Методическая разработка урока для 6 класса "Особенности строения жизнедеятельности мхов"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Методическая разработка урока
"Особенности строения жизнедеятельности мхов"
Цель урока - Создать условия для раскрытия и усвоения учащимися особенностей организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов в связи со средой обитания.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть и усвоить особенности организации растений на примере моховидных зеленых и сфагновых мхов.
Развивающие: совершенствовать навыки поисково-самостоятельной деятельности; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, с гербарным материалом, уметь сравнивать мхи между собой, развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе, патриотические и этические чувства.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_mhi_kotenko_e._v.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПО БИОЛОГИИ
«ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МХОВ»
6 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: КОТЕНКО ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
ГБОУ школа № 467 Колпинского района г. Санкт - Петербурга
Предмет | биология |
Дата | |
Класс | 6 |
Тема | Особенности строения и жизнедеятельности мхов |
Цель урока | Создать условия для раскрытия и усвоения учащимися особенностей организации моховидных на примере представителей зеленых и сфагновых мхов в связи со средой обитания. |
Задачи урока | Образовательные: раскрыть и усвоить особенности организации растений на примере моховидных зеленых и сфагновых мхов. Развивающие: совершенствовать навыки поисково-самостоятельной деятельности; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, с гербарным материалом, уметь сравнивать мхи между собой, развивать логическое мышление. Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе, патриотические и этические чувства.
|
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Основные понятия | Моховидные, ризоиды, листостебельные, печеночники, спорофит, гаметофит, болото, кукушкин лен, сфагнум |
Межпредметные связи | Экология, география, история, медицина, литература |
Ресурсы | Учебник «Биология. 6 класс». И. Н. Понамарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко, мультимедийный проектор, презентация учителя; гербарии мхов, таблица «Мох сфагнум», «Зеленый мох кукушкин лен»; коллекция «Торф»; микроскопы и лабораторное оборудование, мох сфагнум, наборы дидактических справочных материалов, дополнительная литература. |
Форма урока | групповое обучение с элементами исследования, проблемное обучение |
Методы | проблемно-поисковый |
Используемые технологии и элементы технологий |
|
Структура урока | 1. Организационный этап 2. Целеполагание 3. Актуализация знаний 4. Изучение нового материала 5. Обобщение и систематизация 6. Вывод 7. Рефлексия 8. Анализ и оценка итогов работы 9. Домашнее задание Приложение № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 |
Планируемые результаты обучения | Предметные: изучить особенности строения и организации представителей отдела Моховидных растений; закрепить умение работать с гербарным материалом, сравнивать и делать выводы; объяснять значение моховидных растений в природе и жизни человека. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; эстетическое восприятие объектов природы. Метапредметные: Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи, смысловое чтение, анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные УУД: целеполагание, самооценка и взаимооценка, рефлексия. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество ученика с учителем, проявлять умение слушать, вести диалог, аргументировать свою точку зрения. |
Организация структуры урока
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап | 1' | Учитель доброжелательно приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствие учащихся, настраиваются на работу | фронтальная | Личностные: мотивация к учебной деятельности Регулятивные: Волевая саморегуляция на освоение знаний |
2. Целеполагание | 1' | Акцентирует внимание на экран. Ребята, прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено? Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке … без ножки Куда ни глянь, растет. Повыше он зеленый. Коль нужно будет ваты Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной. Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. (Рождественский) Сегодня мы познакомимся с новой группой растений отдел Моховидные. Тема урока: «Особенности строения и жизнедеятельности мхов». | Читают стихотворение, отгадывают слово, формулируют тему урока Записывают тему урока | Фронтальная фронтальная | Личностные: Проявляют интерес к новому материалу, эмоциональный настрой на тему, высказывание собственной точки зрения Познавательные: Определение целей урока, планирование деятельности. Коммуникативные: Смысловое чтение, усвоение информации с помощью ИКТ, умение слушать. Регулятивные: Принятие учебной цели урока |
3. Актуализация знаний, мотивация | 3' 3' | Ребята, перед вами листочки бумаги, вспомните и напишите на них то, что вы знаете о мхах. А теперь обменяйтесь впечатлениями и проговорите друг другу. Ответ кого из одноклассников вам понравился? Проблема! (на подносе: свеча, пластмассовая игрушка, торфяной горшок, хозяйственная губка) Что объединяет эти разные предметы? | Обучающиеся составляют образ мхов, делают записи на листочках: что знают. Обмениваются впечатлениями и проговаривают друг другу, что знают о мхах. Озвучивают интересные факты | Индивидуальная Фронтальная Работа в парах фронтальная | Личностные: смыслообразование, проявляют интерес к изучаемой теме Коммуникативные: Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, строить речевые высказывания. Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного. |
4. Изучение нового материала | 12' | Ребята, а сейчас мы отправимся в наши исследования мира растений, обитающих на болотах, и разделимся на группы: 1 группа – Морфологи 2 группа – Анатомы 3 группа – Экологи 4 группа – Историки 5 группа – Промышленники Представим себя в роли ученых, которым предстоит изучить особенности строения и организации мхов. 1 группа – Морфологи. Ваша задача: изучить особенности внешнего строения мхов в связи со средой их обитания, используя гербарии, текст учебника и рисунки в учебнике. (§39, стр. 144), дополнительную литературу. 2 группа – Анатомы. Ваша задача: изучить особенности внутреннего строения мхов на примере сфагнума, используя мох сфагнум, микроскоп и лабораторное оборудование, текст учебника, дополнительную литературу. 3 группа – Экологи. Ваша задача: определить среду обитания мхов, используя дополнительную литературу, учебник. 4 группа – Историки. Ваша задача: выяснить, как мхи помогают изучать историю нашей планеты, используя энциклопедию, статьи из СМИ. 5 группа – Промышленники. Ваша задача: изучение значение мхов в жизни человека, используя учебник, дополнительную литературу. На выполнение заданий – 12 минут. Руководители групп озвучат свои исследования. | Учащиеся воспринимают слова учителя, настраиваются на работу в группах. Ролевая игра-исследование, самостоятельная работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, дополнительной литературой, учебником по плану (приложение № 1-5) Учащиеся работают в группах, обсуждают, выделяют главное | Индивидуальная, групповая | Личностные: мотивация к творческой и учебной деятельности Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, умении организовывать выполнение заданий учителя. Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, работая по плану, сверять свои действия с целью. Коммуникативные: Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; умение проявлять лидерство и согласовывать действия с партнером, адекватно оценивать себя и работу в группе, умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Познавательные: Умение работать с литературой, развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, структурирование знаний, умение работать по алгоритму; умение работать с оптическими приборами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. Регулятивные: Прогнозирование, контроль, коррекция |
5. Обобщение и систематизация | 10' 12' | Ребята, а теперь озвучьте результаты своих исследований Выступление какой группы оказалось наиболее интересным? И почему? | Руководители групп озвучивают результаты своих исследований, слушают Отмечают успешные ответы одноклассни-ков, участников группы (взаимооценка) | Индивидуальная Индивидуальные групповые | Личностные: Нравственно-эстетическое оценивание Коммуникативные: Умение слушать, слышать и отбирать информацию; умение владеть речью Познавательные: Умение анализировать, обобщать и сравнивать факты и явления Коммуникативные: Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, адекватно оценивать себя и работу в группе, умение выражать свои мысли Регулятивные: Контроль, оценка Познавательные: Сознательное построение речевого высказывания, анализ |
6. Вывод | 1' | А теперь сделайте вывод по проблеме! Что объединяет эти разные предметы? Зачем нам знания о мхах? | Делают вывод и возвращаются на свои места | Индивидуальная работа, групповая | Личностные: Самооценка Коммуникативные: Умение отстаивать свою точку зрения Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления |
7. Рефлексия | 5' | Что нового узнали о мхах? Запишите в свои листочки и сравните с тем, что знали и что узнали нового? | Записывают, сравнивают, анализируют, обобщают, озвучивают | индивидуальная | Личностные: Нравственно-эстетическое оценивание, личностное образовательное приращение Познавательные: Сознательное построение речевого высказывания, сопоставление личного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом, соединение своей информации с полученной Регулятивные: Контроль, оценка своего знания или незнания, описание полученного результата Коммуникативные: Обоснование своего мнения |
8. Анализ и оценка итогов работы | 3' | Определяет и нацеливает на самостоятельную работу. (тест) Выберите все правильные утверждения:
А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Критерии оценки: (на доске) За 10 правильных ответов – «5» За 9-8 правильных ответов – «4» За 7-6 правильных ответов – «3» | Тестовая самостоятельная работа. Взаимопроверка, оценивают работы партнера по предложенной учителем шкале | Работа в парах. Взаимопроверка по критериям. | Личностные: Проявляют интерес к изучаемому предмету, самооценка усвоения знаний Коммуникативные: умение оценивать работу по образцу, взаимодействовать с партнером Регулятивные: Взаимооценка, (оценивают свои знания и знания одноклассников) По критериям |
9. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание. 1. Заполнить таблицу, используя текст учебника §39. 2. творческое: Как мхи использует человек? (мини-сообщение) 3. творческое: Почему мхи называют растениями – первопроходцами, пионерами природы земной суши? | Записывают домашнее задание | индивидуальная | Личностные: Проявляет интерес к изучаемому предмету Познавательные: Установление причинно-следственных связей, поиск информации |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Инструктивная карточка МОРФОЛОГИ
Задание:
Изучить особенности внешнего строения мхов (на примере кукушкиного льна и сфагнума) в связи со средой их обитания, используя учебник (§ 39, с. 144), гербарий и дополнительный материал.
- Рассмотрите внешнее строение мхов кукушкин лен и сфагнум.
- Определите, какие органы есть у мхов.
- Сравните кукушкин лен и сфагнум.
Данные запишите в таблицу
Черты сравнения | Кукушкин лен | сфагнум |
Окраска растения | ||
Стебли | ||
Листья | ||
Наличие ризоидов | ||
Коробочка |
- Сделайте вывод об особенностях внешнего строения мхов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Инструктивная карточка АНАТОМЫ
Задание: изучите особенности внутреннего строения мхов н примере сфагнума, используя мох сфагнум, микроскоп, набор для микроскопирования, текст учебника (§ 39, с. 144), дополнительную литературу.
- Изучить особенности клеточного строения листа сфагнума по тексту учебника (§ 39, с. 144, 146) дополнительную литературу.
- Приготовить микропрепарат листа сфагнума и рассмотреть его под микроскопом.
- Найдите зеленые хлорофиллоносные клетки и крупные бесцветные водоносные клетки.
- Выявите значение этих разных клеток в жизни растения.
- Сделайте вывод об особенностях клеточного строения листа сфагнума.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Инструктивная карточка ЭКОЛОГИ
Задание:
определите среду обитания мхов и их роль в природе, используя текст учебника (§ 39, стр. 144-145), дополнительный материал, энциклопедию, Красную книгу.
- Выясните, где произрастают мхи.
- Назовите виды мхов, произрастающих в Ленинградской области.
3. Какую роль играют мхи в природе?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Инструктивная карточка ИСТОРИКИ
Задание:
Используя дополнительный материал, выясните, как мхи помогают изучать историю нашей планеты.
- Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.
- Почему ученые считают болота летописной книгой?
- Сделайте вывод об исторической значимости торфяных болот.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
Инструктивная карточка ПРОМЫШЛЕННИКИ
Задание:
Изучить значение мхов в жизни человека, используя учебник (§ 39, с. 145-146), дополнительный материал, коллекцию «Торф».
1. Что такое торф и как он образуется?
2.Рассмотреть коллекцию «Торфа» и ответить на вопрос: в каких отраслях народного хозяйства используется торф?
- Заполнить схему «Применение торфа»
- Сделать вывод о значении мхов в жизни человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
Задание.
Выберите все правильные утверждения:
- Моховидные - растения торфяных болот.
2.Зеленые мхи и сфагнум – листостебельные растения.
3.Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.
4.Быстрое развитие болота в местах произрастания сфагнума связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.
- У всех мхов есть ризоиды.
- У сфагнума листья состоят из одного слоя клеток.
- Ризоиды кукушкина льна постоянно присутствуют.
- Сфагнум обитает на болотах, способствует образованию торфа.
- Кукушкин лен обитает на влажных участках леса.
- Мох сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.
Инструктивная карточка.
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности мхов.
Основные понятия:
Кукушкин лен – многолетнее, двудомное растение, распространен по всей Земле, обитает в заболачивающихся лесах и по окраинам болот.
Сфагнум - многолетнее растение, распространен на севере лесной зоны.
Торф – осадочная порода, состоящая из не полностью разложившихся остатков сфагнума и других растений.
Болото – биоценоз, который насчитывает несколько сотен видов растений и животных.
Сравнительная характеристика мхов.
Названия растений | окраска | Способ прикрепления к почве | Особенности клеточного строения листьев | Функции клеток | Место обитания и значение |
Кукушкин лен | |||||
Сфагнум |
Виды мхов, обитающих в Ленинградской области:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Методическая разработка урока по теме «Строение органов дыхания»
Конспект урока...
Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс
Методическая разработка урока соответствует ФГОС....
Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их функциями и местоположением в организме ....
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....
Методическая разработка урока по теме "Строение атома"
Урок разработан с учетом ключевых компетенций, формируемых на определенным этапе....
Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"
Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"...