Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их функциями и местоположением в организме .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_myshts.docx | 355.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Строение мышц»
Цель: формирование знаний о строении мышц, их значении. Познакомить с основными видами мышц.
Оборудование: таблица «Мышцы человеческого тела», учебники, тетради.
Ход работы
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Немой биологический диктант.
Учитель показывает на таблице отдельные части скелета, отделы скелета, разные типы соединения костей, а обучающиеся записывают их названия в тетрадь.
- Плечо
- Череп
- Лопатки
- Бедро
- Фаланги пальцев руки
- Локтевая и лучевая кости
- Позвоночник
- Грудная клетка: ребра-12 пар, грудина
- Большая и малая берцовая кости
- Коленный сустав.
III. Изучение нового материала.
1. Значение мышц. Виды мышц.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Мышца – «мускулюс» - мышь.
Мышцы
Гладкие Поперечно-полосатые
непроизвольные движения произвольные движения
Мышцы по направлению волокон бывают:
- прямые
- косые
- круговые
Мышцы по функциям:
- сгибатели
- разгибатели
- приводящие
- отводящие
- вращающие
- мимические
- жевательные
- дыхательные
Мышцы по форме и величине:
- длинные (на конечностях, где необходим большой размах движений)
- короткие (пример, между позвонками)
- широкие (на туловище, в стенках полостей тела)
- круговые – сфинктеры (вокруг отверстий тела: глаза, рта и т.д.)
2. Микроскопическое строение мышц.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Гладкие мышцы
Состоят из веретеновидных или звездчатых клеток.
Местоположение:
- оболочки стенок внутренних полых органов;
- в коже, у основания волосяной сумки;
- в газу, вокруг глаза: кольцевые мышцы – сужают зрачок, радиальные - расширяют.
Сокращаются медленно и продолжительно.
Поперечно – полосатые мышцы (скелетные)
Основной элемент поперечно-полосатой мышечной ткани – миосимпласт (мышечное волокно).
Миофибриллы (состоят из протофибрилл)
Строение мышцы
Волокно→пучки
Вся мышца снаружи покрыта фасцией – соединительно-тканной оболочкой.
Скелетные мышцы не могут сильно удлиняться, как гладкие. Но быстро сокращаются.
Мышца → пучок мышечного волокна→мышечное волокно→ миофибрилла.
3. Макроскопическое строение мышц.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Мышца:
- брюшко (состоит из множества пучков)
- сухожилие (головка – остается неподвижной при движении, хвост – прикрепляется к подвижным костям).
4. Движение в суставах.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Мышцы:
- антогонисты – мышцы, действующие в противоположных направлениях
- синергисты – мышцы, действующие в одном направлении.
IV. Закрепление.
Фронтальная беседа.
V. Домашнее задание.
§13. Заполнить таблицу.
Мышцы человеческого тела
Группа мышц | Основные мышцы | Функции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...