единстве

происхождения рас.

А теперь послушайте стихотворение Р. Рождественского:

                      Для всех угнетенных,

                      Трудом обожженных,

                      Разница в цвете кожи-

                      Не в счет.

                      В людях- черных, белых, желтых-

                      Красная кровь течет!

-Как вы думаете  о чем сейчас пойдет речь?

Отчет второй группы по вопросам информационного листа №3.

Учитель: Запомните, что по умственным способностям, т.е. способности

к познанию, творческой и трудовой деятельности все расы одинаковы.

Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями

людей разных рас, а с социальными условиями общества.

Учитель: А третьей группе было предложено творческое задание. Посмотрим, как они справились с ним.

Отчет третьей группы по вопросам информационного листа №3.

Учитель: Общеизвестно, что в настоящее время существует только 1 вид

человека, но он подразделяется на группы людей: расы, нации, народнос-

ти. Давайте послушаем еще одно сообщение о народах мира.(Приложение № 6)

Учитель: Сейчас вам предлагаются конверты, в которых находятся 12 черт характера, свойственных для наций. Здесь есть и положительные, и

отрицательные черты. Ваша задача- отделить их друг от друга и выбрать,

На ваш взгляд, самые важные 3 положительные и 3 отрицательные. Ваш

выбор обоснуйте. (на задание- 2 минуты )

Учитель: Мы убедились, что положительные черты, проявляющиеся у

наций, приведут к мирному сосуществованию, а отрицательные- к межнациональным конфликтам. (учитель знакомит уч-ся со старинной

легендой- см. Приложение № 7).

Учитель: А наказуемы ли те люди, которые придерживаются принципов

расизма и национализма? Согласно ст. № 282 Уголовного кодекса РФ в

случае возбуждения национальной или расовой вражды – наказание

может быть в виде штрафа в размере 500-800 минимальных оплат труда,

либо ограничением свободы на срок до 3-х лет или лишением свободы

на срок от 2-4 лет. Чтобы этого не происходило в нашей среде, нужно

усвоить правила межнационального общения, которые вы должны сформулировать самостоятельно (учащиеся работают  с приложением

№ 8 в течение 1 минуты).

Учитель: В вашем рабочем листе осталось еще одно понятие- метисация.

Почти нет сомнений, что смешение рас может рано или поздно привести

к образованию новой расовой группы. Вам предлагается творческое зада-

ние: на листе бумаги нарисовать человека будущего таким, каким вы себе его представляете с опорой на полученные знания. (2 минуты)

7 этап: Подведение итогов проделанной работы в течение 2-х уроков.

Учитель: Наши уроки подошли к концу, но на доске остался еще 1 знак

Вопроса. А как вы думаете, что бы это значило? (Ученики приходят к выводу, что это вопрос домашнего задания, который указан в рабочем листе)

Синквейн- это нерифмованное японское стихотворение, состоящее из 5 строк:

Первая строка- имя существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвертая строка- краткая фраза, афоризм (отражает суть);

Пятая строка- чувство (одно слово)

Ребята, дайте оценку урока с помощью синквейна.

После проведения синквейна учитель благодарит уч-ся за работу на уроке

и выставляет оценки.

Приложение №1

Задания для группы  «Архантропы»

1.Для представителей этой группы было характерно отсутствие жилищ, питание

преимущественно растительной пищей (ее легче добыть), высокая смертность.

2.Дословный перевод названия данной группы- «обезьяночеловек ». Его остатки

впервые были обнаружены на острове Ява, позднее- в Африке, Азии и Европе.

3.Его остатки найдены в 1927-1937 г.г. в пещере Чжоу- Гоу-Дянь, недалеко от

Пекина. Поэтому ему дали название «Китайский человек ».

4.Они еще не умели искусственно добывать огонь, а, вероятно, получали его при

лесных пожарах или извержении вулкана, а затем заботливо поддерживали и

сохраняли не только из года в год, но и от поколения к поколению.

5.Латинское название этой группы- Homo habilis. Это название связано с тем, что

эти существа умели изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из

гальки.

6.Латинское название этой группы- Homo erectus. Рост достигал 160 см. и более.

Объем мозга 800-1200 см. Он умел изготовлять каменные орудия труда и

поддерживать огонь.

7.Считают, что они возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько их форм:

питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, атлантроп и др.

Приложение № 2.

Задания для группы «Неоантропы».

1.Неандертальцы и эта группа людей долгое время сосуществовали рядом и нередки

были случаи их смешения ( метисации ).

2.Они были высокого роста- до 180 см, с высоким лбом, объем черепной коробки

достигал 1600 см., сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый

подбородочный выступ указывал на хорошее развитие членораздельной речи.

3.Они жили в построенных ими жилищах. Они одевались в одежды из шкур, сшитые

костяными и кремневыми иглами. Орудия из рога, кости, кремния украшены

резьбой.

4.Он умел шлифовать, сверлить, знал гончарное дело.

5.Он приручал животных и делал первые шаги в земледелии.

6.Они перешли от преимущественно биологической эволюции предшественников к

социальной. В их развитии особую роль стали играть воспитание, обучение, передача опыта.

7.Известно большое количество находок скелетов, черепов и орудий этих людей на

юге Франции, сформировавшихся 30-40 тыс. лет назад. Их остатки были также

обнаружены к югу от города Воронежа и во Владимире. Его останки были                         найдены в Африке, Азии и Австралии.

8.На этом этапе произошло еще одно крупное событие- возникло искусство.             Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные

скульптуры выполнены с удивительным для того времени мастерством. Всемирной

известностью пользуется живопись Каповой пещеры на Урале.

Приложение № 3.

Задание для группы «Палеоантропы».

1.Их орудия по форме были довольно разнообразными и служили для самых

различных целей. С помощью изготовленных орудий они охотились на животных,

сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища.

2. У этих людих отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотно-

шений, которые выражались в заботе о тех, кто из-за ран или болезней не мог

самостоятельно добывать пищу. У них впервые встречаются захоронения.

3.В теплом климате они селились по берегам рек, под навесами скал; в холодном-

в пещерах, которые им часто приходилось отвоевывать у пещерных медведей,

львов, гиен.

4.Они жили в ледниковую эпоху около 250 тыс. лет назад. Они названы по имени

места находки в 1856 г. на современной территории Германии. Также их остатки

были обнаружены на юге Узбекистана и в Крыму; в самых нижних слоях

пещерных отложений Европы, Азии и Африки- целые костяки взрослых и детей.

5.Ученые еще не пришли к общему мнению о месте и роли данной группы людей в

антропогенезе и выдвинули три гипотезы:

1.Они- прямые предки человека современного типа.

2.Они внесли некоторый генетический вклад в генофонд современного человека.

3.Они являются боковой тупиковой ветвью эволюции гоминидов.

6.В тяжелых условиях ледникового периода они, очевидно, не выдержали конкурен-

тной борьбы с кроманьонцами, были ими вытеснены и , возможно, частично

истреблены.

7.Большинство этих людей были ниже нас ростом, ходили несколько согнувшись.

У них был еще низкий скошенный лоб, сильно развитые надбровные дуги, нижняя

челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга

приближался к мозгу человека- около 1400 см. Они жили в тяжелых условиях

наступления ледников.

8.При общении между собой они пользовались жестами, нечленораздельными звуками и зачаточной членораздельной речью. Они жили группами по 50-100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старшие, более опытные, изготовляли орудия. Они

одевались в шкуры.

Приложение №4

Заповеди для работы в группах.

  1. Умей уважать мнение других.

  1. Не перебивай говорящего.

  1. Никогда не оценивай чужое мнение

       в грубой форме.

  1. Дай возможность высказаться каждому.

  1. В группе нет друзей и недругов,

      Только равные партнеры.

6. Ваш успех- в соединении ваших усилий.

   

Приложение № 5

      Сообщение о приспособительном характере цвета кожи каждой расы.

        Наиболее заметное различие между расами- по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний

человек был темнокожим. Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и

монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения

Произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Ультра-

фиолет участвует в превращении в коже человека провитамина D в витамин,

который необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту.

Одно из проявлений рахита- деформация таза, нарушающая роды. В условиях

первобытного строя этот признак мог подвергнуться силному давлению отбора.

В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается

высокая интенсивность ультрафиолетового излучения.

Приложение №6

Сообщение о национальном составе населения.

На Земле живет больше 4 млрд. человек. Они принадлежат к разным народам. Этносов (или народов ) в мире насчитывается около 4 тыс.

Этнос- это исторически сложившаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории на начальных этапах

развития, культуры на основе своего языка, хозяйственно-бытовых особенностей.

В процессе своего развития народы проходят три стадии: племя, народность, нация. Племена возникли на первых стадиях существования человека. Каждое племя

состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в

свека в Европе. Народности занимают промежуточное положение между

Нациями и племенами.

Наиболее распространенными народами являются китайцы (1100 млн. чел.), амери-

канцы (190 млн. чел.), хиндустанцы (220 млн. чел.), бенгальцы (180 млн.чел.), русские (150 млн. чел), бразильцы ( 140 млн. чел.), японцы (125 млн. чел.), мексиканцы (85 млн. чел.). Есть и малочисленные народы. Самый  маленький из них- племя «тассадай» на Филипиннах в Тихом океане. В нем около 30 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до

недавних пор даже не знали, что кроме них еще есть люди.

По особенностям национального состава страны делятся на однонациональные

(Польша, Япония, Египет), двунациональные (Бельгия-валлоны и фламандцы, Канада-французы и англичане), многонациональные(их большинство-Индия, Индонезия, Испания, Великобритания).

Приложение №7

«Хорошо, что все мы разные»  (старинная легенда).

«Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

-Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал он мудреца и спросил

лошадь:

-Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

-Нет,-ответила лошадь.

-А верблюд может, потому что в его горбах запас жира…И посмотри, как он красив,

Как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

-А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

-Нет,-ответил верблюд.

Мудрец сказал:

-Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда она мчится подобно Ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились…»

Приложение № 8

                    Правила межнационального общения.

  1. Уважай ……………………... чувства других людей.

  1. Будь уважительным,.………...………, отзывчивым.

  1. Узнавай о других ……….………как можно больше.

  1. Проявляй к людям такое отношение, какого ты

    ждешь………………. .

Вывод:

          

        

                     Информационный лист №1 для первой группы

Австрало-негроидная раса подразделяется на две ветви, различающиеся по форме волос: негроидную с курчавыми волосами и австралоидную- с волнистыми.

Отличительными признаками негроидов являются курчавые темные волосы, темно-

коричневая кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы

обусловила и ее название (от лат.niger – «черный»). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы,

крепкие зубы, умеренно выступающие скулы, слабый или средний рост волос на

лице и теле. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед. Негроидные расовые

особенности наиболее ярко выражены у населения, живущего к югу от пустыни

Сахары и относящееся к негрской расе. Нилотская раса- самая высокорослая на

Земном шаре (средний рост мужчин около 180 см ). Курчавоволосое и темнокожее

Население Меланезии принадлежит к меланезийской расе. Меланезийцы очень

похожи на африканцев, но губы у них тоньше, челюсти меньше выдаются вперед,

волосы и кожа несколько светлее, и волосы завиваются не так круто. Тип малорос-

лых народов Африки, живущих в бассейне Конго и отличающихся, кроме малого

роста (140-150 см у мужчин ) образует негрилльскую расу. Пигмеи малорослые

люди, ростом менее 143 см с узкими плечами, большим животом и короткими

ногами. Они живут  во внутренних частях Филиппинских островов Новой Гвинеи,

на Андамасских островах в Индийском океане. Бушмены  и готтентоты, живущие

на юге Африки, принадлежат  к бушменской расе. Специфический признак этой

расы -приросшая мочка уха. Бушмены имеют черные, круто завивающиеся волосы

и плоские носы, но кожа у них значительно светлее- от желтого до коричневого,

рост в среднем около 150 см. Волосы у них очень тонкие, скрученные и сбиваются

в пучки так, что создается впечатление, что они растут маленькими группками,

разделенными голыми промежутками.

     К австралоидной ветви относится коренное население Австралии -австралийская

раса. Австралоиды обладают кожей шоколадного цвета, темными глазами, черными

Волосами, выступающими челюстями и уходящим назад подбородком, массивными

Надглазничными валиками, волосы волнистые и в изобилии покрывают лицо и тело.

Ведды -распространены по всей Индии и на прилежащих к ней островах, юго-востоке Аравии. Это смуглые, стройные люди с широким носом и волнистыми

волосами, с умеренно развитой бородой.

Эфиопская раса распространена преимущественно в Восточной Африке. На юге

Индии- южноиндийская раса.

                                        План ответа:

 

1.Характерные признаки расы.

2.Деление основной расы на малые расы.

              Информационный лист №1 для второй группы.

Типичные представители монголоидной расы встречаются в Монголии и Восточной Сибири, Китае, Корее, Японии. Характерные признаки: волосы прямые, иссиня- черные, толстые и жесткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, черные или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Недаром на Руси в эпоху Татаро-монгольского ига (ΧIII-Χ V вв. ) появилось выражение «татарская борода». Необычно и своеобразно строение глаз монголоидов они узкие, и внутренние углы их расположены ниже внешних, что создает впечатление раскосости. Складка верхнего века (эпикантус ) обуславливает главным образом косой разрез глаз. Верхнее веко тяжелое и набухшее. Не менее своеобразны у монголоидов и зубы. Передние резцы- широкие. Рост колеблется от небольшого до среднего. Кровь у значительного  % представителей монголоидной расы принадлежит к группе В.

     Монголоидная раса подразделяется на азиатскую и американскую ветви. В азиатской ветви выделяют северных и южных монголоидов. В число северных

входят: байкальская и центральноазиатская расы. Первая характерна для эвенов и эвенков. Вторая представлена монголами. Бурятами, якутами и др. В Западной

Сибири, в Приуралье и в Средней Азии северные монголоиды издавна смешивались

С европеоидами, в результате чего образовался ряд промежуточных типов. В Западной Сибири образовалась уральская раса, которая отличается некоторыми

специфическими признаками: вогнутой спинкой носа и исключительно коротким

лицом. Южные монголоиды представлены населением южного Китая, Индокитая,

Индонезии.(южномонголоидная). В Центральном и Северном Китае – дальневосточная раса. На северо-востоке Азии-арктическая раса, к которой относятся эскимосы (арктические монголоиды). Они малорослы с менее выраженным эпикантусом и более выступающими скулами. Специфический признак малая ширина носа-самая малая на Земле. Для американской ветви характерна ослабленная выраженность монголоидных признаков.Эпикантус встречается редко, переносье среднее или даже высокое, лицо не очень плоское.

  Американские индейцы (смешанная раса )-характеризуются выступающими скулами и черными жесткими волосами, кожа имеет красноватый оттенок; эпикантус отсутствует или слабо развит, нос длинный, орлиный.( Аргентина, Флорида, бассейн Амазонки).

                              План ответа.

1.Характерные признаки расы.

2.Деление основной расы на малые расы.

Информационный лист №1 для третьей группы.

К европеоидной расе относится коренное население Европы, Южной Азии и Северной Африки, а также живут в Северной и Южной Америке, Индии.

Люди этой расы чаще всего светлокожие, потому что не нуждались в большом

количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей Солнца. У них

прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза-

светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые.

Конечно, встречаются черноволосые, темноглазые и довольно смуглые представители европеоидов, особенно на юге. Для этой расы характерны широко

открытые, ровно поставленные глаза, тонкое веко без складок. Тонкий, прямой,

сильно выступающий нос, иногда с горбинкой и четко очерченными ноздрями

у всех европейцев считается лучшим украшением лица. Губы у европеоидов

тонкие или средней толщины. Типичные черты у мужчин-густые усы и борода.

Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную-со смуглой

кожей, темными волосами и карими глазами и северную-со светлой кожей,

серыми и голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами.

В северную ветвь входят две расы: североевропейская-высокорослая и восточно-

европейская, чаще называемая балтийской-среднерослые люди со светлыми

волосами, серыми или голубыми глазами, прямым выступающим носом и

тонкими губами. Первая распространена в областях, прилегающих к Северному

морю, вторая –в Прибалтике и на Русской равнине.

Центрально-европейская ветвь (жители Северной Франции, Германии, Польши,

Украины, Белоруссии, центра европейской части России)- у жителей этой области

есть монголоидная примесь-уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая

скуластость.(средне-европейская раса)

В составе южной темноволосой ветви выделяется высокорослое население Сев.

Индии и Афганистана с очень узким лицом –Индо-афганская раса. Южные

европеоиды Передней Азии и Кавказа выделяются обычно в особый тип со

специфической формой носа (нос выгнутый, крючковатый ), высоким и покатым

лбом, высоким заостренным черепом. (арменоидная или переднеазиатская раса).

Тип населения Балканского п-ова, и прилегающих областей Центральной Европы, близкий  к предыдущей расе, характеризуется более высоким ростом и более

 узким              лицом.(балкано-кавказская раса).

Народы Сев. Африки и Юж. Европы объединяются в средиземноморскую расу.

Выделяется Альпийская раса- люди с каштановыми волосами. Наиболее

характерные ее представители живут  в Центральной Франции, Южной Германии,

Северной Италии, Швейцарии.

План ответа:

1.Характерные признаки расы.

2.Деление основной расы на малые расы.

Информационный лист №2

Проанализируете следующие данные:

В клетках человека любой расы содержится по 46 хромосом; от брака

людей  белой расы с людьми желтой или черной расы рождается

нормальное плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно

переливать человеку любой другой расы (если соответствует группа

Крови).

Объясните:

А) К каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей?

                

Б) Какие выводы вытекают из этих фактов?

Информационный Лист №3 для первой группы.

Расогенез- процесс возникновения и становления человеческих рас.

Существуют следующие гипотезы, объясняющие происхождение

рас:

Полицентризм- учение о происхождении рас современного человека

независимо друг от друга  в разных областях земного шара от разных

форм древнего человека.

Согласно полицентрической концепции Ф. Вейденрейха расы

Современного человека развились из рас неандертальца в разных

областях в результате внутренних закономерностей развития

организмов.

Моноцентризм- учение о происхождении человека современного

типа и его рас в одной области земного шара от одной формы

древнего человека.

Моноцентрическая теория утверждает, что человек современного

вида образовался в одной области, а затем расселился по всему

Земному шару, истребив и вытеснив неандертальцев.

                   Дайте ответ на следующие вопросы:

1.Какие существуют гипотезы, объясняющие происхождение рас?        

2.Какая гипотеза наиболее убедительна? Приведите доказательства.

                         

 Информационный лист №3 для второй группы.

   Расизм- антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности низших и превосходства высших рас.

Расизм утверждает биологическую  неравноценность различных рас с целью оправдания политики расовой дискриминации, политики угнетения и порабощения

одного народа другим.

Сущность расизма: человеческие расы неравноценны; одни -высшие, другие -низшие.

Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в «расовой биологической неполноценности».Расисты расценивают расовые различия как видовые и даже как родовые. Они не признают

единства происхождения рас и утверждают, что каждая раса происходит от своего

предка и не связана родством с другими. Среди представителей любой расы можно

встретить расистов, стремящихся доказать, что именно их раса стоит выше других.

История расизма: в 16-17 вв. с открытием Америки, Австралии и многих островов

Тихого и Индийского океанов туда широкой волной хлынули европейские купцы,

пираты и другие любители легкой наживы. В качестве прикрытия грабежа и истребления народов этих стран и была использована возникшая  в то время теория,

будто бы белые составляют высшую расу, призванную господствовать над цветными народами колониальных стран. Католическая церковь подкрепила своим

авторитетом это расистское измышление. Основателем расизма является граф

Гобино, который пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими

и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе. Под

прикрытием расистских лозунгов германский фашизм совершил чудовищные

злодеяния: были разрушены десятки тысяч городов и селений, уничтожены  величайшие культурные ценности, истреблено много миллионов мирного населения.

Разгром германского фашизма во второй мировой войне явился также и поражением

его идеологической опоры- биологического расизма. Однако и ныне расизм продолжает пропагандироваться, хотя и в менее откровенных формах. Сторонники

расовой антропологии считают, что «история государств есть история развития ее

рас». Расовые гигиенисты (евгенисты) считают, что интеллект и моральные качества

передаются по наследству как и социальное положение: бедные и богатые обусловлены генетически (Ф. Гальтон).

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство, чтобы

каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в

великом содружестве племен нашей планеты.

   

                        Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое «расовая теория» и в чем ее сущность?

2. В чем, на ваш взгляд, несостоятельность расизма?

Информационный лист №3 для третьей группы.

Прочитайте рассказ:

«Я знал одного мальчика…Но это не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Но жил он в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.

Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.

Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же , как  Гагарина, и отец его был каменщиком и

Изучал математику.

А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и у его отца была бензоколонка.

Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали  ЧУ, он жил в Шанхае, и

отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе,

и отец его был маляром.

Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло- мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был

Один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не

Держась за руль…»

Джанни  Родари «Один и семеро.»  (из книги для чтения «Права человека.»)

Вопросы к прочитанному тексту:

1.Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у

них общего?

2.Какая между ними разница?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Методическая разработка урока по биологии "Белки"

Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...